Итак, подходит к концу время, отведенное в нашем клубе КИТТ на так называемый «новогодний диктант». Напомню, что каждый участник клуба получал возможность в каждом сеансе написать 25 слов (случайных из банка в 100 слов) под диктовку диктора. Желающие, кто не видел этого теста в КИТТ (так как не зарегистрирован в этом проекте), могут все еще выполнить его по гиперссылке в конце этой статьи.
В настоящий момент мы собрали 233 протокола по этому тесту и можем, как было обещано, опубликовать 20 самых трудных слов — таких, по которым было допущено более всего ошибок. Скажите, что статистика собранных протоколов невелика? — Но, по моему многолетнему опыту, уже 50 наблюдений достаточно, чтобы с высокой точностью указать именно такие слова, в которых сделано больше всего ошибок. А ведь каждое из этих слов было в ходе новогодних праздников предъявлено не менее 50 раз.
Итак, вот такая таблица получилась:
В этой таблице слова, как видите, упорядочены по убыванию процента ошибок, который указан во второй колонке. В третьей колонке слово написано так, как оно должно выглядеть на письме согласно русскоязычной орфографии.
Поясним, какие ошибки делаются, на примере самых трудных слов. Слово «апелляция» чаще всего пишут с двумя буквами «п» вместо двух букв «л». Слово «коммюнике» пишут с одной буквой «м». И вообще… надо сказать, что удвоенные согласные в русских словах иностранного происхождения — это просто бич! Почему? — Да, просто потому, что в иностранном языке они могут быть написано иначе, чем в русском переводе. Впрочем, ошибки делаются часто не только в удвоенных согласных, но и удвоенных гласных (пишут частенько «дикообраз» с двумя «о»). Разумеется, что нередко чередующиеся гласные тоже путают… Иногда возникают лишние согласные (как в слове «компромеНтировать»), а иногда необходимые согласные пропадают, потому что их банально не слышно в устной речи (как в слове «агенТство»).
ЭТО ПОЧТИ ГОТОВЫЙ ЭКСПРЕСС-ТЕСТ
Глядя на этот список, если бы я лично его увидел в какой-то чужой статье, я бы тут же сам себе задал вопрос: «А нельзя ли этот список приспособить для его применения в коротком «экспресс-теста» на грамотность?» Ответ: конечно, можно!
Тут возникает и такой вопрос . Можно, конечно, кому-нибудь из детей-старшеклассников предъявить все эти 20 слов и попросить написать словарный диктант. Но….как при этом грамотно проинтерпретировать результаты? Вот тут мы выходим на тему, которую будем подробно разбирать в наших дистанционных психометрических школах (летней и приближающейся в январе зимней):
Но я прямо тут для любознательный дам совершенно бесплатно совет, который позволит Вам использовать этот материал в виде «экспресс-теста» и даже позволит выставлять вполне определенные оценки. Дело все в том, что среднее арифметическое значение для второго столбца таблицы равно 30%. А это значит, что средний балл ППО (процент правильных ответов) для этих 20 слов ожидается в размере 30%, что в пересчете на шкалу «сырых баллов» означает 14 правильных ответов из 20. А это значит, что если Ваш «ребеныш» показал больше 14 правильных ответов, то значит он грамотней уже сейчас, чем большинство взрослых, а если показал менее 14 правильных ответов, то значит ему… «есть над чем потрудиться» (надо подучить трудные слова). Впрочем, кому-то могут показаться не достаточными такие упрощенные «тестовые нормы» — единственная точка на шкале, которая является «средним показателем». Ну тогда вовсе не трудно подсчитать так называемое «стандартное отклонение». Оно для указанного второго столбца таблицы равно 11%, что дает нам на «шкале сырых балов» округленное значение «2 из 20». Это значит, что испытуемый с баллом 16 и выше по этим словам обоснованно претендует на оценку «отлично», а с баллом ниже 12 — на оценку «неуд». Ну да ладно… приведу тут полную таблицу рекомендуемых оценочных интервалов:
Ниже 12 из 20 — оценка «неуд».
От 12 до 13 — оценка «удов».
От 14 до 15 — оценка «хорошо».
От 16 и выше — оценка «отлично».
Вы не совсем поняли, как именно я получил такую таблицу перевода баллов в оценки (она в тестологии называется «конверсионной таблицей»), так? НО все-таки Вы хотели бы разобраться, как это делается? Ну тогда милости прошу на нашу зимнюю школу «Конструирование тестов знаний», которая упомянута выше.
В заключение даю обещанную ПРЯМУЮ ссылку на новогодний диктант:
https://test.ht-inc.ru/test/521c36be2082ea6f6bbe0e664a8a0f53
Эта ссылка сама по себе не требует никакой регистрации в клубе КИТТ, мы переводим тем самым данный диктант в категорию «избранные тесты» (см. сайт клуба).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: в этом подарочном онлайн-диктанте будет больше ЛЕГКИХ слов, чем трудных, которые сведены в таблицу 1 в этой статье. Не путайте, пожалуйста, две версии методики. Я предложил сегодня Вам экспресс-методику на трудных словах. А про новогодний диктант мы получили уже немало отзывов типа «ну это же легкота!». Сколько получилось протоколов с результатом 25 из 25, знаете? — Скажу Вам: их получилось 49 из 233, то есть 21%. Немало знатоков, правда? У всех этих знатоков по экспресс-тесту следует прогнозировать балл в интервале «Отлично», то есть выше 15 из 20.
P.S.
Кстати… а знаете ли Вы, почему я включил ровно 20 слов в созданный экспресс-тест? Почему не 30 и не 15? — Потому что минимальное число заданий в тесте, согласно «Российскому стандарту тестирования персонала» равняется 20 (!). Вы знакомы с этим документом? — Нет? Есть еще один повод, почему Вам будет полезно поучаствовать хотя бы открытых вебинарах на наших дистанционных психометрических школах.
Ну и для дотошных я сделаю напоследок оговорку насчет различения «статистических» и «критериальных» тестовых норм. Очень многим справедливо может показаться, что оценка «удов» за работу, в которой сделано аж целых 8 ошибок (20-12=8) — это как-то слишком щедро и беспринципно. Вот в этом случае мы и получаем то самое расхождение между предложенными здесь мной «статистическими» тестовыми нормами и так называемыми «критериальными», которые обычно эксперты формулируют «из головы». Подробности этого различения мы тоже обсуждаем на школе.
P.S.2.
Ниже я решил опубликовать последние отзывы на этот тест. Надо сказать, что букву ё в слове дирижёр позже мы предусмотрели. Оказалось, что в банке из 100 заданий четыре слова с буквой ё, но дирижёра пропустили. В этом и ценность наших «испытателей», что они нам сообщают о таких ошибках, и мы их исправляем.
Добавить комментарий