Дискуссионная культура на «блоге Шмелева» и ее традиции на форуме ЭСПП (список участников?)

Итак, коллеги, на этом блоге в течение января нового 2025 года пройден еще один знаменательный стартовый рубеж. Мы получили более 100 комментариев. Их авторами стали 28 человек (ниже см. ссылку на опубликованный список авторов).

Без преувеличения можно сказать, что дискуссионный клуб, который сложился еще в 2008 году на платформе HT-LINE, продолжил здесь свое существование. Еще пока в весьма камерной форме, но уже продолжил.

Вначале (в период с 2008 по 2013 годы) это была так называемая «блогосфера», которая состояла из открытых персональных информационных лент, созданных обладателями личных кабинетов на платформе HT-LINE. Затем был период, когда образовавшееся И-сообщество стало опираться на форум ЭСПП, созданный на платформе XenForo. За этот период на форуме скопилось более 1500 зарегистрированных пользователей, опубликовано более 32 тысяч сообщений по 2600 темам (округляю цифры). Этот период продолжался с 2014 по … настоящее время (хотя последние три года пользователям стало неудобно и непривычно работать с платформой, не адаптированной под смартфоны). Познакомиться с форумом ЭСПП Вы можете по той же самой указанной ссылке.

А вот и она — обещанная ссылка на список авторов-комментаторов:

https://forum.ht-line.ru/threads/pervye-100-kommentariev-na-avtorskom-bloge-shmeleva.3527

На форуме ЭСПП надолго закрепилось ядро активистов, между которыми в какой-то момент были распределены ряд ключевых разделов (портреты этих активистов-модераторов до сих пор опубликованы на главной странице ЭСПП). В роли администраторов (технических и контентных) поочередно тоже выступали разные люди, которые искренне болели за общее дело. Это прежде всего Олег Соколов (увы, он уже скончался), Юрий Тукачев, Никита Хохлов, Наталья Завоеванная. Иногда публичные споры о том, как избегать обострения в дискуссиях (перехода на личности) захлестывали даже административную группу, но это всё было свидетельством того, что ЭСПП — реальный и живой Интернет-проект.

В правом нижнем углу на форуме ЭСПП Вы можете найти Устав, который является совершенно неформальным продуктом коллективного творчества. Некоторые его статьи родились и пересматривались в муках коллективных дискуссий. Этот Устав отражает, пожалуй, лишь «букву» той дискуссионной культуры, которая утвердилась на форуме ЭСПП за годы его существования и развития. Но кроме «буквы», как мы знаем, любое живое дело должно иметь еще и «незримый дух», и мы старались его создать и беречь.

Форум ЭСПП получил профессиональное признание среди психологов-психодиагностов , я бы сказал, на самом высоком уровне. Статья о проекте ЭСПП опубликована в «Большой Российской Энциклопедии» (автор статьи — Наталья Завоеванная — еще не получила за эту работу хотя бы малой толики заслуженных ею аплодисментов):

https://bigenc.ru/c/ekspertnoe-soobshchestvo-professional-nykh-psikhologov-bd55e9

ШКОЛА ПЛЮРАЛИЗМА?

К сожалению, в нашем И-сообществе ЭСПП всегда не хватало молодежи. Я сильно расстраивался из-за этого и задавал себя не раз вопрос: А чему может научить дискуссионная школа ЭСПП молодых и талантливых наших специалистов? Что позитивного она может им дать? Ведь фактологической информации вокруг полно. Даже более того — есть ресурсы в Рунете, которые позволяют получить эту информацию гораздо быстрей, чем она появляется на форуме ЭСПП. Так что… дело не в информации. Так в чем же?

Позволю себе поделиться оптимистической оценкой накопленного опыта. Культура академической дискуссии, очевидно, испытывает угрозу из-за нашествия коммуникативных анонимных сервисов в Интернете. Эту культуру необходимо не просто «консервировать», а активно демонстрировать для молодежи и подключать ее к лучшим образцам. Что это за культура? — Я бы без преувеличение ее назвал «Школа плюрализма». Тут речь идет не о политическом плюрализме (кстати, у нас в Уставе ЭСПП был сформулирован явный строгий мораторий на политические дискуссии). Речь идет о научных дискуссиях. По моему убеждению, наука НЕ может развиваться вне плюрализма мнений — вне множественности возможных теоретических подходов и экспериментальных гипотез. Терпимость к инакомыслию — это профессионально-важное качество настоящего ученого.

Ибо настоящий ученый НЕмыслим без того, чтобы допускать возможное опровержение его собственной гипотезы в пользу гипотезы альтернативной — в пользу гипотезы его оппонента.

А Вы как думаете?

комментировать

6 ответов

  1. Наталья Завоеванная

    Спасибо за оценку моего труда и упоминание в этой статье. Приятно. У меня с ЭСПП связана целая жизнь. Я уже далеко не молодежь — 39 лет при всем желании нельзя отнести к молодежи. Но когда пришла туда мне было 29. Дак что же оно мне дало? Безусловно, знакомство с очень многими людьми-это во-первых, во-вторых, -уверенность в себе, не только профессиональную, но и личностную. И ,в-третьих, оно начало шлифовку того, что было заложено во мне в школе и универе. Спасибо, что ЭСПП было. Надеюсь, что оно ещё будет))

  2. Юрий Тукачев

    Карл Саган как-то сказал, что существует два вида опасностей:
    то мы создали общество, основанное на науке и технологиях, в котором никто ничего не понимает ни в науке, ни в технологиях. И эта горючая смесь невежества и власти рано или поздно взорвется. Второе: наука — это больше, чем совокупность знаний, это способ мышления, способ скептического исследования Вселенной с тонким пониманием, что человек может ошибаться. Если мы не в состоянии задавать скептические вопросы, допрашивать тех, кто говорит нам, что что-то правда, скептически относиться к тем, кто стоит у власти, тогда мы становимся жертвами следующего шарлатана, политического или религиозного и т.п..

    Для меня очевидно, что именно эти две опасности на сегодняшний день являются причиной разобщенности как в академической среде, так и в практике. Люди перестали понимать, как все устроено и работает, перестали понимать других. И не готовы к кооперации. Поэтому проекты (как ЭСПП) изначально обречены на провал. Я уже не говорю о том, что есть разрыв между поколениями.

    1. Шмелёв А.Г.

      Юрий, я во многом с Вами согласен, что причинность лежит далеко за пределами нашего скромного проекта ЭСПП и даже за пределами РПО, и даже за пределами психологии как …гм… очень молодой и слишком значимой науки (слишком тесно соприкасающейся с совсем ненаучными процессами, такими как Кризис Веры и т.п.).

      Но на 10 процентов я сохраняю малообоснованную иллюзию в том, что мы сами НЕ предложили все еще удобную модель для самореализации талантливых молодых людей. Ну так чтобы им было ВЫГОДНО продвигаться в своем профессиональном сообществе, наблюдая быстрый рост собственных «профессионально-престижных достижений». Мы в поиске модели «социально-профессионального лифта» — вот я бы так сказал.

      1. Дмитрий Т.

        Насчёт «удобной модели для самореализации», Александр Георгиевич. Полагаю, что стремление быть лучшим в полной мере мотивирует молодого человека лишь тогда, когда высокий уровень индивидуального развития и достижений представляет собой социально признаваемую ценность. Когда же на первые позиции ценностной шкалы выходят абстракции уровня «государство», «общество», «нация», «род» и пр., стимулы к саморазвитию в достаточной степени ослабевают — ведь для оправдания собственной ценности вполне достаточно простого факта принадлежности к этим стратам.

        1. Шмелёв А.Г.

          Дмитрий, Вы как всегда правы но… в данном случае процентов на 70%. А что остальные 30%? — А это та самая доля мотивации, которая связана все-таки исключительно с личными достижениями и успехами. Почему 30%? Как я пришел к этому показателю? — А дело в том, что примерно 30% людей в современных организациях соглашаются ДОБРОВОЛЬНО принимать участие в разных конкурсах, позволяющих ПРОЯВИТЬ СЕБЯ ЛИЧНО. И еще. Я предлагал своим студентам в МГУ (в течение многих-многих лет) ставить галочку, если они хотели бы показать свои результаты из своего личного кабинета (накопленные баллы по курсу) другим однокурсникам курса (чтобы увидеть свое место среди других). Эту психологическую готовность к соревнованию демонстрировали примерно от 30% до 50% студентов (в разные годы по-разному).

          Нужно ли уточнять, что среди студентов с высокими достижениями, желающих соревноваться больше 50%? А ведь от них — от лучших — зависит большая часть общего прогресса в стране в целом (!)

          1. Дмитрий Т.

            Ваш опыт и его результаты удивительно созвучны моим давним размышлениям о том, что важным аспектом использования знания является, помимо практического применения, ещё и его периодическая демонстрация как инструмент социального ранжирования. Именно за счёт этого аспекта живут тесты, викторины и прочие интеллектуальные игры 🙂


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток