Праздник со слезами на глазах…

Коллеги, здравствуйте. С великим праздником нас всех!

В последние годы именно 9 мая меня мучает такой вопрос: «Наши отцы и деды — герои ВОВ — сражались и умирали за то, чтобы та страшная война стала последней в истории человечества. А что мы все сделали для того, чтобы их жертвы стали не напрасными? А что каждый из нас сделал для того, чтобы сохранить мирную жизнь? Ну хотя бы не для всего мира, хотя бы только для своей страны, хотя бы для наших соседних братских народов, вместе погибавших на фронтах ВОВ в рядах советской армии?»

Вот такими были мои публикации и наши прежние мероприятия в ЭСПП на тему «День победы» (некоторые были скорее «приуроченным», чем четко соответствовали тематике праздника):

https://forum.ht-line.ru/threads/den-pobedy-i-kachestva-glavnokomandujuschego.2954

https://forum.ht-line.ru/threads/mozhno-li-otreshitsja-ot-ehmocij-radi-poiska-konstruktivnogo-kompromissa.1000

https://forum.ht-line.ru/threads/prazdniki-prazdnoslovie-i-istinnye-cennosti.2767

Что берем в будущее из советского эксперимента? Результаты опроса.

А вот ниже цитирую результаты опроса, проведенного мной в ЭСПП и среди моих подписчиков на Фейсбуке в острый момент — в марте 2014 года (вскоре после свержения Януковича в Киеве и в момент подготовки крымского референдума). Синие столбики — это суждения 65-ти психологов из России, серые — суждения 52-х психологов из Украины (сюда вошли также те, кто предпочел не указывать тогда свое гражданство, хотя 37 человек явно указали гражданство Украины).

Вот как я проинтерпретировал тогда и теперь сходство и различия в ответах:

  1. В целом наблюдается значительное сходство (так было, подчеркиваю, еще в 2014 году!) и понимание с обеих сторон сложной природы конфликта — признание наличия множества факторов, содействовавших его эскалации.
  2. Психологи в России склонны были более равномерно распределять ответственность на обе стороны, а также приписывали несколько больше причинности таким объективным общечеловеческих факторам, как дефицит международных правил разрешения подобных споров.
  3. Психологи России чаще указывали на СМИ, которые действуют не в интересах России и Украины, а в интересах так называемой «третьей стороны конфликта» (в наше время роль этой третьей стороны и ее интересы проявились гораздо более явно — превратить обе страны в свои сырьевые колонии).
  4. Психологи Украины оказались несколько более заряженными на экстрапунитивность (обвинение в адрес России — ее правительства и ее населения): больше процентов обвинили именно правительство России, больше процентов приписали населению другой страны «невежество» и «рабскую покорность», больше увидели в действиях России влияние радикальных националистических группировок, меньше выразили интерес к международным правилам и меньше видели подстрекательскую роль международных СМИ.
  5. Из всего этого видно, что психологи Украины оказались в свое время под более мощным и однозначным прессингом национальных и международных СМИ, которые настраивали их против России (как и все население Украины).

Огромный потенциал для примирения, очевидно, содержал в себе минский процесс. Но, видимо, в этот процесс были вовлечены такие «интеллектуальные силы», которые не смогли сформулировать для населения обеих стран четких и понятных компромиссных решений и процедур.

Достигнутые в форс-мажорной ситуации (открытые боевые действия на Донбассе в феврале 2015 года) минские соглашения «Минск-2», очевидно, допускали множественность трактовок. Но самое главное, как мне кажется, что на фоне непризнания Украиной — большинством ее населением и правительством — нового статуса Крыма, минские соглашения были обречены на торпедирование со стороны Украины — на фактическое их неисполнение.

К сожалению, как мне кажется, именно такого понимания «ядерной сути» конфликта, такого понимания причин провала минского процесса, не хватило обеим сторонам. Минские соглашения должны были предусматривать более гибкое компромиссное решение не только в отношении статуса Донбасса, но и в отношении особого статуса Крыма (хотя бы на ограниченный срок, как это предусматривал проваленный проект более поздних стамбульских соглашений).

Только легитимизация крымского референдума со стороны ООН могла стать основной для категоричной позиции России в отношении Крыма: «Крым не обсуждается!». Но России не хватило международного авторитета, чтобы добиться такой легитимизации (даже со стороны самых дружественных для России стран!). Нам, россиянам, необходимо САМИМ правильно разбираться в иерархии причин дальнейшей эскалации конфликта — так, чтобы найти все-таки эффективные рычаги для продуктивных мирных переговоров.

=================

А сегодня читаем нашу главную новость про то, что «ВСУ 9 317 раз нарушили…». Это для кого работает опять наша военная статистика и военная пропаганда? — Опять рассчитана она только на темных и эмоциональных людей, которые ничего не понимают ни в политике, ни даже в том, чем отличается «односторонний режим прекращения огня»от «двухстороннего перемирия», так что ли? Ежу вроде бы должно быть понятно, что одна сторона не может объявить «двусторонний режим перемирия»: ведь если другая сторона с этой инициативой явно не согласна, то значит она ничего и не нарушала, так получается?

Зачем же заниматься формальным подсчетом многих тысяч событий? — За тем, чтобы замаскировать под «мирные инициативы» такие мероприятия, которые проводятся на самом деле с целью подсчета «количества нарушений» противником НЕпринятых им на себя обязательств? Не было бы полезней для дела мира заняться объективным подсчетом количества жертв среди военных и мирных граждан за три с лишним года с обеих стороны и объявить населению эти цифры? — Не посодействовала бы такая честная политика более миролюбивым настроениям и ожиданиям — в том числе в рядах «темных и невежественных ура-патриотов»? Чем дольше наша «военная статистика» скрывает эти цифры, тем более тяжелые подозрения закрадываются у обеспокоенных граждан… тем больше желающих полезть в «другие источники» и… воспользоваться той необъективной статистикой, которую так обильно и охотно предлагают россиянам враждебные мировые СМИ (любая платформа в Интернете любой нейтральной страны)… Скрывать такие вещи в наше время — это себе дороже, разве не очевидно это?! — Нет, это не очевидно нашим «информационным чиновникам». которые до сих пор свято верят в то, что важна только та информация, которую они сами посылают снизу вверх и перекладывают на высшее руководство решение о том, как ей воспользоваться…

Впрочем, нашей пропаганде, видимо, явно не хватает аргументации, почему мы воюем с киевским режимом. Поэтому-то нужна такая дополнительная информация для нашего населения: мы воюем, в частности, потому, что они не признают наш святой праздник 9 мая и не согласны прекращать огонь в дни этого праздника. При этом неважно, что встречное предложение «прекратить на 30 дней» вроде бы перебивает такой мелкий козырь как «прекратить на 3 дня». Мы ведь не знаем, кто и как будет контролировать соблюдение тридцати-дневного перемирия, зато знаем, как подсчитать 9318 нарушений в ходе трехдневного…

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

Облако меток