Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

Про систему Ht-Line 2.0: памяти Николая Страхова

Автор публикации:

Авторы: О.В.Митина, А.Г.Шмелев

Предисловие от А.Г.Шмелева

Уважаемые коллеги!

Сегодня 2 декабря. Для меня это дата памяти Николая Страхова, все еще режущая сердце. Николай Николаевич, мой соавтор и друг, скончался ровно пять лет назад. Это было 2 декабря 2020 года. Мы думали, что его наработки в рамках системы Ht-Line 2.0 продержатся без поддержки разработчика максимум 1-2 года, но, представьте себе, что созданные им ключевые модули до сих пор работают! Да, кое что по мелочи сломалось (ведь база данных постоянно растет и местами «выходит из берегов»), но в целом основные функции в порядке. И это несмотря на то, что более поздние наши разработки серьезно пострадали от западных санкций (например, система управления учетными записями под названием Ht-Line 3.0 ODIS). Почему наработки Николая все еще дышат? — Потому что он работал «по-старинке», то есть создавал огромную библиотеку подпрограмм своими руками, не опираясь на готовые иностранные решения.

Мой заместитель в МГУ доцент Ольга Митина попробовала в прошлом году поискать другую платформу с функциями СДО (системы дистанционного обучения), но в этом году упросила нас продлить ей пользование версией СДО от Страхова со словами: «Ничего не нашла похожего даже близко: везде не хватает ключевых функций, на которые уже давно настроен весь курс психодиагностики в МГУ. Я осознаю, что может что-то не сработать в этом году, но все равно это лучшее решение».

Тогда мы пообещали еще на один год «через не могу» продлить Ольге Валентиновне ее занятия на этой платформе, но при этом попросили написать отзыв о своем опыте ее использования. Отзыв появился буквально на днях и его публикацию я решил приурочить к пятилетней годовщине памяти Николая Страхова.

Для справки. Николай Страхов является разработчиком следующих ключевых модулей (частей) системы Ht-Line 2.0. Перечислю одни лишь названия: 1) Шкалирование 2.0, 2) Экспертиза, 3) СДО (система управления учетными записями учащихся), 4) Инфолента, 5) Профплан, 6) К-тесты, 7) ТЕЗАЛ 2.0, 8) модуль «Главное меню», 9) модуль «Субадмин» (подсистема специальных служебных программ, управления базами данных и статистикой). Со Страховым может сравниться по вкладу в развитие системы Ht-Line лишь Алексей Орлов: 1) Опросы, 2) Анкеты, 3) модуль «Админ 2.0», 4) Однофакторные тесты, 5) Многофакторные Мастер-тесты 2.0, 6) Экспресс-тесты 2.0, 7) Тест-плейер 2.0, 8) Тест-плейер и редактор 3.0, 8) ТЕЗАЛ 3.0, 9) модель «Админ 3.0». А в авторские свидетельства разных лет были также включены Дмитрий Ильиных (Шкалирование 1.0) и Арсений Белорусец (первый официальный сайт Ht-Line.ru).

Кому будет интересно почитать этот отзыв? — Тем участникам нашей зимней психометрической школы КТЗ-26, кому в этом году мы пообещали бесплатный годичный абонемент на личный кабинет-студию в нашей системе Ht-Line. Вот на этой странице на нашем сайте Вы можете познакомиться с программой дистанционных курсов и пройти регистрацию:

Клик сюда

Ниже читайте достаточно развернутый отзыв от О.В.Митиной, который можно считать самостоятельной статьей. Не всё в этом отзыве написано так, как написал бы я (руководитель проекта и постановщик задач для разработчика). Но это именно взгляд активного пользователя с огромным многолетним практическим опытом, поэтому он по-своему является очень ценным.

Портрет Николая Страхова (копия со статьи-некролога на форуме forin.ht.ru)

===================

Мой опыт работы в Ht-line

Меня зовут Митина Ольга Валентиновна, и я работаю  преподавателем психологии на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В своей деятельности я веду исследования и обучаю студентов, среди которых есть как российские, так и иностранные учащиеся из Узбекистана и Азербайджана. У МГУ там есть филиалы, имеющие факультеты психологии.

Моя преподавательская практика охватывает различные курсы и жанры, включая как практические занятия, там, где требуется выработать определенные умения и навыки, так и теоретические лекции, когда основной целью ставится усвоение определенной суммы знаний..

Я использую кабинет Ht-line уже почти 20 лет, начиная с блогерства, где делилась своими исследованиями по применению математических методов в психологии. В конце 2000-х и начале 2010-х годов в Москве проходил научный семинар по математической психологии, который стал основой для моего блога. Привыкнув к интерфейсу системы, я начала активно использовать кабинет в преподавательской деятельности. После ухода из МГУ профессора А.Г. Шмелева я стала вести курс занятий по «Общей психодиагностике»  (включая лекции и практикум), опираясь на разработанную им систему упражнений и тестов в личном кабинете-студии в системе Ht-Line.

Среди главных достоинств системы как инструмента образовательного процесса прежде всего укажу возможность реализовывать психодиагностические методики, использующие шкалу Ликерта для оценки, когда правильные и неправильные вопросы отсутствуют. Т.е. респондент должен оценить по пятибалльной или семибалльной шкале степень своего согласия с утверждением, а потом на основании ответов на все пункты вычисляется шкальный показатель. Хотите в стенах, хотите в сырых баллах, также вы можете экспортировать в Эксель ответы и по первичным пунктам тоже. Очень удобно. В большинстве аналогичных систем подсчет интегральных баллов предусмотрен только по количеству правильных ответов (например, в Дистанте – системе разработанной в МГУ и рекомендованной к использованию в образовательном процессе на всех факультетах). В таких случаях допустимо реализовать в компьютерном варианте только тесты на знания.

В тестах на знания очень удобная возможность указывать порог правильных ответов, когда тест считается пройденным. Вы легко можете усилить или ослабить условие прохождения теста.

По мере развития вашего курса, идей и т.д. Вы можете создавать новые тесты и расширять возможности кабинета.

Интересной формой тестирования являются К-тесты, которые требуют от студентов вставить недостающие слова в тексты по изучаемой теме. Исследования показывают, что такие задания являются отличной альтернативой традиционным тестам с множественным выбором и помогают студентам лучше подготовиться к экзаменам.

В кабинете имеется «Инфолента». Здесь преподаватели размещают объявления, а также материалы к лекциям: презентации, книги и статьи, видеоролики с записями своих лекций.

В подсистеме СДО студенты могут загружать свои письменные отчеты в кабинет. Это дает возможность преподавателю проверить оригинальность работы, поскольку доступ к ранее загруженным отчетам других студентов позволяет выявить возможные заимствования. Также система обеспечивает блокировку доступа с несанкционированных компьютеров во время контрольного тестирования, что значительно повышает уровень безопасности.

Известно, что студенты забывчивы – часто теряют доступ к своей электронной почте, через которую реализуется связь преподавателя со студентом, которая является необходимым компонентом пароля для входа на сайт. Возможность входить по приглашающей ссылке, которую можно хранить как в почте на телефоне, так и в мессенджерах – хорошая возможность облегчить преподавателю жизнь: не нужно по нескольку раз сообщать нерадивому студенту адрес электронной почты, которая зарегистрирована на сайте.

Если курс поточный – т.е. рассчитанный на большое число студентов по группам, и практические занятия и семинары проводятся несколькими преподавателями для разных групп, то кабинет может быть настроен таким образом, что каждый преподаватель видит только «своих» студентов и не отвлекается на тех, кто учится в других группах.

Вообще проведение поточных занятий, когда курс рассчитан на 100 и более человек – это своеобразный переход на новый уровень, когда от обучающей среды требуются большие возможности. Так система дает возможность осуществлять мониторинг индивидуальных успехов каждого учащегося не в ручном, а в автоматическом режиме. Вы можете настроить расчет рейтинга успеваемости введя весовые коэффициенты, вам предоставляется возможность не только посмотреть «ведомость» студентов, но и экспортировать ее в Эксель, если вам так привычнее работать.

Еще одна проблема «поточных» курсов – организовать зачетные и экзаменационные процедуры так, чтобы избежать столпотворения и стрессовых ситуаций для студентовв коридоре. Функция самозаписи студентов на оффлайн тестирование, позволяя каждому выбрать наиболее удобное время для сдачи теста.

В целом, кабинет Ht-line стал для меня незаменимым инструментом в образовательном процессе, предоставляя множество возможностей для эффективного обучения и оценки знаний студентов.

Кандидат психол. наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент О.В. Митина

======================

На обложке фотография О.В.Митиной

комментировать

Один ответ

  1. Наталья Завоеванная

    Добрая память Николаю Николаевичу. Спасибо Ольге Валентиновне. Полностью подтверждаю её слова, т.к. с 2017 года активно работаю с системой и нежно её люблю


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Спасибо за весьма содержательные попытки создать перечень антиморальных явлений — симптомов и целостных поведенческих синдромов БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. Нам при этом важно…

  2. Что же касается фундаментальной «интерпретации факторов», то у меня их как известно семь штук… ) 1. Физиологические потребности. 2. Потребность…

  3. Справедливости ради следует отметить, что я ещё два фактора отмечаю как фундаментальные, они хоть и вторичны, но этически необычайно значимы……

Облако меток