Подзаголовок статьи: анализ от психолога-диагноста и автора психологической теории конкуренции

Коллеги, я получил достаточно количество лайков на саму заявленную мной идею опубликовать этот сравнительный анализ двух систем. Выполняю обещание.
PUZZLE-ENGLISH (далее сокращенно — система РЕ)
Справка. Система РЕ появилась в 2011 году в России как авторский проект Александра Антонова. С этой системой я работаю уже полтора года (с перерывами). Не вел счет дням, когда занимался, но общее их число находится в интервале где-то от 200 до 300 дней. Средняя продолжительность сеанса – 1 час. Среднее количество очков, заработанных за день, – в районе 200-250. Начал я, занимая место в общем рейтинге где-то в районе 25 000 (в конце рейтинга пользователей), а сейчас занимаю 4805 место (среди 26 тысяч актуальных участников) и общая сумма накопленных очков у меня 55416. Вы можете подумать: «Ого — Как много!». Ну нет, это совсем немного по сравнению с лидерами. Лидеры набрали здесь уже миллионы очков (!). А грейд-уровень мне присвоен только лишь 25-й (из 80 возможных уровней , на которых уже находятся лидеры). Так что я прошел меньше трети запланированного пути (!). При этом смотреть неадаптированные фильмы на английском без субтитров я так и не научился ☹
Ниже на скриншоте номер 1 страница моего профиля в системе Puzzle-English. Два слова об оплате. Система платная, но мне попался льготный тариф (предновогодняя акция) – 5 тысяч рублей на много-много лет (даже не помню теперь на сколько).

Скриншот 1. Мой актуальный профиль в системе Puzzle-English.
Перечислю достоинства системы Puzze-English (стараюсь начать перечень с самых важных достоинств, но понимаю, что при этом применяю мою субъективную шкалу значимости):
- Достаточно продуманная и богатая система процедур измерения. Есть разнообразные тесты – как общие, так и для разных ступеней подготовки, как на словарный запас, так и на грамматические и разговорные навыки. Тестовые задания неплохо стандартизированы и их показатели достаточно хорошо отражают усилия учащегося и достигнутый прогресс. Именно наличие этих тестов привлекло меня к этой системе РЕ и я начал именно с ней работать. Все тесты доступны в любой момент: как только захотел что-то измерить, ты можешь тут же их запустить и будет предьявлен новый набор заданий в каждом тесте, что хорошо для валидности измерения (!).
Я проводил уже три серьезных измерения (с интервалом в несколько месяцев) и уже три раза публиковал в своих ТГ-каналах таблицы с моими результатами по общему тесту и тесту на словарный запас. Не буду сейчас их здесь повторять. Лишь скажу, что пассивный словарный запас – это то, что система РЕ позволила нарастить прежде всего, так как каждый день предлагается повторять слова (от 2х до 4х десятков!), которые Вы пометили и они попали в Ваш персональный словарик как новые и трудные для Вас. Достигнут ощутимый прогресс также в аудировании и грамматике. Но… практически не заметен прогресс в письме и речи (?!). Причину этому я описываю в перечне недостатков системы РЕ.
2. Большое разнообразие упражнений по форме. Хотя в основе рекомендуемых на день упражнений лежит сборка полноценных фраз из рассыпанных на экране слов (это и есть «пазл»), но в системе есть множество других упражнений – более или менее игровых. Например, в упражнении «Мастер фраз» нужно указывать первые буквы для каждого слова из фразы, которую произносит герой какого-то видеоролика (фрагмента из известного фильма или мультика). Или нужно быстро-быстро подтверждать правильность перевода какого-то слова (игра «Данетка»). Или нужно воссоздавать фразу только на основе голосового ее звучания (аудиопазл). Есть игры «Переводилка», «Дуэль умов», «Кроссворды»). Есть имитатор диалогов.
3. Большое разнообразие упражнений по содержанию. Используются широко материалы известных песен и фильмов, что придает тренажеру культурную ценность – развивается кругозор в области англоязычной музыкальной эстрады и киноискусства (уж не знаю, приобрела ли фирма-разработчик право на весь этот богатый контент…). Есть возможность посмотреть целую серию видеоуроков английского от самых популярных блогеров-преподавателей, собравших на своих сайтах буквально миллионы подписчиков. Это в самом деле очень талантливые люди – и в плане артистизма, и в плане дидактики. Они умеют воодушевить и обнадежить свою аудиторию. Многие из них говорят на очень понятном языке, приспособленном к ограниченным возможностям иноязычной аудитории; при этом говорят достаточно медленно и членораздельно (!). Хотя в целом ряде упражнений (в том числе на закрепление словарного запаса) записано немало различных дикторов (которых можно выбирать самому). Они произносят слова с разными акцентами, включая, например, британский, американский и австралийский.
4. Наличие возможности расслушать трудные фразы. Мне лично очень понравилась такая возможность в RE: если какой-то киноактер произносит фразу совершенно невнятно на слух, то Вы можете с помощью особой кнопки повторно ее прослушать в исполнении очень методичного и более медленного диктора (синтезатор это или нет, так я и не понял, но кажется, что все-так синтезатор речи). См. на скриншоте 2 кнопку «Диктовка».

Скриншот 2. Основной режим «видеопазл»: пользователь кликает по словам, предложенным в случайном порядке в нижней строке, чтобы собрать фразу в верхней строке.
5. Наличие дальней перспективы роста вплоть до высоких уровней Advanced and Professional. Как я уже говорил здесь предусмотрена длинная дистанция роста в целых 80 грейдов (уровней), хотя не вполне понятно, можно ли эту дистанцию пройти просто за счет «объема выполненных упражнений». Само собой, что от объема растет качественный уровень, но связь не стопроцентная ведь…
Я уже указывал выше, что мой общий показатель (усредненный по всем компетенциям) за полтора года поднялся только лишь с уровня B1 (низкий средний) до B2 (высокий средний), да и то это у меня получилась «средняя температура по палате»: уровень С1 по аудированию и грамматике (первый продвинутый), тогда как по порождению речи я остался на уровне B1 или даже временами А2 (второй начальный уровень). Хотя… все закономерно. Я стремился целенаправленно улучшить аудирование и совсем не выполнял упражнения типа «диалог», где надо было строить фразы. Впрочем, мне в «дневных разнарядках» сама система почему-то и не предлагала «диалоговые упражнения». Может быть, как раз с той целью, чтобы я до этого нарастил свой словарь и грамматику (?).
В чем проявился высокий уровень трудности учебных материалов, которые предлагает система РЕ? – Тут много редких, ярких идиом, цитат из фильмов и песен, а также изречений каких-то знаменитых людей или знаменитых персонажей. Материал персонифицированный вполне. Например, целый цикл видеопазлов так и называется «Идиомы Уильяма Шекспира».
Теперь перечислю недостатки системы РЕ:
- Бестолковая система рейтингования учебной работы. Заметно, что эту систему придумали какие-то …гм… изобретательные кустари, но никак не специалисты в области шкалирования достижений. Хотя Вы можете в любой момент узнать свое место на разную глубину по времени – в течение дня, недели, месяца и за весь срок обучения. Но…к концу дня, несмотря на все усилия с Вашей стороны, ваши накопленные баллы вдруг в какой-то момент резко… СОКРАЩАЮТСЯ (!?). Нет, вы падаете в рейтинге не потому, что Вас обходят более способные конкуренты (это было бы естественно!). Вы падаете не поэтому вовсе, а только лишь потому, что система подсчитывает ваши достижения «посуточно», то есть за последние 24 часа, а не в соответствии с календарной датой. Программисты РЕ не додумались, как вносить поправку, связанную с разными часовыми поясами по Гринвичу у разных пользователей, поэтому, как только Ваши вчерашние достижения «стареют» более, чем на 24 часа, ваш накопленный дневной балл резко снижается – начинают вычитаться те достижения, которые были у Вас более, чем 24 часа назад. То есть, если Вы накопили эти баллы вчера вечером, а сегодня занимаетесь утром, то ваш накопленный балл к концу занятий оказывается едва ли не двойным, и это вас расслабляет (!). Но если Вы накопили свои баллы вчера утром, а сегодня занимаетесь вечером, то происходит наоборот – ваш балл оказывается в 2 раза меньше (!). И это просто злит! Я писал об этом дефекте в службу поддержки системы РЕ. Сказать, что мне ответили недружелюбно, — это значит мягко выразиться… Не нужны им такие «советы умников».
А ведь пользователю важно сформировать какой-то устойчивый и посильный суточный объем работы и видеть, что он выполняет определенную суточную норму. Увы, современная жизнь ученого и разработчика (обилие онлайн-контактов в ненормированный рабочий день) не позволяет заниматься самообучением каждый день в строго определенный час. Приходится варьировать расписание. А тут … на шкале достижений появляется такая свистопляска, что в пору создавать свою собственную электронную таблицу, чтобы записывать вручную свои очки в соответствии с календарными датами (!).
Уж ладно я молчу про отсутствие наглядных графиков выполненной работы по датам (неделям, месяцам). Все системы, вроде Яндекс-метрики, которые обеспечивают счетчики посещаемости сайтов и их отдельных страниц, дают такие графики. На Дзене каждый блогер видит такие графики… Но в системе РЕ до этого не додумались. Хотя не так уж это и сложно. Наверняка, можно взять совершенно готовые онлайн-инструменты для отображения динамики в объемах проделанной работы.
2. Крен в сторону бесконтекстного перевода. Да, РЕ постоянно напоминает, что надо повторять упражнения по заучиванию трудных слов и система предъявляет в самом деле трудные слова. Но… каждый раз требуется выполнять либо прямой перевод выхваченного из контекста слова (или краткого выражения ) с английского на русский, либо с русского на английский (во второй раз – письменно, чтобы закрепить спеллинг). Но ведь сто раз доказано в области педагогической психологии, что это неэффективный способ запоминания – отрывать слово от контекста его употребления (от деятельностно-коммуникативного контекста). Это приводит к наращиванию только лишь пассивного словаря, но не активного. Да, я могу теперь перевести на русский более 12 тысяч слов (а было у меня вначале 6 тысяч), но… я не могу с большей частью этих слов построить корректную фразу на английском языке – вот в чем беда (!). И это все происходит на фоне наличия в системе огромного множество тематических «топиков» — текстов по определенной тематике, со своим сюжетом и своими персонажами. Но никакой отсылки к определенному тексту (сюжету) в момент тренинга перевода, увы, не происходит. Вот поэтому и возникает разрыв в развитии разных компетенций.
Это всем известная «ахиллесова пята» всей нашей системы языкового обучения в РФ: акцент на грамматику и словарный запас при минимальном развитии «ситуационных коммуникативных навыков». Наши люди неплохо могут читать, но совершенно не умеют поддержать беседу в простейших коммуникативных ситуациях (образно выражаясь «котлету не могут заказать в ресторане», или с вежливой улыбкой попросить собеседника выразить свою мысль другими словами, чтобы понять его).
3. Нет системы заучивания целостной темы (эталонных текстов). Система РЕ знакомит Вас иной раз с очень интересном тематически цельным озвученным текстом (да и видеоряд подобран неплохой – в виде видеоклипа и т.п.). Вы собираете все фразу по этой теме. Вам присваивают за это очки. Но в задании на следующий день это пройденной вчера темы уже никогда не бывает, как и не бывает тех фраз, в которых Вы допустили вчера ошибки (!). Вам предлагается на следующий день совершенно новый текст, тематически никак не связанный с предыдущей историей и прежними персонажами.
Тут надо сделать важную оговорку. РЕ отлично ведет особый раздел — историю ваших упражнений, так что и к вчерашнему, и позавчерашнему упражнению (к любому прошлому) Вы можете в любой момент повторно самостоятельно обратиться и снова что-то просмотреть и снова выполнить. Но… РЕ не берет на себя функцию ментора-дидакта, который заставлял бы Вас обязательно выполнить работу над ошибками. Это ваша добрая воля: либо ковыряться в прошлых своих упражнениях, либо гнаться за лидерами – идти каждый день вперед и набирать очки на новых темах.
Что получаем в результате этого недостатка? – Постоянно растет пассивный словарь, но пройденные фразы оказываются плохо заученными и даже во многом.. забытыми. Это опять-таки одна из ключевых причин, почему компетенции развиваются в системе РЕ так однобоко. Вы можете сказать, что это у меня была однобокая стратегия пользования. Да, в какой-то степени и это сыграло свою зловредную роль. Но.. я ведь старался выполнять неукоснительно так называемый «Личный дневной план», который я не придумывал сам, а который мне формировала система. И в нем никогда не было «Работы над вчерашними ошибками» — ну, пожалуй, кроме заучивания трудных слов, оторванных от контекста.
4. Дефекты, связанные с автоматизированной подготовкой контента. Не так уж редко письменный текст на экране и звуковой ряд весьма сильно расходились (?!). Очевидно, что это является следствием несовершенной автоматизированной технологии «нарезания контента». Да, спасибо разработчикам, что на этот случай они предусмотрели почти везде кнопку-команду «пожаловаться на фразу». Но … от этого не легче. Ведь иногда невозможно решить этот самый «паззл» из-за этих технический дефектов. А на фоне усталости это просто злит (особенно если занимаешься вечером после напряженного дня).
5. Перегруженный интерфейс. Некоторые экраны выглядят весьма перегруженными разными кнопками-контролами. Ведь каждое отдельное слово при сборке фразы превращено фактически в кнопку. И эту кнопку надо отыскать глазами и кликнуть, чтобы собрать фразу. А если фраза длинная, то таких кнопок на экране явно больше семи; ну, например, сразу 20 (!). А это нарушение закона объема рабочей зоны внимания – закона «7 плюс-минус 2». Так что на маленьких экранах, наверное, работать вообще неудобно. Я не могу этот дефект однозначно констатировать, так как все время работал с системой РЕ на большом экране в 27 дюймов, но пользователям смартфона не очень просто, наверное. И вообще… это утомительно искать нужный артикль, предлог или краткое междометие (типа «Oh!») среди 20 кнопок. Поэтому аудиопазлы, когда надо выбирать на каждом шаге всего лишь из трех слов, в целом не так утомительны оказались, как громоздкие видеопазлы.
В заключение еще несколько слов о пользовательском интерфейсе системы РЕ. Я не могу назвать данный интерфейс ни достоинством, ни недостатком этой системы. Я вообще не слишком требователен к интерфейсным удобствам (в прошлом веке пришлось много поработать с разными, совсем неудобными системами). Но… я догадываюсь, что для новичков и пользователей на маленьких экранах это не самый легкий и удобный интерфейс.
DUOLINGO (далее сокращенно DL)
Справка. Я прозанимался с этой системой гораздо меньше, но все-таки 21 день непрерывно (ровно три недели) – начиная с мая по сей день. В среднем я занимался по 90-120 минут каждый день. Это были 2 сеанса по 40-60 минут – утром и вечером. За это время я набрал более 7000 очков (в среднем 350 в день) и перешел из так называемой «бронзовой лиги» в «золотую» (через «серебряную лигу»), постоянно оказываясь в каждой лиге в тройке лидеров. Ниже на скриншоте Вы можете увидеть все эти данные.

Скриншот 3. Профиль Шмелева в системе DouLingo.
Что означает на скриншоте флаг США в правом верхнем углу? – Это значит, что система разработана в США и в ней реализован американский вариант английского языка. Я-Алиса пишет, что система разработана также в 2011 году (в городе Питтсбург, США). DL – это бесплатная система и очень популярная во всем мире (!). В ней кроме английского реализована масса других языков. Моя супруга, например, дальше продвинулась в испанском в этой системе, чем я в английском. Конечно, наличие буквально миллионов пользователей создали, очевидно, определенную финансовую пружину. Хотя, кто и как платит за привлечение и поддержку миллионов пользователей, — это остается загадкой для меня (может быть, Вы, читатели, знаете?). Сдается, что это – один из инструментов «мягкой силы». Причем весьма эффективный!
Достоинства DuoLingo
- Удачный подбор контента для начинающих. На протяжении всех трех недель меня не покидало ощущение, что все фразы, которые предлагает система DL, подобраны как из популярного разговорника – все кажутся очень частотными и значимыми для повседневной разговорной речи. Причем они сформулированы на базе простой грамматики (даже поначалу упрощенной, пока я был в низшей «бронзовой лиге»). Идиоматический выражений при этом фактически нет или они сведены к минимуму (!). Это очень важное достоинство именно для начинающих. Сразу же складывается уверенность в том, что ты заучиваешь такой материал, которые заведомо поможет применять международный английской для того, чтобы объясняться с его помощью в разных странах (не обязательно в англоязычных).
2. Разнообразие форматов внутри одного урока. Каждый урок включается 15 разнообразных заданий (а не только пазлы): словарные, сборку фраз, перевод фраз, аудирование, спеллинг. Урок занимал у меня от 5 до 7 минут. Поздней, при переходе к трудным темам и более сложной лексике расход времени стал доходить до 12 минут за урок. Такое разнообразие упражнений внутри урока снимает утомление от монотонии, которое возникает в системе PE, где нередко предлагается по 50-70 фраз внутри урока и все в одном и том же формате «сборка фраз» (а на каждом экране огромное количество слов сразу!). Всего число пройденных уроков за три недели у меня уже приближается, наверное, к 100 (не вижу такой общей статистики, или детального раздела «история» в системе DL). Особое упражнение – это забавные диалоги, в котором аудирование сочетается с ответом на промежуточные контрольные вопросы в формате MC (multiple choice) с тремя вариантами ответов. К выполнению этих «диалогов-историй» пользователя допускают не сразу и за их удачное прохождение пользователь получает больше очков – до 40 и даже 80 за один урок (обычный урок – 10-20 очков). Эти диалоги считаются в системе заданиями повышенной трудности, они венчают освоение определенной темы на определенной уровне (в рамках лиги определенного ранга продвинутости).
3. Многочисленные повторения с целью закрепления. Система DL не бросает Вас наедине со своими ошибками (хотите исправляйте, хотите — нет). Система мягко навязывает Вам те темы, по которым Вы набрали мало очков, а также прямо указывает внутри каждого сеанса «Поработаем сейчас над ошибками».
4. Удачное использование соревновательной мотивации. Вот это именно для психологов должно представлять интерес! Особенно для психологов, участвующих в разработке обучающих курсов. На мой взгляд, это одно из самых больших достижений в системе DL. Все в этом плане тут кажется хорошо продуманным и изощренно реализованным (!). Сказывается, наличие в стране (в США) огромных традиций управления соревновательной (конкурентной) мотивацией. Например, до появления в нашей семье DL я даже не подозревал, что моя супруга является таким азартным спортсменом (ну крайне редко я уговаривал ее посмотреть по ТВ хотя бы 30 минут какое-нибудь спортивное соревнование, не говоря об измерении собственных достижений – она даже число своих приседаний не всегда считает :). Но в этом случае она не раз отказывалась прекращать работу на своем компе уже поздно вечером, пока не вернет себе почетный рейтинг. При этом заявляла: «Мне необходимо сегодня удержаться в тройке лидеров в моей лиге!». И вот вижу, что она каждый вечер «поправляет свой рейтинг» крайне усердно. И набрала она уже сотни тысяч очков и вышла с нуля за 2 года на приличный уровень по испанскому (близкий к B2, как я понимаю).
Важный инструмент соревновательной мотивации – наличие компактной группы из 20 человек в течение одной недели (семи дней). Она называется «лига». Ваш рейтинг формируется не на основе сравнения с тысячами безликих для Вас пользователей, а с 20 пользователей, которые в ваших глазах невольно успевают за одну неделю обрести определенные «характеры»: вот 5-6 человек (каждый со своими аватарками и причудливыми никами), которые борются за итоговое место в тройке и усердно набирают очки каждый день. Вот 15 человек, которые борются между собой за место в десятке (обещано, что первая десятка попадет в более высокую лигу). Вот пять человек внизу рейтинг-листа, которые с самого начала бросили бороться, — это «сачки», которые ничего не делают (или у них изменились жизненные обстоятельства по уважительным причинам).
Психологи должны понять, что человеческая мотивация конкуренции базируется на социальном сравнении с небольшой группой конкретных людей, а не с безымянными тысячами. Причем в системе DL группа автоматически подобрана так, что ее участники выровнены по силам. С ними интересно бороться: нет слишком сильных и слишком слабых (!). Люди невольно начинают придумывать тактику «Как обставить конкурентов». Например, с годами моя супруга приноровилась сберегать силы на «финишный бросок»: резервирует свободное время на последние 1-2 часа перед подведением итогов лиги (а они подводятся в середине дня по воскресеньем), и именно в этот момент она не раз обходила конкурентов и занимала 1 место в тройке лидеров (!). При этом радуется, как ребенок! Я с удовольствием наблюдаю эту картину и вот сам, наконец, сподобился попробовать систему DL на себе (вначале мне казалось, что она только на начинающих работает, а я вроде бы в английском не вполне начинающий).

Скриншот 4. Рейтинг участников «золотой лиги» на 13 июня (показаны 7 лучших из 20).
О глубокой продуманности системы управления соревновательной мотивации говорит еще такой факт. Планка отбора в более высокую лигу для новичков оказывается ниже, чем для старожилов системы: вначале Вам надо попадать в 15 лучших из 20, затем – в 12 лучших, а в третьей «золотой лиге» – уже в 10 лучших из 20 (!). А у моей супруги стоит непростая задача – для перехода в более высокую лигу ей надо попадать уже в четверку лучших из 20 (ее текущая лига, кажется, называется «бриллиантовой») . Таким образом, пропуск целой недели или даже пары дней внутри недели – это остановка в росте.
Стоит также обратить внимание, что пользователи здесь представлены с помощью «мультяшных аватарок», а не с помощью реалистичных фотографий. С помощью простенького редактора аватарок каждый может себе выбрать «любимую прическу», «очки разной формы» «наличие или отсутствие бороды» и т.п. Это защищает участников от того, что об их слабых результатах в системе узнают какие-то знакомые.
5. Легкий неперегруженный интерфейс. Вот здесь пользовательский интерфейс следует признать несомненным достоинством системы. Особенно это важно для начинающих и тех, кто работает с маленьким экраном. Хотя… за все приходится платить. Например, кнопка «пожаловаться» на ошибку появляется не сразу и не во всех упражнениях ☹
Можно больше, наверное, описать достоинств этой международно признанной системы, но я остановлюсь опять-таки на пяти самых важных — уже перечисленных (важных с моей точки зрения) и перейду к недостаткам, которые тоже есть.

Скриншот 5. Простое и понятное задание с вынужденным выбором (MC) и простым интерфейсом. Содержательный контекст создает рисунок (фактически это подсказка для выбора правильного ответа t-shirts в данном случае).

Скриншот 6. Текущая обратная связь (ТОС) после правильного ответа.
Таким образом, сумма указанных достоинств данной системы DL приводит к тому, что мне лично с ней субъективно гораздо легче оказалось работать: возникла быстрей увлеченность, не надо теперь тратить ресурсы своей «силы воли» — заставлять себя усаживаться за каждый новый сеанс. Дело идет легко. По крайней мере три недели я испытал облегчение – по сравнению с дискомфортом и даже легким избеганием, который на второй год стала вызывать система PE.
Недостатки DuoLingo (или перспективы развития?)
- Нет системы измерителей уровня достижений. Я пока не нашел в системе DL тестов как таковых. Есть уроки, но тестов, которые позволили бы измерить достигнутый уровень я не вижу. Поэтому я не знаю, какому традиционному уровню сейчас соответствует моя текущая «золотая лига». Это все еще A2 (второй начинающий) или уже B1 (первый средний). По моим ощущениям скорее уже B1. Но это только лишь субъективные ощущения.
- Часто для понимания фраз не хватает контекста. Хотя авторы системы стремятся встроить фразы в какие-то осмысленные диалоги. Но все-таки большинство фраз появляются вне всякого контекста. Из-за этого бывает трудно расслышать, какое там местоимение (или глагол в каком-то времени) пробубнит невнятным голосом и в быстром темпе очередной голосовой персонаж. Тем более, что нет кнопки «Повторить голосом диктора». Хотя, извините, есть кнопка «Черепашка», которая позволяет прослушать медленно каждое отдельное слово во фразе. Но это уже такой очень медленный темп, к которому не всегда хочется прибегать. На скриншоте 7 показан основной режим прослушивания в системе DL. Контекст нередко очень остроумно изображен на карикатурках. Но есть определенная монотония в этих карикатурках или… они вообще отсутствуют (см. скриншот 7). А иногда ты не можешь быстро понять, что именно они подсказывают, и это вызывает раздражение.

Скриншот 7. Простейшее задание типа «аудиопазл» в системе DL. Справа от большой кнопки «Повторить» (пиктограммка «динамик») Вы видите маленькую кнопку «Черепашка».
3. Есть дефекты автоматического порождения заданий. На первых порах все задания мне казались очень хорошо отработанными и проверенными (уже учтены отзывы многих тысяч пользователей!). Но на третью недею появились странные задания с явными признаками того, что их породил «робот», конструирующий задания на основе искусственных алгоритмов. Увы, при этом о содержании явных ошибок некому тут же сообщить (не нашел кнопки «жалоба»). Это вызывает раздражение. Не очень приятно чувствовать себе жертвой каких-то «ботов».
4. Не всегда понятно, как именно работает распознаватель речи учащегося. Самым трудным элементом для меня в первые дни оказалось порождение голосовых фраз своим голосом в микрофон. Я это практически не развивал у себя, работая в Puzzle. А здесь без этого нельзя набрать минимального количества очков за урок, то есть задания в таком формате присутствуют в каждом уроке. Но… со временем я понял парадоксальную вещь (собственно мои домашние помогли мне это понять): оказывается, надо стараться вовсе не копировать интонации диктора, а медленно и членораздельно произносить слово за словом, не стесняясь своего русского акцента (!). Вот тогда система распознает твои слова и выдает Вам свою зеленую положительную надпись типа «Потрясающе!». А подражание «носителю» почти всегда приводит к неудаче (!). Наверное, все дело в том, что я при этом сливаю в единый невнятный речевой поток какие-то отдельные слова и система уже не может распознать, какие именно слова я произношу. Видимо, так…
Я пишу об этом здесь такой подробный и честный самоотчет, чтобы помочь Вам, дорогие читатели, не слишком огорчаться, когда у Вас поначалу не все будет получаться. Надо, как всегда, проявить настойчивость и «сообразиловку», и тогда Вы обязательно приноровитесь…

Скриншот 8. Простенький интерфейс пользователи при выполнении задания в формате «говорите».
5. Нет истории пройденных уроков. В ходе упражнений ты начинаешь постепенно понимать, что во всех диалогах участвуют какие-то постоянные персонажи с фиксированными именами – Бен, Эми и т.п. Это здорово. Возникает впечатление, что начинает вырисовываться какой-то «сериал». Но я не нашел в системе, где можно узнать «содержание предыдущий серий». Ну так чтобы отследить «линию жизни» этих персонажей и начинать им сопереживать. Впрочем, это можно считать не недостатком системы, а скорее перспективой ее развития.
ПОЧЕМУ ТАКОЙ АНАЛИЗ?
Надеюсь, что, почитав эту статью внимательно, мой читатель поймет, почему именно мне показалось таким важным внимательно проанализировать плюсы и минусы этих двух популярных систем. Ведь я сам занимаюсь разработкой весьма похожих тестовых заданий и думаю о том, как сделать наши тесты (производства фирмы «Гуманитарные технологии») более привлекательными и интересными.
Например, у нас была в десятые годы предпринята неудачная попытка популяризировать такой особый инструментальный сервис, когда учащиеся сами для себя создают упражнения – указывают пропуски в интересующим их тексте, так чтобы помочь себе заучить фразы из этого текста при попытках заполнения пропусков. Этот сервис мы назвали «Контекстные тесты» (или «К-тесты»). Записывайтесь в наш бесплатный проект КИТТ, если хотите узнать что это такое практически:
РЕЗЮМЕ СТАТЬИ
Ну а основные выводы я, конечно, адресую не столько разработчикам тестовых и обучающих систем, сколько рядовым пользователям.
Мое сравнение привело меня к таким рекомендациям для пользователей, которые планируют подтянуть свой английский (или изучить с нуля какой-то другой иностранный язык). На самом деле все зависит от вашего текущего уровня и целей, которые Вы ставите перед собой.
Рекомендация 1. Если Вы уже достигли уровня B2 (имеете что-то вроде First Certificate in English) и при этом ставите целью прежде всего читать и слушать на языке, то рекомендую воспользоваться все-таки системой Puzzle English. Эта система, например, точно поможет Вам просматривать фильмы на английском языке без субтитров (недаром сопровождающий проект называется Puzzle Movies). При этом надо не только выполнять в системе PE «дневной личный план», но активно самому искать материалы и дополнительные упражнения, которых в системе очень много!
Рекомендация 2. Если Вы являетесь скорее начинающим (находитесь на уровнях A1, A2 или B1) и планируете поехать в чужую страну, чтобы там объясняться с людьми на международном английском (то есть, планируете улучшить БАЗОВЫЕ разговорные навыки), то в этом случае надо ОДНОЗНАЧНО начинать с DouLingo. Я сам жалею, что не прислушался к советам домашних (а мой сын тоже поработал именно с DL на английском и на испанском), а надо было бы и мне начать именно с DuoLingo. В результате я создал для себя дискомфортную ситуацию в ходе длительных упражнений на Puzzle: пассивный словарь растет, но нет ядерного контента расхожих фраз, которым я активно овладел бы. Надеюсь, что «лучше поздно, чем никогда» и мое обращение именно к системе DuoLingo поможет мне поправить ситуацию. А главное – не терять оптимизма на пути от одной неудачи к другой (как говаривали мудрецы).
Рекомендация 3. На мой взгляд, вполне разумная стратегия — это сочетание двух описанных систем! Даже для начинающего пользователя будет полезной возможность, пользуясь главным образом DuoLingo, хотя бы изредка обращаться к Puzzle-English — прежде всего с целью измерения прогресса с помощью тех тестов, которые там присутствуют. Ну и отдельные игровые упражнения в системе РЕ будут добавлять Вам разнообразия по форме и содержанию.
Добавить комментарий