Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

О старинной книге по психологической диагностике в День знаний

Автор публикации:

Уважаемые коллеги! Сегодня я обращаюсь прежде всего к специалистам по психологической диагностике (психологическому тестированию). Обращаюсь в самый День знаний, поэтому начну с того, что поздравляю Вас, дорогие коллеги, с этим НАШИМ праздником! Я подчеркиваю слово «НАШИМ», потому что вовсе не все практические психологи, насколько мне известно, являются поклонниками научных знаний. Есть немало таких, которые уповают скорее на «шаманские заклинания и пляски с бубнами», чем на объективированные знания, полученные с помощью воспроизводимых методик. А вот психодиагносты, по моему разумению, должны быть именно такими психологам, которые поклоняются знаниям. Именно они оправдывают наличие корня «ЛОГ» (от слова ЛОГОС) в самом слове «психоЛОГия».

* * *

Недавно я порылся в своих архивах и наткнулся на очень старинную книгу — глубокую букинистическую редкость. Мне показалось, что познакомить Вас немножко с этой книгой будет вполне уместно именно Первого сентября — в День знаний.

У меня совсем небольшая библиотека книг по психологической диагностике (чукча, как говорится, больше «писатель, чем читатель»). Но вчера я наткнулся в своих архивах (в задних рядах книжных полок) с такой библиографической редкостью, как книга 1910 года, написанная русским врачом-психиатром Григорием Ивановичем Россолимо. Именно его фотопортрет я вынес на обложку этой небольшой статьи.

Принято считать (и за рубежом принято, и в нашей стране), что в области психодиагностики наша страна отстала на… без малого полвека. И это произошло в результате фактического запрета на психологическое тестирование, который случился в 1936 году. Но… тем более нам важно теперь НЕ забывать, что еще в начале 20 века российская психология совсем уж немного отставала от мировой психологии и в этом разделе — в области психологической диагностики. Трудно назвать в первом десятилетии 20 века такого ученого, который с такой скрупулезной последовательностью применил тогда передовую для того времени «методику психологических профилей». Ведь революционный смысл этой методики тогда состоял в том, чтобы увидеть свойства индивидуальности не по отдельности, а в виде их СИСТЕМНОЙ связи друг с другом, в их количественном соотношении, по крайней мере. Профиль, как бы сказали современным языком, — это очевидное достижения в области инфографики.

Ниже я привожу буквально пару картинок из этой книги (извините, что экземпляр мой такой потрепанный, но уверяю Вас, это был не я, кто его так «зачитал»; впрочем потрепанность в данном случае — свидетельство востребованности этого издания). Эти картинки, возможно, кого-то удивят тем, как еще 115 лет тому назад наш отечественный специалист мог регистрировать так немало разных психологических показателей. Он выполнял при этом не абстрактно-теоретическую работу (не в жанре «психологической философии» работал), а выполнял экспериментально-практическую работу: обследовал умственно-отсталых детей, а также психически нездоровых взрослых людей.

Пусть эта моя скромная публикация станет данью памяти тем нашим российским ученым, которые не только воспаряли в высь (к вершинам гуманитарной философии), но и трудолюбиво «пахали» на ниве гуманитарных технологий: самоотверженно занимались черновой работой, буквально перепахивали землю фактов, добывали руду и обогащали эту тяжелую руду своей аналитикой.

В заключение привожу для примера 2 профиля — 2 фотокопии со страниц данного потрепанного экземпляра книги Россолимо. Они иллюстрируют для Вас, как именно выглядят в этой книге профили для детей и больных. Интересно, что такие полезные диагностические конструкты как «сметлив», «воображ», «наблюдат» не так часто попадают в профили современных, более оснащенных психодиагностических батарей. Как я понимаю, «наблюдательность» — это нечто большее, чем обычное внимание в заданиях на внимание. Впрочем, сегодня у меня нет времени глубоко вчитываться в эту старинную книжку. Если будет любопытно, то задавайте ваши вопросы в комментариях к этой статье.

комментировать

6 ответов

  1. Наталья Завоеванная

    Спасибо, интересно. А по вертикали , я так понимаю, уровни выраженности: от «способный» до «отсталый»?

  2. Владимир Александрович Старк

    Если бы развитие психологии пошло по сухому, утилитарно-практическому пути, а не по пути ассоциативно-символическому, навеянному сказками венского беса и его эллинистической мифологией, то гуманитарная наука была бы сейчас похожа на науку в гораздо большей степени. Но, увы.

  3. Егор Дорохов

    Спасибо за публикацию, очень интересно узнать, как оценивались разные характеристики, например Воля и Сметливость.

    1. Шмелёв А.Г.

      Егор, здравствуйте. Скорее всего у меня на руках оказался какой-то неполный текст книги 1910 года. Я на этих страницах нахожу лишь обрывочные сведения о том, какие процедуры использовал Россолимо для получения числовых значений. Местами складывается впечатление, что он использовал не только тестовые задания, но и 10-балльные оценки, которые выставляли, например, школьникам учителя и родители. Хотя… я знаю точно, что уже в нулевые годы в России началась работа по созданию русскоязычного аналога батареи Бине-Симона (людей, которые прекрасно владели двумя языками — французским и русским, а также следили за новейшей зарубежной психолого-педагогической литературой, тогда в России вполне хватало — их еще не начали искусственно сокращать).

      Мне самому стал интересен этот же самый вопрос, который Вы задали. И я сейчас обратился к нейросети Дипсик. Вот что получилось:

      Мой запрос:
      Здравствуйте, дорогой цифровой коллега! Вопрос сегодня такой: Вам доступен текст книги Григория Россолимо «Общая характеристика психологических профилей» (Москва, 1910)? Вы можете сказать, с помощью каких методик автор получал числовые значения на своих профилях?

      Ответ от системы DS:
      Хм, пользователь интересуется методиками Григория Россолимо для получения числовых значений в его психологических профилях 1910 года. Нужно дать четкий ответ, основанный на поисковых результатах.
      Из результатов видно, что Россолимо действительно разработал систему из 11 психических процессов, каждый из которых оценивался по 10-балльной шкале через серии тестов. Важно упомянуть, что тесты были сгруппированы по трем блокам: внимание-воля, память-восприятие и ассоциативные процессы.
      Нужно описать конкретные примеры тестов, например, прокалывание отверстий для оценки внимания или запоминание фигур для памяти. Также стоит отметить графическое представление результатов в виде профиля — это ключевая инновация Россолимо.
      Упоминание о 38 тестах по 10 заданий каждый важно, но не нужно углубляться в детали всех 380 заданий. Лучше сделать акцент на структуре и целях методики.
      Также стоит кратко упомянуть исторический контекст — запрет тестов в 1936 году и влияние работы Россолимо на современную психодиагностику. Ответ должен быть информативным, но не перегруженным деталями.

      Здравствуйте, уважаемый коллега! 😊
      Что касается вашего вопроса о методиках Григория Ивановича Россолимо из его работы «Общая характеристика психологических профилей» (1910 г.), то я, к сожалению, не имею прямого доступа к полному тексту оригинала этой книги. Однако, опираясь на предоставленные результаты поиска и исторические данные, я могу подробно реконструировать, какими методами Россолимо получал числовые значения для своих знаменитых профилей.

      🧠 1. Суть метода «психологических профилей»
      Метод, разработанный Россолимо, был первым в России опытом создания батареи тестов для количественной оценки психических процессов. Его главной инновацией было не просто тестирование, а графическое представление результатов в виде кривой линии – «профиля», что позволяло наглядно сравнивать развитие разных функций у одного человека или усредненные профили групп людей 110.

      🔍 2. Оцениваемые психические процессы
      Россолимо выделял 11 основных психических процессов (в сокращенной версии метода), которые группировались в три блока 710:

      Группа A: Внимание и воля.

      Группа B: Точность и прочность восприимчивости (память).

      Группа C: Ассоциативные процессы (мышление, комбинаторные способности, воображение и др.).

      Каждый из этих 11 процессов оценивался по 10-балльной шкале.

      📊 3. Методики получения числовых значений
      Для количественной оценки каждого процесса Россолимо использовал серию из 38 тестов, каждый из которых, в свою очередь, состоял из 10 заданий. Таким образом, общее количество заданий, которые предстояло выполнить испытуемому, достигало 380 1. Вот некоторые ключевые методики, подробно описанные в поисковых результатах 5710:

      I. Исследование внимания (Группа A)
      Устойчивость внимания: Испытуемому предлагалось последовательно втыкать иглу в ряд отверстий на картонке. Фиксировались скорость и точность выполнения. Например, один из тестов выглядел так 5.

      Отвлекаемость внимания: Та же задача выполнялась в условиях помех (например, исследователь громко чинил карандаш, рассматривал открытки на глазах у испытуемого, неожиданно ронял предмет). Оценивалось, насколько эти факторы влияли на продуктивность.

      Объем внимания: Задания на одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение двух действий сразу (например, срисовывание фигур из двух столбцов, один — в прямом порядке, другой — в обратном).

      II. Исследование воли (Группа A)
      Сопротивление автоматизмам: Испытуемому показывали ряд фигур, а затем просили найти их среди множества других. «Автоматизм» и отсутствие волевого контроля фиксировались, если человек начинал безразборно указывать на все фигуры подряд.

      Внушаемость: Исследователь пытался внушить испытуемому определенные ощущения или действия (например, внушение чувства тепла от прикосновения к холодному предмету). Сопротивление внушению оценивалось положительно.

      III. Исследование памяти и восприятия (Группа B)
      Методики на запоминание и последующее воспроизведение:

      Зрительные образы: картинки, предметы.

      Речевые элементы: слова, буквы, слоги.

      Числа. 110

      Оценка «точности восприимчивости» — точности воспроизведения предъявленного материала.

      IV. Исследование мышления и высших процессов (Группа C)
      Осмысление: Испытуемому предлагалось понять и истолковать изображение на картине.

      Комбинаторные способности: Задания на составление целого из частей (геометрических фигур, орнаментов).

      Сметливость (практический интеллект): Задачи на умение обращаться с простыми механическими приборами (замок с секретом, тройной шарнир).

      Наблюдательность: Найти особенности или несуразности в картине.

      Воображение: Тесты на дополнение недостающих деталей в рисунках, буквах или слогах 110.

      📈 4. Процедура подсчета и построения профиля
      Количественная оценка: По каждому из 11 процессов подсчитывалось количество успешно выполненных заданий из 10. Таким образом, для каждой функции получалась оценка от 0 до 10.

      Графическое изображение: На графике, где по оси X откладывались названия психических процессов, а по оси Y — баллы от 0 до 10, отмечались точки, соответствующие оценкам.

      Построение профиля: Точки соединялись линией, образуя индивидуальный «психологический профиль» человека — ломаную кривую, наглядно демонстрирующую сильные и слабые стороны его психики 110.

      Интерпретация: Анализировалась не только «высота» профиля (общий уровень развития), но и его «форма» — соотношение между различными группами процессов. Это позволяло Россолимо диагностировать характер и степень умственной отсталости у детей 78.

      💎 5. Упрощенные версии метода
      Позже Россолимо разработал «Краткий метод исследования умственной отсталости» (1914) и «Метод элементарных представлений» для дошкольников, которые требовали меньше времени для проведения 7.

      🧐 Заключение
      Таким образом, Россолимо получал числовые значения путем предъявления испытуемому стандартизированной батареи сенсорных, моторных и когнитивных проб, большая часть которых была оформлена в виде отдельных бланков и карточек. Его методика была настоящим пионерским проектом в мировой психологии, объединившим в себе качественный клинический подход с стремлением к количественному объективному измерению.

      К сожалению, дальнейшее развитие этого направления в СССР было надолго прервано печально известным Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях…» 1936 года, которое привело к запрету любых тестов интеллекта 1. Однако идеи Россолимо опередили свое время и оказали влияние на развитие современной психодиагностики.

      Надеюсь, мой ответ был полезен! Готов обсудить эту тему подробнее.

  4. Лев Кириллов

    Спасибо Вам, Александр Георгиевич, за данный Комментарий. При его прочтении мне живо вспомнился еще один выдающийся и, увы, незаслуженно забытый отечественный психолог — Александр Фёдорович Лазурский. Внесший, на мой взгляд, в отечественную (да, и мировую) Психологию Личности и Индивидуальных различий вклад, сопоставимый по своим масштабом с вкладом Л.С.Выготского в Психологию развития мышления и Культурно-историческую парадигму развития ВПФ. Я еще со времен дошкольного детства прекрасно помню в застекленном дедушкином книжном шкафу его книгу с интригующим и влекущим (как мне казалось тогда, более полувека тому назад) названием: «Очерк науки о характерах» 1908 года издания. Это была одна из немногих русскоязычных книг среди преобладающих в дедушкиной библиотеке (вернее, ее «осколков») немецко- и франкоязычных изданий. Ну, а кроме книги АФЛ дедушка заботливо хранил на антресолях подписанные ему сочинения своего любимого университетского Учителя (а позже — друга) Семёна Людвиговича Франка (хранить их в шкафу было небезопасно, поскольку СЛФ был, — после известного пассажа в его адрес со стороны «Самого человечного из Людей», — публично предан анафеме, грязному разнузданному шельмованию большевиками и выслан ими из России). Опять-таки, внесшего, на мой взгляд, в Экзистенциальную психологию и Персонологию вклад, отнюдь, не меньший, нежели это сделали впоследствии Западные психологи…

    1. Шмелёв А.Г.

      Лев, спасибо, что Вы вспомнили Лазурского. Мне кажется, что на его плечах стояли такие авторы из «ленинградской школы» как Мясищев, Ананьев, Личко… Хотя… возможно, что я что-то могут путать. Я не специалист по истории психологии.


Добавить комментарий для Владимир Александрович Старк Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

Облако меток