Про работу над собой и дифференцированную шкалу самооценки прогресса

27 мая 2023

Уважаемые читатели-подписчики Дзен-канала «Думай, Человек»!

Пожалуйста, перед чтением этой статьи вспомните, случалось ли с Вами такое. Вы с жаром брались за освоение каких-то новых способностей и знаний (например, за изучение иностранного языка). Но… не обнаружив у себя быстрого объективного прогресса в достижениях, просто….скисали. Чего Вам при этом не хватало, кроме банальной воли и самодисциплины? — Я Вам скажу, что частенько не хватает! — Не хватает быстрой позитивной обратной связи (от вашей системы самоконтроля достижений), которая говорила бы о том, что Вы оторвались от начального уровня и уже перешли на уровень… более «продвинутый». В ходе работы над собой нас обязательно должна поддерживать ПОЗИТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ, или, говоря более бытовым языком, НАДЕЖДА на то, что можно добиться успеха.

Одна из вполне серьезных проблем, сдерживающих развитие в нашей стране системы пожизненного непрерывного образования (а, следовательно, и рост личности во всех смыслах) заключается в том, что у нас… бедный и неразвитый язык, описывающий немногие градации на наших шкалах достижений. Одному термину «оценка» в английском соответствуют не менее пяти терминов с разными оттенками смыслов и контекстами употребления: estimation, assessment, evaluation, appraisal, rating. А у нас в русском языке ведь слово «оценка» используется не только для обозначения процесса (в значении «оценивание»), но и для обозначения его результата — полученного балла (чему в английском соответствует термин score).

КАКИМИ ШКАЛАМИ МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ?

Хорошо, когда в какой-то области, в которой мы начали работу над собой, существует четкая и объективная измерительная шкала — достаточно дифференцированная (дробная), чтобы подкреплять наше желание добиваться результатов, обнаруживая хотя бы небольшой, но позитивный сдвиг. Например, при изучении иностранного языка мы можем объективно и достаточно быстро с помощью определенных тестов проверять свой словарный запас, который измеряется в тысячах слов. Поэтому приращение новых 100-200 слов по определенной тематике — это заметный сдвиг.

Так и в работе над собственными физическими кондициями у нас есть четкие шкалы. Например, это количество приседаний, отжиманий от пола или подтягиваний на перекладине. А люди, озабоченные поддержанием оптимального веса, встают на весы и измеряют свои достижения очень даже объективно — в килограммах.

Но… во многих областях, связанных со знаниями и способностями, у нас просто НЕТ достаточно тонких (развитых) шкал. Шкала достижений, наиболее популярная у нас, фактически существует одна. Это грубая четырехбалльная шкала, известная всем со времен школы, которая позволяет различать четыре категории учащихся: «отличники». «хорошисты», «троечники» и «двоечники».

Какой дефект получаем от применения такой слабо дифференцированной, неразвитой шкалы? — А такой, что прогресс в среднем диапазоне (например, от «четыре с минусом» до «четыре с плюсом») не имеет качественных градаций — не обозначен какими-то яркими РАЗНЫМИ словами. Так мотивация людей по достижению ими градации «отлично» также снижается. А куда дальше-то расти? — К получению грамот? Но разные грамоты не конвертируются в звания — категории на какой-то общепринятой шкале…

ШКАЛА НУЛЬТЕНОВ

Примерно год назад я написал на Дзен-канале «Думай, Человек» статью про шкалу так называемых «нультенов» (цитирую ее ниже), но эта статья получила очень мало просмотров и мало комментариев. Не слишком это удивительно! Ибо наша культура, тяготеющая к грубым бинарным шкалами типа «хороший ученик — плохой ученик», «победа — поражение» (без нюансов вообще, связанных с возможной ничьей), не располагает к тонкому учету достижений и не стимулирует людей к «незначительному прогрессу».

Ниже я предлагаю таблицу, которая, я надеюсь, вызовет какой-то интерес и возникнет какое-то обсуждение. Это таблица опять про так называемые «нультены», но на этот раз она освещает соответствие между нультенами и «процентрангами». Кстати, все ли читатели в курсе дела, что в Эксель-таблицах есть в группе «статистических функций» такая функция как «процентранг»? — А ведь это как раз об этом. В чем удобство шкалы нультенов? — В том, что в ней четко обозначена «середины шкалы» (как и в такой шкале как «станайны», как в любой шкале с нечетным числом градаций).

Эта картинка-таблица из моей первой статьи про шкалу «Нультенов», написанной уже год тому назад — в мае 2022 года. В данной таблице 11-балльная шкала «нультенов» приспосабливается для оценки качества игры в шахматной партии, по итогам которой важено не просто «победа или поражение», а как быстро достигнута победа и т.п.

Приятной особенностью шкалы «нультенов» (особенно для аналитиков и программистов) является СООТВЕТСТВИЕ ОКРУГЛЕНИЮ до десятков процентилей. В самом деле, шкалу децилей в этом плане очень неудобно переводить в процентили и… наоборот. Например, процентилю 91 соответствует не дециль 9, а дециль 10, в то время как этому же процентилю 91 соответствует на шкале нультенов именно балл 9.

Кому-то покажется совсем лишним и экзотическим последний (правый) столбец в таблице, где даны литерные (буквенные) категории. Но… позволю себе напомнить Вам, что международная классификация категорий водительских прав связана как раз напрямую именно с литерными обозначениями этих категорий. Правда, шкала в этом случае инвертирована: категория «А» — это младшая категория (самая низкая квалификация водителя), а более высокие категории обозначены более поздними буквами латинского алфавита. Например, водитель с правами категории D имеет право управлять автобусами.

А ведь в той же международной традиции, но в области классического образования, категория А — обозначает высший уровень достижений, категория B — вторая, С — третья, то есть буквенные обозначения работают как шкала рангов (мест).

Надо сказать, что во многих разделах прикладной психологии для измерения способностей человек тоже применяются РАЗНЫЕ шкалы тестовых баллов. Широко известная шкала IQ (средний балл равен 100, а стандартное отклонение равно 15), но для измерения знаний английского языка как иностранного чаще используется шкала Т-баллов (средний балл равен 500, а стандартное отклонение равно 100). Есть еще и шкалы стэнов станайнов, Z-оценки (не буду грузить здесь читателя знаниями, важными только для специалистов по оцениванию и тестированию).

УНИФИКАЦИЯ ШКАЛЫ КАК БЛАГО ДЛЯ МОТИВАЦИИ

Что имеем? — В разных тестовых системах и в разных системах оценки образовательных достижений используются РАЗНЫЕ шкалы, которые частенько выстроены прямо противоположным способом, что сбивает с толку и … демотивирует (снижается мотивация на рост достижений).

Итак, сформулируем в заключении главный тезис-вывод данной статьи:


Использование достаточно простой для понимания и вместо с тем достаточно дифференцированной, а главное — УНИФИЦИРОВАННОЙ — шкалы достижений — будет ознаменовать сдвиг нашего общества в сторону повышения заинтересованности людей в наращивании своих способностей и знаний, а значит в соблюдении одного из ключевых условий экономического развития страны. Ибо рост производительности труда без роста психических и физических ресурсов людей НЕВОЗМОЖЕН.

А ниже даю ссылку на прошлогоднюю статью, в которой впервые вводится понятие «нультены».

ШКАЛА НУЛЬТЕНОВ (?!)

Думай Человек30 мая 2022

P.S.

Обсуждение этой статьи в среде специалистов происходит на новом Телеграм-канале «Компьютерная психодиагностика и психосемантика». Коллеги решили там напомнить мне, что первым шкалу с 11 градациями предложил в области психологического тестирования известный американский психометрист Джой Гилфорд. С удовольствием читаю такие конструктивные дополнения.

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток