Человек — существо «напластованное», или опять про компьютерную метафору

Коллеги, это сообщение возникло у меня сегодня спонтанно — как реплика на следующую статью М.М.Решетникова:​

https://psy.su/feed/8795/​

Я полностью согласен с Михаилом Михайловичем, что потребность​ в общении у человека должна быть (и есть!) сильней СТРАХА. Ибо​ постоянно жить в страхе — это значит навлечь на себя кучу всяких​ «побочных болезней» помимо КОВИД-19. Онлайн-общение, конечно,​ во-время случилось и немного спасает, но… недостаточно. Требуется​ еще и живое общение, которое рождает главное — подсознательное​ ощущение нормальной жизни, человеческой — жизни социального​ существа, которым является человек по определению (!).​

Другой вопрос, более трудный и более фундаментальный в научно-философском​ плане, который тоже затронул Михаил Решетников, — это извечный опрос​ о соотношении билогического и социального в человеческой психике. Трансформирует​ ли человеческая психика работу животных инстинктов? — Это несомненный НАУЧНЫЙ​ факт. Так я считаю вслед за множеством классиков психологии. Но… другой коварный​ вопрос тут возникает, который в такой именно форме немногие авторы поставили.​

А продолжают ли животные инстинкты сосуществовать в психике человека с​ более поздними планами (программами) поведения? В какой форме и когда​

эти инстинкты проявляются? Подобен ли человек животному, когда эти инстинкты​ начинают управлять поведением?​

Мне кажется, и я здесь об этом писал ранее, что именно компьютерная метафора​ (сложившаяся в последней трети 20-го века, то есть после,например, того,​ как свой бессмертный труд ПРП написал А.Н.Леонтьев) дает ответ на этот вопрос.​ Понимая хорошо, как работает современный компьютер, мы лучше понимаем,​ как работают ПАРАЛЛЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ программы поведения​ у человека. Есть архаические животные программы. В норме они «спят» в ​ долговременной памяти, и поведением управляют не они. Но… в определенных ​ экстремальных обстоятельствах именно эти животные программы ​ (животные инстинкты) ​ загружаются в «оперативную память» и начинают управлять поведением. И в этом ​ случае человек, увы, маловато отличается от животного (!). Увы, но это так!​

Поэтому… мы получаем такую «картину человека» с точки зрения компьютерной​ метафоры. Психика человека является НАПЛАСТОВАННОЙ. В ней заложены​ различные пласты. Что такое «пласт» — это образное выражение для описания​ целого связного комплекса программ поведения. Хороший аналог — это «старая​ версия операционной системы». Это целый комплекс архаический программ,​ который может быть запущен и … тогда современный компьютер превращается​ в «старый компьютер».​

Вы можете, конечно, осудить меня за такую «картину человека». Можете назвать​ меня биологизатором, приземляющим человека. Таким словом (или похожим)​ уже сто раз критиковали таких авторов, как Уильям Мак-Дауголл (психолог, ​ распространивший теорию инстинктов на человеческое поведение). Но…​ вдумайтесь, пожалуйста, каков психолого-педагогический смысл такого понимания​ человека. Как всякая ПРАВДИВАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ (деидеологизированная) ​ реалистическая модель человека позволяет лучше и точней предсказывать​ поведение людей в различных обстоятельствах. А предсказывать — это значит​ управлять и предотвращать нежелательное развитие событий. Нам надо​ обязательно обучать КАЖДОГО человека такому поведению, когда он не будет​ поддаваться собственным животным инстинктам, а будет на высоте этических​ требований к нему как к человеку. Собственно во все времена все религиозные​ концепции (доктрины) воспитания человека строились на этом дуализме:​ да, в каждом человеке много от животного, но есть ведь и «искра божья», — созданные​ высшие программы поведения (с точки зрения высших социальных ценностей​ более значимые, основанные на идеях Добра, Красоты, Истины и Справедливости).​ К усвоению этих высших программ поведения именно человеческая психика​ ПРИСПОСОБЛЕНА с детства. Мы видим, безуспешные попытки воспитания​ животных в человеческих семья на «правах ребенка». Ничего не получается.​ А вот воспитание человеческих детей давало и дает ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ результаты:​ получается не животное, а человеческое существо, потребности которого оказываются развитыми: будучи «возвышенными», они достигают уровня поддержки ЭТИЧЕСКИХ и ЭСТЕТИЧЕСКИХ​ ЦЕННОСТЕЙ (идеалов).​

Ваш АШ​

P.S.​

Когда и в связи с чем я вышел в своей индивидуальной научно-профессиональной​ жизни на эту проблематику? — В связи с попыткой построения «психологической​ теории конкурентного поведения». Потребность в конкуренции несомненно​ имеет фундаментальный природно-билогический характер, но в социуме способы​ удовлетворения этой потребности трансформируются в социально-полезные​ формы поведения — возникают множественные разновидности ЦИВИЛИЗОВАННОЙ​ КОНКУРЕНЦИИ. Как продвигать людей от «животного конфликта» к этой​ самой ЦИВИЛИЗОВАННОЙ КОНКУРЕНЦИИ — вот в чем вопрос.

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток