Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

Психосемантика 30-ти литературных персонажей: а можно ли их всех разместить на одной плоской карте?

Автор публикации:

Эта статья, хоть и выдержана в научном стиле, адресована всем интересующимся русской литературой. Начните изучение с визуальной части — с карт, где собраны имена известных персонажей. Вас может удивить одно соседство: на первой карте рядом расположились гоголевский Собакевич и булгаковский Шариков. Забавно, что обоих авторы наделили «собачьими» чертами, и, как выясняется в статье, их близость на карте неслучайна. Прочтите — и убедитесь сами! 😊

Кому же не слишком интересны «абстрактные персонажи» (ну подзабылись со времен школы эти люди), то рекомендую рассмотреть все 4 карты в обратном порядке — начиная с карты номер 4. Это, возможно, поможет понять, о чем вообще эта статья…

Также в начале статьи вы найдёте ссылку на опрос. Мне важно ваше мнение по поводу интерпретации трёх факторных осей. Если вам сложно сформулировать комментарий, просто проголосуйте «за» или «против» — это займёт всего минуту.

Ссылка: https://test.ht-inc.ru/test/61b84cf056af2db0ff639ba201529f84

(Но лучше загляните в опросник после прочтения!)

===========================

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

Наша система ТЕЗАЛ 3.0 не стоит на месте. Раньше было 5 основных режимов работы, а теперь стало целых 7. Количество встроенных факторно-категориальных систем (ФКС) приблизилось к двум десяткам! Среди них есть популярные классификации: архетипы, зодиакальные психотипы (это не астрология!), киногерои, зоопсихотипы — выбор большой.

ТЕЗАЛ автоматически измеряет, насколько ваш личностный профиль похож на типовые профили из этих систем. Подробнее о ТЕЗАЛе и о том, как получить бесплатный доступ на месяц, читайте здесь:

https://ht-line.ru/tezaurus

Но до сих пор в ТЕЗАЛе не было категориальной системы «литературные персонажи». В этой статье я не буду утомлять вас техническими деталями создания этой ФКС. Читателям обычно неинтересно вникать в многомерное моделирование и математические методы расчёта смысловой близости.

Гораздо интереснее другое — наглядно увидеть, как знакомые объекты размещаются на «семантической карте», построенной всего на двух осях: по горизонтали (X) и вертикали (Y).

Можно ли создать такую карту для известных литературных героев? Я думал, что нет, но решил попробовать. И к своему удивлению, получил результат, который заслуживает внимания не только моeго, но и вашего! Эта картина открывает пространство для интерпретации и может даже продвинуть вперёд дифференциальную психологию личности — если мы договоримся о её общем понимании.

Итак, я создал личностные профили для 30 хрестоматийных персонажей русской литературы из школьной программы. В работе я опирался на собственную литературно-психологическую интуицию, а в сложных случаях обращался за помощью к ТЕЗАЛу и нейросетям.

Вот, например, какие личностные черты присваивает тургеневскому Базарову нейросеть «Яндекс Алиса»:

Затем я попытался спроецировать полученные характеристики на некий стандартизированных набор из 40 шкал, который был давно мной использованы в личностно-семантических исследованиях и настроен на реконструкция профиля в рамках «Большой шестерки» (HEXACO). Вот как выглядит этот набор из 40 униполярных шкал:

 Умный  дальновидный
 Активный  инициативный
 Ревнивый  завистливый
 Уверенный  решительный
 Агрессивный  враждебный
 Общительный  контактный
 Тревожный  мнительный
 Организованный  дисциплинированный
 Хитрый  коварный
 Честный  порядочный
 Безалаберный  безответственный
 Добродушный  мягкий
 Смелый  рискующий
 Сотрудничающий  коллективистичный
 Любознательный  пытливый
 Опытный  практически-мыслящий
 Независимый  самостоятельный
 Знающий  образованный
 Жизнерадостный  оптимист
 Спокойный  хладнокровный
 Сознательный  добросовестный
 Чуткий  сочувствующий
 Романтичный  мечтательный
 Соперничающий  честолюбивый
 Доверчивый  простодушный
 Обидчивый  ранимый
 Ленивый  потребитель
 Замкнутый  самоуглубленный
 Осторожный  избегающий риска
 Стяжатель  эксплуататор
 Соревнующийся  азартный (любит борьбу)
 Лидер  доминирующий
 Скромный  тихий
 Жестокий  беспощадный
 Методичный  формалистичный
 Тщеславный  демонстративный
 Услужливый  кроткий
 Расчетливый  прагматичный
 Великодушный  щедрый
 Скрытно нарушающий правила

Таким образом, все 30 персонажей получили профили по 40 указанным чертам (на картографических моделях ниже я ради компактности будут приводить лишь первые слова из более сложного «букета черт» в каждом из 40 пунктов).

Затем матрица 30 (персонажей) на 40 (черт) была загружена мной в известный статпакет SPSS, где был выполнен самый традиционный факторный анализ по методу «главных компонент». Этот алгоритм позволил выделить 9 значимых факторов. Девять — это очень много для 40 шкал (обычно в репертуарных решетках на 40 конструктах мои испытуемые получают только от 4 до 6 факторов). Так что вначале мне показалось, что пессимистичные ожидания полностью оправдываются: ничего не удастся наглядно разместить в пространстве главных двух-трех факторов (!). Но… первые факторы объяснили при этом весьма высокий процент дисперсии: 25%, 21% и 14% соответственно (в сумме почти две трети!), так что я попытался все-таки посмотреть глазами, как выглядят на плоскости черты и персонажи – в факторных осях этих трех главных факторов.  Вот что получилось (см. ниже).

40 черт на плоскости – это слишком много, как оказалось. Шрифт получается при этом очень мелким. Поэтому я начну с того, чтобы Вы увидели, как размещаются в пространстве факторов номер 1 и номер 2 именно 30 персонажей.

Карта-рисунок 1.  Данная карта номер 1 – это точный скриншот, это  «точечная диаграмма», построенная автоматически с помощью MS Excel, куда были «переброшены» мной факторные значения для 30 персонажей.

Интерпретация карты номер 1

Имена персонажей на Рисунке 1 могут показаться мелкими — я специально оставил шрифт, который генерирует Excel, чтобы они не накладывались друг на друга. Да, рассмотреть их непросто, но эта карта нужна, чтобы показать: расположение героев не моя выдумка. Оно полностью автоматическое и вычислено системой на основе проекций их личностных профилей на две факторные оси.

От себя я добавил только названия для 8 секторов (крупный шрифт со стрелками, дорисованные в Paint). Почему не 4, как обычно для двух осей? Я много лет работаю с круговыми моделями, подобными «кругу Лири», и вижу, что каждый полюс фактора может иметь разный смысл в разных частях карты (то есть в разных секторах).

Горизонтальная ось (X): Согласие vs. Эгоизм

Эта ось очень напоминает фактор «Согласие» из Большой пятерки. Интересно, что у русских литературных героев он оказался важнее, чем «Экстраверсия» — возможно, это отражает традиционный приоритет нравственной оценки над успешностью.

  • В правом верхнем углу этот фактор проявляется как «Честность» (аналог Honesty из модели HEXACO). Самый «честный» герой — горьковский Данко.
  • В правом нижнем углу он скорее выглядит как «Доброта» (эмоциональная эмпатия). Его воплощение — гончаровский Обломов.

Получается, «Честность» — это активная социальная позиция, а «Доброта» — более пассивная и интровертированная.

Вертикальная ось (Y): Активность vs. Пассивность

Здесь объединились черты «Экстраверсии» и «Сознательности» (то, что Кэттелл называл «Кортикальным контролем»).

  • В левом верхнем квадранте высокая активность сочетается с эгоизмом, рождая «Импульсивность». Ярчайший пример — булгаковский Шариков.
  • Заметим, что по соседству с ним оказался гоголевский Собакевич. Их близость на карте поразительна: оба персонажа откровенно следуют низменным инстинктам, а Булгаков и вовсе буквально превратил в человека собаку по кличке Шарик.
  • В левом нижнем углу эгоизм сочетается с самоконтролем. Здесь находятся расчётливые и прагматичные персонажи, такие как молчаливый карьерист Молчалин из «Горя от ума».

Таким образом, простая двумерная карта позволяет увидеть тонкие, но важные различия в мотивах и поведении даже самых известных героев.

Карта №2: Совмещенное пространство черт и персонажей

Первая карта показала стройную логику, но была неудобна для детального изучения. Чтобы лучше разглядеть смысл каждого сектора, я создал вторую, гибридную карту.

На ней черты личности расположены строго в своих вычисленных координатах. А вот имена персонажей (выделенные фиолетовым) я разместил приблизительно, слегка сдвигая их, чтобы они не перекрывались с чертами. Это позволило использовать крупный шрифт и сделать карту максимально наглядной.

Карта-рисунок №2: Совмещенное пространство черт и персонажей

Теперь интерпретация становится простой и интуитивно понятной.

Кто на карте обладает «Лидерским потенциалом»?
Ответ виден сразу: рядом с этой чертой находятся Тарас Бульба (Гоголь) и Пугачев (Пушкин) — прирожденные вожаки. Неподалеку оказался и Хлестаков. Это кажется абсурдом, но его позиция правее и ближе к чертам «Безалаберный» и «Оптимист» раскрывает суть его «лидерства» — это комедийная имитация. Любопытно, что и Пугачев, и Хлестаков — самозванцы, выдававшие себя не за тех, кем они были на самом деле.

Что объединяет соседей?
Выше и левее Бульбы расположен Ноздрев — самый импульсивный герой. Ближе к левому краю, рядом с чертой «Хитрый», мы находим Чичикова и Фамусова. А вот Кутузов и Штольц оказались соседями благодаря общей черте — «организованности» и стратегическому мышлению.

Этот анализ показывает силу метода: карта объективно выявляет общие черты у персонажей из разных эпох и произведений.

Анализ литературных антиподов
Карта наглядно показывает известные противопоставления.

  • Онегин и Ленский. Цитата Пушкина «Волна и камень, стихи и проза…» оживает на карте: Онегин тяготеет к левой, эгоистичной половине, а Ленский — к правой, рядом с чертами «Романтичный» и «Доверчивый». Рядом с Ленским — Николай Ростов, а ниже — Пьер Безухов, чья доброта носит более пассивный характер.
  • Шариков и Преображенский. Классические антагонисты закономерно заняли противоположные углы: импульсивный Шариков — слева вверху, а рациональный профессор — справа внизу.

А что же Обломов и Штольц? На этой карте они оба оказались в нижней половине. Это указывает на то, что их противопоставление не сводится только к двум первым факторам. Чтобы увидеть их истинное различие, обратимся к следующей карте, где представлена комбинация Фактора 1 и Фактора 3.

Карта номер 3. Совмещенные пространства «черты+персонажи» в факторных осях 1 и 3. Необходимо подчеркнуть еще раз, что оба фактора – это именно «главные компоненты», представленные без всяких преобразований типа «вращение» (вращение типа Варимакс или Облимин не производилось).

Новый ракурс — ментальная активность

На Карте №3 горизонтальная ось (X) осталась прежней, а вот вертикальная (Y) представляет совершенно новый фактор. Это сразу меняет расстановку сил: Штольц, Кутузов и Преображенский переместились на верхний полюс, а импульсивный Ноздрев оказался внизу. Теперь антиподность Обломова и Штольца проявилась в полной мере: Штольц находится в секторе «Организованный», а Обломов — в секторе «Эмоциональный». Интересно, что ближе всего к черте «Лидер» на этой карте оказался Базаров.

Вертикальная ось: Планирование vs. Импульсивность
Если на предыдущих картах вертикаль отражала общую поведенческую активность, то здесь мы видим ментальную активность — способность к построению сложных планов и целеполаганию.

Ноздрев активен, но действует без «царя в голове». А вот Штольц, Кутузов, Преображенский и Базаров демонстрируют иной тип активности: они выстраивают стратегии, ставят долгосрочные цели и последовательно их достигают.

Связь с психологическими моделями
Эту ось можно соотнести с фактором «Открытость опыту» из Большой пятерки. В правом верхнем углу мы видим черту «любознательность», что подтверждает эту связь. Правда, в левом нижнем углу нет явных черт, указывающих на «закрытость», но по косвенным признакам здесь локализовалось прагматичное и приспособленческое поведение, которое точнее всего описывается русским словом «подличать». Наиболее яркие представители — Молчалин, Плюшкин и Шариков.

Новая позиция Шарикова и других персонажей
Шариков, бывший на предыдущей карте в верхнем левом углу, теперь переместился в нижний. Это логично: он импульсивен, но не способен к осознанному планированию. То же касается Плюшкина с его патологической жаждой накопительства, Герасима с его безмолвной покорностью и Обломова, неспособного выстроить план жизни «за пределами дивана».

Неожиданные соседства
Любопытно, что даже в центре карты, который обычно представляет собой «смысловой шум», обнаружились точные совпадения:

  • Хлестаков снова рядом с «оптимистом»
  • Ноздрев — с «тщеславным»
  • Раскольников — с «тревожным»

Эти точные попадания подтверждают, что карта выявляет реальные смысловые связи, а не является результатом случайного размещения объектов.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ

Пока, конечно, рано строить далеко идущие теоретические обобщения (сравнивая данную трехфакторную модель, например, с трехфакторной моделью Ганса Айзенка). Но следует еще раз подчеркнуть, что именно оказалось приятной неожиданностью для меня как для автора этого исследования. Оказалось, что без всякого вращения координат можно построить вполне интерпретируемые плоские двухфакторные модели семантического пространства «черты плюс персонажи», так называемые КАРТЫ (кстати, я выполнял вращение и увидел еще раз, что  оно приводит к сгущению изображающих точек, так что одна накладывается фактически на другую и интерпретация секторов оказывается затрудненной). На полученных мной плоских картах точки, изображающие  объекты, вполне неплохо «растягиваются по полюсам и секторам», так что их группировку (кластеры) можно вполне разглядеть глазами и проинтерпретировать понятным образом – в соответствии с ключевыми понятиями академической дифференциальной психологии.

Какой же прикладной смысл имеет выполненная данная работа? – Она подготавливает создание в нашем Центре новой версии ЛСД – методики «Личностный Семантический Дифференциал». В ходе выполнения этой методики сам испытуемый будем шкалировать свой «Я-образ» (описывать себя). Возможно, что он будет использовать при этом именно указанный мной в этой статье перечень из 40 шкал (см. выше), но, возможно, будет использовать и несколько другой (более короткий). Главное не в этом, а в том, что в результате испытуемый получит информацию с помощью «встроенного интерпретирующего модуля ТЕЗАЛ». Этот модуль позволит предложить интерпретацию результатов не только в терминах черт личности (не всем в наше время этот язык хорошо знаком и близок), а еще и в терминах близости к известным литературным персонажам.

Что даст нам методика ЛСД, сопряженная с системой ТЕЗАЛ? — Образно это можно показать на карте номер 4.

Карта-рисунок номер 4. На этой карте можно будет увидеть, где именно (рядом с какими персонажами) локализован субъективный «Я-образ» самого испытуемого, а также куда направлен его субъективный вектор развития (от «Я-реального» к «Я-идеальному»).

ВНИМАНИЕ: если Вы хотите одними из первых испытать на себя новую методику ЛСД, снабженную «литературной интерпретацией», то, пожалуйста, напишите об этом в комментариях к этой статье, а также записывайтесь в наш клуб КИТТ – Клуб Испытателей Тестовых Технологий.

Итак, статья подошла к концу. Теперь Вы точно готовы ответить на 3 вопроса в этом кратком онлайн-опроснике:

https://test.ht-inc.ru/test/61b84cf056af2db0ff639ba201529f84

На обложке картинка, полученная автором по запросу  к галерее «Яндекс-картинки», куда она попала с сайта kasheloff.ru

P.S. Еще раз насчет плоских карт и многомерного пространства. Вы знаете из элементарной начертательной геометрии, что любой трехмерный объект по-разному выглядит в разных двухмерных проекциях. Как, впрочем, звездный небосвод (двумерная проекция) по-разному выглядит с разных точек трехмерного космического пространства – с Земли, с Луны, с Марса… Тем более это касается  семантического личностного пространства (или пространства личностных черт), которое оказывается даже не трехмерным, а, например, пятимерным как в модели «Большая пятерка». Внутри «Большой пятерки» мы имеем дело в общем случае не с двумя и не с тремя парами факторов (с тремя плоскими картами), а сразу с 10 парами (!). Это означает, что необходимо построить 10 разных карт, чтобы увидеть, как различаются между собой и в чем сходны все литературные персонажи. Тем более удивительно, что мы смогли сегодня увидеть какие-то вполне объяснимые различия всего лишь на двух картах… Или для Вас это не удивительно вовсе? Или не показалось даже интересными сколько-нибудь? – В любом случае напишите, пожалуйста. Мне очень важна ваша обратная связь. Заранее благодарю!

P.S.2.
Данная статья хорошо иллюстрирует, почему такие академические авторы как А.Г.Шмелев (то есть я) с большим скепсисом относятся к увлечению, например, «типологией Юнга», которую очень широко популяризовали на Западе труды Майерс и Бриггс (в рамках методики MBTI), а в позднем СССР — Аушры Аугустинавичюте (так называемая «соционика»). Все дело в том, что за бортом этой типологии оказывается такое ключевой фактор как «Моральная оценка личности» (в модели «Большая пятерка» он предстает как фактор СОГЛАСИЕ). Да, самим испытуемым, это оказывается даже приятно, что их личность оказывается вне «моральной оценки». Ну в такой логике, что «все люди у нас по-своему хороши». Но вот русская классическая литература выводит этот фактор даже не на второе место (как это наблюдаем в «Большой пятерки»), а на первое место (!). И дело не только и не столько в религиозно-христианской этике, от которой себя наша литература никогда не отделяла. А еще и в том, что даже с точки зрения «этологии» (или «зоопсихологии») хищная или миролюбиво-травоядная сущность любого животного — это первое, в чем нам природой суждено успевать сориентироваться, чтобы самим выжить. Иными словами: мы не любим применять фактор «Моральная оценка» к самим себе (и понятно, почему), но не забываем его применять по отношению к другим людям. Все имплицитные теории личности обязательно включают этот фактор. Недаром, в модели «Большая шестерка»(или HEXACO) появился новый (по сравнению с «Большой пятеркой») фактор под названием «Честность». Нам очень и очень важно, чтобы нас не обманывали!

комментировать

29 ответов

  1. Ирина

    Делаю вывод, что литература не только искусство, но и наука )

    1. Шмелёв А.Г.

      Ирина, хорошо, что Вы поставили смайлик в конце этого суждения. Так как это явное преувеличение 🙂 Дело в том, что литература может быть предметом науки (как в данном случае), но само по себе отражение действительности в художественных образах и в научных понятиях — это совершенно разные методы познания! Другое дело, что персонажи литературных произведений совершают ГОВОРЯЩИЕ ПОСТУПКИ, которые мы, как правило, интерпретируем в терминах личностных черт, то есть применяем к ним свою так называемую «имплицитную теорию личности» (подразумеваемую наивную теорию). Так что, строго говоря, предметом такого психосемантического исследования является не столько сама по себе литература, сколько… именно «имплицитная теория личности» некого совокупного субъекта, которым являются и автор, и читатель одновременно.

      Спасибо за Вашу реплику. Как видите, она дала мне возможность кое-что уточнить 🙂

  2. Владимир Александрович Старк

    Я психику разъял, как труп. И алгеброй гармонию поверил. )))

    Александр Георгиевич, если я не вижу в теории личности своего любимого потребностно-мотивационного фундамента, то уже априорно ору известное «НЕ-ВЕ-РЮ!». Ну ладно, я — кузнец деревенский, какой с меня спрос, но научное сообщество затаило на Вас глухую обиду за идею квалификационной проверки их знаний. Будут мстить. )))
    Ну и немного по униполярным шкалам.
    1. «Умный».
    По моим наблюдениям ум бывает…
    Интеллектуальностью (способностью к усвоению знаний).
    Мудростью (чудный новомодный синоним к этому патетизму — «социальный интеллект»)
    Хитроумием — изворотливостью, лукавством, ловкостью ума.
    Объективно — беспристрастным стилем мировосприятия.
    Креативностью — способностью к генерации идей, творческим подходом к синтезу и анализу информации.

    О разновидностях «дальновидности» тоже могу написать… )
    С искренним уважением. ВС

  3. Андрей Х.

    Очень круто!

    > Уже давно известно, что читателям не очень интересно вникать в различные математизированные подробности, связанные с моделированием многомерных профилей (семантических векторов) и измерением их сходства (смысловой близости).

    Наоборот, это самое интересное)

    > алгоритм позволил выделить 9 значимых факторов. Девять — это очень много для 40 шкал

    Рекомендую проделать аналогичную работу в отношении не отдельных литературных персонажей, а системы театральных амплуа (по Мейерхольду, к примеру, или подобным). Количество амплуа ограничено парой десятков, факторов будет меньше. Амплуа ещё более шаржированы чем персонажи (одно амплуа включает в себя многие персонажи), а то, что эти амплуа из века в век кочуют по сценам, говорит об устойчивости и жизненности спроецированных на них комплексов психологических черт. Потенциально любопытное расширение факторных систем ТЕЗАЛа (каждому интересно узнать на какого героя он похож)).

    > …каждый полюс каждого из двух главных факторов (и по горизонтали и по вертикали) имеет как бы «две стороны одной медали», то есть имеет разную смысловую окраску в разных квадрантах декартовой системы координат.

    Вот это нетривиальный вывод, требует осмысления. На пересечении двух дихотомий образуется некая виртуальная третья?

    > Оба – явные вожаки, причем военные вожаки, люди очень независимые и ведущие за собой других. Недалеко от них оказался гоголевский «Хлестаков». Казалось бы, это вообще нонсенс! Причем тут Хлестаков?

    У Хлестакова не лидерство в чистом виде, а «харизма», способность оказывать сильное влияние на других людей. Лидеру положено быть харизматичным, но может быть и харизма без лидерства) А ещё верхнюю четвёрку персонажей объединяет убеждённость в своей правоте, отсутствие сомнений. Хлестаков даже в ложь свою искренне верит)
    (Раскольникова почему-то нет на первых двух картах, а он со своими сомнениями должен оказаться внизу, противолежать этой четвёрке.)

    > Забавно увидеть и такие совпадения, как осмысленное соседство определенных «черт» и определенных «персонажей» даже в середине карты 3 (вот это для меня совсем неожиданно, ведь обычно серединка семантического пространства — это «невнятная куча неопределенного материала»).

    А в середине карт 1 и 2 находится «лень» и это не очень вяжется с интерпретацией вертикальной оси как темпераментной активности-пассивности, иначе «лень» была бы в самом низу, как на карте 3. Получается, эта ось связана с активностью-пассивностью, но не темпераментной, а в какой-то определённой сфере.

    > если Вы хотите одними из первых испытать на себя новую методику ЛСД

    Давно хотел испытать на себе ЛСД! Роскомнадзор и Роснаркоконтроль заинтересованно приглядываются к этому посту 🤭

    Если серьёзно, то очень бы хотелось видеть программно реализованный семантический дифференциал, но не с заданными шкалами, а как положено, с выявлением на первом этапе личностных конструктов респондента. Почему-то никто не берётся за эту задачу, хотя чего-то принципиально нерешаемого в ней нет.

    > Это означает, что необходимо построить 10 разных карт, чтобы увидеть, как различаются между собой и в чем сходны все литературные персонажи. Тем более удивительно, что мы смогли сегодня увидеть какие-то вполне объяснимые различия всего лишь на двух картах…

    Попробуйте применить к данным не PCA, а t-SNE. Этот статметод как-то умудряется разместить исходные данные в двумерном или трёхмерном пространстве с сохранением структуры связей между данными. Хорош для наглядных представлений.

    > Все дело в том, что за бортом этой типологии оказывается такое ключевой фактор как «Моральная оценка личности» (в модели «Большая пятерка» он предстает как фактор СОГЛАСИЕ).

    В соционике есть близкая по смыслу дихотомия «рассудительность-решительность». Более того, в ней, как и в этом вашем исследовании, есть отличия между экстравертной и интровертной решительностью, экстравертной и интровертной рассудительностью.

    1. Шмелёв А.Г.

      Андрей, спасибо за такой Ваш развернутый комментарий. Здорово, что Вы его структурировали по пунктам. К сожалению, я не могу сегодня прокомментировать содержательно каждый пункт. Но по некоторым в любом случае мой встречный комментарий по сути сводится к очень краткому тексту — к моей благодарности. Например, это касается рекомендации применить метод t-SNE. Я даже не в курсе, где он доступен. Он есть в SPSS?

      Что касается фактора MBTI «Рассудительность — решительность». Мой ответ Вам во много аналогичен тому, который я написал Михаилу в нашем ТГ-канале (вы его видите). Конечно, некоторые факторы MBTI очень близки к фактору «Моральность», но… это НЕ значит, что они его буквально повторяют (!). Давайте различать 2 разные проблемы (связанные тесно, но разные).

      1) Проблема строения «имплицитной теории личности» (житейской, обыденной, литературной). Я утверждаю, что в этих стихийно сложившихся представлениямх именно фактор «Моральной оценки» является ключевым (самым первым по весу!).

      2) Проблема принятия-отторжения испытуемыми тот или иной теории, когда она становится инструментом анализа их личности. В этом случае неизбежно включаются известные механизмы психологической защиты (включая вытеснение «моральной оценки» как таковой). Причем люди с удовольствием используют этот фактор для оценки других людей, но… очень неохотно для оценки самих себя 🙂

      1. Андрей Х.

        Вам спасибо за пищу к размышлениям!)

        SPSS я давно не пользовался, на официальном сайте пишут, что t-SNE реализован как отдельный питоновский модуль к ней — https://www.ibm.com/docs/ru/spss-modeler/saas?topic=nodes-t-sne-node

        1. Юрий Тукачев

          Зачем рекомендовать алгоритм t-SNE, в котором оси не имеют содержательной интерпретации, в отличие от PCA (Факторного анализа)?

          1. Андрей Х.

            В этой статье АГ не столько занят главными компонентами, сколько пытается найти способ на одном двумерном изображении отобразить близости персонажей и черт. Лучше, чем t-SNE, с этой задачей ничто не справится.

        2. Юрий Тукачев

          t-SNE показывает близость, но НЕ объясняет, В ЧЁМ ИМЕННО заключается эта близость с точки зрения исходных черт. Совмещенное пространство черт и персонажей — ключевая деталь исследования: важно не просто разместить персонажей на карте, а понять, какие черты личности определяют их положение относительно друг друга. Это требует методов, которые позволяют одновременно отображать: объекты (персонажи) и их признаки (черты личности). t-SNE эту задачу не может решить (только объекты, или только черты). Более того, в t-SNE относительные расстояния между кластерами НЕ интерпретируемы в принципе. Нам важно получить не просто красивую 2D (3D) картинку.

          1. Андрей Х.

            Я не видел исходных данных, но если и признаки, и персонажи закодированы через one-hot encoding (этому способу посвящена заметка блога от 08.10.2025), то на семантической карте t-SNE их можно вывести одновременно.

            Ограничение метода t-SNE в виде неинтерпретируемости осей компенсируется достоинством в способе расчёта семантической близости объектов — с учётом всех наличных факторов сразу (100% дисперсии). Тогда как PCA на парах даже самых больших компонент объясняет не более половины дисперсии (в этой статье 46% для первой и второй компоненты, 35% для первой и третьей).

            Не вижу причин почему бы не взглянуть на имеющиеся данные через призму t-SNE. Для иллюстрации эмбеддингов слов чаще всего я встречаю как раз t-SNE, либо и PCA и t-SNE вместе, как, например, в самом низу этой страницы:

            https://www.cs.columbia.edu/~johnhew/coms4705/lectures/lec1.html

      2. Андрей Х.

        1. Гипотеза о ведущей роли фактора моральной оценки для литературных персонажей выглядит вполне обоснованной и логичной: столкновения разных представлений о морали и вытекающие из них перипетии в основном и являются основой для движения литературных сюжетов.

        2. Со вторым утверждением в полной мере согласиться не могу: работая с опросниками отмечал, что многие люди вполне честно признают наличие у себя социально неодобряемых черт (разумеется, при условии, что опросник заполняется в целях самоисследования, а не в ситуации профотбора или подобных).

      3. Юрий Тукачев

        Нет, там совсем другая структура данных, чем в заметке от 8 октября. Подробнее отвечу чуть позже.

    2. Наталья

      Согласна, что самое интересное — это способы математической обработки, ну и как были организованы исходные данные

  4. Владимир Александрович Старк

    Ну и не могу кстати не высказать критическое слово о содержании морального фактора НЕХАСО.
    Тут я могу с полной уверенностью сказать, что чертами факторного уровня являются эмпатичность, скромность и непритязательность, именно эти весьма-а-а пространные качества являются фундаментальными для всей модели нравственного поведения.

    Александр Георгиевич, если нужны подопытные собачки для испытания на них ЛСД, то я всегда готов, почту за честь как Белка и Стрелка вместе взятые. )

    С уважением. ВС

    1. Шмелёв А.Г.

      Владимир, спасибо, что Вы выражаете готовность быть «белкой-стрелкой» 🙂

      Что касается обсуждения факторов. У меня сложилось по вашим двум комментариям такое впечатление, что Вы не вполне поняли, что расположение персонажей в пространстве — это автоматический результат определенной процедуры, а вовсе не «плод авторской фантазии». Мы имеем то, что имеем, как говорится. Поэтому приходится интерпретировать то, что видим. Это НЕ научная теория личности, а так называемая «имплицитная» (обыденная, житейская). Авторы художественных произведений (писатели) описывают поведение своих персонажей (и реже дают им атрибутивные характеристики). При этом они не руководствуются научными теориями и находятся во власти «житейской психологии». Поэтому самые значимые факторы — это, если хотите, ПРОДУКТ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ. Но… в них есть «сермяжная истина», так как они позволяли людям веками решать проблемы совместной жизни с себе подобными…

      1. Владимир Александрович Старк

        Александр Георгиевич, почитал характеристику Базарова от Алисы и в очередной раз подивился точности, тонкости и масштабности мышления ИИ.
        Обширный опыт общения с психологами научил смиряться с тем фактом что все видят человека по своему и здесь и сейчас, а не так как я, как профессиональный зоолог, который всегда пляшет от особенностей скелета, от корней зубов, а не от экстерьера.
        Ну… форма занудства такая. )

        1. Наталья

          Базаров типичный биофаковец просто

      2. Наталья

        Плод авторской фантазии у нас — сырые данные. Вы сами признались, что они организованы по вашему вкусу и чутью.

        1. Шмелёв А.Г.

          Ну не преувеличивайте, Наталья, пожалуйста, насчет «авторского вкуса» 🙂 Я же написал и показал на примере Базарова, что во многих случаях опирался на те личностные черты, которые генерировала системе ИИ, а не сам Шмелев. Я допускал «произвол» в тех немногих случаях (их меньше половины!), когда был совершенно уверен, что гротесковый персонаж (например, такой как Ноздрев) обладает совершенно определенными ЯВНЫМИ и всеми признаваемыми чертами.

          Вы сами можете возразить, где именно персонажи оказались на карте в таких «странных местах», который лично у Вас вызывают сомнения. — Вот это была бы по-настоящему аргументированная критика 🙂

      3. Наталья

        Александр Георгиевич, про коллективные заблуждения это вы хорошо сказали, но ещё ведь не всякий психотип (что ни имей в виду под этим терминам) склонен к писательству…
        Например, у Достоевского Фердыщенко даёт правильную моральную оценку своему неблаговидному поступку. В жизни бывают и иные варианты — ну, Шариков ближе

  5. Игорь

    Мне не совсем понятно, как фактор моральной оценки личности рушит типологии mbti и соционики?
    Можете простыми словами?) Я не психолог.
    Эти типологии я изучил довольно подробно, но не являюсь их апологетом. Со скепсисом к ним отношусь, потому что они никак не решают психологических проблем. Например, тревожные и прочие расстройств.

    1. Наталья

      Я хотела спросить, кстати, моральная оценка, это не то же самое, что трансцендентность личности у Клонингера?

    2. Шмелёв А.Г.

      Игорь, здравствуйте.

      Понимаете, какая получается закономерность. Те, кто увлекаются так называемой «соционикой», — это, как правило, лица, не имеющие психологического образования. Как Вы лично это можете объяснить? Пожалуйста, выскажите ваши предположения! У меня же лично давно сложилось банальнейшее объяснение: эти лица, как правило, не знакомы с каким-либо иными типологиями, кроме «соционического Юнга» (это уже не совсем даже Юнг, понимаете).

      А слово «рушит» неправильное! Вам непросто это понять, но разные типологические концепции в психологии СОСУЩЕСТВУЮТ друг с другом. Ну это также происходит, как одновременно верны «карты звездного неба», составленные в разные времена года или с разных точек в космическом пространстве (!). Это также верно, что теория Эйнштейна не отменяет практичности традиционной теории, основанной на механике Ньютона, ибо последняя с хорошей точностью описывает законы движения со скоростями, далекими от скорости света.

      Соционика — это просто популистская и неполная типология. Она допускает только лишь 16 типов личности. Хотя их на самом деле больше не в 10 или не в 100 раз, а их больше… в миллионы раз (!). Почему? — Потому что более научно-обоснованные данные говорят о том, что большинство людей попадают в категорию «смешанных типов», то есть обычные типы у них встречаются с разными весами. Это векторно-многофакторная модель личности — это вообще другой подход! Это «Большая пятерка». Или «Большая шестерка». Ну почитайте литературу про эти модели. ЕЕ теперь полно — доступной в Интернете!

      1. Игорь

        Спасибо за ответ.
        — Те, кто увлекаются так называемой «соционикой», — это, как правило, лица, не имеющие психологического образования. Как Вы лично это можете объяснить? Пожалуйста, выскажите ваши предположения!
        — Я думаю, что психология изучает личность как индивидуальность, а не как набор типологических штампов. А обычным людям проще иметь дело со штампами, чтобы не утонуть в море вариантов.
        Действительно, среди увлекающихся соционикой не распространены знания других типологий, за исключением, пожалуй, психософии Афанасьева, которую же некоторые соционики недолюбливают.
        Соционика это же больше фэндом, где люди просто общаются на тему, имея как бы законное основание обсуждать других людей под видом типа ))
        Мои попытки расширить обсуждения в этом фэндоме, говоря о DISC, архетипах Пирсон-Марр, эннеаграмме, не находили никакого отклика. Для них соционика стала, по сути, точкой опоры для оценки себя и окружения.
        Кстати, векторно-многофакторная модель личности, похоже, использовалась в тестах Таланова. По результатам тестирования в отчете давалась информация о весах того или иного типа из возможных 16 и весах соционических функциях. Про «смешанные типы» у него было, но он, как я помню, выделял основной тип с доп. акцентами на другие типы.
        Про «Большую пятерку» начитан, спасибо. Хорошая вещь. Про HEXACO не так много читал.

        1. Шмелёв А.Г.

          Игорь, спасибо дважды:

          1) Вы рассказали о себе немного — о том, насколько знакомы с ДРУГИМИ подходами.
          2) Вы согласились со мной, что большинство любителей соционики не знают ничего, кроме соционики.

          Насчет Таланова два слова. Это единственный общепризнанный пример специалиста
          приличного уровня, которые попробовал работать с «соционическими типами» методами
          психометрики. Разумеется, что у него не могло получиться «однозначного попадания
          в единственный тип» и он, разумеется, описывает относительную принадлежность
          разным типам с помощью весовых коэффициентов.

  6. Наталья

    А почему Хлестаков честнее всех персонажей из левой половины графика?

    1. Шмелёв А.Г.

      Наталья, Вы неправильно трактуете смысл вертикальной оси. Хлестаков, который находится на верхнем полюсе, является не «честным», а «гиперактивным».

      Я вижу по вашим репликам, что Вы не согласны с полученным мной расположением персонажей. Мое предложение Вам: я могу Вас снабдить ссылкой на всю процедуру заполнения матрицы 30 на 40. Одолеете? — Тогда мы сможем с Вами разглядеть, чем будет отличаться ваше расположение персонажей от того, которое получилось у меня. ОК?

  7. Наталья

    В вашем опросе я выбрала особое мнение во всех трёх случаях, но выразить его было негде

    1. Шмелёв А.Г.

      Наталья, я же предложил его выражать на последней странице! Там ведь есть окно для «Отзыва».
      Понимаю, что не очень у нас принято читать инструкции, но ведь без этого всегда возникают подобные недоразумения (!).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Классифицируем 20 форм правления

Контекст и обсуждение <здесь>

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Александр Георгиевич, не далее как вчера сидел после службы в компании священства и задал совершенно дурацкий и совершенно примитивный вопрос……

  2. Александр Георгиевич, спасибо за мини-исследование, которое мне было интересно с точки зрения дизайна и процедуры обработки результатов. Сам я думал…

Облако меток