Подпишитесь на Telegram-канал, чтобы получать уведомления о новых публикациях!

ОПРОС. Нужны ли независимые квалификационные испытания в законе «О психологической помощи в РФ»?


Уважаемые читатели, кто чувствует себя готовым поучаствовать в опросе без всякого предисловия, то переходите сразу ко второй ссылке в этой статье.

===============

Уважаемые коллеги!

Буквально сегодня на страницах «Психологической газеты» появился краткий репортаж о круглом столе в Госдуме, на котором был рассмотрен с участием экспертов-психологов очередной (уже далеко не первый по счету) вариант концепции «Закона о психологической помощи».

https://psy.su/feed/13151/ (ЭТО ПЕРВАЯ ССЫЛКА)

Здесь же можно скачать PDF-файл c полным текстом законопроекта от фракции «Новые люди».

Среди выступивших упомянут был и ваш покорный слуга — А.Г.Шмелев. Но мое предложение насчет «мягкого рейтинга» было сформулировано так коротко, что никто, конечно, ничего из этого краткого упоминания понять не сможет. Тем более, что большинство специалистов по «психологической помощи» как раз совершенно далеки от того, на каких принципах и технологиях строится хотя бы наш ЕГЭ в РФ или флагманский президентский конкурс «Лидеры России». А ведь под «мягкостью рейтинга» понимается очень важная вещь, а именно право экзаменуемого распоряжаться своими результатами на экзамене или на конкурсе по собственному усмотрению (!). ФИО при этом не раскрывается, то есть в рейтинг-листе (а значит и в реестре) каждый участник испытаний фигурирует не под своими ФИО, а прежде всего под шифркодом (ИД-номером).

По моему убеждению, именно «конфиденциальность результатов» — это такая ключевая «технологическая деталька», которая и должна защищать права многих практикующих психологов, не получивших пока качественной академической подготовки (да и практико-ориентированное образование должного уровня у нас в стране до сих пор крайне мало кто получил и получает).

Почему-то в проекте — в том виде, в каком я оказался с ним ознакомлен, совсем не был упомянут федеральный закон №238-ФЗ — о создании независимых Центров Оценки Квалификаций (ЦОК). А ведь именно он и создает правовую основу для доступа к квалификационным экзаменам тех лиц, кто имеют значительный опыт, но НЕ имеет времени (да и денежных средств) на очную или даже заочную форму обучения в психологическом вузе (второе высшее, как известно, у нас платное).

А ведь у нас в стране даже ЕГЭ можно сдавать экстерном! Так почему не разрешить хотя бы на переходный период практикующим специалистам сдавать квалификационные экзамены явочным порядком — без предъявление документов об окончании каких-то учебных заведений или о прослушивании каких-либо курсов, то есть на основе одного лишь самообразования, то есть на основе «экстерната». Для этого экзаменуемые должны быть просто ознакомлены с программными требованиями таких испытаний, ну хотя бы в режиме «образцов заданий», опубликованных в Интернете (демоверсий, ознакомительных версий и т.п.). Кому-то покажутся эти требования очень высокими и они решат, что все-таки надо вначале поучиться, а кому-то может быть захочется вначале попробовать «преодолеть барьер без разбега», то есть без всякой образовательной дополнительной подготовки (!). Ну что ж, «флаг в руки», как говорится, или «безумству храбрых поем мы песню!».

Вот тут ОПРОС из пяти вопросов, который поможет Вам «въехать в проблематику» и одновременно выразить свою позицию:

Клик сюда (ВТОРАЯ ССЫЛКА ЗДЕСЬ)

Чтобы был понятней контекст это экспертного опроса, я привожу ниже свои письменные предложения в концепцию закона. В статье 6 эти предложения выделены жирным шрифтом. А в статье 7 я не стал выделять жирным шрифтом все мои дополнительные пункты, так как их довольно много: они просто идут подряд под номерами 4-7. Там везде речь идет как раз о ЦОК (центрах оценки квалификации) и НКИ (независимых квалификационных испытаниях). От кого эти испытания является независимыми? — Конечно, они прежде всего являются независимыми от образовательных учреждений, чье качество работы ЦОК и должны проверять, будучи независимыми от них.

Статья 6. Национальный  (федеральный) реестр практикующих психологов

  1. Национальный реестр практикующих психологов ведется органом государственной власти в сфере социального развития Российской Федерации как открытая информационная система (а вот должна ли она быть полностью «открытой» — это еще вопрос! В переходный период точно нет! — АГШ)
  2. В реестр вносятся сведения:

    об образовании  практикующего психолога;

    о результатах квалификационных испытаний в специализированных независимых Центрах Оценки Квалификации (ЦОК), созданных на основе федерального закона №238-ФЗ (от 3.07.2016) и аккредитованных Верховным Советом Психологических Служб и Ассоциаций (ВС-ПСА);

    о специализации и методах работы;

    о повышении квалификации и профессиональном развитии (перечень курсов, выдающих удостоверения о повышении квалификации установленного государственного образца, а также частные сертификаты);о членстве в саморегулируемых организациях;
  3. Включение в реестр является бесплатным.
  4. В переходный период участие в реестре является добровольным и допускается в особой форме «Конфиденциальное участие в рейтинге под анонимным идентификационным номером».
  5. В переходный период допускается включение в реестр таких практикующих психологов, которые не являются дипломированными специалистами по психологии и не получили дополнительного образования в объеме 1000 часов, но смогли получить допуск и сдать экстерном квалификационные испытания по единой программе-методике ЦОК федерального уровня (созданном и функционирующем под прямым контролем со стороны при ВС-ПСА)
  6. Одним из публичных информационных ресурсов Федерального реестра практикующих психологов должен стать Единый рейтинг-лист ,  в котором психологи (указанные по ФИО и ИД-номерам или только по ИД-номерам), будут упорядочены по убыванию баллов НКИ – независимых квалификационных испытаний. Такой рейтинг лист должен стать не только мотивирующим фактором для самообразования и роста квалификации практикующих психологов, но поможет созданию и внедрению ЦОК — региональных и федеральных Центров Оценки Квалификаций.
  7. Практикующие психологи, которые скрывают свои ФИО в рейтинг-листе под ИД-номерами, имеют право войти в систему с помощью персонального пароля  и показать своим клиентам свой ранг в рейтинг-листе, если они считают, что эта мера повысит доверие клиентов (пациентов).

Аналог: в настоящее время партнеру по сделке с недвижимостью частные лица и организации предоставляют выписку из базы ЕГРН -Единого Государственного Реестра Недвижимости. Далеко не каждый имеет доступ к сведениям из ЕГРН, так что доступ зависит от решения собственника учетной записи.

ГЛАВА III. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Статья 7. Принципы определения квалификации

  1. Квалификация психолога определяется на основе:

    образования (высшее психологическое или высшее непрофильное/среднее профессиональное с профессиональной переподготовкой);

    практического опыта;

    непрерывного профессионального развития;

    соблюдения этических стандартов;

    выполнения независимых квалификационных испытаний (экзаменов) в рамках специализированных ЦОК  — Центров Оценки Квалификации.
  2. Лица с дополнительным профессиональным образованием подтверждают квалификацию путем:

    прохождения профессионального экзамена в  Центрах оценки квалификации (ЦОК)

    документирования практического опыта;

    предоставления отзывов супервизоров.
  3. Все формы образования, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», признаются равноценными при соблюдении установленных требований

4. Независимые квалификационные испытания  (НКИ) в рамках ЦОК федерального и регионального уровня предусматривают три этапа и три типа испытаний (что соответствует международным стандартам ISO серия 17000):

4.1) Компьютеризированное дистанционное самотестирование на основе стандартизированного банка тестовых заданий, утвержденного Высшим Советом ВС-ПСА. Первая половина заданий в сеансе тестирования должны отражать минимальный уровень академической (научно-теоретической) подготовки психолога, а вторая половина – уровень знания профессиональных стандартов оказания психологической помощи. Порог допуска на следующий этап НКИ-экзаменов – это 50% по первой части тестового экзамена (научная психология) и 70% по второй части (стандарты практики).

4.2) Предоставление письменного эссе — описания опыта работы (кейса, или случая оказания психологической помощи, выполненного самостоятельно или под супервизией). Допустимо предоставление видеозаписей с комментариями соискателя — при наличии письменного согласия клиента или пациента. Эссе предоставляется под шифрокодом (анонимным ИД-номером экзаменуемого соискателя) и оценивается комиссией экспертов. Условия допуска к третьей части НКИ-экзамена – балл не ниже 50% от возможной максимальной суммы баллов по всем критериальным шкалам от всех членов комиссии.

4.3) Устный экзамен-собеседование – соискатель-кандидат защищает свое эссе, отвечая на вопросы комиссии. Допускается проведение третьего этапа в режиме ВКС (видео-конференц связи) при наличии авторизации на ВКС-платформе всех участников этого этапа испытаний через сайт «Госуслуги», обеспечивающего аутентичность документов, удостоверяющих личность.

5. Результаты НКИ могут быть отражены в реестре в двух форматах: персонализированным и деперсонализированным по желанию соискателя. В переходный период соискатель имеет право наложить запрет на персонализацию (опубликование) его имени в реестре – рядом с указанием его результатов НКИ, если считает свои результаты слишком низкими, наносящими ущерб его профессиональной репутации (текущей или будущей).

6. Соискатели, успешно сдавшие первый этап НКИ, могут быть допущены к оказанию психологических услуг в режиме очной супервизии.

7. Соискатели, успешно сдавшие второй этап НКИ (эссе), могут быть в переходный период допущены до работы в режиме дистанционной супервизии (должны регулярно предоставлять после каждого случая отчет или видеозапись своему дистанционному супервизору). Клиент или пациент должны давать письменное согласие на видеозапись, проинформированные, что работают в данном случае лишь с кандидатом, а не с полноправным «реестровым практикующим психологом».

комментировать

14 ответов

  1. Нина

    Добрый день! Все прочитала, на бумаге прекрасно и со всем согласна. Преподавала в частном психологическом вузе. Красивые девушки на первом, втором курсе бакалавриата радостно в кафе обсуждают, как ведут клиентов и в каком красивом помещении это происходит. Вела спма занятия и на втором курсе бакалавриата первого высшего образования. По ходу моих лекций масса вопросов от студентов по конкретным кейсам. Они уже консультанты! Сейчас сижу на даче под Москвой, приходит соседка и радостно рассказывает, как ее дочь с первым филологическим образованием 2 месяца проучилась психологом и уже имеет много клиентов! И никто из этих молодых и харизматичных «психологов «и не думает проходить какие-то испытания! Конечно, нужен барьер для возможности предоставления, качественных психологических услуг! Мне очень понравилось соотношение в тесте :не менее 50 % правильных ответов на теорию и не менее 70 % на практику!

    1. Шмелёв А.Г.

      Нина, спасибо за понимание и поддержку. Как всегда Вы откликаетесь едва ли не самая первая! Главное, чтобы не единственная 🙂

      1. Шмелёв А.Г.

        Дмитрий, а Вы знаете, какое множество вузов готовит в стране психологов и насколько разного уровня психологов они выпускают? Чтобы добиться выравнивания уровня требований к подготовке психологов, увы, надо либо доверять организацию этой работы только лишь ведущим вузам, где в штате есть признанные эксперты, но проще и дешевле (в федеральном масштабе дешевле и эффективней), создать единый федеральный ЦОК (межвузовское объединение), который позволит выровнять и не опускать до «профанации» уровень требований. В эпоху сетевых ИКТ это все становится ВОЗМОЖНЫМ (раньше не было такой возможности). Например, я изучал еще в 1990 году опыт развитых стран. Везде над квалификационными тестами работают специализированные межвузовские центры (и в США, и в Великобритании, и в Голландии). Например, в Нидерландах я посещал такой центр под названием «Progamma» и даже поддерживал какое-то время переписку с его директором (психолог Вим Либранд).

        Что касается кейс-тестов, то заметно, что Вы не в курсе, как они разрабатываются. Ключи в таких тестов НИКОГДА не утверждаются единолично автором заданий, а проходят через фильтр коллективной экспертизы и только тогда задание входит в состав грамотно разработанного кейс-теста. Это долгий и довольно дорогой процесс, так как качественных кейсов, способных преодолеть серьезный экспертный фильтр мы долго еще не будем иметь. Поэтому включение кейс-заданий в квалификационный тест — это перспектива более отдаленная (не для первых сезонов в работе ЦОК).

        Спасибо за активное Ваше участие!

  2. Дмитрий

    Двойственное восприятие данной ситуации. С одной стороны, действительно важно проводить проверку знаний и компетенций, с другой стороны, есть опасения что ситуация может стать слишком формальной или репрессивной. При организации подобных процедур оценки, думаю, важно делегировать эту задачу университетам, которые ведут подготовку. Во-первых, это позволит выстроить систему в которой вуз будет отвечать за качество подготовки. Во-вторых, оплата за аккредитацию специалиста может быть интегрирована в оплату обучения и снизить некоторую напряженность связанную с необходимость дополнительных доплат. В-третьих, абитуриент поступающий в вуз будет иметь полное понимание как он станет практикующим специалистом, в противном случае вуз готовит выпускника, а потом получение диплома не дает никакой гарантии трудоустройства. В переходный период, думаю также стоит центры аккредитации реализовать на базе вузов. Ко всему прочему, нужно будет пересмотреть стандарты и программы подготовки психологов, особенно в части магистратуры, где учиться приходят люди не имеющие базового психологического образования и далеко не всегда за два года способны освоить базовый теоретический минимум, так как больше «зациклены» на получении практического опыта (конкретные методики работы с клиентом, без понимания того как они устроены и почему так работают). По поводу заданий кейсов, есть понимание, что это слишком субъективно. Каковы критерии оценки? А то, что эксперт оценивает одним образом, а оцениваемый поступил бы иначе, указывает на ошибку аттестуемого? Или отражает его уникальные способы профессионального мышления? В плане разработки единой базы оценочных заданий — должен быть один, единый федеральный центр. Все оценочные комиссии при вузах должны использовать единые, разработанные по одному стандарту задания.

  3. Рашад

    Никакой экзамен не гарантирует умение психолога практика работать с людьми, оказывать психологическую помощь. И потом со временем, не важно в каком подходе работает психолог, у него формируется свой «индивидуальный подход» в «любом подходе». Когда у Виктора — сына Ирвина Ялома спросили «в каком подходе он работает?» . Он ответил — » в подходе Виктора» 🙂 Есть СРО, супервизии, интервизии…

    1. Шмелёв А.Г.

      Рашад, здравствуйте. А не совершаете ли Вы в своих сомнениях известную логическую ошибку? — Отсутствие гарантии при высокий результатах экзаменов разве означает одновременно отсутствие негативного прогноза при низких результатах? Я все время объясняю, что любая стандартизированная процедура обладает асимметричной прогностичностью: высокий результат еще ничего не гарантирует, а вот низкий результат вполне информативен и полезен, ибо сообщает нам о неготовности исполнителя.

  4. Марина Л.

    Опрос вызвал затруднения, так как у меня нет однозначной позиции по вопросу о необходимости введения способов регуляции деятельности практикующих психологов, и о самих способах. Сейчас кажется неверным, что консультировать может начать почти любой, с не всегда хорошим образованием, и это может наносить вред клиентам, поэтому меры регуляции и стандартизация работы вроде как необходимы. С другой стороны, есть большое недоверие к любым регуляторам, опасения злоупотреблений и т.п. При ответе на вопрос 2 кажется, что ЦОК наилучший вариант — но и тут неизбежно возникает недоверие к ЦОК и кажется, что лучше уж пусть оценивает топовый вуз с сильной программой, хотя это будет не независимая оценка. Прошу прощения за сумбур) 24.06.2025,

    1. Шмелев А.Г.

      Марина, здравствуйте.

      Честно говоря, у меня тоже есть большое недоверие к ЦОК, если к руководству этими организациями будут допущены неспециалисты. А у нас в области создания и применения тестовых технологий очень мало в стране высококвалифицированных специалистов, которые не просто дорожат своей репутацией, но и реально умеют ее ЗАЩИЩАТЬ (!). Слишком много в период кризиса нашей системы высшего образования (а он все никак не кончается) накопилось примеров беззастенчивой торговли «корочками».

      Поэтому я лично вижу выход из сложившейся ситуации в том, чтобы прежде всего создать ЦОК Федерального уровня и привлечь к его руководству специалистов, которые хотя бы имеют опыт проведения ЕГЭ или конкурсов типа «Лидеры России», причем желательно в компьютеризированном формате (в дистанционном формате). Эти люди понимают, что для защиты банка заданий нельзя проводить такой экзамен «перманентно» (в любой день регистрируйся и проходи), а не чаще 2 сессий в году (весенняя и осенняя, допустим). Внутри каждой сессии тестирование должно проходить только 2 дня (основной и резервный) и крайне желательно, чтобы западные часовые пояса не получали преимущество над восточными (у нас в стране 11 часовых поясов!). Так что для восточных регионов нужно применять первый банк тестовых заданий, а когда наступает время западных поясов, банк необходимо заменить — на параллельный банк номер 2 (а до этого надо обеспечить эквивалентность банков и сеансов по содержанию и трудности). Ну и так далее, и тому подобное. В этом вопросе дьявол скрывается в целой туче мелких деталей, от которых все и зависит. Иначе — профанация и крах самой идеи 🙁

      Но в чем я уверен — в том, что при должном ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ подходе можно поставить надежный шлагбаум откровенным шарлатанам и полнейшим наглым дилетантам, так как обычно при грамотной организации такой работы получается 20-30 процентов результатов ниже 50% на шкале ППО (!). И это уже серьезный сигнал для всевозможных «незнаек»: Ребята, любому делу учиться надо! Даже психологии!»

      1. Марина Л

        Александр Георгиевич, большое спасибо за ответ!
        Я сейчас прочитала все комментарии, и мне очень пришлась по душе формулировка про ассимметричную прогностичность и по шлагбаум для шарлатанов!) ЦОК, организованный так, как Вы предлагаете, выглядит гораздо привлекательнее для решения этой задачи!

        1. Шмелев А.Г.

          Марина, это очень хорошо, когда люди начинают читать не только короткую статью, но и раздел «комментарии». Тогда они лучше начинают понимать менее тривиальные аспекты предлагаемой оценочной технологии.

  5. Ольга Д

    Вызывает некое сопротивление, что психологам с профильным высшим образованием, для того, чтобы работать в соответствии с полученным профильным образованием, нужно дополнительный экзамен сдавать. Почему тогда нельзя этот практический экзамен включить в перечень аттестационных квалификационных экзаменов при выпуске из вуза. Экономисты, юристы и т.д. Не сдают же подобных экзаменов после окончания вуза, чтобы приступить к практической работе в качестве консультантов по юридическим и финансовым вопросам? Либо необходимо приравнять психологов к медикам, и тогда они должны нарабатывать часы опыта в течение определенного времени, под супервизией и наставничеством более опытных старших коллег, например, работая в каких-то психологических центрах…по типу первичной аккредитации, ординатуры и доп.специализации у медицинских работников. Но все-таки позже мед.работники работают в медицинских организациях, а не самостоятельно оказывают услуги…

    1. Шмелев А.Г.

      Ольга, к сожалению, Вы еще не читали полного текста законопроекта. Там не предусмотрены какие-либо ограничение на допуск к оказанию психологических услуг для психологов, получивших полновесные дипломы в вузах. Речь идет об определенных требованиях к тем «практикам», которые вообще толком ничему не обучались или прошли легковесные и неполные онлайн-курсы.

      Но почему я бы лично рекомендовал дипломированным психологам готовиться к сдаче подобные экзаменов года через 3 после введения закона (после 2030 года)? — Потому что без этого не удастся попасть в публичный рейтинг (реестр). а он будет набирать популярность и клиенты постепенно начнут ориентироваться прежде всего на него, а не на старинные «корочки». Вот в чем дело. К тому же сдача дополнительных квалификационных испытаний, в которых формулируются БОЛЕЕ СВЕЖИЕ требования к квалификации, не противоречит закону об образовании РФ, а реализует его установку на повышение квалификации.

      Кстати, насчет адвокатов. Для работы в статусе адвоката необходимо иметь не только диплом юриста, но и проработать не менее 2х лет в статусе юриста или пройти так называемую «стажировку в адвокатском образовании».

      Многие люди, которые получили дипломы психологов еще в прошлом веке, совсем не проходили в вузе никаких дисциплин, связанных с психологической помощью (!) Потому что тогда еще не существовало никаких стандартов (ни профессиональных, ни образовательных), связанных с этим видом деятельности.

      В заключение благодарю Вас за ваше активное участие!

  6. Марина Асеева

    Здравствуйте! В 1995 году я закончила факультет психологии МГУ. В настоящее время Директор Учебного центра обучения гидов-переводчиков и экскурсоводов. С марта 2025г действует закон об обязательной аттестации гидов. В Москве она проходит через Комитет по туризму. Я вхожу в комиссию и вот уже 2 года мы еженедельно принимаем экзамены по аттестации. Два этапа — комп тестирование и практическое задание — онлайн собеседование. Если интересно, то могу поделиться своим опытом.

    1. Марина Асеева

      Марина, здравствуйте. Спасибо большое за Ваш пример и позитивный опыт, которым Вы готовы поделиться. Это очень даже кстати!


Добавить комментарий для Шмелев А.Г. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Вызывает некое сопротивление, что психологам с профильным высшим образованием, для того, чтобы работать в соответствии с полученным профильным образованием, нужно…

Облако меток