
Уважаемые читатели, кто чувствует себя готовым поучаствовать в опросе без всякого предисловия, то переходите сразу ко второй ссылке в этой статье.
===============
Уважаемые коллеги!
Буквально сегодня на страницах «Психологической газеты» появился краткий репортаж о круглом столе в Госдуме, на котором был рассмотрен с участием экспертов-психологов очередной (уже далеко не первый по счету) вариант концепции «Закона о психологической помощи».
https://psy.su/feed/13151/ (ЭТО ПЕРВАЯ ССЫЛКА)
Здесь же можно скачать PDF-файл c полным текстом законопроекта от фракции «Новые люди».
Среди выступивших упомянут был и ваш покорный слуга — А.Г.Шмелев. Но мое предложение насчет «мягкого рейтинга» было сформулировано так коротко, что никто, конечно, ничего из этого краткого упоминания понять не сможет. Тем более, что большинство специалистов по «психологической помощи» как раз совершенно далеки от того, на каких принципах и технологиях строится хотя бы наш ЕГЭ в РФ или флагманский президентский конкурс «Лидеры России». А ведь под «мягкостью рейтинга» понимается очень важная вещь, а именно право экзаменуемого распоряжаться своими результатами на экзамене или на конкурсе по собственному усмотрению (!). ФИО при этом не раскрывается, то есть в рейтинг-листе (а значит и в реестре) каждый участник испытаний фигурирует не под своими ФИО, а прежде всего под шифркодом (ИД-номером).
По моему убеждению, именно «конфиденциальность результатов» — это такая ключевая «технологическая деталька», которая и должна защищать права многих практикующих психологов, не получивших пока качественной академической подготовки (да и практико-ориентированное образование должного уровня у нас в стране до сих пор крайне мало кто получил и получает).
Почему-то в проекте — в том виде, в каком я оказался с ним ознакомлен, совсем не был упомянут федеральный закон №238-ФЗ — о создании независимых Центров Оценки Квалификаций (ЦОК). А ведь именно он и создает правовую основу для доступа к квалификационным экзаменам тех лиц, кто имеют значительный опыт, но НЕ имеет времени (да и денежных средств) на очную или даже заочную форму обучения в психологическом вузе (второе высшее, как известно, у нас платное).
А ведь у нас в стране даже ЕГЭ можно сдавать экстерном! Так почему не разрешить хотя бы на переходный период практикующим специалистам сдавать квалификационные экзамены явочным порядком — без предъявление документов об окончании каких-то учебных заведений или о прослушивании каких-либо курсов, то есть на основе одного лишь самообразования, то есть на основе «экстерната». Для этого экзаменуемые должны быть просто ознакомлены с программными требованиями таких испытаний, ну хотя бы в режиме «образцов заданий», опубликованных в Интернете (демоверсий, ознакомительных версий и т.п.). Кому-то покажутся эти требования очень высокими и они решат, что все-таки надо вначале поучиться, а кому-то может быть захочется вначале попробовать «преодолеть барьер без разбега», то есть без всякой образовательной дополнительной подготовки (!). Ну что ж, «флаг в руки», как говорится, или «безумству храбрых поем мы песню!».
Вот тут ОПРОС из пяти вопросов, который поможет Вам «въехать в проблематику» и одновременно выразить свою позицию:
Клик сюда (ВТОРАЯ ССЫЛКА ЗДЕСЬ)
Чтобы был понятней контекст это экспертного опроса, я привожу ниже свои письменные предложения в концепцию закона. В статье 6 эти предложения выделены жирным шрифтом. А в статье 7 я не стал выделять жирным шрифтом все мои дополнительные пункты, так как их довольно много: они просто идут подряд под номерами 4-7. Там везде речь идет как раз о ЦОК (центрах оценки квалификации) и НКИ (независимых квалификационных испытаниях). От кого эти испытания является независимыми? — Конечно, они прежде всего являются независимыми от образовательных учреждений, чье качество работы ЦОК и должны проверять, будучи независимыми от них.
Статья 6. Национальный (федеральный) реестр практикующих психологов
- Национальный реестр практикующих психологов ведется органом государственной власти в сфере социального развития Российской Федерации как открытая информационная система (а вот должна ли она быть полностью «открытой» — это еще вопрос! В переходный период точно нет! — АГШ)
- В реестр вносятся сведения:
об образовании практикующего психолога;
о результатах квалификационных испытаний в специализированных независимых Центрах Оценки Квалификации (ЦОК), созданных на основе федерального закона №238-ФЗ (от 3.07.2016) и аккредитованных Верховным Советом Психологических Служб и Ассоциаций (ВС-ПСА);
о специализации и методах работы;
о повышении квалификации и профессиональном развитии (перечень курсов, выдающих удостоверения о повышении квалификации установленного государственного образца, а также частные сертификаты);о членстве в саморегулируемых организациях; - Включение в реестр является бесплатным.
- В переходный период участие в реестре является добровольным и допускается в особой форме «Конфиденциальное участие в рейтинге под анонимным идентификационным номером».
- В переходный период допускается включение в реестр таких практикующих психологов, которые не являются дипломированными специалистами по психологии и не получили дополнительного образования в объеме 1000 часов, но смогли получить допуск и сдать экстерном квалификационные испытания по единой программе-методике ЦОК федерального уровня (созданном и функционирующем под прямым контролем со стороны при ВС-ПСА)
- Одним из публичных информационных ресурсов Федерального реестра практикующих психологов должен стать Единый рейтинг-лист , в котором психологи (указанные по ФИО и ИД-номерам или только по ИД-номерам), будут упорядочены по убыванию баллов НКИ – независимых квалификационных испытаний. Такой рейтинг лист должен стать не только мотивирующим фактором для самообразования и роста квалификации практикующих психологов, но поможет созданию и внедрению ЦОК — региональных и федеральных Центров Оценки Квалификаций.
- Практикующие психологи, которые скрывают свои ФИО в рейтинг-листе под ИД-номерами, имеют право войти в систему с помощью персонального пароля и показать своим клиентам свой ранг в рейтинг-листе, если они считают, что эта мера повысит доверие клиентов (пациентов).
Аналог: в настоящее время партнеру по сделке с недвижимостью частные лица и организации предоставляют выписку из базы ЕГРН -Единого Государственного Реестра Недвижимости. Далеко не каждый имеет доступ к сведениям из ЕГРН, так что доступ зависит от решения собственника учетной записи.
ГЛАВА III. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Статья 7. Принципы определения квалификации
- Квалификация психолога определяется на основе:
образования (высшее психологическое или высшее непрофильное/среднее профессиональное с профессиональной переподготовкой);
практического опыта;
непрерывного профессионального развития;
соблюдения этических стандартов;
выполнения независимых квалификационных испытаний (экзаменов) в рамках специализированных ЦОК — Центров Оценки Квалификации. - Лица с дополнительным профессиональным образованием подтверждают квалификацию путем:
прохождения профессионального экзамена в Центрах оценки квалификации (ЦОК)
документирования практического опыта;
предоставления отзывов супервизоров. - Все формы образования, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», признаются равноценными при соблюдении установленных требований
4. Независимые квалификационные испытания (НКИ) в рамках ЦОК федерального и регионального уровня предусматривают три этапа и три типа испытаний (что соответствует международным стандартам ISO серия 17000):
4.1) Компьютеризированное дистанционное самотестирование на основе стандартизированного банка тестовых заданий, утвержденного Высшим Советом ВС-ПСА. Первая половина заданий в сеансе тестирования должны отражать минимальный уровень академической (научно-теоретической) подготовки психолога, а вторая половина – уровень знания профессиональных стандартов оказания психологической помощи. Порог допуска на следующий этап НКИ-экзаменов – это 50% по первой части тестового экзамена (научная психология) и 70% по второй части (стандарты практики).
4.2) Предоставление письменного эссе — описания опыта работы (кейса, или случая оказания психологической помощи, выполненного самостоятельно или под супервизией). Допустимо предоставление видеозаписей с комментариями соискателя — при наличии письменного согласия клиента или пациента. Эссе предоставляется под шифрокодом (анонимным ИД-номером экзаменуемого соискателя) и оценивается комиссией экспертов. Условия допуска к третьей части НКИ-экзамена – балл не ниже 50% от возможной максимальной суммы баллов по всем критериальным шкалам от всех членов комиссии.
4.3) Устный экзамен-собеседование – соискатель-кандидат защищает свое эссе, отвечая на вопросы комиссии. Допускается проведение третьего этапа в режиме ВКС (видео-конференц связи) при наличии авторизации на ВКС-платформе всех участников этого этапа испытаний через сайт «Госуслуги», обеспечивающего аутентичность документов, удостоверяющих личность.
5. Результаты НКИ могут быть отражены в реестре в двух форматах: персонализированным и деперсонализированным по желанию соискателя. В переходный период соискатель имеет право наложить запрет на персонализацию (опубликование) его имени в реестре – рядом с указанием его результатов НКИ, если считает свои результаты слишком низкими, наносящими ущерб его профессиональной репутации (текущей или будущей).
6. Соискатели, успешно сдавшие первый этап НКИ, могут быть допущены к оказанию психологических услуг в режиме очной супервизии.
7. Соискатели, успешно сдавшие второй этап НКИ (эссе), могут быть в переходный период допущены до работы в режиме дистанционной супервизии (должны регулярно предоставлять после каждого случая отчет или видеозапись своему дистанционному супервизору). Клиент или пациент должны давать письменное согласие на видеозапись, проинформированные, что работают в данном случае лишь с кандидатом, а не с полноправным «реестровым практикующим психологом».
Добавить комментарий для Шмелёв А.Г. Отменить ответ