Это сообщение оказалось одним из самых читабельных моих сообщений на форуме ЭСПП. Число просмотров — более 6 тысяч (!). Хотя за девять лет это все накопилось, то есть постепенно 🙂
Скоро Рождество наступит. Я решил разукрасить статью рождественской картинкой. Так будет веселее, чем публиковать мрачное распятие Иисуса.
…кстати… Сейчас идет декабрь. А Вы в курсе, что происходит это слово «декабрь» от латинского «decem»? — А это значит «десять», то есть десятый это был месяц по григорианскому календарю. Тогда еще новый год праздновали с началом весны, то есть 1 марта. Пришел Юлий и все испортил своим юлианским календарем…
===============================
Уважаемые коллеги!
Вчера (12.04.2015) впервые на моей сознательной памяти совпали даты Дня космонавтики и православной Пасхи — 12 апреля, и … я задумался, почему это не происходит каждый год. Ведь это было бы просто здорово, чтобы у людей в головах возникла определенная аналогия между судьбой Иисуса Христа и судьбой… Юрия Гагарина, то есть историческими уроками (миссиями) их жизни и их подвига во имя человечности и человечества. Первый завершил цикл своей земной жизни чудесным Воскресением и Вознесением, как известно. Второй оказался первым в писанной истории, кто документированно полетел в Космос, облетел землю… и стал «человеком планеты». Причем для людей разных стран, независимо от вероисповедания или атеистических убеждений…
На ФБ случился 12 апреля спонтанный обмен репликами на эту тему:
https://www.facebook.com/shmelyov
Но здесь хотелось бы поделиться несколько более глубокими моими размышлениями.
Итак, я бы лично хотел, чтоб Иисус был не Мифологической, а Исторической личностью. Но… признаюсь, некоторые вещи, которые написаны и сказаны в официальных церковных документах, мешают мне поверить в то, что Иисус, а главное его подвиг был реальным историческим событием. И самое очевидное, что мешает — это различие в методах датировки рождения и смерти. Рождество мы празднуем по современному солнечному календарю. Оно твердо привязано к определенной дате (и западной и восточной христианских церквей по-разному, но к определенной дате — к 25 декабря или 7 января). А вот день Воскресения Христова празднуется по архаическому лунному календарю — в первое воскресенье после первого полнолуния после дня равноденствия. Это правило приводит к тому, что каждый следующий год дата празднования Воскресения меняется. Ну и что из этого скажут традиционные верующие, которые к этому просто… привыкли и не особенно хотят в чем-то искать противоречие. Но для меня в расхождении между датой рождения и смерти — чудовищное противоречие между религиозной и научной картиной мира (между Верой и Знаним, если хотите). Это ведь означает, что продолжительность жизни Иисуса у нас каждый год … меняется. Возможно ли это с точки зрения взгляда на то, что Иисус — это реальная историческая личность? — Конечно, нет!
Почему датировка смерти Иисуса так крепко оказалось привязанной к архаическому лунному календарю? Находим в различных текстах этому такие «простые и понятные объяснения». Пишу в кавычках, так как с точки зрения научной рациональности с этой «понятностью» дело обстоит слишком не очевидно. Оказывается (впрочем, это банальность для всякого минимального грамотного в вопросах христианства человека), все дело в религиозном значении дней Страстной недели: Великий четверг, Великая пятница и т.п. Все дни великие, не говоря уже о самом Воскресении — дне, который так и называется. Ну как это так, чтобы праздник Воскресения Христова попадал, например, на понедельнике или вторник в какие-то годы — происходило то, что мы регулярно и привычно видим в отношении всех других праздников, привязанных к нашему обычного солнечному календарю, включая Новый год. Воцерковленные верующие каждый год, истощая себя жесткими постами, как бы снова «переживают» страдания Иисуса в Страстную неделю. Но что это? — Это принцип «реконструктивной истории» — мы пытаемся символически проиграть давно минувшие события, не замечая, какие при этом возникают парадоксы с точки зрения научной Картины мира.
Итак, давайте рассуждать строго логически. Архаический понедельный календарь не является кратным солнечного годовому (и помесячному) календарю. Для малограмотных людей древности все это было, конечно, неважно. Им было (большинству, я уверен) даже не известно, что месячный цикл в 29.5 дня (примерно), не является кратным семидневному недельному циклу. Тем более эта истина была не очевидной в отношении продолжительности солнечного года. Как известно, имеется некратность продолжительности обращения вокруг Земли вокруг Солнца и Земли вокруг собственной оси (в часах). И это было скорректировано сравнительно поздно по историческим меркам (спустя много веков уже после Р.Х. и начала христинской эры) — путем добавки 366-го дня 29 февраля раз в четыре года (в високосные годы). Оставим сейчас вообще за скобки известные различия между юлианским старым, новым юлианским и григорианским календарями. Не это важно, хотя это все было много веков одним из важных признаков раскола христианской церкви.
Непростые арифметические задачки, однако, подкинул землянам Творец!
Нет чтобы добиться арифметической гармонии и простоты — обеспечить, чтобы в каждом месяце было ровно 28 дней (ровно 7 недель), а в каждом году ровно 336 дней (12*28 дней) и 48 недель (4*12 недель). Но…. он все усложнил, а то ведь в противном случае «каждый младшешкольник» легко догадался бы, что Космос — это творение Высшего разума, раз все самые важные земные циклы являются по продолжительности кратными друг другу. Тот самый Космос, который родился из Слова (оно же Логос, оно же Высшее Знание).
…. усугубляется раскол между этико-религиозным сознанием и просвещенным научным сознанием, погрязшим в Безверье и нередко и в Цинизме. Как важно все-таки в этих современных условиях произвести определенные реформы в церковных догматах, которые больше подружат церковные ритуалы с научной картиной мира. В этом я уверен, были бы очень серьезные положительные последствия для морально-этического воспитания молодежи. Ведь, что означает «реконструктивная история» — в угоду собственным политическим интересам мы заменяем фактологическую историю на «ритуально-сценарный вымысел». И это делается повсеместно! А потом мы жалуемся сами, что какие-то реваншистские силы переписывают историю Второй мировой войны, подвергают ревизии решения Нюрнбергского процесса и послевоенное устройство мира. А ведь это все явления одного порядка! Политики цинично и открыто заявляют: историю переписывают (меняют) победители и имеют на это право! Блок НАТО заявляет, что именно он победил в 1991 и завершил с распадом СССР эпоху холодной войны 20 века, а значит имеет право теперь еще раз переписать историю 20 века, объявив Сталина и Гитлера в равной степени ответственными за развязывания Второй мировой войны (а западные атлантические страны вовсе и не ответственными вроде бы даже совсем, победители умалчивают о том, как их правительства подталкивали Гитлера к завоевательной стратегии на востоке от Германии).
Вот в этом контексте не пора ли всерьез задуматься над тем, чтобы внести очередные изменения в календаре? — Такие, которые бы если бы не сдружили, то хотя бы снизили напряженность в вековом противостоянии западной и восточных ветвей христианства.
МОЕ КОНСТРУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: каждый год (включая високосный) начинать 1 марта с… понедельника. Тогда шестое воскресенье каждый год попадало бы на одну и ту же дату (11 апреля) и сценарий «Страстная неделя» был бы синхронизирован с основным солнечном календарем, к тому же продолжительность жизни Иисуса тогда получила бы точную цифровое обозначение (в количестве прожитых лет, месяцев и дней).
Но… мне бы никак не хотелось здесь углубляться в подробности, связанные с датировкой реальной смерти Христа. Вот некоторые разные расчеты в разных попытках исторической датировки смерти Иисуса:
http://nhistory.narod.ru/html/chrystus.htm
Тут возникает дата 23 марта (соответственно дата Воскресения Христова — 25 марта).
http://stmaria.ru/121-geologi-podtverdili-datu-smerti-khrista
Тут возникает дата 3 апреля (соответственно дата Воскресения Христова — 5 апреля).
Но мне не это кажется важным — не конкретная цифра. Важно обсудить сами принципы.
Неужели с точки зрения верующих такая реформа будет расцениваться как ересь (наподобие хаббардианской или древней малоазийской ереси, праздновавшей Пасху в один определенный день апреля)?
С уважением,
А.Г.Шмелев
P.S.
Когда я задал своим близким вопрос, как они отнесутся к постоянному закреплению за 1 марта понедельника? — То раздался первый спонтанный ожидаемый вопрос: «А если предыдущий день 28 февраля окажется пятницей. Неужели 2 рабочие недели подряд?». — Ну и ответ возникает на это очень даже простой: «Тогда надо будет сделать понедельник 1 марта выходным днем, а первую рабочую неделю марта укороченной четырехдневной. Нам ли привыкать к переносу выходных, когда они специально «прилепляются к праздничным дням»?
Добавить комментарий