В свое время я лишь засек появление на русском языке этой книги Бронсона и Мерримена, но, посчитав популярной литературой, отложил ее чтение. Слишком был занят в 2014 году своими компьютерными макропроектами… Сегодня, наконец, решился «почитать по диагонали». И… оказался приятно удивлен! Оказывается, авторы рефлексируют наличие «лингвистических проблем» . Цитирую:
«К сожалению, некоторые лингвистические особенности мешают более или менее вразумительно объяснить эти два понятия: адаптивная конкурентоспособность и неадаптивная конкурентоспособность»
Я в своем дистанционном курсе «Психология и общая теория конкуренции» тоже бьюсь над стереотипными и упрощенными представлениями о конкуренции и конкурентоспособности, которые идут от обыденной и литературно-художественной психологии. Адаптивная конкуренция в моей терминологической сетке ближе всего к «продуктивной конкуренции». Но «продуктивность» — это полезный эффект для общества. А как лучше назвать полезный эффект для самой личности? Может быть, «развивающая конкуренция»? Или «созидательная конкуренция»? А может быть, «адаптивная конкурентоспособность» — это и есть соревновательность, тогда как «неадаптивная» — это соперничество? Или «деструктивная» (разрушительная) конкуренция?
Суть в том, что развивающая конкуренция позволяет повышать показатели эффективности деятельности (объективные KPI), ибо помогает сконцентрировать внимание (психическую энергию) на точности исполнения, на качестве создаваемого продукта, что повышает и психомоторную координацию, и качество обеспечивающих когнитивных процессов (включая изобретательность мышления). В то же время «мотивация соперничества» — это актуализация широко-направленной, рассеянной агрессивной энергии, которая снижает точность сенсомоторной координации, вызывает мышечный зажим, снижает качество когнитивных процессов, сужает «зрительное поле», притупляет изобретательность (креативность) и т.п. , то есть работает как избыточная эмоционально-мотивационная активация, дающая не оптимум, а уже пессимум возбуждения (закон Йеркса-Додсона). Почему? — Потому что внимание перенацелено на социальный результат, а не на сам творческий процесс.
В заключении этого сообщения даю точную ссылку на книгу Бронсона и Мерримена:
Добавить комментарий