444 прочтения
20 ноября 2022
Кадр из мини-сериала «Рабыня для богача» (Телеканал «Домашний», 2022).
Многие ученые-психологи в наше время отдают приоритет открытия бессознательного австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду. Учение Фрейда положило начало исследованиям глубинных слоев человеческой психики. В этой короткой статье я хотел бы посоветовать читателям, которые только начинают интересоваться этой проблемой, начать не с тяжеловесных, насыщенных научной терминологией книг, а с… простых телевизионных мелодраматических сериальчиков.
Сценаристы и режиссеры таких сериальчиков сами уже вовсю эксплуатируют в угоду «неожиданным поворотам сюжета» парадоксы человеческой психики. Мелодраматический мини-сериал «Рабыня для богатого», который я проглядел в полглаза на прошедшей неделе (каждый раз почти засыпая перед экраном), в этом плане очень и очень показательным фильмом оказался.
Примерно половину фильма (первые две серии) два главных героя Костя (актер Алексей Вакулов) и Виктор (актер Петр Баранчеев) предстают под «личиной», а во второй половине — предстают совсем иными. В последних двух сериях они как будто «выворачиваются наизнанку» и проявляют свою подлинную суть («натуру»), которая под маской («личиной»), как оказалось, только скрывалась.
Будучи под маской, гражданский муж главной героини Марины (актриса Ксения Роменкова) выглядел в первой половине фильма положительным героем (мягким, образованным, совсем не богатым, но достаточно чутким к своей жене интеллектуалом). В то же время богач Виктор, который набивался Марине на роль спонсора-любовника, выглядел откровенным мерзавцем: самонадеянным, жестоким и уверенным, что каждого человека можно купить — только вопрос цены. Складывалось такое впечатление, что актерам режиссер даже не рассказывал в ходе сьемки первых двух серий, кем предстоит стать этим двум героям-соперникам во второй половине фильма — чтобы трансформация показалась убедительней.
Кадр из фильма «Рабыня для богатого»: главная героиня Марина вынуждена, чтобы спасти мужа от тюрьмы, отправиться на пышный прием вместе с властным богачом Виктором.
А во второй половине фильма герои фактически «рокировались». Костя проявил свою предательскую сущность (Марина застала его в постели с лучшей подругой), а Виктор вдруг предстал этаким «обдумывающим смысл жизни» безнадежным воздыхателем, готовым проявить бескорыстную заботу о детях Марины, о судьбе ее самой, даже без особой надежды на взаимность…
Конечно, выглядела эта трансформация для опытного зрителя несколько …гм.. преувеличенной, почти что гротескной. Актеры во второй половине стали говорить как бы новыми голосами. В голосе Кости стала проявляться озлобленная мстительная жестокость и грубость , а в голосе Виктора — нотки стоического терпения и мягкого благородства.
Кадр из фильма «Рабыня для богатого»: предатель Костя пытается оправдываться.
Но… наверное, эта гротескная метаморфоза может послужить «учебным наглядным пособием» для развития психологической компетентности у зрителей, привыкших к совсем статичным персонажам в сказочных сюжетах, в которых положительные герои всегда остаются положительными, а злодеи — всегда отрицательными.
Я не могу рекомендовать фильм «Рабыня для богатого» как высокохудожественное произведение, в которых проявилась особо гениальная операторская или актерская работа. Это, видимо, средненький по качеству, рядовой телефильмец — настоящая «мыльная опера» для домохозяек, которые смотрят такие фильмы пачками и утирают слезы мыльными руками, не отрываясь от одновременного мытья посуды, стирки или глажки. Одно только коммерческое ходульное название говорит о многом — «Рабыня для богатого» . Да и «хеппи-энд» сработан по всем правилам «мыльной оперы»: героиня оказалась в конце всех своих злоключений и любимой и… богатой 🙂
Но лично мне было интересно следить, как творческий коллектив отработал задуманную метаморфозу, как вскрыл «скелет в шкафу» у героя, казавшегося поначалу «хорошим человеком», как открыл «нежную душу» у героя, казавшегося поначалу монстром. Наверное, этот фильм стоит посмотреть только в том случае, если Вам интересны такого рода сюжеты.
ЛИЧИНА — ЭТО «СОЦИАЛЬНОЕ Я»
У человека есть множество «Я». Есть «Я для себя», или «Я-концепция» — это то, каким сам себя человек представляет, каким он хочет увидеть самого себя в зеркало. Если человек хочет себя увидеть более спортивным и подтянутым, то поворачиваясь к зеркалу он втягивает живот и распрямляет плечи почти что бессознательно. Это то, что видно снаружи. Женщины привыкают видеть себя в макияже и даже пугаются при виде себя без макияжа — пугаются своего возраста, своего усталого вида и т.п.
Есть другое «я» у каждого человека. Это так называемый «Я-образ». Это то, каким человек хочет и даже привык выглядеть для других. Вежливые люди — это те, кто наработал в ходе воспитания вежливую манеру поведения. Но… в конфликтной ситуации, особенно если она возникает неожиданно, мы иной раз видим, как быстро слетает с людей «маска вежливости» и человек проявляет «вербальную агрессию» — начинает отчаянно хамить, угрожать, а кто-то, напротив, начинает извиняться за возникшую неловкость (это так называемая «интрапунитивная», или «самообвинительная» реакция). Поэтому за вежливой личиной в одном случае может скрываться «экстрапунитивный хам» (с натурой, склонной к обвинению других), а в другом случае — «интрапунитивный добряк» (с натурой человека, склонного брать ответственность на себя).
Нужны экстремальные ситуации, чтобы узнать, кто человек по натуре. Как поется в песне Высоцкого: «Если парень в горах не ах. Если сразу раскис — и вниз. Шаг ступил на ледник и сник…»
Парадокс, открытый Фрейдом означает, что люди сами не до конца осознают свою собственную натуру и нередко с удивлением они обнаруживают, что действуют вовсе не так, как ожидали от себя, что чувствуют не так, что собственная привычная маска их самих обманывала в отношении своей же натуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему же я пишу уже не первый раз на этом моем канале про необходимость задуматься о многослойности человеческой психики? — А потому, что нельзя все воспринимать, что говорят люди, за «чистую монету». Для критически-мыслящего человека важно различать «слова» и «дела». Не впадая в излишнюю подозрительность, важно понимать, к чему приводят реальные дела — к каким результатам. Только тогда ты не станешь жертвой «пустых обещаний», которые приводят к самообману… Так что… опять и опять «Думай, Человек».
Добавить комментарий