Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

Психотипы как «повернутые факторы» в пространстве личностных черт

Автор публикации:

Alexander Shmelyov • 2 июня 2023 в 16:42

В ходе дискуссионного обсуждения результатов, полученных на опроснике «Кейрси плюс Моральность»,  мы вышли на разговор о так называемых «косоугольных факторах», а также о возможности модельного представления «психотипов» в виде векторов в факторном пространстве.  Ниже я большими буквами формулирую вопросы на понимание, которые задают люди, не имеющие собственной практики «поворота факторов» в многофакторном пространстве и изображения кластеров в факторном пространстве. Можете это воспринимать как заголовки отдельных параграфов в этой моей статье (Очередной просветительской статье, которую как «научную» могут воспринимать, пожалуй, только новички в психологии личностных черт).

А ЧТО ТАКОЕ «ПОВЕРНУТЫЕ ФАКТОРЫ»? ДАЙТЕ ПРИМЕРЫ!

Рисунок 1.

Рисунок 1 — это один из многих примеров, которые приводятся в моей книге «Психодиагностика личностных черт» (Шмелев, Спб: Речь, 2002). В циркулярных моделях проекция «Большой пятерки» на плоскость из двух факторов дополняется выделением 12 секторов (с угловым расстоянием в 30 градусов друг от друга). 12 секторов удобны тем, что образуют всем знакомый … «часовой циферблат». Черта «активный, энергичный» смотрит как стрелка на 1 час дня, а оппонентная черта «тревожный, слабый» — на 7 часов. После поворота на 30 градусов вправо вертикальной оси Y мы получаем фактор «Энергичный — слабый», но должны помнить, что он не совсем совпадает с вертикальным фактором «Экстраверсия — Интроверсия».

Стоит ли долго дискутировать о том, кто прав: психолог, который вертикальную ось повернул на 30 градусов, или психолог, который… не повернул? Первый может располагать именно такими данными, которые оправдывают такой поворот, а второй — другими данными, которые не оправдывают. Но… оба остаются в одном личностном пространстве и не должны этого забывать, то есть должны понимать это. Пространство первично, а направление «стрелки компаса» — вторично!

А РАЗВЕ ПСИХОТИПЫ – ЭТО ПОВЕРНУТЫЕ ФАКТОРЫ?

Если вполне освоиться с представлением о повороте осей (факторов), то можно и понять, наконец, что психотипы могут быть также изображены в этом пространстве, как … векторные косоугольные оси, которые лежат в определенных квадрантах и являются «комбинацией факторов». Вот здесь дается наиболее известное такое решение по совмещению факторного и типологического подходов, который предложил еще Ганс Айзенк (см. рисунок 2).

Рисунок 2.

Это решение означает, что известный с античных времен психотип «сангвиник» является ничем иным как результатом поворота осей на 45 градусов (оси «Экстраверт» по часовой стрелке или оси «Стабильный» против часовой). Иными словами, «Сангвиник» — это производный фактор, выражающий комбинацию «Экстраверсия плюс Стабильность».  Аналогично Айзенк предложил проинтерпретировать и 3 других античных психотипа. Главная наша задача — понять, что для практических целей ОДИНАКОВО подходит любая из двух родственных систем факторов: и четырехтипное пространство, созданное из двух оппозиций «Сангвиник-Меланхолик», «Холерик — Флегматик», и двухфакторное пространство, созданное из двух ортогональных бинарных факторов «Экстраверт-Интроверт», «Стабильный-Лабильный».

В каком контексте у меня возникло это поясняющее рассуждение? — А меня тут пожурили за то, что в ТЕЗАЛе профиль из 16 типов назван факторным, а надо, мол, его называть «типный профиль». Ну надеюсь, желающие понять, теперь понимают, почему профиль на четырех осях «Сангвиник-Меланхолик-Хорелик-Флегматик» можно тоже называть факторным? Просто 2 пары факторов являются тут «оппонентными» (противоположными), и эти оппонентные оси являются между собой тоже ортогональными.

КАК НАЗЫВАЕТСЯ МЕТОДОЛОГИЯ, ДОПУСКАЮЩАЯ ПОВОРОТ ОСЕЙ ФАКТОРНОГО ПРОСТРАНСТВА?

Это методология СЕМАНТИЧЕСКОГО РЕЛЯТИТИВИЗМА, основанного на представлении о едином личностном семантическом пространстве. Двумерные проекции — лишь иллюстрация. Примерно та же самая логика возникает в пятимерном пространстве, или шестимерном, или 56-мерном — на этом основана система ТЕЗАЛ…Конверсия из одной факторной системы в другую — это сложный многомерный поворот осей и… НЕ БОЛЕЕ ТОГО (!)

А ПОЧЕМУ СОЦИОНИКА НЕПЛОХО РАБОТАЕТ НА ПРАКТИКЕ?

Почему работает на практике относительно неплохо диагностическая система, состоящая из 16 соционических типов?  — Потому, что эти соционические типы лежат на самом деле не где-то в «изолированном пространстве», а в пространстве личностных черт, общем с другими диагностическими системами, в том числе с «Большой пятеркой». Между факторами Юнга и «Большой пятеркой» нет и не может быть взаимно однозначного соответствия. И не только потому, что юнгианских факторов 4, а в «Большой пятерке» пять факторов. Но юнгианские факторы в своей комбинации в определенной степени отражают (с приближенной точности) определенные комбинации факторов «Большой пятерки» (не с одинаковыми, а разными весами).

Например, юнгианский бинарный признак «Сенсорика – Интуиция» не есть в чистом виде пятый фактор B5.5 «Консерватизм – Открытость опыту», но под «определенным углом» этот фактор сближается именно с пятым фактором «Большой пятерки». Гораздо меньше  признак «Сенсорика – Интуиция» похож на B5.4 «Стабильность – Лабильность», но все-таки тоже немножко похож (угол между этими векторами в едином личностном пространстве гораздо больше, но тоже не равен 90 градусов). Вот эти данные мы уже НЕОДНОКРАТНО получали при одновременном проведении на одной выборке и соционических опросников, и тест-опросников на «Большую пятерку». На рисунке 3 показало, как юнгианский бинарный признак «Мышление – Чувство» проецируется в простанств из двух факторов «Большой пятерки» — B5.3 и B5.4. Конечно, юниганский смысл оппозиции «Мышление – Чувство» содержит и свой специфичный (особый) компонент, который не сводится к факторам «Большой пятерки», но значительная часть смыслов в этом оппозиции СВЯЗАНЫ с этими факторами (!).

 Рисунок 3.

А МОЖЕТЕ ИЗОБРАЗИТЬ СОЦИОНИЧЕСКИЕ ПСИХОТИПЫ В ПРОСТРАНСТВЕ «БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ»?

На рисунке 3 я намеренно не стал проводить соционические «двухфакторные оси» под углом в 45 градусов к двум факторными осям из состава «Большой пятерки». Я нацелили стрелку «Логика+Сенсорика» на этом «циферблате» не на «1 час 30 минут»,  а на «2 часа», для того, чтобы показать, что в «Логике+Сенсорике» присутствует в большей степени смысловое содержание от третьего фактора B5.3«Сознательный», чем от четвертого фактора B5.4 «Стабильный». Опять-таки прошу читателей меня правильно и не буквально понимать! – На рисунке 3 предложен концептуальный СХЕМАТИЗМ, то есть приближенная и огрубленная картинка, призванная облегчить понимание подхода, а не изображающая в точности, где именно лежат вектора. Тем более, что в случае юнго-соционического подхода типы —  это вектора  в четырехмерном пространстве и они не мог точненько отображаться под понятными углами вроде 45 или 30 градусов в пятимерном пространстве «Большой пятерки».

А ТИПЫ РАЗВЕ МОГУТ БЫТЬ ВЕКТОРАМИ? РАЗВЕ ЭТО НЕ КЛАСТЕРЫ?

Получил я недавно и такой вопрос (возражение): «А ведь психотипы получаются не с помощью факторного анализа, а с помощью кластерного анализа!». В своем ответе должен признать, что определенная «сермяжная правда» в таком возражении есть. В том смысле, что психотип описывает не точку (единичный вектор), а целую область (сектор из множества векторов) в личностном пространстве. Этой области соответствует целое множество объектов, которые объединены в единый кластер и выделяются эмпирически с помощью кластерного анализа (алгоритмов автоматической классификации многомерных данных).

Но, чтобы извлечь эвристический смысл из тезиса «ПСИХОТИП – ЭТО ПРОИЗВОДНЫЙ ФАКТОР, ПОВЕРНУТЫЙ В ФАКТОРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ», мы должны очевидно принять следующее допущение:

Свойства кластера (множества точек) хорошо описывает некая «реперная точка», то есть некий «вектор –прототип» в факторном пространстве. Я не собираюсь сейчас глубоко углубляться в теорию прототипов (Элеонора Рош и товарищи). Просто знакомлю Вас с ответом поисковика Яндекс на запрос:

Суть сейчас вовсе не в тонкостях, связанных  с более или менее прототипическими объектами, суть тут в том, что определенными свойствами всего «семейства объектов» в наибольшей степени обладает объект, который РАСПОЛАГАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ МНОЖЕСТВА ТОЧЕК соответствующего кластера. Его еще называют в факторном анализе термином «ЦЕНТРОИД». Так что… сведение «психотипа» к центроиду – это, конечно, определенная упрощающая абстракция, но это очень полезная (эвристичная) абстракция, которая позволяют подчеркнуть (акцентировать) различие между разными психотипами, выражая их через различия между «центроидами кластеров». Кстати, те, кто знаком с историей факторного анализа, наверное, к месту вспомнят, что первые алгоритмы кластерного анализа (еще до прихода в эту область профессиональных математиков с навыками линейной алгебры) Луис Терстоун (президент психометрического общества в 1936 году) создал еще до Второй Мировой войны и назвал «метод центра тяжести». Рисунок 4 иллюстрирует положение точки-центроида в том случае, если весь кластер смещен к верхнему сектору в первом квадранте декартовой системы  факторных осей-координат:

Рисунок 4.

Как видим, на рисунке 4 схематически изображены возможные комбинации двух факторов «Большой пятерки», с которых мы начали эту статью (см. рисунок 1), но здесь отдельные черты «Активный» и «Энергичный» представлены уже не как единый вектор (направленный на «1 час дня»), а как разные точки внутри единого кластера, смещенного вверх в правом верхнем координатном углу. Как выразить свойства, которыми обладает весь этот кластер?  — Один из эффективных методов, который делает теорию очень популярной и очень доступной, – это придумать известного исторического (или литературного) персонажа, который выражает  психологические свойства точки-центроида в этом облаке точек, объединившихся внутри кластера. В данном случае Аушра Аугустинавичюте предлагает вполне остроумно условного персонажа  назвать «Маршал Жуков». У этого самого «маршала» представлена, конечно, интеллектуальность в виде определенной ненулевой проекции на горизонтальную ось «Сознательность» (он находится в правом, а не в левом  полупространстве и не в центральном вертикальном коридоре), но в большей мере у «маршала» мы видим выраженность вертикального признака-фактора «Экстраверсия». Это и есть локализация примерно в области «1 час дня».

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Александр Георгиевич, я пожалуй уклонюсь от предметного ответа на ваш вопрос, и уйду в более широкую и фундаментальную область этой…

  2. Владимир, спасибо, что Вы посмотрели словарь на сайте Ht-line.ru и даже щедро поделились свои впечатлением. Правильно ли я понял Вас,…

  3. Александр Георгиевич, почитал ваш словарь и неожиданно понял чему большая наука научила меня… — это выражаться настолько просто, насколько это…

  4. Владимир Александрович, спасибо, что Вы раскрыли ваше понимание термина «Эмоциональная потребность». Надо сказать, что когда Вы пишите про «сенсорную депривацию»,…

  5. Александр Георгиевич, ваше сомнение насчёт эмоциональной потребности мне понятно, эта потребность сначала называлась у меня эмоционально-информационной, но моя любовь к…

Облако меток