Конечно, я НЕ смогу перестроить негативное оценочное отношение к слову «конкуренция» у тех моих потенциальных читателей, которые заполучили в ходе своей жизни стойкие негативные ассоциации с этим словом. Таким людям, увы, остается только посочувствовать. А остальным? — А остальным я еще раз попытаюсь объяснить, каким образом в сфере моих научных интересов оказались одновременно две такие, казалось бы, малосвязанные друг с другом темы — ТЕСТОЛОГИЯ и ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ (?). Если Вы посмотрите на «Облако тегов» на этом «авторском блога А.Г.Шмелева» (внизу на главной странице), то эти термины оказываются едва ли не лидирующими и ключевыми…
Дорогие коллеги, законы конкуренции — это объективные законы живой природы и в том числе законы социума, в котором тоже и отдельные индивиды, и группы индивидов несомненно продолжают конкурировать друг с другом (как и в животном мире). Объектом этой конкуренции в иерархичном социуме оказываются более высокие позиции на лестнице достижений (лестнице успеха). Вы можете относится к этому негативно — имеете право. Но от Вашего отношения положение никак НЕ меняется. Вот это приходится понять. Да, очень хотелось бы, чтобы люди, если уж они неминуемо вступают в отношения конкуренции, делали это корректно — цивилизованно и по правилам. Но для этого мы должны:
а) Признать, что конкуренция была, есть и будет,
б) Воспитывать у детей с ранних лет высоконравственное отношение к конкуренции (и к своим партнерам-соперникам, в частности).
в) Повышать эмоциональную адаптированность собственных детей к ситуации «временной неудачи» в конкуренции, воспитывать тем самым стойкость и социальный оптимизм.
Один из моих ключевых тезисов в рамках «этико-психологической теории конкуренции» гласит:
Если Вы отрицаете конкуренцию как неизбежное явление, то Вы невольно сбиваетесь на бесконтрольное появление негативных конкурентных эмоций (ревности и зависти), а затем сбиваетесь на деструктивную конкуренцию — совершаете невольно негативные поступки в отношении своих конкурентов.
Так что… отрицание конкуренции очень дорого обходится людям. Всему человечеству оно очень дорого обходится до сих пор (!). Это показал опыт стран, вставших в 20 веке по пути, мягко скажем, «некапиталистического развития». Они декларировали казалось бы только позитивные социальные ценности — дружбу и пролетарскую солидарность трудящихся всех стран (!). Но… неминуемо стали вспыхивать территориальные конфликты даже в те времена, когда у руля в крупнейших таких странах, стояли компартии. Вспомним пограничные конфликты 60-х годов между СССР и Китаем, а также войну 1978 году между Китаем и Вьетнамом…
А ТЕПЕРЬ ПРО ШКАЛЫ ДОСТИЖЕНИЙ
Впрочем, эта моя статья должна быть по замыслу сфокусирована вовсе не на драматичной политической истории человечества. Здесь я бы хотел поделиться со своими подписчиками свои пониманием того, какую роль играет в воспитании ЦИВИЛИЗОВАННОГО КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ такая штука как… ТЕСТОВЫЕ ШКАЛЫ (иными словами — многоградуальные шкалы тестовых баллов).
Чем отличаются тестовые шкалы от оценочных шкал, привычных для нас со школы?
- Баллы по тестовым шкалам выставляются более объективно (они не выражают субъективного оценочного отношения учителя к ученику или какого-то особого педагогического замысла, они отражают лишь процентное соотношение правильных ответов и ошибок в тесте).
- Баллы по тестовым шкалам имеют гораздо большее число градаций. Если шкала школьных и вузовских оценок имеет только четыре ступени («кол» фактически никогда не ставится), то шкала тестовых баллов является более дифференцированной — имеет столько ступеней, сколько заданий в тесте (а если выставляются разные баллы за правильные ответы и ошибки разной ценности, то число градаций в тестовой шкале может превышать число заданий). Сплошь и рядом мы имеем дело с полноценной тестовой шкалой ППО — «процент правильных ответов», а значит в ней 100 градаций! Это приводит к тому, что шкала тестовых баллов оказывается более чувствительной, то есть может фиксировать даже небольшой прогресс — рост знаний или умений учащегося.
В самом деле, на обычной шкале троечнику кажется частенько, что «просто невозможно» добиться повышения балла до «четверки». Соответственно «хорошисту» кажется невозможным превратится в «отличника». Первые два-три дня напряженной работы могут никак не отразится, если оценочная шкала оказывается грубой, малочувствительной к усилиям учащегося. И вот… неопытный и нестойкий «ребеныш» быстро скисает: не видит положительной обратной связи от приложенных им усилий. А вот если он проходит тест, в котором используется шкала со множеством градаций, то буквально через несколько часов упорных занятий (в пределах 2-3 дней) прогресс в баллах оказывается уже ЗАМЕТНЫМ и даже… устойчивым (!). Впрочем, для того, чтобы прогресс был устойчивым требуется применять очень хороший и длинный тест, а не такой, в котором всего лишь 10 заданий….
Послушайте и поверьте моему не только научному, но и житейскому опыту преподавателя. Я более 40 лет преподавал в ВУЗЕ и отчетливо разглядел, какие внутренние психологические причины приводят к тому, что у некоторых студентов не формируются за все пять лет обучения устойчивой мотивации к высоким учебным достижениям. Это было особенно заметно на фоне очень сильных и высоко-мотивированных студентов МГУ, привыкших уже со школьных лет участвовать во множестве образовательных конкурсов (олимпиады разного калибра в младших классах, потом ЕГЭ и т.п.). Я видел, какую настойчивость в борьбе за учебные достижения показывали, например, студенты, которые при этом увлекались не только учебой, но и… каким-то видом спорта. Казалось, что у них много уходило времени на спортивные тренировки, но привычка стойко переносить временные трудности является такой значимой, что она компенсирует отъем времени от самой учебы (!).
Итак, вдумайтесь, психологи, в такой простой тезис:
СЛАБЫЙ СТУДЕНТ — ЭТО СТУДЕНТ, СКИСАЮЩИЙ ОТ МАЛЕЙШЕЙ НЕУДАЧИ
Психологическая готовность к состязанию (к конкуренции) — это обязательно опыт преодоления временных поражений (неудач). Нужно ли долго объяснять, что люди грубо делятся на 2 категории в отношении неудач (это все было показано еще в школе Курта Левина, в экспериментах Хоппе по исследованию динамики уровня притязаний):
- «Скисающие» — эти опускают руки и отказываются от дальнейшей борьбы за объективный рост своих достижений, у них формируется доминирующая «мотивация избегания».
- «Добивающиеся» — а вот этих временная неудача только «подстегивает», так что после нее они наращивают усилия, и у них постепенно формируется доминирующая «мотивация достижения».
Важно дополнить портрет первой категории. Эти люди, как правило, рассматривают временную неудачу как трагедию потому, что НЕ умеют дифференцировать два разных информационных эффекта:
а) когда неудача становится известна всем окружающим (значимым взрослых, сверстникам-соперникам и т.п.),
б) когда неудача становится известной лишь как ОС (обратная связь) для самого себя.
Хотя умом «скисающие» могут понимать, что в ситуации тренировочного самотестирования (при анонимной авторизации на сайтах, предлагающих онлайн-тестирование) про свой результат узнает только они сами, но подсознательно они переживают свой низкий результат также остро, как если бы он был публичным (!?). Это результат слабодифференцированной, эмоционально-синтетической самооценки, результат несформированности рациональной и дифференцированной самооценки. Эти люди быстро отказываются от спокойного самоблюдения, так что… не успевают даже построить кривую обучения и увидеть, что за резким подъемом на этой кривой неминуемо возникают и «временные спады» тоже, ибо человеческая продуктивность (концентрация внимания) подвержена колебаниям. На временную неудачу они реагируют неадекватным «ростом собственных ожиданий» (поднимают ставки, проявляя так называемый «аффект неадекватности»). Временная локальная неудача задевает ИНТЕГРАЛЬНУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ САМООЦЕНКУ, и … постепенно (или даже быстро!) развивается негативное отношение к самому занятию, которое создает такой болезненный эффект. Развивается ИЗБЕГАНИЕ такой деятельности, которая так больно ранит самооценку (!).
Сколько Вы видите вокруг себя таких примеров? — Множество! Ваш сын или дочь (внук или внучка) могут вдруг начать после первой тройки (даже не двойки) устойчиво избегать какой-то предмет (например, химию, биологию или информатику). Дело доходит до того, что они просто не делают по этому предмету никаких самостоятельных работ, не выполняют домашние задания вовсе, что гарантирует прогрессирующее отставание именно по данному предмету.
У моего младшего сына, например (раскрою небольшой семейный секрет), не очень хорошо обстоят дела с механической зрительной памятью (с иконической памятью) и он не помнит, как именно выглядит на письме буквенный состав того или иного трудного слова русского языка. Я пытаюсь придумать для него разные упражнения, которые помогли бы компенсировать этот недостаток. Но главное, что я пытаюсь внушить: «Сын, тебе повезло, что у тебя есть проблемный школьный предмет. В каком смысле повезло? — Если бы все доставалось совсем легко, «с полпинка», так сказать, то ты бы не получил в раннем детском возрасте необходимый опыт преодоления трудностей — стойкость в реагировании на свои мелкие и временные неудачи.
Ну, скажу я Вам, что это вовсе непростая задачка — преодолеть у еще совсем юного существа развивающееся стойкое негативное отношение к грамматика русского языка (!). Далеко не все мне удалось на этом пути, признаюсь! Хотя прошло уже немало лет… Мы иной раз открываем тетрадки со словарными диктантами за пятый или шестой класс (он сейчас учится в девятом), и снова пытаемся написать без ошибок те самые, казалось бы давно уже выученные «трудные слова». И… опять иной раз проскальзывают старые ошибки. Вызывает ли это переживания у «ребеныша», который привык по другим предметам легко добиваться всех пятерок? — Да, вызывает! Но… я стараюсь развить такое зрелое понимание этой ситуации, что это … тренинг эмоционально-волевой устойчивости.
Чего нам с Димкой явно не хватает среди массы «словарных диктантов», которые вполне доступны в свободном (бесплатным) Рунете? — Их создали русисты-гуманитарии, которые никак не являются тестологами. То есть, в этих диктантах разные слова никак не прокалиброваны на трудность и не выстроена ясная шкала достижений. В одном диктанте вдруг не возникает ошибок вовсе, в другом их оказывается… штук пять (!). Хотя формально диктант называется, например, «итоговый за восьмой класс». Сбивает это с толку? — Ну, конечно. Нет ощущения, что активное повторение трудных слов дает устойчивый рост — моделирует подъем в гору, где каждый час усилий альпиниста приводит к тому, что человек оказывается ближе к вершине, чем был раньше (!).
На этом фоне мне, как тестологу, разумеется приходит в голову построить на словесном материале именно ТЕСТЫ откалиброванные — такие, в которых каждый сеанс будет уравновешен по трудности (будет содержать определенный процент слов из определенной категории по числу ошибок). Ну посмотрите теперь немножко другими глазами на мою январскую публикацию о результатам «Новогоднего диктанта» (эта публикация, кстати, и без этой «подноготной» стала едва ли не самой популярной на «блоге Шмелева»).
УПРАВЛЯЕМЫЙ АЗАРТ
Как развивать у детей высокую мотивацию достижения и одновременно навык волевого самоконтроля в отношении временных неудач? Очень часто, чтобы притупить острое переживание неудачи, мы сами невольно так утешаем ребенка, что он… становится безразличным к перспективе роста своих достижений. Не скажу, что тут мы с Вами имеем универсальный рецепт на все случаи жизни. Очень важен точный индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку — понимание его «зоны ближайшего развития» с точки зрения развития волевого самоконтроля.
Чтобы нам отыскивать наиболее пригодные педагогические средства, нам надо правильно ставить перед собой цели, надо правильно формулировать ЦЕЛЕВЫЕ ПОНЯТИЯ. Нельзя подавлять азартное отношение детей к своим достижениям. Это все хорошо можно делать на материалы развивающих игр (они же геймифицированные тесты на самом деле) — так НАЧИНАТЬ даже удобней, чем на материале школьных занятий. Только на фоне реального азарта можно научиться им управлять. Этому всему содействуют такие игры, в которых имеется ясная шкала (таблица рекордов), позволяющие регистрировать малейшие положительные сдвиги — даже небольшой рост результатов. Этот рост — это и есть психологическое положительное подкрепление сознательных усилий по овладению своими эмоциями…
Если мы защищаем детей от формирования у них «спортивного характера», то скорее мы обрекаем их на трагическое восприятие своих неизбежных временных неудач, которые будут встречаться на пути взрослой жизни У КАЖДОГО (!). Что такое путь к успеху — это «движение от одной неудачи к другой без потери энтузиазма!». Чье это изречение? — А вот поинтересуйтесь сами в поисковике! Тогда возможно, что Вы будете чувствительны к глубокому смыслу этого афоризма, а не только к его внешне-парадоксальной саркастической форме…
ШКОЛА КТЗ-25
Любой профессиональный навык формируется непросто. Вначале Вас ждут «слабенькие результаты», которые бывает стыдно показать окружающим. В нашей зимней школе «Конструирование тестов знаний» (КТЗ-25) мы стараемся в ходе практических занятий зажечь участников «искрой управляемого азарта». Участники оказывается включены в дружеский конкурс: кто создаст больше заданий с высоким коэффициентом дискриминативности (КД). Без такого сознательного и волевого отношения к собственной работе будущий тестолог не сможет стать настоящим тестологом (по моему глубокому убеждению). Лучший на нашем дружеском конкурсе получит, как всегда, в подарок мою большую книгу «Практическая тестология».
Вот здесь еще 4 дня будет продолжаться запись на зимний курс КТЗ-25:
ht-line.ru/archives/1854
Фотоколлаж на обложке статьи попал в галерею «Яндекс-картинки» с сайта culture.ru.
Добавить комментарий