Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

А как же все-таки измерить трудность теста?

Автор публикации:

Эта старинная моя публикация на форуме ЭСПП интересна не сама по себе, а той дискуссией, которую она породила. Я в ходе изучения архиве форума перечитал ее сегодня и … пожалел, что вполне содержательный форум теперь уже в прошлом. Не могу здесь опубликовать всю дискуссию. Вот ссылка на эту дискуссию для тех, кто любознателен:

https://forum.ht-line.ru/threads/a-kak-zhe-vse-taki-izmerit-trudnost-testa.3078

=================================

Коллеги, для начала (для затравки) я опубликую здесь такую мою «провокативную» публикацию на ФБ, а также все комментарии, которые эта публикация породила за вчерашний день (30 ноября).

Шмелев Александр:
У МЕНЯ 8 ИЗ 10, но…

Итак, коллеги, я набрал вроде бы приличную сумму — 8 из 10 правильных ответов, но, даже получив за это положительную оценку от разработчиков теста ( сказано так: «Вы точно имеете высшее образование») я остался в замешательстве и неведении, насколько 2 ошибки — это ужасно или не совсем? Я думал, что напутал в слове «папильотка», но… проверил и оказалось, что напутал где-то еще, и это меня теперь беспокоит. Что меня бы могло в таком случае успокоить? — Это точные статистические данные о том, какой процент испытуемых выполнили тест лучше меня, а какой процент — хуже. Именно такую обратную связь крайне редко можно получить, выполняя любительские тесты в Интернете. Именно такую обратную связь мы даем участникам нашего клуба КИТТ.

https://kto-chto-gde.ru/story/test-…q0Nmy5e0v6BCCdEbh7qZaf5tl74wu_qU9M3EF3zQ#quiz

…Увы, теперь длинные цепочки комментариев не помещаются в одном сообщении на этом форуме и даже Ворд-файл со стенограммой не удается прикрепить. Благодарю за помощь Наташу Завоеванную. Благодаря ней ниже в одном из комментариев удалось эту стенограмму все-таки опубликовать.

Но суть в том, что тему измерения трудности теста мои «сетевые друзья» не подхватили. Они в подавляющем большинстве идентифицировались с ролью «наивных испытуемых» и начали делиться тем, кто сколько заданий решил правильно из 10 и какие конкретные дефекты в заданиях были при этом обнаружены. Желающие могут увидеть эту «беседу» вот по этой ссылке на мою ленту в Фейсбуке:

https://www.facebook.com/shmelyov

Когда я стал говорить о том, что сама по себе цифра 8 из 10 еще ни о чем не говорит и нужна репрезентативная выборка, то на этот разговор откликнулись пока, пожалуй, лишь трое коллег, которые все зарегистрированы и на этом нашем форуме — @Трубицына, @Прокофьева, @Михальский. Остальные, как это бывает всегда на ФБ, совсем не подхватили разговор, ибо там такая традиция — кинуть в тему короткую реплику (или лайк просто) и… уйти из темы навсегда.

А у меня эта моя провокация долго-долго (много десятков лет!) вырастала из моей педагогической практики в работе со студентами МГУ, которым трудно тоже бывает преодолеть свое эгоцентрическо-оценочное отношение к тестам из позиции испытуемого и выйти в рефлексивную позицию профессионала, который хладнокровно анализирует статистические свойства разных тестов, включая и «дурацкие», «очень короткие» и т.п. Я даже такой анекдот немало лет рассказывал, предваряя на лекциях разговор о репрезентативности.

ЧТО ТАКОЕ 22?

Испытуемый пыхтит и выполняет 30 заданий. Потом говорит «Уфф… Сделано!». А психолог, просмотрев протокол, ему отвечает «22». Как реагирует большинство на эту цифру? — Как ни странно, но большинство вовсе не переспрашивает психолога, а что это такое и с чем можно сравнить 22? Большинство либо радуется молча, либо молча огорчается и … уходят.

Вот так и ведет себя в отношении к тестам большинство коллег. А когда начинают об этом думать «С чем сравнить», то возникает не самый простой мыслительный процесс. Возникает в голове понятие «выборка». И понимание, что эмпирическая трудность теста зависит от выборки. Потом медленно всплывает вопрос о том, какими свойствами обладает выборка: размеры (объем), однородность-разнородность и т.п.

Впрочем, более подробно об этом стоит, наверное, говорить не здесь, а в рамках нашей Дистанционной Психометрической Школы.

Да, коллеги?

Впрочем… если кто-то сподобится прямо здесь высказать соображения из «профессиональной позиции», милости прошу. Тогда я и здесь готов это обсудить.

Ваш АШ

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Владимир Александрович, спасибо, что Вы раскрыли ваше понимание термина «Эмоциональная потребность». Надо сказать, что когда Вы пишите про «сенсорную депривацию»,…

  2. Александр Георгиевич, ваше сомнение насчёт эмоциональной потребности мне понятно, эта потребность сначала называлась у меня эмоционально-информационной, но моя любовь к…

  3. Владимир Александрович, здравствуйте. Спасибо, что Вы воспользовались именно данной рубрикой «Вопрос-ответ» для размещения своих тезисов по свободной теме (давайте так…

  4. Александр Георгиевич, даже самая высшая математика не может противоречить учебнику арифметики для 1го класса и таблице умножения. Полное методологическое единство…

Облако меток