Alexander Shmelyov • 28 июня 2023
В этой публикации Вашему вниманию предлагается попытка построения логически стройной классификации типов лидерства. Логическая стройность достигается, по моему мнению, путем ПОЛНОЙ комбинаторики трех бинарных признаков, сформулированных вполне ясным и понятным образом. Эта система признаков во многом опирается на разработку, выполненную в компании ЭкоПси, но ставит целью сформировать еще более понятную и логичную полную классификацию из непересекающихся бинарных признаков.
28 февраля 2023 Павел Безручко в своем ТГ-канале предложил и прокомментировал следующую модель управленческих ролей от ЭКОПСИ.
Точная ссылка на эту публикацию:
https://t.me/bezruchko_channel/674
В дальнейшем обсуждение сфокусировалось на следующих 6 управленческих ролях (или лидерских ролях): Стратег (корпоративный), Инвестор, Коммуникатор (политик), Организатор, Лидер команды, Проводник изменений
Я (Шмелев А.Г.) уверен, что для успешного внедрения этой, как И ЛЮБОЙ классификационной сетки, НЕОБХОДИМО выделить четкие и независмые основания для классификации. Вот два первых возможных основания:
X) Уровень управления (стратегический макроуровень – тактический мезоуровень);
Y) Объект управления (технологические процессы – люди)
Но… с этими двумя основаниями возникает удобная возможность для размещения в таблице 2 на 2 только четырех ролей:
Таблица 1. Матрица из 4 ролей.
Чтобы понять, по какому третьему основанию классификации выделяются роли «Инвестор» и «Проводник изменений» я (Шмелев А.Г.) предлагаю в явном виде сформулировать третий бинарный признак Z. Это третье измерение в глубину по оси времени (!). Тогда появляется третий слой в трехмерной таблице (концептуальном кубе), который отличается от первых двух тем, что во втором слое Z2 имеется только один столбец и 2 строки: идеальный персонаж «Инвестор» и идеальный персонаж «Проводник изменений».
Таблица 2а. Матрица из 6 ролей.
При появлении такой таблицы 2 на 3 мы сразу видим, в чем главная слабость (логическая невнятность) классификации из 6 ролей (!). «Стратег» – это по определению роль, ориентированная на то, чтобы работать НА ПЕРСПЕКТИВУ, а она почему-то оказывается в слое Z1 «текущая работа», а не в слое Z2 «работа на перспективу» (?!). А если стратега переместить в правую верхнюю клетку, то… непонятно, куда надо переместить «Инвестора» (?!).
Наряду с матрицей в таблице 2а возможна и такая матрица, которая изображена в таблице 2б:
Таблица 2б. Альтернативная матрица из 6 ролей.
Недостаток матрицы 2б очевиден: не понятно, почему идеальный персонаж «политик» тоже не работает на будущее, а «лидер команды» не занимается подготовкой кадров – не готовит кадры к освоению новых технологий (?).
Можно по такому же принципу составить и третью матрицу 2в (!). Это говорит о МНОГОЗНАЧНОСТИ (неопределенности), которая заложена в классификацию из 6 ролей. В ней нет ясной комбинации всех трех НЕЗАВИСИМЫХ параметров X, Y и Z. УВЫ!
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ ШМЕЛЕВА А.Г.
А что если в явном виде сформулировать не 6, а все 8 ролей, заполнив все кубики трехмерного куба данных X+Y+Z ? При этом будет реализована полная НЕЗАВИСИМОСТЬ всех трех параметров (!) и полная их комбинаторика.
Таблица 3. Трехмерная матрица из 8 ролей.
Комментарий к матрице из 8 ролей
В указанных клетках пришлось поменять названия, поэтому этим названиям надо дать комментарии. Названия придуманы для клеток не случайным образом, а сообразуясь с определенными историческими примерами (из истории России) и терминологическими традициями РУССКОГО ЯЗЫКА (автор сознательно сокращает по возможности присутствие здесь ультрамодной терминологии из современных западных ролевых концепций).
В названиях применены термины из следующих предметных областей:
— «История войн и военного искусства» (стратегический уровень X1),
— «Роли в игровых видах спорта» (тактический уровень X2)
Везде, где это было возможно, оставлены термины от Павла Безручко (это прежде всего для ролей в клетках X1+Z2).
Итак, ниже предлагаются сокращенные заголовки и комментарии для всех 8 кубиков из большого куба (трехмерной матрицы 3):
1) Роль «Генерал» (комбинация признаков X1+Y1+Z1; варианты названия – «генеральный директор», «министр», «губернатор»)
Руководит не одной командой (не одной воинской частью – полком или отдельным батальоном), а сразу множеством команд (дивизией или армией, состоящей из полков). Наилучшим образом, справляется с ведением ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (или наступательных, но по готовому плану, созданному полководцем-стратегом). Может самостоятельно подготовить позиционную оборону. Хорош в условиях необходимой реакции на возникающие проблемы и нежелательные обстоятельства (природные катаклизмы, техногенные аварии). Это не генерал-полководец, а генерал скорее всего из сферы МЧС. Он не столько планирует будущее (наступательные операции), сколько спасает ситуацию от полной катастрофы.
Исторический прототип – командарм Иван Петров (мастер позиционной обороны эпохи ВОВ), которому писатель-фронтовик Владимир Карпов посвятил книгу «Полководец».
В эпоху гражданской войны «генералами» были военспецы, прошедшие подготовку еще при Генштабе царской армии. Их дополняли в качестве политических соруководителей «комиссары» — члены ВКП(б) в кожанках.
2) Роль «Директор команды» (X2+Y1+Z1; варианты названия – «Организатор», «Полковник», «Директор-организатор», «Административный директор», «Исполнительный директор»).
В военной классификации это командир отдельной воинской части (полка, отдельного батальона). Решает не только военные задачи на передовой, но и хозяйственные задачи, связанные с обеспечением тыловых служб воинской части (медсанчасть полка). В штабе спортивной команды – это «начальник команды», а в руководстве драматического театра – это «исполнительный директор» при наличии художественного руководителя – главного режиссера. На шоу- и в кинобизнесе – это антерпренер, или импрессарио (не заменяет собой режиссера и постановщика-продюссера). В научном и конструкторском деле – это исполнительный директор под Научным руководителем института или Генеральным конструктором. Он НЕ вмешивается в содержательный тренировочный (репетиционный) процесс и решает задачи ОРГАНИЗАЦИОННОГО плана и ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (организует выступления команды, концертные площадки гастролирующей труппы театра или эстрадной группы). На войне это «военный специалист», но не идейный вдохновитель (не политрук). Организуя выступления своей спортивной или сценической команды, директор действует НА ПЕРЕДОВОЙ — ведет переговоры о коммерческих условиях с владельцами площадок.
3) Роль «Комиссар» (X1+Y2+Z1; варианты названия — «Комиссар армии», «Комиссар фронта», «Первый секретарь», «Генеральный секретарь»)
Комиссар обеспечивает адекватную мотивацию при решении задач текущего управления крупнейшим предприятием (или целой отраслью). Это политический руководитель в режиме «спасательных операций».
В руководстве ВКП(б) Генеральный секретарь возвысился на роль первого лица не сразу. Вначале (в первую половину 20-х годов) это был «технический специалист по кадрам». Затем И.В.Сталин, подобрав «своих людей» на ключевые позиции, взял на рубеже 20-30-х годов всю полноту власти.
В годы Гражданской войны и в годы ВОВ комиссар отвечал за морально-политическую подготовку в масштабах крупных военных соединений. В фильме «Чапаев» показан комиссар Фурманов (кстати, он же – автор одноименной книги, по которой браться Васильевы сняли гениальный эпохальный фильм).
4) Роль «Капитан» (X2+Y2+Z1; варианты названия — «Капитан команды», «Играющий тренер», «Дирижер», «Диспетчер», «Плей-мейкер», «Оперативный руководитель»).
Это специалист, который «в поле» руководит реальной исполнительской работой команды, уже действующей по заранее намеченному плану. Он иногда может совмещать свою роль игрока-диспетчера (который раздает передачи ключевым форвардам) с ролью «забивного форварда-лидера», но чаще «капитан» — это пользующийся доверием и авторитетом игрок для разрешения оперативных споров, которые возникают в ходе процесса («представления на сцене» — это помощник главного режиссера, который руководит конкретным спектаклем, в спортивной игре на поле капитан команды — это единственный игрок, который имеет полномочия апеллировать к судье матча). Дирижер оркестра в момент выступления отвечает за слаженность оркестра – дирижирует.
5) Роль «Стратег-начальник» (X1+Y1+Z2; варианты названия – «полководец», «инвестор», «архитектор», «композитор», «генеральный конструктор»).
Это человек способный увидеть будущее и наметить планы его достижения. Архитектор видит будущее здание и создает его чертежи. Полководец-стратег готовит ресурсы и логистику будущей наступательной операции. Композитор вначале создает симфонию или оперу в своей голове, затем воплощает ее в ноты и отдает дирижеру – на освоение в оркестре. Генеральный конструктор проектирует новый самолет (или подводную лодку, или космический корабль). Тренер-изобретатель создает новую модель игры своей спортивной команды – неожиданную для соперников. Креативный продюсер в кино-бизнесе может создать новый коллектив для внедрения своей новаторской концепции (мультипликация, компьютерная графика, переплетение виртуального и реального миров, как в фильмах «Матрица» и «Аватар» и т.п.).
Классический пример генерального конструктора – Сергей Павлович Королев. Без ясного и высоко-профессионального видения «технологического будущего» главный конструктор НЕ может стать успешным (!).
Примеры футбольных тренеров-изобретателей:
В) Схема 4-2-4 – Феола (тренер сборной Бразилии в 1958 годы, лидеры-проводники идей тренера на поле – Диди в 1958 и Пеле в 1962).
Б) Схема 4-4-2- Виктор Маслов (главный тренер киевского «Динамо» до Лобановского, проводник на поле – диспетчер-капитан Андрей Биба)
В) Модель «тотальный футбол» — Ринус Михелс (тренер сборной Голландии, а проводником изменений на поле был капитан сборной Йохан Кройф)
Потрясающий уровень эффективности в планировании будущего продемонстрировал первый Председатель Совнаркома (Совета Народных Комиссаров) Владимир Ленин – архитектор-юрист и архитектор-экономист первого в мире социалистического государства СССР, сумевший при вынужденном переходе от политики «военного коммунизма» к НЭПу продемонстрировать удивительную тактическую гибкость и «стратегическое видение перспективы» одновременно (Ден Сяопин взял многое в своей политике реформ от НЭПа, раскрепостив предпринимательскую энергию китайского народа в экономической сфере – конкурентную мотивацию).
6) Роль «Форвард» (X2+Y1+Z2; варианты названия – «Творец», «Солист», «Командир авангарда», «Бомбардир», «Снайпер», «Лидирующий форвард», «Центровой»).
Это мастер-творец, способный показать ПРИМЕР освоения новой технологии в работе. На поле этот игрок воплощает передовые идеи тренера-архитектора.
В военном деле такими лидерами «в поле» становились командиры штурмовых десантных отрядов (выбрасывались на парашютах вместе со своим отрядом), командиры ударных моторизованных частей, способных хладнокровно командовать в тылу противника – после прорыва его линии обороны (на втором этапе ВОВ такие командиры уже не боялись оказаться в окружении).
В театральном искусстве актер Высоцкий на сцене исполнял необычные замыслы режиссера Юрия Любимова (стиль брехтовского театра – выход на авансцену и вещание в зрительный зал). Летчики-испытатели (и космонавты), рискуя жизнью, воплощали замыслы лидеров-конструкторов.
В спорте таким был баскетболист Сабонис в сборной СССР и сборной Литвы — первый гигантский центрфорвард (220 см), который воплощал находку тренера сборной Гомельского (олимпийский чемпион 1988 года) – в атаке неожиданно оттягивался назад и набирал много очков с помощью дальних (трехочковых) бросков. При этом он отрывался от своего персонального опекуна – медлительного центрфорварда-гиганта из команды соперников, который оставался под своим щитом, а низкорослых защитников-соперников Сабонис просто перепрыгивал и бросал свободно через их голову.
7) Роль «Стратег-политик» (X1+Y2+Z2; варианты названия – «Национальный лидер», «Вождь» (от слова «вести»), «Духовный лидер»).
Яркий исторический пример (кроме советских революционных руководителей) – Франклин Рузвельт, который стал уникальным единственным президентом в истории США, избранным на третий срок, так как не только справился с Великой депрессией (внедрил элементы кейнсианства в управление экономикой), но и сумел организовать перевод экономики на военные рельсы в годы ВМВ (Второй Мировой), так что США производили в год больше военных самолетов, чем все остальные воюющие страны вместе взятые (более 45 тысяч в 1945 году против 3 тысяч в 1939 году). Сам Рузвельт не руководил ни одним самолетостроительным заводом и не руководил лично атомным проектом «Манхеттен», а доверил это Опенгеймеру (президент не занимался ручным управлением).
Главная компетенция стратега-политика (личностная задача) – подобрать команду из единомышленников-стратегов-полководцев для каждого сектора (сектора экономики и госуправления), а значит НЕ бояться личной политической конкуренции со стороны этих талантливых полководцев, а еще – найти и назначить «тренеров будущих полководцев» в Центры подготовки кадров (ректоров ключевых учебных заведений).
Пример из истории России – патриарх Филарет (в миру Федор Романов), отец, поставивший после Смутного времени на трон своего сына Михаила, первого царя в династии Романовых.
Некоторые «национальные лидеры» не пользовались полномочиями формальных руководителей страны. Пример – духовный лидер исламской революции в Иране (1978 год) Рухолла Хомейни (звание в церковной исламской иерархии – «аятолла»).
Ден Сяопин никогда не занимал формальный пост руководителя своей страны, но был фактическим руководителем Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг.
8) Роль «Режиссер» (X1+Y2+Z2; варианты названия – «Лидер-тренер», «Тренер команды», «Наставник-новатор», «Лидер коучинга»)
Яркие примеры лидеров-наставников – это руководители Центра подготовки космонавтов (Каманин и Береговой).
Конечно, некоторые режиссеры в истории театра одновременно становились и архитекторами, и политиками в своей области (как Константин Станиславский и Юрий Любимов). Но в данном случае речь идет о том, что тренер-режиссер организует определенным образом тренировочный процесс (процесс репетиционной подготовки спектакля) и осуществляет практическое руководство этим процессом.
Лучший снайперов отправляли в годы ВОВ в тыл для подготовки новых снайперов (в школы снайперов, которых на фронте категорически не хватало). Из «форварда» таким боевым офицерам было непросто перейти на роль «наставника»). В отличие от «капитанов команды» такие тренеры-тыловики уже не выходили командовать взводом снайперов на передовой. Это все в деталях показано в современных сериалах о школах снайперов в годы ВОВ.
Переход «капитанов» и «форвардов» на тренерскую работу возможен, но есть и в спорте , и в искусстве яркие примеры случаев, когда великие тренеры рождались из рядовых игроков (Виктор Тихонов –великий тренер сборной СССР по хоккею — не был игроком сборной и заслуженным мастером спорта, а просто играл за «Динамо»).
После кризиса конца 60-х годов в нашей космической отрасли, вызванного гибелью Комарова и Гагарина, Георгий Береговой взялся сам полететь в космос (в 47 лет) – пример «играющего тренера», способного вернуться на поле – на роль «лидера-форварда».
Особая личностная задача для режиссера – вложить все свои идеи (и значительную часть своей психоэнергетики) в «форварда — лидера команды», который и станет в будущем главной звездой (на фоне славы которого сам тренер почти всегда будет в тени).
ВАЖНАЯ ОГОВОРКА
Конечно, не надо трактовать все слова в этой таблице «2 на 2 на 2» совершенно буквально. Автор был бы полнейшим наивняком, если бы надеялся, что все люди готовы воспринять все эти слова в ОДИНАКОВОМ смысле. У одних больше опыта в одной сфере, где приняты одни терминологические традиции, у других — в совершенно иной, где другие традиции. Например, «капитан корабля» в морфлоте — это не совсем тоже самое, или даже СОВСЕМ не тоже самое, что «капитан спортивной команды», который сам пинает мяч на поле.
Поэтому-то важно вдумываться не только в ярлыки, но четко осмыслить систему признаков по строкам, столбцам и слоям концептуального куба. Именно в них кроется ключевой смысл! Вы же знаете, что Шмелев — сторонник параметрических классификаций (многофакторных ортогональных моделей семантических пространств). А этом значит, что смыслы надо вычитывать на осях факторов, а не в условных названиях квадрантов этого пространства.
Тем не менее, я надеюсь, что Вас немножко подтолкнула к размышлениям эта вереница примеров из истории, которую я попытался развернуть перед вашими глазами…
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Для чего эта классификация? – Для внедрения в систему ТЕЗАЛ 3.0 (универсальную интерпретирующую систему). Цель – прогнозирование, в какой именно из 8 возможных лидерских ролей (позиций) данный человек имеет больше шансов добиться успеха (и принести пользу конкретной организации и обществу в целом) – с учетом его личностных черт, то есть специфического профиля темперамента, характера, когнитивного стиля и ценностных ориентаций.
Добавить комментарий