ПАЛЬЦЕМ В НЕБО, или вопиющие ошибки наших школьников

196 прочтений

6 июня 2021

Эта фотография взята автором статьи с сайта depositphotos.com

СОВЕТ ЧИТАТЕЛЮ: Вы не хотите потратить 15 секунд на крошечное введение? — На тогда сразу открывайте параграф «ГОВОРЯЩИЕ ПРИМЕРЫ».

ВВОДНЫЕ СЛОВА


На смартфоне школьники читают вопросы теста и тыкают пальцем в ответ. Вот поэтому я придумал такое название для этой статьи, ибо тыкают в экран, а по смыслу частенько попадают… «пальцем в небо».

Можно не любить тесты, можно их критиковать (и есть за что, особенно когда они придуманы бездарно и непрофессионально). Но чего не отнять у этой формы контроля (оценки) знаний, так это то, что они дают удобную возможность собрать объективную статистику ошибок. Правда, редко кто находит время вдумчиво эти ошибки проанализировать…

Мы в нашей компании «Гуманитарные технологии» профессионально занимаемся разработкой тестов знаний уже более 20 лет. Улучшать качество тестовых заданий помогает анализ типичных и массовых ошибок, которые мы собираем каждый сезон. Вот и в этом году еще не завершили участники школьного всероссийского проекта «Большая перемена» выполнять тест «Твой кругозор», а мы уже выявили очень и очень забавные и поучительные ошибки.

ГОВОРЯЩИЕ ПРИМЕРЫ

Вот пример некоторых ошибок, которые я бы назвал … вопиющими. Другого слова мне трудно подобрать. Только 19% наших старшеклассников, как оказалось, знают, что Христос жил позднее Моисея, Будды и Конфуция (?!). Получается, что по мнению подавляющего большинства наших школьников Христос жил раньше всех (?!) и все остальные сотворили свои учения уже в ходе нашей эры, а не до рождества Христова. Ну и что означают на фоне таких чудовищных ошибок все разговоры о том, что в школе теперь изучают историю мировых религий? Получается, что эта история никак не привязана к какой-либо хронологической ленте — к карте исторических событий и логике их последовательности (!). Просто есть такие имена и все… — разрозненные, между собой не связанные отношениями преемственности…

Не могу здесь пока рассекречивать многие задания по истории и географии (пока еще идет тестирование), но все они — те, по которым дано менее 50% правильных ответов, говорят о том, что эти факты большинство школьников просто не знает. И таких заданий очень много. Но…вопиющими я считаю такие ошибки, которые допускают более двух третей наших школьников (и больше)!

Всем известен и доведен до уровня анекдота такой вопрос: «Назовите дату Куликовской битвы». Это почти такой же карикатурно популярный вопрос в наших тестах, как вопрос «Куда впадает Волга?». Но… теперь и с этим делом у нас проблемы. Как люди отвечают на такие вопросы в эпоху Интернета? — Правильно, лезут в поисковик («гуглят»). И находят ответ про куликовскую битву 1380 и вводят этот ответ в компьютер. Но…остается ли эта дата осмысленной? — Вот в чем вопрос!

РАЗОРВАННАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА

Мы придумали в нашем Центре и задаем такие вопросы в наших тестах, которые не так легко быстро «прогуглить». Это, например, вопросы на сравнение двух или нескольких событий в истории по времени. И вот тут… обнаруживаем как раз эти самые «вопиющие ошибки». Оказывается, Смутное время в России, по мнению большой части (около 50 процентов) российских школьников, происходило тогда, когда в США была гражданская война между Севером и Югом (?!). Ошибка на… 250 лет примерно. А дальше — держитесь за стул, знатоки! Куликовская битва происходила примерно в то же время, как война США за независимость от Англии. Это уже ошибочка на 400 лет практически (!!). Получается, что единая лента мировой истории в голове у многих наших школьников как бы РАЗОРВАНА на две разные ленты, не совместимые друг с другом никак: одна — по истории России, другая — по истории зарубежных стран.

По географии тоже есть такие вопиющие ошибки. Например, большинство российских школьников относят Азербайджан к республикам Средней Азии (!). То есть, географическая политическая карта в голове отсутствует, как и историческая хронологическая лента у некоторых НАЧИСТО. По моим прикидкам примерно 20-25% школьников выбирают такие дикие «дистракторы» (ошибочные ответы), за которые надо им ставить немедленно уверенную двойку по соответствующим предметам- просто уже за одну дикую ошибку.


НОВАЯ ХРЕНОЛОГИЯ И ДЕМАГОГИЯ

Слушайте, мне уже не раз (и не один год) приходится дискутировать со взрослыми (иногда очень образованными и умными людьми), которые утверждают, что не надо перегружать память детей разными цифрами (датами событий) и картографическим понятиями (где примерно на карте находится та или иная страна или столица). Мол, для чего тогда Интернет? — Раз и вызвал Википедию и получил точную справку! Ну прямо, как в свое время рассуждал еще персонаж фонвизинской комедии «Недоросль»: «А зачем географию учить, когда есть извозчик?».

Но, друзья мои, речь не идет о напичкивании головы сотнями и тысячами мелких фактов, речь идет о том, что в эпоху иллюзорной «доступности знания» (при наличии Интернета в кармане — на смартфоне у каждого) в головах у молодежи вообще не формируется Ориентировочного Пространства Знаний. Не запущен процесс так называемого «концептуального картирования» (conceptual mapping) — формирования принципиальных реперных точек (эталонных, ключевых объектов на карте), без которых само пространство, само МИРОВОЗЗРЕНИЕ не существует вовсе НИКАКОЕ (!).

В отсутствии ясной, опирающейся на ключевые события исторической хронологической ленты огромной популярностью теперь пользуется всяческие «новые хронологии», в которых редкие эвристичные догадки перемешаны с кучей полнейшей туфты. Тут без слова «хренология» уже трудно бывает обойтись. А демогогию, которая прикрывает обыкновенную умственную лень, тоже надо бы называть своими именами.

Ну нет, конечно, Вы можете иметь такое личное экзотическое убеждение, что Иван Калита и хан Батый — это одно и тоже лицо. Но в конце концов это ваше личное дело. Но при этом хорошо бы хотя бы знать, а в чем заключается ЗДРАВОМЫСЛЕННАЯ ОБЩЕПРИНЯТАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Ну не по всем вопросам, а по самым ключевым.

Наличие доступной справочной системы не означает вовсе, что голова должна быть совсем пустой.

ЧЕМУ УЧАТ БУШИЗМЫ? — НИЧЕМУ!

Во времена президентства Джорджа Буша младшего (в нулевые годы) в ходу были такие микроанекдоты из реальной жизни, которые назывались «бушизмы» — это были реальные и полуреальные случаи ошибок из действительных речей этого замечательного президента, коэффициент IQ которого по некоторым сведениям не превышал 90 (был, мягко говоря, ниже среднего на шкале IQ, которое составляет 100 баллов). Например, путаница у Буша в голове между «Австрией» и «Австралией» (причем неоднократная!) заставляла заподозрить, что у Буша нет в памяти мысленного образа, где находится Европа и где Австралия на карте мира.

Кто-то посчитает, что и это «мелочь», которая не имеет значения. Но… мне уже встречаются нередко такие молодые «автолюбители», которые без навигатора не могут прочесть даже надписи на дорогах типа «МКАД-Юг» и «МКАД-Север». Для них не понятно уже, что если подъезжаешь к Москве с Запада, то, чтобы поехать на Север, надо повернуть налево, а чтобы поехать на Юг — направо. Уже даже полюса — Север-Юг-Восток-Запад — на мысленной (ментальной) карте не сформированы. Потому что… навигатор подсказывает, и не надо в голове держать хоть какую-то минимальную карту со сторонами света (?!).То есть, получается, что без определенных реперных точек не формируется никакая мысленная карта.

Пример из школьного курса астрономии. Казалось бы, что проще — выучить, в каком порядке идут планеты по удаленности от Солнца. Их всего-то восемь планет (если не считать Плутона, который теперь не считается уже планетой, слишком мал). Но и здесь почти половина школьников путается. Процент правильных ответов только 53%. Почти треть из них считают, что Венера дальше от Солнца, чем Марс.

Вы скажите опять : «Ну и что из этого? Мы же не в отпуск собираться должны каждый сезон на Венеру, чтобы искупаться в теплом море!» — Да, но это очень наглядный пример, что в головах теперь нет привычной для всех нас (в прежние времена) карты солнечной системы. Вообще нет! Почти у половины нет!

ЗОЛОТАЯ ДЕСЯТКА ДОЛЖНА БЫТЬ В ГОЛОВЕ

Случай с астрономией нам доказывает, что хотя бы 10 ключевых объектов (10 небесных тел, включая само Солнце и Луну) школьник все-таки должен знать — где примерно они находятся. Так и по другим предметам ведь! Хотя бы 10 ключевых исторической событий на хронологической ленте в правильной последовательности — и только тогда человека можно считать, что он обладает минимальной грамотностью — ГРАМОТНЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ и видением основных процессов, согласованных с общепринятой научной картиной мира — базой для взаимопонимания людей из разных стран, представителей разных профессий, разных поколений, разных политических взглядов и религиозных убеждений.

ЕСТЬ ТЕНДЕНЦИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Если проследить, в каком направлении происходят исторические хронологические ошибки (а это становится возможным, когда в банке сотни тестовых заданий), то мы можем усмотреть в этих ошибках определенные закономерности. Например, может увидеть влияние современных социальных сетей на распространение информации. Например, насчет Илона Маска и его компании Тесла мало кто из наших школьников совершает ошибки — более 85% правильных ответов дают. Почему? — О них много информации в Глобальной Сети помимо школьных учебников и уроков. А вот про российских изобретателей и первооткрывателей имеем массу ошибок. А главное, что деятельность российских исторических фигур в сознании многих школьников размещается «ближе к нашим дням», тогда как события в Американской истории (и западноевропейской тоже) смещены в глубь веков (?!). Получается, что российская история — это история не самого древнего, молодого государства, а история Америки — это история более фундаментальная, более древняя.

Следует учесть, что проект «Большая перемена» привлекает не всех, а продвинутых школьников. А что же мы бы увидели, если бы получили результаты сплошного тестирования? — А сегодня мы обсуждаем фактически лишь ошибки «любознательных передовиков».

НЕТ СИСТЕМНОСТИ

Очевидно мне, что сама методология школьного обучения НЕ ставит такой задачи, которая в наше время становится все более актуальной: преподавать разные предметы не разрозненно, а формировать Единую Систему в голове — единое связное научное мировоззрение. Кто за это отвечает? Учитель младшей школы? — Еще рано вроде. А дальше кто? — Все разбежались по отдельным предметам. А ведь очень полезно спроецировать на единую историческую карту деятельность ключевых личностей в истории — не только царей и полководцев, а также ученых, писателей, других мыслителей и изобретателей. Сейчас получается, что школьники не твердо знают, что сделал, где и когда работал Евклид (автор евклидовой геометрии) и когда… Рене Декарт, которые предложил определенным образом ориентироваться в системе координат. Про формулу Виета в квадратных уравнениях школьники зазубрили (90 процентов правильных ответов), а как раз в системе координат — как в ней проходят основные графики функций — ориентируются очень плохо (!).

Таким образом, анализ ошибок в тестах выявляет систематические тенденции и недостатки нашей системы образования, ее слабые места — недостаток СИСТЕМНОСТИ, отсутствие акцента на формирование универсальных «концептуальных карт», или «ментальных деревьев». Если у дерева, которое в голове, нет ни ствола, ни основных веток на нем, то и игрушки на такую «елку» (отдельные факты) просто некуда повесить…

Ну какое может сформироваться Критическое Мышление, если в голове нет базового структурированного Знания?

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток