
Противники самой идеи квалификационного экзамена (да и сторонники тоже) просили меня уже не раз конкретизировать предложения о том, как может выглядеть тестовый экзамен для практикующих психологов (ну так, чтобы его упоминание в законе «О психологической помощи» не было голословным).
Расскажу о том, как бы я стал решать эту задачу, если бы она была всерьез поставлена. Во-первых, я бы, конечно, стал опираться на многолетний опыт подготовки и проведения тестов знаний в рамках флагманского кадрового конкурса в РФ «Лидеры России». За эти годы мы создали устойчивую технологию разработки и внедрения таких тестов. Накоплен опыт одновременного предъявления этих тестов (в один день) для десятков тысяч участников федеральных конкурсов. Такие тесты были созданы не только для оценки общих знаний по истории, географии и культуре России, но и для таких специальных областей (треков), как: «управление наукой», «управление культурой», «информационные технологии», «индустрия гостеприимства», «политическое управление» и т.п.
Итак, коллеги, это вполне реальная задача — создать так называемый «пятикратный банк» из 300 заданий, прошедших апробацию, так чтобы они давали возможность сгенерировать случайным образом индивидуальные варианты по 60 заданий в каждом онлайн-сеансе (при этом по 10 заданий в 6 разделах).
Эту задачу без напряжения можно решить в течение 6 месяцев, а с напряжением – в течение 3 месяцев (!). Что для этого нужно? – Не менее 12 экспертов-предметников (так чтобы хотя бы 2 специалиста считали сами себя лучшими в стране по каждому тематическому разделу) плюс 6 экспертов-тестологов. А ведь я точно знаю, что для следующих 6 разделов таких 18 человек вполне можно найти. И это ключевая предпосылка. Плюс наличие платформы для автоматизации многих экспертных и пилотных процедур, а также плюс… вполне реальный большой опыт управления проектами такого рода.
Получается следующая таблица, описывающая возможную структуру теста – варианта и самого банка заданий.


Обращаю ваше внимание, что в этой структуре пока нет никаких кейсовых заданий. Да-да, это, конечно, большой недостаток. Но … Я понимаю, что в первый сезон это будет невозможно сделать – создать согласованный банк кейсовых заданий по оказанию психологической помощи. Зато… Будет накоплен опыт решения многих других задач еще до появления кейсов (!) – и это создаст предпосылки для новой волны энтузиазма под лозунгом: «А мы ведь можем не только лаптем щи хлебать!».
Да, надо бы иметь по 10 заданий в каждой из 12 микротем, чтобы выводить в отчет профиль по 12 показателям. Но в первый год нереально получить такой банк из 600 качественных заданий. В лучшем случае мы получим такой банк только на второй сезон (да и то потребуется государственное или спонсорское финансирование, ибо на энтузиазме качественный продукт можно получить едва-едва на первый сезон – это моя самая оптимистическая оценка будущих событий).
Кому-то из Вас может показаться, что даже 60 заданий в сеансе – это много. На самом-то деле их должно быть, как минимум, в 2 раза больше – 120 заданий! Причем утверждаю, что такой вариант можно пройти за 90 минут (полтора часа), даже получив 10-минутный отдых в середине тестового сеанса (после 60-го задания). Ниже читайте как раз о том, что в развитых странах (с большими традициями в создании системы лицензирования психологов) в одном варианте предлагается даже не 120, а более 200 заданий (!). Но … эта традиция сложилась еще в эпоху бланкового тестирования, не такого утомительного, как прохождение компьютерного теста на скорость. Тогда на 240 заданий (12 тем по 20 заданий в каждой) давали примерно 4 часа (!). За компьютером же после 90 минут продуктивность внимания и оперативной памяти неминуемо падает.
Кстати, тестовый госэкзамен по общей психологии на факультете психологии МГУ насчитывал как раз 60 заданий (по 10 заданий в 6 темах), которые студент должен был пройти за 40 минут. Все это давно ОТРАБОТАНО еще до первого сезона «Лидеров России (2017) – отработано на тысячах экзаменационных сеансов (!). См. главу 7 в моей книге «Практическая тестология» (М: Маска, 2013, — 688 стр). Я бы не был так уверен и категоричен, если бы не знал твердую истину: те, кто проваливают такой экзамен (те, кто получает балл ППО<50%), на самом деле не знают фактически НИЧЕГО. Это, как правило, либо студенты, которые не ходили на занятия вообще, либо студенты, которые очень плохо знают русский язык (такие тоже добираются порой до 5-6 курсов в МГУ), либо студенты, которые когда-то купили ЕГЭ, но не обладают умственным потенциалом даже для того, чтобы возвести в квадрат число 11.
КАК ЭТО НАЗВАТЬ?
Этот экзамен я предложил сейчас называть «квалификационным минимумом». Но название – это не самая важная часть дела. Можно назвать иначе. Например, так назвать, чтобы ослабить заранее требования к трудности заданий (правильно сориентировать авторов заданий на элементарный уровень). Можно назвать тест «Введением в профессию». Можно назвать «Базовым тестом». Можно придумать хитроумную комбинацию всех этих слов. Но главное другое! — Это асимметричная логика выводов в случае высоких и низких результатов по данному тесту. Высокий результат – это еще не гарантия успешной работы, а вот низкий – это, увы, однозначный предиктор низкокачественной помощи (!).
Ну а если Вы не переносите само слово «тест», то можете назвать эту методику «Психологический диктант» 🙂 У нас уже немало в нашей стране проводится таких диктантов во всероссийском масштабе, причем не только по-русскому языку, но, например, географический диктант и т.п. Людям как бы невдомек, что диктант — это, с точки зрения методологии оценивания знаний, просто разновидность теста (стандартизированного испытания), но только область валидности бывает суженной больше, чем у хорошо продуманного, тематически репрезентативного теста. Например, берется отрывок из произведения какого-то известного литератора. Ну ясно ведь, что не все разделы русской орфографии и пунктуации охватывает это произведение. Но ничего… соревнуются люди, кто лучше выполнит этот самый диктант. И всем ведь при этом понятно, что два-три ошибки в одном диктанте — это еще как-то терпимо, а вот 30 ошибок в одном диктанте — это из рук вон плохо.
А КАК ЖЕ БЫТЬ С УТЕЧКОЙ?
В нашей стране, как известно, все базы персональных данных благополучно «утекают» в свободную продажу в Сети. Поэтому противники КВАЛИМИНА естественно будут нажимать на то, что все 300 заданий обязательно появятся в этой самой «свободной продаже». И вот тут-то давайте поставим вопрос: а плохо ли, если кандидат в практикующие психологи банально выучит все 300 заданий? Пусть сможет! Пусть ему помогут в центрах подготовки, если самостоятельно он это сделать не в состоянии.
Я вспоминаю, как когда-то сам сдавал в ГАИ еще в 21 веке экзамен по правилам дорожного движения (ПДД). Мы получали, кажется, тогда по 2 билета, в одном — 10 заданий с выбором ответа (на одной большой картонке они были опубликованы). А всего билетов было 30. Если ты выучишь все эти тридцать билетов, то значит выучил ПДД, то есть значит сдал теоретический экзамен и гарантировано получаешь допуск к «практическому вождению» (практическому экзамену). Так что ситуация вполне сопоставимая с экзаменом в ГАИ (ГИБДД) с той важной оговоркой, что в ходе компьютерного сеанса мы будем предлагать уже не 20, а 60 заданий, и это понадежней будет. Так что банк заданий КВАЛИМИНа — это ничто иное как ПДД для практикующих психологов (вспоминается заодно что-то из области балета).
Вы тут же скажете, что люди будут сдавать такой тест-экзамен, ничего вовсе не выучивая, а просто подглядывая в готовые ответы (или получая подсказки). Раскрою секрет: за без малого 30 лет использования этой технологии (со времен патента на «Телетестинг», оформленного в 1998 году) мы научились вылавливать «подозрительные протоколы» (за счет авторегистрации тонкой хронометрической динамики ответов и т.п.) и предлагать проходить таким «умникам» контрольное тестирование — повторный сеанс либо в режиме очного присутствия в ЦОК, либо в режиме «живого прокторинга» — под камерой. Кстати, сеанс в ЦОК тоже может быть записан на камеру для контроля из единого федерального ЦОК за «выдумками» работников местных ЦОКов. Увы, придется вводить ощутимый «социально-психологический штраф» за сокрушительный провал на таком «контрольном тестировании» — это опубликование ФИО того человека, который пошел на подлог и выполнил первую попытку далеко несамостоятельно и нечестно. Все эти правила должны быть заранее четко сформулированы в виде «Добровольного информированного согласия», так что понятные, вполне официальные приемы давления и контроля в пользу честного выполнения таких экзаменов уже ДАВНО отработаны (!).
ЧТО ЖЕ МЫ ПОЛУЧИМ В ИТОГЕ?
Самый главный «побочный продукт» в проекте КВАЛИМИН знаете какой? – Это даже не протестированные добровольцы — кандидаты в практикующие психологи. Это даже не банк заданий как таковой. Это на самом деле ШАГ к согласованным представлениям экспертов-психологов о том, что является ядром и ТВЕРДЫМ фундаментом психологии как сферы науки и практики. Договариваться на языке формализованных тестовых заданий – это самый конструктивный подход. Это я точно знаю, исходя из множества проектов в течение множества лет (!).
Мы должны отвадить охотников воспользоваться в своих маркетинговых целях уворованным ими термином «психоЛОГИЯ», прислоняясь к авторитету научного подхода, — охотников, не обладающих НИКАКИМИ знаниями основ этой науки. «Логос» — это наука. Хочешь выступать от ее имени? — Изволь выучить ПДД, или некий КВАЛИМИН в этой области (!). Впрочем, в течение трех лет, как минимум, экзамен КВАЛИМИН должен функционировать исключительно в режиме «добровольного эксперимента», не закрывая никаких возможностей для тех практикующих психологов, которые хотят оказывать психологическую помощь просто на основе либо своего диплома о высшем психологическом образовании, либо на основе «выпускных сертификатов» каких-то ускоренных курсов в рамках различных СРО.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПРАКТИКИ APA
Ниже даю для примера ту информацию, которая, возможно, для кого-то из вас станет откровением. Я запросил Гугл, а затем Дипсик относительно тематической структуры аналогичного теста в американском сообществе APA (когда-то я все это всерьез изучал, но прошло много лет и мне самому было интересно освежить свои знания). Конечно, Дипсик немножко напутал с числами и процентами (проценты говорят о том, что в тесте скорее 450 заданий, а не 225, как он сам пишет, но, видимо, ИИ тут запутался в том, о чем идет речь – об индивидуальном варианте или о банке заданий).
Вот как я сформулировал запрос (немножко корявенько) для системы Гугл:
The number of items in the thematic subtests of the qualification examination test for consulting psychologist
Образец доступного теста (1000 заданий в банке разнообразных типов по 28 темам)
APA Test: Mastering Psychological Research Skills
The APA thematic structure for consulting psychologist qualification exams primarily focuses on assessing core competencies in psychological practice, including assessment, intervention, consultation, and ethical considerations. The exam structure typically includes both written and oral components, covering foundational knowledge in psychology, specific skills related to consulting, and adherence to ethical guidelines. Here’s a more detailed breakdown:
1. Foundational Knowledge in Psychology:
Core Psychological Theories and Principles: Understanding of major theoretical perspectives in psychology (e.g., behavioral, cognitive, psychodynamic, humanistic) and their application to consulting practice.
Research Methods and Statistics: Knowledge of research methodologies, data analysis, and the ability to critically evaluate research findings relevant to consulting.
Human Development: Understanding of lifespan development, including cognitive, social, and emotional development across the lifespan.
Psychopathology: Knowledge of various psychological disorders, their diagnostic criteria, and potential impact on individuals and systems.
2. Consulting-Specific Competencies:
Assessment and Evaluation: Skills in selecting, administering, scoring, interpreting, and reporting on psychological assessments relevant to consulting contexts. This includes understanding the limitations of assessments and their appropriate use.
Intervention Strategies: Knowledge and ability to implement various intervention strategies at the individual, group, and organizational levels.
Consultation Process: Understanding the stages of the consultation process, including needs assessment, goal setting, intervention planning, implementation, and evaluation.
Cultural Competence: Sensitivity to and understanding of individual and group differences, including cultural, ethnic, and socioeconomic factors that may influence consulting work.
Organizational Dynamics: Knowledge of organizational structures, processes, and culture, and how these factors impact individuals and systems.
3. Ethical and Professional Practice:
APA Ethical Principles: Thorough understanding of the APA’s Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct and the ability to apply them to various consulting situations.
Professional Responsibility: Understanding of legal and ethical obligations related to confidentiality, informed consent, boundaries, and professional conduct.
Self-Awareness: Recognizing personal biases, limitations, and the potential impact of personal beliefs and experiences on consulting work.
Professional Development: Commitment to ongoing professional development and staying current with best practices in the field.
4. Exam Format:
Written Examinations: May include multiple-choice questions, essay questions, or case study analyses to assess knowledge and application of concepts.
Oral Examinations: May involve simulations of consulting scenarios, case presentations, or discussions with examiners to evaluate practical skills and ethical decision-making.
Русский перевод
Тематическая структура квалификационных экзаменов Американской психологической ассоциации для психологов-консультантов в первую очередь направлена на оценку основных компетенций в области психологической практики, включая оценку, вмешательство, консультирование и соблюдение этических норм.
Экзамен обычно состоит из письменного и устного компонентов и охватывает базовые знания в области психологии, конкретные навыки, связанные с консультированием, и соблюдение этических норм.
Вот более подробное описание:
1. Базовые знания в области психологии:
Основные психологические теории и принципы: Понимание основных теоретических направлений в психологии (например, бихевиористского, когнитивного, психодинамического, гуманистического) и их применение в консультационной практике.
Методы исследования и статистика: Знание методологий исследования, анализа данных и способность критически оценивать результаты исследований, имеющие отношение к консультированию.
Развитие человека: Понимание развития на протяжении всей жизни, включая когнитивное, социальное и эмоциональное развитие.
Психопатология: Знание различных психологических расстройств, их диагностических критериев и потенциального влияния на отдельных людей и системы.
2. Компетенции, необходимые для консультирования:
Оценка и анализ: Навыки выбора, проведения, оценки, интерпретации и составления отчетов по результатам психологических исследований, имеющих отношение к консультированию. Это включает в себя понимание ограничений исследований и их правильного применения.
Стратегии вмешательства: Знание и способность применять различные стратегии вмешательства на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Процесс консультирования: понимание этапов процесса консультирования, включая оценку потребностей, постановку целей, планирование вмешательства, реализацию и оценку.
Культурная компетентность: восприимчивость и понимание индивидуальных и групповых различий, включая культурные, этнические и социально-экономические факторы, которые могут влиять на консультационную работу.
Организационная динамика: знание организационных структур, процессов и культуры, а также того, как эти факторы влияют на отдельных людей и системы.
3. Этические и профессиональные нормы:
Этические принципы Американской психологической ассоциации: Глубокое понимание Этических принципов психологов Американской психологической ассоциации и Кодекса поведения, а также способность применять их в различных консультационных ситуациях.
Профессиональная ответственность: Понимание юридических и этических обязательств, связанных с конфиденциальностью, информированным согласием, границами и профессиональным поведением.
Самосознание: Осознание личных предубеждений, ограничений и потенциального влияния личных убеждений и опыта на консультационную работу.
Профессиональное развитие: Стремление к постоянному профессиональному развитию и ознакомлению с передовыми практиками в своей области.
4. Формат экзамена:
Письменные экзамены: Могут включать вопросы с несколькими вариантами ответов, вопросы на написание эссе или анализ кейсов для оценки знаний и применения концепций.
Устные экзамены: Могут включать моделирование ситуаций в консалтинге, презентации кейсов или обсуждения с экзаменаторами для оценки практических навыков и принятия этических решений.
А вот как выглядел мой запрос к системе DeepSeek и его ответ.
Здравствуйте, уважаемый «ассистент-тестолога Савва-R1». Не могли бы Вы дать хотя бы приблизительную информацию о составе тематических разделов квалификационного экзамена в APA (American Psychological Association) на лицензию «психолог-консультант»? Названия разделов и количество заданий в разделах в онлайн-тесте?
Found 20 results
Thought for 28 seconds
Хм, пользователь обращается ко мне как к «ассистенту-тестологу Савва-R1» и спрашивает о структуре квалификационного экзамена APA для лицензии психолога-консультанта.
Пользователь явно ожидает структурированных данных: названия разделов и количество заданий. Но поскольку в результатах поиска этого нет, придется:
— честно указать на отсутствие конкретики в источниках
— дать общую схему лицензирования на основе профессиональных знаний
— предложить альтернативные пути получения информации
В ответе стоит подчеркнуть, что экзамен EPPP — лишь часть требований. Важно упомянуть практические компоненты (супервизии, этический экзамен), которые часто упускают из виду. Хорошо бы предупредить о региональных различиях — например, что Калифорния имеет дополнительные требования.
Для формата разумно использовать нумерованный список с условными разделами EPPP, но обязательно добавить дисclaimers о вариативности. Полезно включить совет консультироваться с ассоциацией психологов штата — это практичная подсказка.
Кстати, в 14 есть контакты журнала РУДН (psyj@rudn.ru). Может, они располагают международными данными? Но это слишком косвенно, чтобы рекомендовать в ответе. Лучше сосредоточиться на прямых источниках типа ASPPB.
Важно сохранить тон эксперта, но без ложной уверенности. Фразы вроде «примерно», «ориентировочно» и отсылки к необходимости уточнения помогут избежать введения в заблуждение. И конечно — пожелать успехов в подготовке, это снизит фрустрацию от неполных данных.
Здравствуйте! К сожалению, прямой информации о точном составе тематических разделов и количестве заданий в онлайн-тесте на лицензию «психолог-консультант» (Licensed Professional Counselor, LPC) от APA в предоставленных результатах поиска нет1314.
Однако, основываясь на общеизвестной структуре лицензионных экзаменов для психологов в США (особенно ключевого экзамена EPPP — Examination for Professional Practice in Psychology), а также учитывая требования к консультантам (которые могут сдавать и другие экзамены, например, NCE — National Counselor Examination или NCMHCE — National Clinical Mental Health Counseling Examination), я могу предоставить вам ориентировочную и обобщенную информацию о типичных разделах таких экзаменов:
- Биологическая основа поведения (Biological Bases of Behavior):
- Содержание: Нейроанатомия, психофармакология, нейропсихология, влияние физиологических процессов на поведение и психические функции.
- Примерный вес/количество заданий: Около 12-15% экзамена EPPP (50-60 вопросов из 225).
- Когнитивно—аффективная основа поведения (Cognitive-Affective Bases of Behavior):
- Содержание: Процессы обучения, памяти, мышления, мотивации, эмоций, теория личности.
- Примерный вес/количество заданий: Около 13-15% EPPP (55-65 вопросов).
- Социальная и мультикультурная основа поведения (Social and Multicultural Bases of Behavior):
- Содержание: Социальное восприятие, влияние группы, предрассудки и стереотипы, кросс-культурная психология, социальные детерминанты поведения, культурная компетентность.
- Примерный вес/количество заданий: Около 12-15% EPPP (50-60 вопросов).
- Оценка и диагностика (Assessment and Diagnosis):
- Содержание: Психодиагностика (интеллект, личность, нейропсихология), клиническое интервью, психометрика (надежность, валидность), использование DSM/МКБ, дифференциальная диагностика.
- Примерный вес/количество заданий: Около 16-18% EPPP (70-80 вопросов). Для экзаменов консультантов (NCE/NCMHCE) этот раздел также очень важен, часто с акцентом на конкретные методики оценки в консультировании.
- Лечение, вмешательство, профилактика и надзор (Treatment, Intervention, Prevention and Supervision):
- Содержание: Основные терапевтические подходы (КПТ, психодинамика, гуманистическая, системная и др.), техники вмешательства, планирование лечения, кризисное вмешательство, профилактика, принципы и практика супервизии.
- Примерный вес/количество заданий: Около 15-17% EPPP (65-75 вопросов). Для экзаменов консультантов это часто самый большой раздел, особенно в NCMHCE, который построен на клинических сценариях.
- Этика, юридические и профессиональные вопросы (Ethical, Legal and Professional Issues):
- Содержание: Этические кодексы (APA, ACA и др.), конфиденциальность, информированное согласие, границы компетенции, отношения с клиентами, судебно-психологические вопросы, лицензирование, профессиональная идентичность.
- Примерный вес/количество заданий: Около 16-18% EPPP (70-80 вопросов). Крайне важный раздел для всех лицензионных экзаменов в психологии и консультировании.
- Научные основы психологии (Scientific Foundations of Psychology):
- Содержание: Методология исследований (дизайн, статистика), критическая оценка научной литературы, применение исследований в практике.
- Примерный вес/количество заданий: Около 6-8% EPPP (25-35 вопросов).
- Развитие на протяжении жизни (Lifespan Development):
- Содержание: Физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие от младенчества до старости, возрастные кризисы, влияние развития на психопатологию и вмешательство.
- Примерный вес/количество заданий: Около 12-14% EPPP (50-60 вопросов).
Важные уточнения:
- Экзамены: APA сама не проводит экзамены на лицензию. Лицензию выдают отдельные штаты на основе выполнения их требований, которые почти всегда включают сдачу одного из национальных экзаменов:
- EPPP: Основной экзамен для психологов (PhD/PsyD). Его структура описана выше. Состоит из 225 вопросов (175 оцениваемых + 50 пилотных), проводится онлайн в центрах Pearson VUE. Требует глубоких знаний во всех областях научной и практической психологии.
- NCE/NCMHCE: Основные экзамены для профессиональных консультантов (Master’s degree). NCE (200 вопросов) фокусируется на общих знаниях консультирования. NCMHCE (10 клинических сценариев с ~150 вопросами) оценивает навыки клинического принятия решений в области психического здоровья. Их разделы схожи с EPPP, но с акцентом на консультирование и уровень магистратуры. Конкретные темы и вес разделов могут отличаться.
- Точные пропорции: Указанные проценты и количество вопросов для EPPP являются ориентировочными и основаны на последних доступных спецификациях (Blueprint). Они могут незначительно корректироваться. Для NCE/NCMHCE пропорции свои, и их нужно уточнять на сайтах организаций (например, NBCC — National Board for Certified Counselors).
- Онлайн-формат: Все упомянутые экзамены (EPPP, NCE, NCMHCE) сейчас проводятся в электронном формате в специализированных тестовых центрах.
- Практика и этика: Помимо сдачи теоретического экзамена (EPPP/NCE/NCMHCE), для получения лицензии обычно требуется сдача отдельного экзамена по законодательству и этике штата, а также прохождение определенного количества часов практики под супервизией.
Рекомендации:
- Определитесь с лицензией: Четко понимайте, на какую лицензию вы претендуете: психолога (PhD/PsyD, экзамен EPPP) или профессионального консультанта (Master’s, экзамен NCE/NCMHCE). Требования и экзамены разные.
- Уточняйте в своем штате: Точные требования, включая какой конкретно экзамен (NCE или NCMHCE) принимается для консультантов и актуальные спецификации разделов, публикует лицензионная комиссия (Board) вашего штата (например, California Board of Behavioral Sciences, New York State Education Department Office of the Professions).
- Официальные источники экзаменов:
- Для EPPP: Сайт ASPPB (Association of State and Provincial Psychology Boards) — www.asppb.net. Здесь публикуется официальный Content Outline (Blueprint) экзамена.
- Для NCE/NCMHCE: Сайт NBCC (National Board for Certified Counselors) — www.nbcc.org. Здесь есть подробное описание экзаменов, включая количество вопросов по разделам (Test Content Domains).
К сожалению, без доступа к официальным спецификациям ASPPB или NBCC в текущих результатах поиска, я не могу предоставить абсолютно точные цифры по разделам для экзамена 2025 года. Приведенная выше структура основана на стандартной модели EPPP и общих знаниях о экзаменах для консультантов. Для точной информации следуйте рекомендациям выше и обращайтесь к первоисточникам. Удачи в подготовке!
Фото обложки — кадр из известной советской кинокомедии. Кажется, это вторая новелла в трилогии Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика».
Добавить комментарий для Шмелёв А.Г. Отменить ответ