![](https://ags.ht.ru/wp-content/uploads/2024/12/image-79.png)
Коллеги,
сегодня я пообещал (на другой ветке в этом же своем блоге) осветить немного-немало целую ТЕОРИЮ ТРЕХ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ. Но успеваю это сделать так коротко, что просто необходимо заключить слово «ТЕОРИЯ» здесь в кавычки, ибо без кавычек явно читателю не будет хватать… ощущения той самоиронии, которой автор все-таки не лишен
![Smile :) :)](https://forum.ht-line.ru/styles/default/xenforo/clear.png)
Все знакомы (по-моему даже на уровне школьного курса анатомии и физиологии человека) с теорией двух сигнальных систем, выдвинутой еще, как известно, Иваном Петровичем Павловым в пору яростной его работы по сведению психики животных и человека к условным рефлексам. Первая сигнальная система — это перцептивный уровень отражения, присутствующий не только у человека, но и у животных. А вторая сигнальная система — это система речевого сознания, основанная на семиотике — знаковой системе отражения действительности. Хотя… как раз Павлов (а также бихевиористы) сводили языковое значение к условной реакции на слово (на знак).
А что же такое третья сигнальная система? Почему, я считаю, необходимым ее выделять? — Это такой слой в нейронных сетях головного мозга, который появляются и активно нагружен мыслительной работой НЕ У ВСЕХ людей, а у тех людей, у кого сформированы операции абстрактно-логического мышления, а главное — операции по УСЛОВНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ действительности. Ну с абстрактно-логическим мышлением более или менее понятно — по этому поводу написаны горы работ, начиная с Аристотеля, а может быть, еще раньше. А вот что такое УСЛОВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ? — На эту тему очень мало работ написано. На уровне второй сигнальной системы размещаются безусловные семиотические (знаковые) модели действительности. В чем смысл слова «безусловные»? — А в том, что носитель этих безусловных моделей НЕ отличает сами эти модели от действительности. Для такого наивного носителя «действительность» — это и есть та модель, с помощью которых человек отражает эту действительность. Помните, как Л.С.Выготский спрашивал ребенка: » А что если кошку назвать словом корова, у нее рога будут?» — Ребенок задумывается не на шутку и отвечает: «Ну… маленькие такие рога, наверное, будут…». То есть, слово и реальность НЕ РАЗДЕЛЕНЫ между собой, нет рефлексии того факта, что знак и значение — это разные вещи! Я, конечно, утрирую и шаржирую, чтобы донести смысл. Ну Вы понимаете…
Когда человек понимает условность знаковых моделей, которыми пользуется? — Тогда, когда у него происходит осознание следующего ключевого обстоятельства: один и тот же объект реального мира (явление, процесс) можно отобразить с помощью РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ. То есть, когда происходит понимание МНОЖЕСТВЕННОСТИ ВОЗМОЖНЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ (!). Именно во множественности заключена их условность, то есть понимание, что можно условится так, а можно условиться и по-другому.
Что такое условные обозначения в математике (в матлогике и матстатистике) — обозначения переменных (величин, событий) и допустимых операций над ними. — Это прежде всего понимание, что можно условиться и ввести ДРУГИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.
Третья сигнальная система — это такой слой нейронов, который позволяет сохранять в сознании значения при замене одних знаков (обозначений) на другие. Яркий пример людей, у которых сформирована третья знаковая система, — это математики, конечно. Но не только! — Это еще и такие авторы-писатели, которые изобретают новые слова для обозначения новых понятий. Причем писатели не обязательно в области художественной литературы, а в самых разных областях. Условное моделирование — это особый вид творчества по созданию НОВЫХ СЕМИОТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ.
Вторая сигнальная система — это уровень знаковых условных рефлексов. В зачатке он присутствует и у животных тоже, только очень беден и не развит их язык — в нем мало слов (нейронная сеть второго уровня слабо развита). Собаки реагируют на несколько десятков слов: «стоять», «сидеть», «принеси», «фу» и т.п. Даже лошади реагируют на простейшие слова типа «пошла» и «тпру». Но… что не могут ни собаки, ни лошади ну никак? — Это изобрести какое-нибудь новое слово для чего-нибудь.
Чтобы изобретать новые слова, надо владеть уровнем «условного моделирования».
Это не только формальное мышление, не только абстрактное мышление. Это именно продуктивное абстрактное мышление, которое невозможно без разделения знака и значения, без сохранения понятия (концепта) при введении других обозначений для него — других терминов. Условное семиотическое моделирование обеспечивает «семантическую константность» — ясное осознание значений и смыслов, выраженных в разных словах, на естественном языке, на языке единичных букв (вроде А-B-С), на языке графиков, на языке формул.
У кого «шторки сознания» падают при появлении первых формальных буквенных обозначений — уже при разговоре о событии А и событии B? — У тех людей, у кого Третий Уровень нейронных систем по каким-то причинам не развился или развит так слабо, что значение при его переобозначении сразу … исчезает и замещается ПУСТОТОЙ.
Добавить комментарий