ЕСЛИ МЫ КОНКУРИРУЕМ, ТО… «НЕ БРАТЬЯ»

ССЫЛКА НА ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМАТИКЕ «КОНКУРЕНЦИЯ-КООПЕРАЦИЯ» (или откуда пошли «суки»)

Коллеги, я постараюсь не сбиваться с тематического фокуса этого канала. Поэтому даю здесь только ссылку, а не саму статью и мой комментарий к ней. Вообще-то вынужден пояснить, каким образом тематика «Психосемантика» и «Психология конкуренции» для меня лично имеет очень важную и очень большую область содержательного пересечения. И дело даже не в том, что у меня подтверждалась не раз гипотеза о том, что когнитивно-простые граждане острей конкурируют (более деструктивно). А дело в том, что само устройство «личностно-семантического пространства» связано со стилем конкурентного поведения взаимо-обратными тесными причинными отношениями «круговой каузальности». Искажение этого пространства (картины мира) ведет к … войне, а война, в свою очередь, искажает это пространство (картину мира).

Ниже цитирую статью, в которой освещается не совсем обычный эксперимент в области социальной и экономической психологии. Измеряется обратная причинная зависимость: не то, как психологические факторы влияют на процессы конкуренции-кооперации, а как экономические факторы (отношения конкуренции-кооперации, заданные в качестве контролируемых переменных в эксперименте на 2000 испытуемых) влияют на психологические, социально-перцептивные процессы. Оказалось, что условия конкуренции (когда испытуемые боролись за более высокую долю в премировании их «экспериментального труда») по сравнению с условиями кооперации (когда испытуемые работали совместно) приводят к эффекту РАЗОБЩЕНИЯ: люди видят больше различий между собой и другими, чем сходства. Казалось бы… тривиальный результат, но попробуйте-ка, коллеги, сами его корректно получить в строгом и массовом эксперименте! — Это большой труд и удача исследовательского коллектива экономистов и психологов из Северной Каролины.

Как можно осмыслить полученную (подтвержденную, интуитивно понятную) закономерность? — А ведь она имеет прямое отношение к тому историческому уроку, через который так болезненно проходят на рубеже 20-21 века народы из бывших советских республик. Начав между собой конкурировать (не только за деньги, а еще за территории), эти народы начали воспринимать другу друга иначе — видеть больше различий, чем сходства (не только во внешних традициях и в образе жизни, но и в мыслях, в социальном характере и ценностях).

https://sites.duke.edu/rachelkranton/files/2022/09/Co..

А вообще…легче «»раздевать» (грабить) чужого, чем родного. Первобытная концепция о том, что «враждебное племя — это дети другого вида животных», помогала психологически преодолеть внутренние барьеры (вроде предрассудка «они тоже люди») и начать охотиться не только на добро, которым располагают эти «сукины дети» (то есть дети, рожденные от собаки), но и на самих чужаков как на добычу… Подробности такого рода закономерностей мы собираемся обсуждать на нашем осеннем курсе «Психология и общая теория конкуренции» (см. отдельный лэндинг-сайт, где уже открыта запись на осень).

…поэтому при наблюдении кадров о том, как «опять разбомбили мирные кварталы» и с одной, и с другой стороны раздается один и тот же вопль и в русских, и в украинских социальных сетях (в Ютьюбе), выраженный одними и теми же словом: «НЕЛЮДИ!» или более близкими к тотемическим верованиям прошлого — «СУКИ!».

Иллюстративная картинка имеет, конечно, весьма косвенное, иносказательное отношение к цитируемому эксперименту.

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток