Мое видение пересечения множества черт темперамента, характера и личности на кругах Эйлера

Alexander Shmelyov • 18 июня 2023

Когда я писал монографию «Психодиагностика личностных черт» (она вышла в далеком уже ныне 2002 году), то сам не слишком понимал тогда, как не хватает не только читателю, но… и мне самому (!) ясной логической иллюстративной схемы. О чем? — О том, как соотносятся между собой черты темперамента, черты характера и черты личности. Многие авторы касались этой темы, но я нигде не встречал диаграммы на кругах…

Сегодня в ходе бессонной ночи я, наконец, «узрел», как должна выглядеть диаграмма Эйлера-Венна с использованием «логических кругов». Не так просто было их наложить друг на друга, но кажется, что основные пересечения удалось изобразить и теперь я прокомментирую Пять Областей, которые обозначил первыми буквами латинского алфавита: А, B, C, D и Е.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Черты темперамента — это унаследованные генетически по большей части ИНСТИНКТИВНЫЕ программы поведения ОРГАНИЗМА (но не социального индивида и не личности), которые могут иметь ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Эти особенности связаны с различиями в типах нервной системы и гуморальной конституции — не это сейчас важно. Важно, что одни люди от природы еще во младенчестве, еще до социального научения ведут себя как более активные и смелые (смелей изучают окружающую среду), а другие — более осторожные, третьи люди могут быть более однообразно-стабильными в своем поведении, а четвертые — разнообразно-лабильными (разными), то есть более чутко реагирующими на различия в окружающей среде. Пятые выдерживают ситуацию конфронтации легко и даже стремятся к таким ситуациям, ибо имеют агрессивный темперамент….

Часть черт темперамента в ходе онтогенеза (психического развития человека в детском и взрослом возрасте) ПРИКРЫВАЮТСЯ (трансформируются, компенсируются) приобретенными чертами характера и личности. Но есть свойства (они на диаграмме занимают сектор А), которые связаны исключительно с «биологическими стимулами». Эти свойства никогда не меняются и по ним можно судить именно о темпераменте (если до них добраться в ходе особой диагностики вроде стресс-интервью). Если человека бить сильным током, или доводить до голодной смерти, либо пугать до биологического ужаса, то он превращается в… животное и реагирует на эту ситуацию в соответствии со своим биотемпераментом. Впрочем, не только экстремальные ситуации вскрывают свойства организма, а такие интимные физиологические повседневные процессы как «прием пищи», «дефекация», «совокупление» и т.п. Еще раз: Где этот сектор на кругах? — Это сектор А.

ХАРАКТЕР

В ходе детства формируются черты «социального индивида» — черты характера. Они формируются по модели научения — путем положительного или отрицательного социального подкрепления. Это поведенческое воспитание, любим или не любим мы это слово (если хотите, то можно и слово «дрессировка» здесь использовать). Результат — система условных рефлексов (классических и инструментальных), а также более сложных программ поведения, освоенных в ходе жизни. Социум (тот или иной) формирует характер либо активный, либо пассивный благодаря тому, является ли «иницатива поощряемой» или «наказуемой». И эти черты характера в социальных и искусственно-технологичных средах (ситуациях) ПОКРЫВАЮТ черты темперамента. Хотя организм человек может быть пассивном, но общество поощряло в нем активное поведение, и он ведет себя в ИЗВЕСТНЫХ ЕМУ СТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ как человек с «активным характером». Где этот сектор на кругах? — Это сектора B+С.

А где на кругах «чисто-характерологические черты»? — Возникающие не в биологических ситуациях (таких, которые и для животных возникают), а в производственно-культурно-социальных ситуациях (которые только в обществе людей возникают). Это сектор D+E. Понятно? Видно?

Примеры хотите? — Биологическая черта может быть такой: «Сластена» (ну любит есть сладкое, такова потребность в организме). Это «сластена» из сектора А. Но кто-то может стать «сластеной-B», хотя потребности особой в организме нет, но в семье принято пить чать с сахаром. Ситуация по сути биологическая (проблема обмена веществ организма со средой), но социум формирует и подкрепляет ДРУГУЮ модель поведения, считая ее «социальной нормой». Человек от природы может быть гетеросексуал, но общество может ему навязать гомосексуальную модель поведения (как мы видим в последнее время, ведь биологических гомосексуалов на самом деле — не более 2х процентов от популяции, а сменить пол или найти гомосексуального партнера хочет уже гораздо больший процент). Это тоже будет черта из сектора B. А есть ситуация «публичное выступление» (с использованием презентации, допустим). Нет такой ситуации в природной (биологической) среде. Это социальная и немножко технологичная ситуация. Осторожный интроверт благодаря тренингу может выглядеть в такой ситуации как «экставерт», ибо много раз УЧИЛСЯ, как это делать — как преодолевать стресс, связанный с возможной непредсказуемой реакцией публики и т.п. Это черты характера из сектора Е.

ЛИЧНОСТЬ

Но кроме черт темперамента и характера есть еще и третий сорт черт — черты личности. Как они формируются и что это такое? — Это результат определенной осознанной работы человека над собой на основе… ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (или личностных смыслов жизни). Личность — результат ценностно-смыслового воспитания и самовоспитания. Огромное значение тут приобретают «Авторитетные люди». Если черты характера — результат НАУЧЕНИЯ (стимул-реакция-подкрепление), то черты личности — результат трансформации категориально-ценностных структур сознания (личностных конструктов, на которых строится «Я-образ» и «Я-концепция»).

Характер есть и у домашних, и у особенно цирковых дрессированных животных (кстати). А вот черты личности — результат работы над собой, которая начинается уже не в первые годы жизни маленького ребенка, а только в подростковом возрасте (да и то не у всех). Подросток оказывается под впечатлением определенной модели поведения, которую увидел не только в жизни, но в символической форме — в книге, в кино, в компьютерной игре (последние две возможности теперь гораздо чаще встречаются, чем первая). Эта модель становится образцом для ПОДРАЖАНИЯ и человек приступает к более или менее сознательному тренингу у себя черт, которые ему лично не хватает до «своего идеала». Это тесно связанный процесс с профориентацией и социализацией в юношеском и взрослом возрасте.

Человек, который решил стать ученым, понимает, что придется читать книги и долго сидеть за настольным компьютером (а не лежать со смартфоном на диване, глядя «кинцо») , и вот он развивает у себя более или менее планомерно определенные навыки поведения (черты усидчивости, аналитичности, методичности). В каких-то случаях эти личностные черты совпадают со свойствами характера, но иногда могут вступать в противоречие не только со свойствами темперамента, но и со свойствами характера. Сектор D на круговой диаграмме — это сознательно развитые черты личности, которые накладываются на приобретенный характер, но не затрагивают еще темперамента. А вот сектор C — это такие черты личности, которые накладываются и на характер, и на темперамент и могут МАСКИРОВАТЬ и то, и другое. Например, человек, если категоризуют ситуацию как имеющую отношение к «личностному самоуважению» может повести себя ЧЕСТНО (под лозунгом «Я ведь честный человек»), но если у него возникает соблазн «стырить» в чужом доме (в отеле) полотенце и он НЕ считает, что эта ситуация изменит его «Я концепцию», то он будет спокойненько «тырить» — как это делают многие под лозунгом: «А мне ведь от этого ничего никто не сделает».

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО?

Я постоянно думаю, можно ли снабдить нашу систему ТЕЗАЛ такими дополнительными концептуальными средствами, которые помогли бы пользователю различать черты темперамента, характера и личности, но… пока прихожу к выводу, что, глядя на сами термины, мы во многих случаях без специальных дополнительных диагностических мероприятий (часто не тестовых, а наблюдений за человеком в реальных жизненных ситуациях) НЕ МОЖЕМ сказать, является ли, например, «скупердяйство» чертой характера или личностной чертой. Ведь если это черта личности, то ее можно в какой-то степени скорректировать с помощью «ценностно-ориентированной психотерапии» (направленной на самосознание и Я-концепцию). Если это черта характера, то любая «речевая терапия» (рациональная) не будет эффективной, ибо требуется бихевиоральное «переобучение» (новая система повседневных подкреплений и наказаний). А если это связано с темпераментом, то мы сможем переобучить человека только в ряде «стандартных ситуаций», а как возникнет какая-нибудь не стандартная, то из щедрого человека опять вылезет… «природный скупердяй».

Тем не менее, в третьей версии ТЕЗАЛ 3.0 есть факторно-категориальные системы, которые больше относятся к конституции человека и его темпераменту (то системы Кречмера-Шелдона и Гиппократа-Айзенка), а есть факторные системы, которые больше относятся к социально-командным ролям (это «командные роли Белбина», например). Ну какой-то шаг в направлении различения…Мы одного и того же человека может в любой момент просмотреть, как он выглядит в одной категориальной сетке, а как — в другой.

Жду ваших вопросов, комментариев и оценок, коллеги.

СПАСИБО тем, кто дочитал до конца.

P.S.

У меня есть надежда на то, что любознательные сторонники «соционики» (и подобных явно жестковатых типологий) прочтут все-таки эту мою статью с интересом и проникнуться мыслью о том, что … не все так просто. что человек в ходе жизни дрейфует по свои внешним признакам поведения из одной категории в другую и без серьезных усилий мы не можем с уверенностью судить о его глубинном темпераменте. А в некоторых ситуациях (стандартных) от нас и не требуется докапываться до темперамента (!).

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток