675 прочтений
24 апреля 2022
С трудом, но заставил я себя за последний месяц отвлечься от новостей хоть на какой-нибудь фильмец-сериальчик. На мелодрамах слезливых никак не мог остановиться, получилось остановиться (хотя не до конца) на сериалах, посвященных военно-исторической тематике.
Если немножко присмотреться к нашим российским современным фильмам (сериалам) по истории ВОВ, то увидим, что типичная драматическая сюжетная линия почти во всех фильмах — это конфликт армейских военных с органами госбезопасности (НКВД, Смерш). Причем представители этих органов показаны обычно в этих фильмах по всем правилам массового киноискусства — как полностью отрицательные персонажи («конченные негодяи»). Это настолько типовой «сюжетный ход», что диву даешься, как наши смогли победить в той свирепой войне, если было столько «вредителей» — сверхпреданных идиотов и подлых карьеристов в ближайшем тылу — таких, которые фактически не давали героям сражаться с врагом — не только тем, кто вышел из окружения, но даже тем, кто вернулся с честью из сложнейших разведывательных и диверсионных операций — всех подозревали в предательстве и содействии врагу.
На фото обложки привожу кадр из фильма-сериала 2004 года «Диверсант» — сезон первый.
Правда, надо отдать должное, что мне встречались (очень редко) такие фильмы, где садист-энкеведешник, допрашивающий наших военных с пристрастием, в случае прорыва врага героически вступает с немцами в бой и погибает. Сейчас не могу вспомнить название…А Вы?
А вот в сериале «Разведчицы» мне явно нетрадиционным мне показались сюжетные ходы. Чем привлек? — Тем, что очень противоречивые герои и нешуточные внешние и внутренние конфликты (почти как в жизни). Многослойность человеческой противоречивой мотивации во всей «красе»: тут и высокие устремление помочь Родине рядом с банальными базовыми «масловскими» низовыми потребностями — выжить (ну хотя бы в роли проститутки), или несколько более высокие, но личные потребности (не общественные) — … спасти любой ценой дочь, или встретить на миг жениха, сбежать с женихом и т.п.
Интересно посмотреть комменты к фильму. Они — такие же противоречивые, как сам фильм. Лишь в одном сходятся комментаторы — в том, что многим актерам удались их роли — заставляют верить и сопереживать своим персонажам. Суровые лица почти без мимики, потому что… не до сантиментов на фоне беспощадной войны, которая грозит фатальным исходом в каждый миг.
Титульный кадр из сериала «Разведчицы» 2013 года.
ВМЕСТО ВЫВОДА
Создатели сериалов — это тоже люди, которые находятся в плену определенных штампов и стереотипов, а также политических установок. В тех случаях, когда съемочной группа (начиная со сценариста) удается преодолеть штампы, мы видим настоящих героев среди «краснопогонников-энкеведешников» (те, кто гибли, поддерживая, например, «дорогу жизни» на зимней Ладоге), а среди разведчиков… тоже видим не всегда «записных героев», а многозначные персонажи. Но в таком виде они становятся более жизненными и фильму начинаешь доверять больше.
Добавить комментарий