ПРО КОРРЕЛЯТИВНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ

Про самообучающие матрицы у меня было курсовая работа 3-го курса, написанная в 1973 году, и названная «Коррелятивный накопитель» (ох не поняли эту мою работу на факультете психологии МГУ). Я не хотел перегружать исторический экскурс в сегодняшней статье и не стал ее здесь цитировать. Сам термин «коррелятивный накопитель» я тогда подхватил из работ Ричарда Хелда (ссылку см. ниже, так как в кратком анонсе она просто очень плохо смотрится — не помещается в узком окошке вовсе).


Привожу обширную цитату из этой статьи:

«Согласно Р. Хелду (Хейн, Хелд, 1965; Held, 1961), приспособление к измененным условиям восприятия, а также развитие зрительно-моторных координации предполагает не только взаимовычитание ретинального и экстраретинального сигналов, но и их хранение в памяти. Он вводит промежуточный блок операций — коррелятивный накопитель, в котором содержатся следы предшествующих комбинаций эфферентных и реафферентных сигналов. Каждый новый эфферентный сигнал (команда о повороте глаз) актуализирует комбинацию, содержащую идентичную с ним эфферентную часть, извлекая тем самым соответствующий след реафферентного сигнала. Последний посылается в компаратор и сравнивается с текущим ре-афферентным сигналом; исход сравнения определяет восприятие окружающего как движущегося или неподвижного. В тех случаях, когда возможна актуализация различных комбинаций сигналов, их выбор из накопителя производится с разными весами в зависимости от свежести следов. Если же актуализируются сразу несколько равновероятных следов, в компаратор одновременно поступает ряд возобновленных реафферентных сигналов, что ведет к неопределенности и ненадежности перцептивного результата. С этим связано, например, ухудшение координации движений, вызываемое изменением привычной обстановки».


Но я — Шмелев А.Г. — применил это в экспериментальных исследованиях не на материале перцептивного научения, а на материале «вероятностного прогнозирования». Об этом моя статья (фактически первая большая научная статья):
Шмелев А. Г. Гипотетическая модель механизмов вероятностного отражения. — В сборнике «Психологические исследования», 1977, Вып.7, с. 20—32
Интересно бывает в начале 8-го десятка осмыслить пройденный путь в науке…

Обещанная выше ссылка:


https://vuzdoc.org/116702/psihologiya/teorii_stabilnosti_vidimogo_mira?ysclid=lsx2jk1aph319668542


P.S.
Впрочем, был бы несправедливо не отметить трех человек, которые в 1973 году вполне оценили мою немножко нелепую курсовую под названием «Коррелятивный накопитель» (ведь местами из нее сквозили признаки неадекватных для студенческого возраста амбиций, не подкрепленных еще тогда крепкими навыками). Это были мой научный руководитель Елена Юрьевна Артемьева (выпускник мехмата МГУ), Эхтибар Джафаров (тоже учился как математик до поступления на факультет психологии, мой предшественник на посту председателя НСО) и Борис Митрофанович Величковский (мощный эрудит, хотя еще тогда очень молодой преп, читавший новейшую психологическую литературу на многих языках, на семинарах которого по общей психологии я и узнал про работы Р.Хелда).

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток