8 января 2022
На обложке актриса Наталья Бергер в кадре из фильма-мелодрамы «Любовь по найму» (телеканал «Россия 1»).
Уважаемые коллеги и дорогие читатели канала «Думай, Человек». В ходе новогодних праздников я решил дать себе послабление: не заниматься статистикой по коронавирусу, не следить пристально за политикой (хотя события в Казахстане не дали отключиться), но решил посмотреть несколько легких телевизионных фильмов и сериалов типа «мыльная опера», то есть «мелодрам» отечественного производства.
И что же? Я обнаружил для себя немало новых, молодых и талантливых наших актеров, удачные операторские находки, но в целом многие сюжетные ходы выглядят в большинстве своем глуповато-наивными, надуманными конфликтами (впрочем, жанр именно к этому и подталкивает). Первые 1-2 серии порой выглядят достаточно драматичными и серьезными. Актеры играют увлеченно и правдоподобно. Но особенное разочарование вызывают стремительные и неправдоподобные «хэппи-энды» — такие, когда все злодеи оказываются в два счета разоблаченными и образуется сразу несколько счастливых супружеских пар, нашедших друг друга 🙂 — От таких финалов ну разве что слезливые, умиленные старушки у телевизора остаются вполне довольны… Актеры в конце сериалов, как правило, «сдуваются» — заметно, что сами они не верят в хэппи-энды и, как говорят театралы в таких случаях, «безбожно наигрывают» (все — мимика, жесты и интонации — выглядит предельно несерьезно и искусственно).
Но все-таки некоторые сюжетные остроумные ходы я тоже обнаружил. Например, один из них появился в фильме «Любовь по найму» (Россия, 2018) и заслуживает внимания. Прошу не слишком смеяться над избитым заголовком этого сериала. Да, по названию он попадает в один ряд «мыльных опер» с курьезными заголовками: «Любовь по ошибке» (Россия 2018), «Любовь по вызову» (Россия 2016), «Любовь вслепую» (США 2017, Деми Мур). А суть эпизода, о котором я хотел Вам рассказать, в следующем. За благосклонность «видного жениха» Антона (молодой вице-президент крупной компании, актер Артем Карасев) в сериале борются две девушки: ненароком борется главная героиня няня-стюардесса Женя (обаятельная молодая актриса Наталья Бергер) и ожесточенно борется соперница главной героини Катя, бывшая невеста Антона (актриса Мария Романова). Отверженная капризная и злонравная Катя задумывает, как отомстить — добиться разрыва в отношениях между удачливой няней и ее бывшим женихом. Она с помощью ложного «призыва прийти на помощь» заманивает Антона к себе домой, добивается от него теплых слов и забирается ему на колени, а сама снимает эту пикантную сцену на скрытую камеру. Хотя «продолжения» не последовало, но длинная видеозапись и не нужна — ее можно было остановить «без подробностей». После чего созданную видеозапись Катя через промежуточных лиц доставляет на смартфон Жене.
Кадр из фильма «Любовь по найму». Коварная Катя забирается на колени к Антону и снимает эту сцену на скрытую камеру.
Какая первая реакция возникает у Жени при просмотре этой видеозаписи? — Конечно, сугубо эмоциональная, без всякого рационального осмысления. Женя просто шокирована увиденным и рассматривает поведение Антона в кадре как «гнусное двуличие» и «предательство». Женя собирает свои вещи и покидает квартиру Антона. Далеко не сразу, а лишь спустя много дней Женя начинает быть чувствительной к такой казалось бы элементарной аргументации, которую ей помогает осознать Антон: «Ведь это же преднамеренная не слишком хитрая провокация! Кто же снимает на скрытую камеру интимную сцену, как не сама Катя?» В самом деле ни за Антоном, ни за Катей никто не устанавливает никакого скрытого наблюдения в этой бытовой мелодраме.
* * *
Теперь перекинем мостик от этого разговора про «бытовые провокации» к разговору про гораздо более хитроумные политические провокации. Сколько уже на нашей памяти в 21 веке возникло ярких документальных кадров («броских картинок»), спровоцированных ради определенного манипулятивного эффекта! Речь идет прежде всего о том, как тенденциозные журналисты и операторы снимают уличные беспорядки. Я об этом уже писал не раз на канале «Думай, Человек» в начале минувшего 2021 года (вскоре после «штурма Капитолия» и других уличных событий). На улицу на демонстрацию протеста, как правило, выходят очень разные люди и с очень разными задачами. В ряды искренне возмущенных мирных демонстрантов попадают в большом количестве не только сознательные провокаторы, но и «полупровокаторы-полубоевики», накачанные «энергетическими напитками» — для храбрости в борьбе с полицией. Этих людей не всегда специально толкают на «разрушительное поведение» (громить витрины, поджигать автомобили и так далее); такое поведение возникает у «накаченных» частенько как «невольный побочный продукт» — избыток эмоций выбрасывается из организма с помощью разрушительных действий, даже не имеющих целью сознательное корыстное мародерство. Их поведение комментаторы (политологи), поддерживающие протестное движение, пытаются проинтерпретировать как «следствие хитроумных замыслов властей, пытающихся дискредитировать мирный протест». Но… операторы-журналисты действуют частенько просто и прямолинейно: они не публикуют кадров, в которые попадают «агрессивные хулиганы». Главная задача хулиганов, как правило, состоит вовсе не в том, чтобы своим поведением оттолкнуть других демонстрантов от участия в протесте. Главная задача в другом и она гораздо проще формулируется перед ними: добиться взрыва ответной агрессии у полицейских, то есть спровоцировать полицию на «жесткое задержание», на «избиение мирных протестующих» и так далее. Вот именно эти действия полиции и попадут в кадр тенденциозных операторов и…. по всему миру начнется очередная волна стенаний «о нарушении прав человека». Таким образом, агрессивное поведение протестующих может быт направленным не только на дискредитацию протеста, но и на дискредитацию действий силовых структур государства, а вслед за ними — на дискредитацию лидеров государства (с целью их смещения). Так что еще рано делать выводы по казахстанским событиям, надо еще посмотреть, кто какие требования на основе столкновений выставит.
Что отличает думающего, критически-мыслящего человека от телезрителя, попадающего во власть хорошо просчитанных эмоций? — Он понимает, что видит не просто «часть реальности», а смотрит на нее «чьими-то глазами», имеющими цель заставить зрителя смотреть в определенную сторону и не смотреть в другую, заставить смотреть ровно столько секунд, чтобы … «в кадр не попало ничего лишнего». В наше время у критически-мыслящего зрителя появилось БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ возможностей поискать активно в Интернете не одноплановую, а разноплановую видео-информацию об определенных событиях — такую, которая помогает увидеть ключевые сцены с разных ракурсов и освободиться от их закадровой словесной интерпретации со стороны того, кто монтирует запись (производит так называемую «оценочную фильтрацию» отснятого материала).
… ничего пока не пишу про подоплеку казахстанских январский событий. Давайте просто зафиксируем, что же произошло — без интерпретации причин пока. Совершенно, очевидно. что значительная часть людей, вышедших на улицы для протеста, были настроены в данном случае на быстрый переход от экономических требований к политическим и от мирного противостояния к вооруженной конфронтации. Вспомним, сколько недель и даже месяцев ушло в 2014-2015 годах на то, чтобы киевский майдан превратился в поле битвы. В Алма-Ате потребовалось не 2 месяца, а всего лишь два дня. Это заставляет задуматься о том, что сценарий потребовался «ускоренный». Что же за срочность такая? Откуда она возникла?
* * *
Вниманию подписчиков канала. Тему, связанную с анализом кинофильмов в мелодраматическом жанре я продолжил в статье «Им не предлагать…». Но с этой статьей случился досадный казус. Какой? — Почитайте саму статью.
Добавить комментарий