Оказывается, американцы могут снять сериал про… шахматы (!)

Уважаемые коллеги и дорогие друзья!

Несмотря на то, что много сил и внимания ушло на наш эспепешный проект «Словник для БРЭ», я тут вдруг почти залпом посмотрел неожиданный сериал и… редкий случай, не жалею о потраченном на это времени. Это американский минисериал «Ферзевой гамбит» (The Queen’s Gambit). Я его посмотрел с английскими субтитрами на ororo.tv.

Мой мотив в просмотре этого сериала был таков, что я не только подтягиваю свой плохой английский (а это лучше делать все-таки на просмотре фильмов, где есть диалоги, а не только action). Дело еще и в том, что я в детстве немного увлекался шахматами, да и в последнее время увлекся такой идеей, что это развивающая игра формирует… особое «пространственно-логическое мышление» (как, впрочем, и другие матричные логические игры). Но это другой разговор…

Не буду пересказывать сюжет, чтобы все-таки его обсудить попозже — с теми коллегами, кто еще посмотрит. Скажу немножко о своих впечатлениях и почему они оказались в целом приятной неожиданностью.

Вначале меня заинтересовал высоченный рейтинг-балл по этому сериалу — 9.3 из 10 (не помню, чтобы я встречался раньше с таким рейтингом). Вот я и решил узнать, что за этим рейтингом стоит. И я понял, что за этим стоит удовлетворенность узкой группы зрителей тем, что они увидели нечто, что им лично очень близко, а именно РАСКРЫТУЮ ТАЙНУ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ИНТРОВЕРТА. Думаю, что аудитория этого фильма является полной противоположностью той массовой аудитории, которые смотрят всякие антиреалистические боевички со множеством спецэффектов. Во всяком случае Вы не найдете в этом фильме ни одной перестрелки, будет только одна автокатастрофа со смертельным исходом. Но… не рассказываю сюжет…

В Рунете есть записные кинокритики, которые пишут уже статьи (а сериал свежий — 2020 года) типа «10 причин, почему надо посмотреть Ферзевой гамбит». Я напишу всего лишь 4 причины здесь и не будут… опять-таки… раскрывать сюжет.

1) Зритель, возможно, узнает себя в главном герое (героине, так как это умная и талантливая девочка) и вспомнит свое детство. А именно вспомнит, как у него протекали фантазийные процессы в голове по ночам, будоражащие воображение и мешающие заснуть обычным сном — процессы, в которых пробуждаются вдруг особой силы образы — такой силы, что они кажутся сильней реальных дневных впечатлений. И при этом полное осознание, что это не сон, а некое «управляемое сновидение», ибо происходит странный процесс самообучения произвольной работе ума с… картинками. Именно так героиня полупроизвольно учится играть в шахматы, наблюдая шахматную позицию и фигуры на… потолке, наблюдая ходы фигур мысленным взором, но очень ярким. Не все (точно не все) узнают свои детские впечатления и переживания в этом, но кто-то точно узнает, как и я узнал… И дело не в шахматах тут, а в таинственных принципах работы ночного детского мозга. Все снято пристально, с вниманием, без спешки — человек крупным планом. Постановщики и операторы поставили перед собой задачу создать красивую и одновременно документально-достоверную киноисторию жизни и в нее начинаешь верить.

2) Актриса, исполняющая главную роль (повзрослевшей девочки), — это исключительно талантливая молодая актриса на уровне самых сильных голливудских звезд игрового кино (на уровне Мишель Пфайффер, например). Она уже собрала первые призы за свои роли, хотя ей еще только 24 года. Ее имя — Аня Тейлор-Джой, и это имя стоит запомнить. Она подчиняет себе даже взыскательного зрителя и заставляет следить за своими переживаниями неотрывно, ибо пристально вглядывается в Вас очень умными и очень красивыми глазами, но… как это часто делают слишком умные люди, на экране (в жизни своей экранной героини) она совершает несуразные поступки, которые чуть-чуть не приводят ее к полному краху.

3) В конце вдруг все заканчивается хорошо. Почти хеппи-энд (?!), что оказывается для Вас полной неожиданностью и … надо сказать приятной, ибо все предыдущие серии Вы уже приготовились оплакивать главную героиню и ее сломанную жизнь. Хотя… самый последний кадр фильма оставляет у Вас чувство неопределенности и незавершенной, а только начатой новой интриги, ибо видно, что героиня явно ведет себя не так, как велит охранник, не так, чтобы успеть на самолет и вернуться в свои Штаты .. откуда бы Вы думали? — Из Москвы 1967 года. Не рассказываю сюжет между прочим. Вы же видите, что совсем не рассказываю, правда?

4) Забавно посмотреть, какой показывают Советскую Россию 60-х годов американцы в наше время — в году 2020. Не так чтобы показывали отстой, я Вам скажу. Даже с уважением показывают — как страну, в который царил настоящий культ вокруг шахмат. И это во многом справедливо! Единственная явная несуразица на экране проявилась в том, что на улицах у них в шахматы играют одни старики (как сейчас и происходит), а в те годы на самом деле на бульварах и в скверах Москвы в шахматы играли не только старики, но масса молодежи. Хотя в целом Москва показана даже красивой (!). Но весь подспудный американский шовинизм и агитация за свою Америку во всем тихо сквозит. Ибо вдруг в конце все переживания за героиню превращаются в переживания за человека, который отстаивает немного-немало, но честь всех Соединенных Штатов на самом престижном интеллектуальном турнире. При этом стоит все-таки сказать, что героиня (по имени Элизебетт Хармон) — это вымышленная героиня. Такой не было шахматистки в США в те годы, я это помню точно. И Бобби Фишер не высветился тогда еще или только-только начал выигрывать отдельные турниры (почему не стали снимать сериал про него?). Многократной чемпионкой мира среди женщин тогда была Нонна Гаприндашвили (СССР, Грузия). А первыми стали выигрывать у мужчин в мужских шахматных турнирах сестры Полгар из Венгрии (и было это уже позднее — в 80-е годы). Так что видим, как производится опять-таки откровенная «реконструкция истории» средствами кинематографа. Большинство зрителей, я уверен, не будет даже докапываться, насколько показанная история является правдивой реальной историей. Они просто проглотят этот минисериал (если не сочтут его скучным), вот и все. Но… по ходу фильма складывается временами такое впечатление (хотя неустойчивое), что авторы фильма хотят сказать своему американскому зрителю: СССР был страной, в которой превозносили интеллектуальных кумиров (так что и героиню фильма — чужую американскую девушку нежно звали «Лиза» и готовы были носить на руках), а США был страной, в которой превозносили теннисистов и бейсболистов, но потом все-таки американцы… «взялись за ум».

Тем не менее несмотря на идеологические «белые нитки», которые кое-что в этом сериале сшито, можно сказать, что это фильм … вполне для психологов. Тут есть о чем поговорить и создается дополнительный повод, чем поделиться.

Ваш АШ

P.S.

А кому интересно, кто была самая сильная женщина-шахматист в истории шахмат, смотрите историю про Юдит Полгар вот здесь:

https://zen.yandex.ru/media/chesschannel/silnee-etoi-jensciny-v-mire-net-5f3364bae78b692e1dbc2ee7

Просто в Википедии про Юдит написано скучно, без восторгов…

P.S.2

Ага… сейчас додумался, почему не сняли про Фишера сериал (того самого «пресловутого Фишера», про которого пел Владимир Высоцкий и который выиграл у Спасского в Рекьявике в 1971 году титул Чемпиона мира и прервал гегемонию советских шахматистов). Наверное, для продюсеров это было бы слишком дорого: потомки Роберта запросили бы дикие деньги за такое (да и сам Фишер был при жизни требовательным скандалистом по поводу гонораров).

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток