
Недавно в ходе своих занятий с тренажером Puzzle English я столкнулся с интересным для психологов учебным текстом:
«What is your biggest weakness?» (Каков ваш главный недостаток?)
Ведущий — психолог и коуч — в этом учебном видеоролике посоветовал соискателям признать свой вполне реальный главный недостаток (weakness), но при этом прокомментировать его как … «продолжение своего же достоинства» (strength). В принципе это известный прием, только не так уж часто психологи его описывают в своих рекомендациях понятным и убедительным образом. В данном случае коуч назвал в качестве примера «отсутствие лидерских амбиций», но предложил объяснять это продолжением такого «достоинства» как «готовность работать в команде на рядовых ролях — «на подхвате».
Какие материалы по этому поводу мы находим в мировом Интернете?
Чаще всего находим довольно бестолковые рекомендации. Вот пример (это автоматический перевод с английского):
- Недостаток — излишняя самокритичность. Я могу быть достаточно критичным по отношению к себе, что может привести к негативному самовыражению и, в конечном итоге, к эмоциональному выгоранию. Я обнаружил, что могу избежать этого, записывая свои цели, задачки и ключевые результаты и выделяя время для празднования основных этапов и достижений, больших и малых. Это не только помогает мне сосредоточиться на том, какую пользу я приношу команде, но и помогает мне лучше расставлять приоритеты в выполнении наиболее важных задач.
2. Недостаток — боязнь публичных выступлений. Я по натуре застенчивый человек. С детства я всегда нервничал, выступая перед классом, и это проявлялось на рабочем месте. Несколько лет назад я руководил большим проектом, и меня попросили представить его членам правления. Я очень нервничал, но понял, что должен преодолеть этот страх. Я записался в тамаду, чтобы попрактиковаться в публичных выступлениях. Это не только помогло мне провести первую презентацию, но и помогло почувствовать себя более уверенным лидером. Теперь я помогаю своей собственной команде развивать навыки презентации.
Но вскоре мне попался на глаза такой список «недостатков» (или «слабых сторон» — weaknesses), которые, якобы, чаще других становятся предметом обсуждения с соискателями на интервью при найме:

Список я нашел, конечно, на английском, а в правой колонке я даю мой перевод англоязычных терминов.
Как видим, список не такой уж маленький — в нем 17 позиций.
МОЙ ВОПРОС к подписчикам «блога Шмелева»: а Вы сможете сформулировать, какое именно достоинство связано с каждым из 17 указанных недостатков?
Я приведу пример своего решения этой задачки для первых позиций в этом списке:
1. «Не любящий обратной связи» — это человек, обретший не так давно уверенность в себе (прошедший, возможно, тренинг ассертивности), но еще не настолько уверенный в себе, чтобы не сбиваться под действием негативной обратной связи. Таким образом, достоинство в данном случае — это стремление обрести уверенность в себе. Это безусловно позитивная мотивационная черта личности!
2. «Конкурентный, соперничающий» — это человек, который наилучшим образом себя проявляет в ситуациях, когда надо преодолевать сопротивление и вступать в борьбу — действовать активно в ситуации с возможными признаками «конфликта интересов». Например, такой человек может оказать активное и действенное сопротивление в интересах компании в ответ на ложные обвинения какого-то кверулянта и скандалиста (из числа мнимых клиентов, которые на самом деле могут быть «засланными казачками» — подосланными и подкупленными компанией-конкурентом). Еще один пример: корпоративные юристы нередко должны вступать в борьбу по определенным пунктам договора с некими «чужими юристами», которые также активно защищают интересы «компании-контрагента» и хотят в своем шаблоне договора (по-сути кабального) оставить только те пункты, по которым их собственная компания имеет все права, а контрагент — только обязанности.
ЧТО ТАКОЕ ЧТЛ И КАК ОНА МОЖЕТ ПОМОЧЬ СОИСКАТЕЛЮ ИЛИ ЕГО КОУЧУ?
ЧТЛ — это рабочая аббревиатура, обозначающая «Четырехполюсную Теорию Личности».
В своей монографии «Психодиагностика личностных черт» 2002 года (написанной по материалам докторской диссертации 1994 года) я приводил немало картинок, которые наглядно объясняют, что практически каждый биполярной паре черте можно поставить в соответствие уже существующую в языке «компенсаторную пару».
Что такое «компенсаторная пара»? — Это легче показать на рисунке и примере:

Безрассудство — это,конечно, недостаток. Но продолжением какого достоинства является этот недостаток? — Очевидно, что это готовность к риску, то есть в ситуациях, когда надо проявлять эту готовность (когда риск оправдан), этот недостаток превращается в достоинство — в «смелость». А вот достоинство «осторожный» в таком случае проявляется как недостаток — как «трусливый». По вертикале на рисунке проложена семантическая ось «Социальная желательность» (SD — social desirability). Оба достоинства «осторожный» и «смелый» размещены в высоких квадрантах, а оба недостатка — «»трусливый» и «безрассудный» — в низких квадрантах.
Но… интересно, что мы, как правило, НЕ умеем одновременно осознавать, что две биполярные пары, указанные на рисунке, как-то связаны друг с другом. Дело в том, что живущая в нашей голове «имплицитная теория личности» (обыденная, интуитивная) является контекстуально зависимой — она зависит от ситуационного контекста. Если ситуация опасная (ситуация необоснованного риска), то у нас в сознании всплывает бинарная оппозиция «осторожный — безрассудный», то есть мы осуждаем в этом случае рискованное поведение, так как оно ведет к потерям. Если же ситуация с высокой вероятностью успеха (ситуация обоснованного риска), то в сознании всплывает другая бинарная оппозиция «смелый — трусливый», то есть в этом случае мы осуждаем отказ от риска, так как трус теряет возможность крупного вероятного выигрыша.
ЧТЛ И ТЕЗАЛ? — Ждем ваших заявок!
Пока еще мы не внедрили в нашу систему ТЕЗАЛ (ТЕЗаурус Автоматизированный Личностный) такую особую категориальную систему, которая была бы «каталогом компенсаторных пар». Но… мы планируем это сделать. Назовем пока эту особую факторно-категориальную систему ЧТЛ. Это не стандартная будет подсистема. Внедрение ЧТЛ в ТЕЗАЛ не так просто сделать, так как это потребует не только дополнительной методической работы, но дополнительного программирования. Хотелось бы получить от Вас такую поддерживающую обратную связь, которая бы воодушевила нас — разработчиков ТЕЗАЛа — на эту дополнительную работу.
Поэтому… пишите, пожалуйста, свои заявки на внедрение ЧТЛ-системы в ТЕЗАЛ — пишите прямо в комментариях к этой статье. Рекомендуемый текст такой заявки очень простой:
«Хочу попробовать поработать с ЧТЛ в системе ТЕЗАЛ».
Вот ссылка на информационную лэндинг-страницу про систему ТЕЗАЛ на нашем сайте:
Добавить комментарий