Опрос. А как надо рассказывать современникам про трагедию на Чернобыльской АЭС? (результаты опубликованы)


Пока нам ответили на эту тему 30 участников (в таблице еще было 24, но пропорции те же). Немного, но и не так мало, если учесть, что пока на этом блоге подписчики собраны таким образом, что они интересуются главным образом узкопрофессиональной областью — компьютерной психодиагностикой (тестологией).

Вот как выглядит на утро 29 января таблица с указанием частоты ответов в процентах (по моему опыту, лидирующие позиции самые частотные ответы обязательно сохранят при дальнейшем наращивании объема выборки респондентов):

Как видим, явно лидируют ответы номер 2 и 3, которые в каком-то смысле представляют умеренную позицию (или «золотую середину» между крайностями дискуссионных полюсов). На данный момент под статьей размещены уже 16 дискуссионных комментариев (пролистайте вниз).

* * *

Как всегда я это делаю в последних статьях, ссылка на опрос опубликована в конце статьи, а вначале… пожалуйста, почитайте эту статью «по мотивам голосования». Без нее трудно будет вникнуть в смысл вопросов и ответов, которые Вы увидите в самом опросе.

* * *

Итак, дорогие читатели, в эти дни (точней ночи) я одолел пятисерийный минисериал Chernobyl. Давно откладывал, но, наконец, посмотрел. Это довольно известный и сравнительно свежий американский кинопродукт, который, по моему впечатлению, вполне заслуживает и просмотра, и обсуждения. У него очень высокий рейтинг 9.7. Хотя бы уже одно это делает выход сериала Chernobyl событием заслуживающим внимания не только киноманов и кинокритиков, но и социальных психологов.

Я посмотрел, какие отзывы имеются на это произведение в Рунете. Конечно, очень много критики и придирок к искажению исторической правды. Этого можно было ожидать. Живы еще многие не только наши современники этой катастрофы, столь значимой для судьбы нашей страны (Михаил Горбачев как-то заявил, что она стала одной из самых серьезных причин развала СССР); живы еще и непосредственные свидетели — и работники АЭС, и так называемые «ликвидаторы». Конечно, для них весьма болезненным кажутся даже незначительные отклонения от действительной фактологии. А в данном сериале, увы, есть немало очень и очень серьезных отклонений. Конечно, «ветеранам Чернобыля» крайне обидно видеть, какими моральными уродами и недальновидными придурками изображены в сериале многие персонажи. Не буду «спойлерить» (преждевременно раскрывать сюжет для тех, кто не смотрел), но Вы сами согласитесь, что не с помощью одной лишь водки единой люди шли на подвиг, устраняя «врукопашную» последствия катастрофы, с которыми в то время не могли справиться никакие роботы («ликвидаторы» работали с обыкновенными лопатами в руках сверх всяких лимитов времени в зонах со смертельными дозами радиации). И уже точно в Чернобыле не было такой чудовищной нехватки приборов для измерения уровня радиации, которая показана в сериале — якобы это было в первый день катастрофы 26 апреля 1986 года (этот «навет» категорически отрицают все, кто тогда там реально был!). Они видят в тенденциозных искажениях вполне обоснованно неприкрытую традиционную для Голливуда «антисоветчину», которая, как мы знаем, очень плавно, почти незаметно на Западе трансформировалась в озлобленную русофобию.

Но я не ради очередной критики «голливудской русофобии» решил поднять эту тему. Хотя, конечно, мы еще раз наблюдаем, как по-разному можно сфокусировать внимание зрителя, имея разнородные реальные исторические факты, свидетельствующие о РАЗНОМ поведении РАЗНЫХ людей в экстремальных условиях. Допустим, 2 из 10 участников проявили подлость и трусость, а 8 из 10 мужественно и самоотверженно исполняли свой долг (это мое условное соотношение, я не измерял и не знаю реального соотношения, но допустим оно такое). Вы бы лично чему больше уделили внимание, если бы снимали киносериал? — Поведению двух подлецов и придурков или поведению восьми героев? Правда ведь, несправедливо распределять время показа в обратном соотношении: 8 из 10 киноэпизодов посвящать подлецам, а 2 из 10 — поведению героев? Впрочем, я решил эти вопросы из риторических вопросов (раскрывающих смысл этой подводящей статьи) превратить в вопросы, включенные в опрос (см. ниже).

Но… Вы удивитесь, но я решил поднять эту тему даже по другой причине — вовсе не в связи с феноменом «извращенного внимания к подлости»! Вовсе не это мне представляется главным в данном случае. Я считаю необходимым поделиться с Вами, дорогие коллеги-читатели, своим ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ восприятием и ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ оценкой этого фильма (!). Да-да, несмотря на всю критику, я считаю этот фильм серьезным и своевременным произведением, заслуживающим и кинематографических профессиональных наград (которые он уже получил), и широкого внимания ВСЕХ кинозрителей во ВСЕХ странах (фактически всех людей, включая всех школьников-старшеклассников). Почему я так думаю? — А дело в том, что в данном случае определенный УЖАС, который авторы сериала воссоздают на экране (и буквально заставляют зрителя погрузиться в него) оказывается в данном случае… очень даже уместным. Важно было показать именно на уровне ощущений это самое ОЦЕПЕНЕНИЕ людей перед лицом еще непознанной катастрофы, масштабы и последствия которой долгое время оставались совершенно неясными, а поэтому особенно пугающими (!).

Дело в том, что в наше время людям в целом (на планете Земля) явно не хватает адекватного понимания тех РИСКОВ (больших рисков, поэтому я пишу это слово большими буквами), которые связаны с возможным повреждением ядерных реакторов атомных станций в случае ожесточенных боевых действий, связанных с применением мощных, но обычных неядерных вооружений. В отношении этой проблемы большинство наших современников-землян находятся в этаком Счастливом Неведении, еще более придурковатом, чем даже незадачливые обыватели города Припять, которые с любопытством смотрели с моста в апреле-1986 на поднявшийся из 4-го блока АЭС столб радиоактивного пепла, а потом буквально все… скончались от полученной радиации (спустя какое-то время). Поэтому-то я считаю, что долг художников-кинематографистов перед современными РИСКАМИ важней, чем их долг перед участниками-ликвидаторами. То есть не так уж важно, чтобы показать все в точности, как это было на самом деле! Важней передать атмосферу ужаса и беспомощности! Это печально признавать, но авторы художественных фильмов ДОЛЖНЫ преувеличивать в своем художественном воображении — усугублять историческую правду! — Вот такая моя позиция, вот в этом я лично убежден. И считаю эти свои убеждения даже не верой, а знаниями, которыми должен овладеть всякий просвещенный пацифист. Точней не так: должен овладеть всякий просвещенный человек, чтобы стать, наконец, пацифистом.

И еще вот о чем хотелось бы сейчас написать (по горячим следам от этого сериала). Мне вспоминается заседание в Малом (Челпановском) институте психологии на Моховой, где наш знаменитый в советские времена методолог Георгий Щедровицкий отчитывался перед Обществом психологов при АН СССР (так оно тогда называлось) о работе комиссии по расследованию причин катастрофы на Белозерской АЭС им. И.В. Курчатова. Это было еще до всякого Чернобыля. Я был тогда еще только студентом-старшекурсником МГУ, или уже аспирантом — уже не помню точно. Но помню, что мне не все удалось тогда понять из доклада: Георгий Петрович быстро-быстро (в своей скоростной манере) что-то много говорил-говорил, но… в самом конце взял многозначительную паузу перед тем как сформулировать вывод. И он одними лишь убедительными интонациями придал этому выводу совершенно обескураживающий характер (!). Смысл вывода был примерно таков (цитирую с точностью до смысла, а не до слов): «Итак, коллеги, комиссия пришла к одному очень важному заключению, имеющими огромное методологическое значение. Атомная станция — это не есть МАШИНА. Если мы определяем понятие «машина» как устройство, которым человек может полностью управлять и всегда может его выключить, то АЭС — это не машина, ибо выключить ядерный реактор далеко не всегда представляется возможным (!)».

Ну, коллеги, дальше я не буду распространяться здесь насчет уже давно известных и без Щедровицкого более поздних сравнений АЭС (после Чернобыля) с временно укрощенным Человеком таким природным явлением как «действующий вулкан», который вдруг может сорваться в катастрофическое извержение и совершенно выйти за пределы возможностей управления человеком… Надеюсь, что Вы поняли эту мою основную мысль.

Давайте осмыслим всю глубину этого методологического вопроса! Этот дилемма «машина или природа» выходит на самом деле далеко за пределы вопроса об управлении одной лишь атомной энергией. Возьмем ставший в наше время даже более актуальным вопрос об ИИ — устройствах Искусственного Интеллекта. Благодаря таким богатеньким энтузиастам как «Илон Маск и ко» в крупнейших мировых державах взят курс на создание ИИ такой мощности и с такими возможностями, что эти «супермашины» уже сейчас, в наше время приходится не без труда останавливать, когда они начинают изобретать на глазах операторов особые языки для… общения друг с другом — уже такие, которые человек не может понять (!). Эксперты считают, что уже в самое ближайшее время таким «супермашинам» (а по информационной производительности это уже именно Супермашины!) уже будет НЕ хватать той информации, которую для них может предоставить все совокупное человечество (со всеми мегатерабайтами всей информации, выложенной в Глобальную Сеть!). Причем настолько не хватать, что этим супермашинам придется производить для себя свою собственную информацию — чтобы накормить новой информацией свой собственный «прожорливый мозг»…

Ну и что будет на этом фоне происходить с людьми? — вопрос уже не для праздных фантазеров. По-видимому, люди будут в самом деле, как это предсказывал Герберт Уэллс, разделяться все больше и больше на 2 расы (два подвида), но несколько иначе, чем это описал в своей «Машине времени» знаменитый писатель-фантаст. Скорее всего небольшая группа людей — это будут «советники Суперкомпьютера», допущенные до того, чтобы «кормить Большой Мозг» новой и новой информацией, и эти «особые люди» будут счастливы от возможности осознания своего Величия и своего Господства над большинством остальных — отсталых «мелких людишек». Ну а остальные мелкие людишки станут оцифрованными биороботами на подхвате у первой малочисленной расы, упомянутой выше как «советчики Суперкомпьютера».

Ну, а теперь прошу Вас пройти по этой ссылке и выполнить небольшой опрос:

https://test.ht-inc.ru/test/d8b6121735acca97616ba630ebf96633

В этом опросе всего только 2 экрана — два вопроса каждый со своим «веером ответов». На это у Вас уйдет на больше 1-2 минут. Особое мнение прошу писать как в отзывах — на последней странице опроса (но эти ответы не будут автоматически опубликованы на данном блоге), так прошу писать и прямо здесь — в режиме «комментарии к статье» (вот эти ответы увидят другие читатели).

СПАСИБО!

P.S.

Уже после просмотра американского фильма я по совету моих друзей посмотрел еще и украинский сериал 2013 года под названием «Мотыльки». На удивление точно совпадают определенные сцены, в которых показана самоотверженная работа ликвидаторов. Но в целом фильм совсем-совсем другой и о другом: трагедия целого народа сфокусирована в одной «капле» — в трагедии отдельной семнадцатилетней девочки, потерявшей всех родных. Но главную боль, которую рождает фильм «Мотыльки», можно сформулировать так: «И это же все было с нами — с единым советским народом! Это было тогда, когда перевозка больных из Киева в московскую клинику всем казалась таким же естественным шагом как перевозка в Москву из … Калуги, Твери или Тулы».

комментировать

17 ответов

  1. Дмитрий Т.

    Любезный Александр Георгиевич! Дочитав до слов «…которая, как мы знаем, очень плавно, почти незаметно на Западе трансформировалась в озлобленную русофобию», хотел немедля бежать без оглядки, поскольку если уж вы, просвещённый человек, доктор наук, наверняка имеющий зарубежных коллег или даже друзей, разделяете этот русофобский навет, то вряд ли дальнейшее общение имеет под собой хоть какую-то основу. Однако охолонился и прочёл дальше.

    Я полностью разделяю вашу высокую оценку в отношении сериала. В своё время (а я посмотрел его сразу по выходе, в 2019-м) я был поражён как основательностью и профессионализмом его создателей, так и искренней доброжелательностью к изображаемым персонажам, попыткой создать реалистичную достоверную, свободную от традиционной «клюквы» картину произошедшего. Местами казалось, что сценарист и режиссёр искренне разделяют боль за произошедшее в далёком СССР десятки лет назад.

    На этом фоне рассуждения о «многих и многих отклонениях» вызывают лёгкое недоумение. Сценарий писался на основе существующей (в открытом и полуоткрытом доступе) документации, а также на материале многочисленных бесед со свидетелями событий. А самое главное — не стоит впадать в «ересь историзма», которой в последнее время окрашен едва ли не каждый первый отзыв о произведении, созданном на реальном материале. Телесериал — это а) художественное произведение, предполагающее массу допущений и реконструкций; б) это всегда идеологическое или политическое высказывание его создателей и в) это до некоторой степени пример альтернативной реальности, основной мотивацией к существование которой является извечное право художника — «я так вижу».

    На этом фоне любая попытка жёстко детерминировать, как было и как не было, вызывает не более чем усмешку. Нас с вами там не было (я предполагаю; поправьте, если неправ), а сохранившаяся отчётная документация своей целью зачастую имеет не приоткрыть обстоятельства трагедии, а напротив, по максимуму их закамуфлировать. В этом смысле до тех пор, пока живы последние очевидцы событий (да даже и после их смерти), нет никакого смысла претендовать на некое знание истинного положения вещей. А значит — отсутствует точка отсчёта, тот самый абсолютный ноль, от которого мы можем отмерять градус правды и неправды в произведении.

    Более того: любое высказывание о происшествии уровня Чернобыля предполагает не только наличие достаточного таланта и предварительную обработку огромных объёмов информации, но и гражданскую смелость со стороны их авторов. Потому что они в любом случае (подчёркиваю — в любом!) совершенно сознательно подставляются под артобстрел критики, подобный сегодняшнему.

    Теперь касательно подлецов. Человеческое сознание устроено так, что негативный (читай: нежелательный, опасный для здоровья, жизни и судеб потомства) сигнал распознаётся человеческим сознанием гораздо острее и чётче, чем позитивный. Пословица про ложку дёгтя в бочке мёда — именно об этом. И именно поэтому, анализируя любое явление (не только художественное) мы обязаны делать скидку на это свойство. Да, рассказ о двух подлецах привлечёт наше внимание и запомнится. Но затмит он восемь историй героизма или просто честного выполнения своего долга только в одном случае — если мы позволим ему это сделать. Если мы сами в глубине души имеем склонность к «плохим» историям, или «плохому» поведению. Или, в более системном виде, искренне убеждены, что именно зло и правит этим миром. Если совсем коротко и грубо — то злодей и подлец в кино восторгается подлецами и злодеями, and vice versa 🙂

    Что же касается дилеммы «человек vs машина», это совершенно отдельная, важнейшая, океаноподобная тема, предполагающая отдельное же высказывание. Так что, пожалуй, пока остановимся на этом.

    1. Шмелёв А.Г.

      Дмитрий, спасибо за такую развернутую и содержательную реплику.

      В главном мы с Вами сходимся — в ОЧЕНЬ высокой оценке этого произведения, сделанного и очень профессионально, и с искренним сочувствием к главным героям (хотя второстепенные персонажи там все-таки показаны нередко без такого сочувствия).

      Я совершенно согласен с Вами и в том, что далеко не все западные коллеги поддались на русофобскую направленность западной «пропагандисткой машины». И это делает им честь! Я знаю лично таких (Вы правильно это предположили), и очень их уважаю и ценю их объективные суждения. Но и Вы не должны отрицать, что во многих голливудских фильмах русских показывают этакими «моральными уродами». Хотя… именно в данном случае этого на удивление меньше, чем в большинстве других фильмов. И в этом я бы с Вами тоже согласился. Мы не привыкли в самом деле, чтобы авторы показывали русских с искренним сочувствием к их трагическим обстоятельствам…

      Сожалею, что мне НЕ удалось в своем довольно кратком отзыве (фильм заслуживает гораздо более обстоятельного анализа) добиться какой-то логической связности в переходе к разговору насчет дилеммы «машина- не машина». В самом деле, получилось так, что это «другая тема» 🙁

  2. Алексей Валерьевич Беляев

    Что там насчет отображения в голливудских поделках радиационных аварий и особенностей поведения советских граждан при их устранении? Почему-то в «К-19» показан героизм и самопожертвование, самопреодоление и пренебрежение личной безопасностью людей, находящихся на боевом посту. А буквально через 20 лет, рассказ о людях, также находящихся на боевом посту, но проявляющих весь спектр негативных человеческих черт. Как быстро, по историческим меркам, дезавуировано реальное отношение к нашим соотечественникам и героям по схожим историческим обстоятельствам.
    Напомнить слова Наома Хомского? Цитирую с точностью до смысла, а не до слов: «Не обольщайтесь на счет запада и мирового капитала. Против вас ведут войну, всеми доступными средствами».
    Тут услышал возгласы, что, дескать, русофобия — это придумка местная, для внутреннего, так сказать, потребления. Так вот, такое мнение явно напоминает голову страуса в песке.
    А что до предмета обсуждения (сериала) — он сделан с одной конкретной целью — дать фаст-фуд массе, которая находится на крючке уже. И множество адресатов для этой поделки с её «мессаджами», находятся здесь, внутри наших государственных границ. Наивностью назвать трудно, восторженность отношения к какой-то художественной ценности продукта посягающего на память наших отцов.
    И да, обольщаться не нужно, а это именно обольщение, что только идет «разделение все больше и больше на 2 расы (два подвида)». Оно имеет место быть. С чем в 1917 решительно и результативно поспорили на территории 1/6 части суши.

  3. Валерий Дмитриевич Магазанник

    Я, к сожалению, не смотрел фильма. Но по отзывам представил примерный дух его. Решил дать небольшой комментарий, так как работал в на ЧАЭС в 1989-93 гг. в качестве ликвидатора. Насколько я понимаю, фильм построен на событиях непосредственно после взрыва, где-то в 1986-88 гг., я много слышал и общался в зоне с участниками тех лет. Наша команда из тогдашнего Института физ-тех проблем пыталась с помощью роботов попасть под обломки 4 блока чтобы понять, что там происходит. Мне кажется, что в фильме сильный перебор эмоциональной стороны. Работа в зоне была вахтовой и, в общем, весьма рутинной. Хотя хватало и экстремальных проявлений, в основном, постстрессового характера. В краткой заметке всего не расскажешь, но очень много было вещей, крайне интересных для психологического осмысления. Если рассматривать художественное произведение как способ «предупредить грядущие поколения о рисках», то наиболее важным, как мне представляется, не передача атмосферы «ужаса», а более прагматично, надо передать огромную важность технологичности, что-ли всей деятельности и индивидуального поведения, в частности. То есть надо чтобы было четкое понимание кто и что делает, какие меры защиты применяет, как контролирует и саму работу и своё состотяние (там всегда с опытом чувствуешь, сколько «схлопотал» рентген на этот раз, но есть, конечно, и дозиметр, смотреть на который не И именно это является основой защиты от, да, безумия и масштабов ужаса.

    1. Шмелёв А.Г.

      Многоуважаемый Валерий Дмитриевич, это просто замечательно, что у нас среди активных участников этого форума (по-старинке мне удобней пользоваться этим словом, когда мы говорим об обсуждениях) есть такие люди, как Вы, — реальные участники ликвидации последствий. Спасибо большое втройне за то, что Вы откликнулись. Только… обратите внимание: последняя строчка вашего комментария что-то плохо читается, так что я просто не понял последнюю фразу 🙁

      1. Валерий Дмитриевич Магазанник

        Александр Георгиевич, спасибо за комментарий. Да, я действительно не отредактировал текст и последняя фраза смазана. Я имел в виду, что смотреть на дозиметр не всегда полезно во время работы…, может сильно нарушить порядок действий (ирония, но это так). Что же касается последнего предложения, то я имел в виду, что четкое знание своего алгоритма действий есть лучшая защита от ужаса сюреализма вокруг. То есть правило «делай что должно и будь что будет» в той обстановке оказывалось и средством от стресса, и залогом нормальной работы.

  4. Александр Кроник

    Фильм не смотрел (спасибо за статью), но чернобыльский опыт имею.
    Узнать о нём можно здесь:

    1) Чернобыль: мнение психолога > https://www.golosameriki.com/a/a-33-2006-04-26-voa7/637543.html
    2) Chernobyl-American Oral History (ChAOH) > https://www.lifelook.net/ChAOH.html

    1. Александр Шмелев

      Александр Александрович, спасибо за ссылки. Сведения от главного дозиметриста представляются очень ценными для понимания истинной картины событий.

      Но… я бы акцентировал Ваше внимание, что я ставлю здесь вопрос не столько о самом историческом событии, сколько, возможно, менее важный, но другой вопрос — о том, как надо его освещать. Без преувеличений или с преувеличением ужасных последствий?

      1. Валерий Дмитриевич Магазанник

        Александр Георгиевич, отвечая на ваш вопрос, считаю, что некоторые преувеличения были бы полезны при освещении тех событий и вообще, работе в условиях высокой радиации. Не в смысле ложной информации, а просто можно показать что такое лучевая болезнь, разваливающиеся ткани, незаживающие даже маленькие царапины, сползающую кожу лица, в общем, убедительную гамму вполне объективных проявлений. 6-я больница у м. Щукинская охотно, я надеюсь, могла бы предоставить обильнейший материал на эту тему. И не забыть дичайшие психиатрические реакции. Ну, а потом, как в известном анекдоте, когда отец говорит сыну, любующемуся красивыми девушками на пляже, а чтобы все это иметь надо хорошо учиться. Так и здесь, а чтобы от всего этого, по возможности, защититься надо до автоматизма довести свои действия, и меры защиты.

        1. Шмелёв А.Г.

          Валерий Дмитриевич, вот сейчас Вы очень точно и определенно осветили свою позицию именно по тому вопросу, который я поставил: преувеличивать в кино даже полезно. Я с Вами солидарен в этом! Еще раз спасибо за Вашу активность на этот ресурсе.

  5. Критик

    Ужастик с воспитательными целями — не искусство, и не правда, а пропаганда. И результат будет соответсвующий.

    1. Шмелёв А.Г.

      Уважаемый коллега под псевдонимом «Критик». Вы очень кратко выразили свою позицию. Спасибо, она понятная. Но при этом было бы интересно узнать, смотрели ли Вы фильм и каково впечатление у Вас именно от этого американского сериала?

      1. Критик

        В ответ на Ваш вопрос перефразирую слова булгаковского мастера: «Нет не смотрел, но как будто я других не смотрел» 🙂
        Кроме того, мне казалось, что Вы спрашивали вообще: можно ли использовать в фильме о реальных событиях преувеличения и вымысел с целью воздействия на зрителя в «полезном» направлении. Я считаю, что ничего полезного из манипуляции не выйдет

        1. Шмелёв А.Г.

          Уважаемый «Критик». Спасибо за прояснение. Позвольте с Вами не согласиться. Мне кажется, что Вы оказались в плену абстрактного императива: «Долой всякую манипуляцию!». А в данном случае речь идет о художественном творчестве, а не о документальном кино. Хотя… в самом деле данный сериал претендует на то, что он сделан по своей стилистике как «документальный», и в этом есть элемент… «искусства иллюзии» (назовем это так — более мягко). Спасибо за участие в обсуждении.

    2. Валерий Дмитриевич Магазанник

      Правда всегда будет выглядеть как пропаганда для тех, кому она неудобна. Иногда они представляют свою версию событий, которая выглядит явной пропагандой для оппонентов. Которые, в ответ, усиливают свою версию новыми иллюстрациями. И так далее. И начинается информационное «мочилово» , в котором правда уже исчезает совсем.

  6. Павел Шевченко

    Цель кино — заработать деньги на зрелищности. Примерно такая же — в журналистике. К какому полюсу они ближе — «скучная правда» или «яркий вымысел»? Конечно, ко второму, иначе не выживут. Можно и нужно усиливать ощущение катастрофы, особенно для молодых зрителей, привыкших к комфорту и возможности «перезагрузки» нажатием клавиши. Нельзя выдумывать причины и анти-героев. Это моё мнение, но законы жанра обязывают выдумывать.
    Я из той группы студентов, которая в 1988 с А.У.Харашем работала в Киеве с ликвидаторами и переселенцами из Припяти, это по нашим интервью поставлен спектакль «Компенсация». Атомную станцию сгубила система «давай-давай!» (слова из интервью). Самой системе это признавать невыгодно, режиссёрам и сценаристам передать такое вряд ли под силу. Зрелищно-выигрышными будут другие аспекты.

    Александр Георгиевич, Вы же помните «Молодую гвардию» А.Фадеева. Из молодых — все герои (им уделено более 80% текста) и только трое — «предатели», из-за которых арестовывают всех героев. Красиво, впечатляет, но это вымысел писателя. Стахович — вымышленный персонаж, Вырикова и Лядская судились 10 лет за своё честное имя — и отсудили. А герои погибли из-за системы, точнее от её отсутствия — никто ребят не учил конспирации, никакая партия ими не руководила. Да разве ж такое напишешь или покажешь? Но для патриотического воспитания школьников книга подходит.

    Книга Фадеева (особенно, первое издание) — наглядная иллюстрация того, как надо писать книги, воспитывающие молодёжь. Если написать полную правду о том, как работала тайная полиция против наших героев, акцент может сместиться с патриотического на детективный.
    Когда я посмотрел современный фильм «Девятаев», захотелось узнать, читали ли создатели фильма книгу «Побег из ада» (эту книгу мы в классе читали от корки до корки)? Похоже, что только аннотацию. Навыдумывали сюжетных поворотов … Зрелищно получилось! Вот только того эффекта, который даёт прочтение книги М.П. Девятаева, нет.

    В сериале «Чернобыль» я досмотрел первую серию до «бурных аплодисментов» на совещании у Брюханова. Дальше не смог. «Не верю!»

    1. Критик

      Как интересно, Павел: описанные Вами чувства (от просмотра фильма) опровергают Ваши же тезисы о том, как следует делать такие фильмы. Вы утверждаете в начале, что «законы жанра обязывают выдумывать», это более «зрелищно-выигрышно» и потому подходит для достижения воспитательного эффекта, а потом сообщаете по поводу одного такого фильма: « … Зрелищно получилось! Вот только того эффекта, который даёт прочтение книги М.П. Девятаева, нет.» И то же по поводу анализируемого сериала Чернобыль «досмотрел первую серию до «бурных аплодисментов» на совещании у Брюханова. Дальше не смог. «Не верю!»»
      Получается, что правда все же важнее, чем зрелищность 🙂


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток