«Ну-ка, все вместе!», или эффект от большого количества судей-экспертов

617 прочтений

28 марта 2023

Некоторые мои друзья-коллеги не понимают, почему я трачу свое время на глуповатые телевизионные шоу-конкурсы певцов и разных прочих «талантов». А ведь на этих конкурсах применяются очень разные системы выявления победителей – разные модели вынесения судейских (экспертных) оценок исполнителям. И это мне интересно с профессиональной точки зрения: какая система работает понадежней и меньше вызывает нареканий у телезрителей, которые в избытке публикуют свои комментарии – прямо на youtube и похожих ресурсах в Интернете, где находятся видеозаписи с этих шоу-конкурсов.

Даже те, кто не следил за шоу «Голос» на Первом канале, наверное, были наслышаны о том, какие скандалы бушевали по поводу выявления победителей на этом шоу – особенно на «Детском голосе» (когда победу присудили дочке певицы Алсу). Субъективные предпочтения наставников, которые одновременно являются судьями на большинстве этапов, — это то, что по замыслу авторов этого шоу, и должно вызывать самое главное – эмоции у зрителей. Мол, пусть останется кто-то недовольным, но главная цель всякого шоу в том, чтобы все время подогревать эмоции, что и поддерживает «посещаемость» («смотрибельность», то есть рейтинг популярности тв-проекта).

Особенную схему судейства придумали и применили на НТВ в 2021 году на шоу-конкурсе «Шоумаскгоон». Здесь оценки друг другу выносили в каждом туре-передаче сами 9 участников. Причем открыто показывали и зрителям, и своим друзьям-соперникам свои баллы – кого на какое место поставили с 1-го по 9-е. Непременно это привело к формированию определенных «коалиций» в последующих выпусках этого шоу. Мне было интересно вычислять появление не только открытых коалиций (которые видят все зрители), но и скрытых – путем компьютерного кластерного анализа взаимных выборов…

Ну а о том, насколько пристрастным оказывается голосование на «Евровидении», кто только уже не писал. Международный конкурс певцов на «Евровидении» давно превратился в этакое голосование по принципу «поддерживаю певца за то, что он из дружественной страны», то есть получается матрица вроде «политической социометрии», из которой видно, между какими народами образуются коалиции, работают симпатии и антипатии. А вот если судьи не знали бы, какую именно страну представляет тот или иной исполнитель? – Мда… упала бы посещаемость.

Если короче, то почти все ТВ-конкурсы ради зрелищности создают такие искажения в процедуре ранжирования исполнителей, что массовое недовольство необъективностью судейства становится… неизбежным.

И вот неожиданно в этом году на юбилейном пятом сезоне шоу-конкурса «Ну-ка все вместе» на ТВ-канале «Россия 1» случилось… маленькое чудо. Комментаторы-зрители после финала вдруг начали хором выражать свое удовлетворение итогами этого конкурса – тем, кто именно вошел в состав тройки и лучших и кто стал победителей в этой тройке (Сергей Павловский – он на фотографии обложки).


Сотня экспертов на трибунах («стене») в шоу-конкурсе «Ну-ка, все вместе» (Россия-1).


Я сам не удержался и написал вот такой комментарий на youtube, который цитирую ниже. Вообще-то разбор преимуществ и недостаткой той или ной модели присуждения баллов на конкурсов — это одна из тем, которые мы рассматриваем на вебинарах моего дистанционного курса «Психология и общая теория конкуренции». Наряду с восхвлением в адрес последнего выпуска шоу «Ну-ка все вместе» следует признать, что сами эксперты-участники и ведущие этого шоу (тот же Сергей Лазарев) неоднократно сетовали на камеру, что «сотня» экспертов подвержена следующим эффектам, которые снижают объективность ее решений:

1) Исполнители видят во время выступления как голосуют члены жюри (они встают в поддержку или сидят), и это сильно влияет на качество – кого-то вдохновляет, а кто-то не выдерживает и скисает. В этом-то «фишка» этой передачи и телеинтрига, но это, очевидно, снижает объективность в оценке исполнительского мастерства.

2) Участники «сотни» (эксперты) видят, как прямо во время выступления голосуют другие участники, и либо подвергаются «общему заразительному восторгу», либо «общему разочарованию», либо «не встают, чтобы продемонстрировать большинству свое ОСОБОЕ МНЕНИЕ».

3) Последовательный эффект: после мощного и успешного предыдущего выступления, на котором почти все повскакивали, подпевали и танцевали, наступает определенная… либо повышенная требовательность к следующему исполнителю, либо даже усталость (ну не всякий же раз прыгать и кричать от восторга?!).

В пятом сезоне «Ну-ка все вместе» выступали победители прежних лет и поэтому конкурс этого года назвали «Битва сезонов». На успех у зрителей в этом году несомненно повлиял не только более высокий уровень уже отобранных ранее сильных исполнителей, но и определенная «обстрелянность» и «боевитость» этих исполнителей, уже поверивших в себя и в то, что симпатии «стены из экспертов» вполне можно завоевать.

В общем ТВ-шоу показывают нам, что «смотрибельность» и «объективность» — это нередко такие факторы, которые работают друг против друга. А ведь настоящая объективность МЕТОДА НЕЗАВИСИМЫХ СУДЕЙ требует, чтобы судьи не контактировали друг с другом и с исполнителями (с помощью мимики и позы тоже, а не только с помощью слов).

* * *

«Я очень рад успеху этого шоу-конкурса. Радостно видеть, что зрители довольны уровнем победителей (все три призера — очень достойные артисты) и признают, что судейство в этом конкурсе оказалось ОБЪЕКТИВНЫМ. Поясню, что являюсь специалистом по разработке различных оценочных, конкурсных процедур и всегда отстаивал принцип — чем больше независимых друг от друга судей, тем лучше — тем объективней судейство! Со мной спорили и продолжают спорить, будто мнение одного супер-эксперта важней, чем мнение десятков и сотен специалистов среднего уровня. А вот нет! Мы видим, что именно большой коллектив оказывается точней выражает главное, что так ценят в артистах зрители — ИСКРЕННОСТЬ ЧУВСТВ, то есть когда вокальное мастерство — это лишь средство для выражения искренних переживаний, а не самоцель. Именно в этом смысле поучительна победа именно Сергея Павловского в этом самом супер-финале. Интересно читать комментарии зрителей, которые благодарят Сергея за его самоотверженное доверие музыке и поэтическому материалу, за скромное невыпячивание самого себя и каких-то вокальных трюков. Приятно, что мнение многих людей сфокусировано на главном, что мы ценим в любом искусстве больше всего, что ценят люди нравственно здоровые — красоту возвышающих переживаний (!)»

Фотографии в этой публикации — это кадры из ТВ-шоу «Ну-ка, все вместе!».

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток