Подпишитесь на Telegram-канал, чтобы получать уведомления о новых публикациях!

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА. Нужны ли независимые квалификационные испытания в законе «О психологической помощи в РФ»?

Итак, коллеги, на данный момент (вечер пятницы 27 июня) мы собрали 65 ответов участников опроса. Тенденции стали очевидными, так что можно уже публиковать и обсуждать результаты. Но… опубликовать сводную статистику по всем 65 респондентам — это в данном случае все равно, что объявить «среднюю температуру по больнице». Слишком резко отличаются друг от друга позиции в двух разных выборках: среди подписчиков А.Г.Шмелева (n=45) и среди читателей «Психологической газеты» (n=20).

Поясню, что выборка читателей оказалась меньше по двум причинам: ссылка на опрос для читателей ПГ была поздней опубликована, а главное — ссылка на опрос оказалась опубликованной не в кликабельном виде (ее надо забрать в копию и ввести в адресную строку в новом окне браузера — согласитесь, что для такой операции нужен навык, который у многих пользователей в последние годы утрачен, а также нужна изрядная мотивированность на такую дополнительную активность). Тем не менее позиция читателей ПГ (негативная в отношении НКИ) настолько очевидна, что можно публиковать эту статистику уже на небольшой выборке в 20 человек.

Таким образом, вначале я публикую здесь скриншоты из нашей системы опросов HT-LINE. Из них видны частоты ответов по каждому из 5 вопросов для каждой из двух выборок. Затем я поделюсь своей экспресс-интерпретацией полученных результатов (что не исключает, как всегда, того, что в комментариях мои читатели могут предложить совсем другую интерпретацию).

Вначале статистика ответов на вопросы в группе подписчиков А.Г.Шмелева (в ТГ-канале и на блоге Шмелева)

Как видим, в этой группе саму идею внедрения НКИ поддерживают в той или иной форме почти 75% респондентов. Хотя есть и нюансы: большая часть из этих сторонников НКИ считают, что такие экзамены должны быть добровольными, что первая попытка должна быть бесплатной, что тест должен включать задания всех трех типов. А вот число противников НКИ в этой выборке не превышает 25% (в контексте разных вопросов этот процент выглядит немного по-разному). Можно однозначно считать так: если бы эта выборка была репрезентативной в отношении всей генеральной совокупности профессиональных психологов, то идея внедрения НКИ встретила бы массовую поддержку.

ПОЯСНЕНИЕ НАСЧЕТ ЧТС И КД

Поясню, почему я не стал удалять из этих скриншотов значения КД (коэффициент дискриминативности) и частоты в клеточках ЧТС (четырехклеточные таблицы сопряженности). Казалось бы, данные 5 вопросов не образуют единой измерительной шкалы и эти значения не имеют никакого смысла. Тем более, что опросник совсем короткий — в нем только 5 вопросов, а некоторые не содержат вообще стандартного негативного ответа «я против такого экзамена» (в вопросе 4 противники экзамена должны сообразить, что у них есть возможность выбрать «Особый ответ»). Но все-таки высокое значение КД именно в ответе на второй вопрос (КД=0,93) заставляет меня оставить для Вас видимыми эти значения. В чем смысл? — А в том, что КД для какого-то вопроса и ответа отражают «смысловую сердцевину» профессиональных установок наших респондентов. К этой смысловой сердцевине оказался ближе всего третий ответ на второй вопрос: «Такие экзамены должны принимать независимые организации типа ЦОК». Люди, которые выбрали этот ответ, очевидно, трезво понимают, что если эти экзамены доверить прежним учебным заведениям (вузам), то мало что по-существу изменится, ибо в большинстве вузов сохранились традиции еще со времен советского «псевдоколлективизма» под лозунгом: «Своих студентов не заваливаем, а только чужих!».

Но… рассмотрим, как выглядит частотность ответов среди читателей «Психологической газеты».

Думаю, что все понятно без особых моих комментариев. Здесь видим ровно фактически обратное соотношение между сторонниками НКИ и противниками, а именно противников тут оказалось примерно в 2 раза больше (!). Почему так сложилось? Думаю, что у нас нет однозначного основания для выбора между 2-мя возможными трактовками:

А) Среди подписчиков ПГ преобладают люди, которые по-разным причинам настроены против всяких дополнительных профессиональных экзаменов (поэтому они даже не вчитываются в такие «детали», будут ли эти экзамены добровольными, кто будет иметь доступ к результатам, как эти результаты будут обнародоваться и использоваться…). Тут уж можно только гадать, преобладают ли среди таких противников те, кому и так хорошо работается, или преобладают люди, которые совсем не уверены в успешном результате, или преобладают люди, у которых нет ни времени, ни денег на дополнительные испытания (как и на дополнительное обучение).

Б) На страницах ПГ до этого была совсем недавно опубликована первая версия подобного законопроекта, представленного фракции КПР (ведущий автор — депутат Останина). Эта версия вызвала буквально шквал критики, потому что в ней были сформулированы слишком жесткие требования в части необходимости дополнительного образования и дополнительных испытаний (по итогам дополнительного образования). Был проведен на страницах ПГ и очень-очень массовый опрос, большинство участников которого высказались однозначно против. И это все создало определенный «фон», который подействовал и на респондентов этого опроса. Какие признаки в имеющихся данных косвенно указывают на такую гипотезу Б? — А посмотрите, на какой вопрос мы получили больше всего ответов «Нет, такой экзамен вообще не нужен»? — На самый первый вопрос (65%). А это значит, что еще до того, как вникнуть в остальные вопросы читатели ПГ руководствуются чисто эмоциональной негативной установкой. Да и содержание их реплик в «особых ответах» раскрывает следующий печальный факт: мало кто из противников имеет желание почитать саму статью и вникнуть в суть предложений, касающихся «мягкого рейтинга» и т.п. Они заранее против и эту предвзятую позицию уже весьма непросто поколебать (!)

Но в принципе, чтобы конкретизировать, какой из факторов (А или Б) подействовал в данном случае сильней на участников, нужны дополнительные более дифференцированные усилия.

Таким образом, остается открытым ключевой вопрос: А как именно объяснить, такие яркие различия между разными группами респондентов? Впрочем, если предположить, что среди подписчиков Шмелев больше специалистов, которые ассоциируют себя скорее с тестирующими (экзаменаторами), а среди читателей ПГ больше специалистов, которые ассоциируют себя скорее с тестируемыми (экзаменуемыми), то все становится на свои места. Ведь давно известно (мне лично еще со времен моей работы в качестве главного редактора «портала ЕГЭ»), что крайне мало кто в нашей стране любит экзамены и тем более «лишние экзамены». Если дать волю нашим экзаменуемым, то самая удобная запись в квалификационном документе должна выглядеть так: «Прослушал(а) все необходимые курсы в объеме N часов и получил искомую квалификацию» и… при этом ни слова о каком-либо дифференцированном результате на итоговом выпускном экзамене. Именно так выглядит большинство сертификатов наших коммерческих «всевозможных курсов повышения квалификации».

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ (предварительные)

Конечно, с окончательными выводами надо повременить, но предварительные выводы приходится сделать такие. Пока мы НЕ имеем однозначной информации о том, имеется ли какая-либо поддержка идеи внедрения НКИ (независимых квалификационных испытаний) в профессиональном сообществе психологов. Как видите, я пытаюсь не драматизировать результаты, полученные в ответах читателей «Психологической газеты», но и не игнорировать эти результаты.

P.S.

По мере погружения в эту тему я постепенно обнаруживаю все больше материалов, которые УЖЕ помогают лучше сориентироваться в том, что происходит. Например, для так называемых «психологов в социальной сфере» уже созданы соответствующие этой профессии ЦОК:?

https://ukcr.su/cvalif-spetsialist-v-oblasti-organizatsii-i-predostavleniyu-psikhologicheskikh-uslug-v-sotsialnoy-sfere

Ниже Вы видите скриншот с этой страницы:

Чего я здесь пока не нашел — это каких-либо образцов экзаменационных заданий или испытаний (демоверсий).

А вот ссылка на разработанную в Московском центре психологической помощи «Инструкцию о порядке аттестации психологов» (где названы не только квалификационные категории, но описан порядок прохождения аттестации):

https://msph.ru/media/docs/attest/instruction.pdf

Опять-таки и здесь я не нахожу признаков применения современных тестовых технологий, основанных на рандомизации (случайном подборе) тестовых заданий из большого банка заданий.

комментировать

6 ответов

  1. Ольга Финогенова

    Я давно подписана на Психологическвю газету и читаю комментарии к публикациям. Я бы сказала, что основной пул можно характеризовать как людей, активно вовлеченных в проблемы проф.сообщества, но с пессимистическими либеральными установками. К тому же некоторые из активистов не имеют проф.образования.

    1. Шмелёв А.Г.

      Ольга, спасибо за вашу характеристику группы активистов, которые активно откликаются на публикации ПГ. У меня сложилось впечатление, очень сходное с Вашим. Со времен мой работы главным разработчиком и редактором портала ege.ru я знаю о такой закономерности: несогласные гораздо активней на всевозможных форумах в Интернете, чем согласные 🙁 Это приводит к искажению общей картины общественного мнения. Только сплошные опросы на панельных выборках выправляют картину, а эффект добровольцев искажает.

  2. Лев Кириллов

    В принципе, подобная постановка вопроса представляется вполне риторический: да, безусловно, нужны. Возникающие же вопросы (а они, естественно, не могут не возникать) носят уже сугубо производный по своей сути характер и касаются, в частности, таких моментов, как периодичность проводимых КИ, их процедурный формат, контент, объем, состав квалификационной комиссии в тех или иных случаях, базовые критерии, которым должны отвечать её участники, частота ротации этих участников и т.д. Сама же подобная процедура представляется совершенно необходимой как с чисто объективной т.зр. (чтобы практикующие психологи всех направлений, равно как и академисты, не ехали всю жизнь на пресловутой «карете прошлого»), так и с субъективной: регулярное прохождение подобных испытаний способствует выходу оцениваемых из столь комфортного для них самих (но, увы, сугубо деструктивного и саморазрушительного по своей сути) состояния «профессионально-ролевого эгоцентризма». Или, проще говоря, способствуют тому, что они оказываются в положении всех тех, кого сами привыкли «препарировать» с позиции этаких непоколебимо уверенных в своём профессионализме самодовольных гуру. А сие, на самом деле, очень (!) полезно, ибо позволяет таким персонажам соответствующим образом «переформатировать мозги», поскольку, как известно, полноценно осознать и, главное, прочувствовать многие вещи, можно лишь воочию пережив их. Достаточно вспомнить в связи с этим «Смерть Ивана Ильича» и «Палату N6», где все моменты и последствия пресловутого «ролевого переодевания» главных героев и, соответственно, переживаемые ими при этом, весьма яркие и драматические чувства и эмоции, описаны авторами с пронзительной силой и глубиной. Прибегая к аналогиям, можно сказать, что КИ полезны также, как и процедура, когда высокопоставленные офицеры и даже «многозвездные» заслуженные генералы, — успевшие, в ряде случаев, как в переносном, так и в прямом смысле этого выражения «обрости жирком» и «наесть себе брюхо и тройной подбородок», — проходят испытания, во время коих сдают соответствующие нормативы не только в области практического владения современными военными стратегиями и тактиками, то также по общей физической подготовке и стрельбе. Вот, тут-то сразу становится понятно, кто из них, как говорится, есть «Ху» и с кого пора снимать (или даже публично срывать) их золотые погоны… Ну, или если прибегнуть теперь к аналогии из церковной жизни, то иерархи всех уровней должны не только исповедывать, вразумлять и напутствовать своих «слабых» грешных прихожан, но и регулярно исповедоваться сами. Кстати, с этой т.зр. весьма показательно, что даже патриарх обязан иметь личного духовника.

  3. Инна

    Попробуйте выделить в выборке две подгруппы: 1) те, кто преимущественно проводит всевозможные экзамены, тестирования, контролирования и т.п. и 2) те, кто преимущественно проходит всевозможные конкурсные тестирования, сдает экзамен, защищает свои работы (дипломы, магистерские, кандидатские, докторские). Хотелось бы их ответы сравнить, посмотреть на ситуацию «с другого берега».
    Как неизменный участник второй подгруппы, читающая также чаты конкурсантов разных конкурсов и получающая в личных сообщениях иногда даже тексты их апелляционных жалоб и истории, считаю, что пока проблема «а судьи кто» и «а авторы заданий кто» не будет решена, участвовать в подобных КИ не вижу для себя никакого смысла.

    1. Шмелёв А.Г.

      Инна, здравствуйте. Если бы Вы почитали внимательней эту статью, то Вы бы как раз обнаружили в ней мое предположение о составе двух разных групп респондентов, которое очень близким оказывается к Вашему разделению 🙂 Кроме того, Вы, наверное, не заметили, что я предлагаю публиковать ТРИ отдельных рейтинга-листа для трех разных видов испытаний. И как раз в том первом виде испытаний (тестовый экзамен по теории), в котором я лично считаю себя специалистом, я бы как раз уверенно спрогнозировал ваше высокое место в рейтинг-листе (насколько я знаком с Вашей академической подготовкой). При этом если бы это место Вас лично не устроило, то Вы могли бы и не раскрывать свой ИД-номер (!). Так что…Вы, на мой взгляд, просто проецируете на данное мое предложение свой собственный социальный пессимизм. Не Вы одна! Увы, так делают многие.

      1. Инна

        Александр Георгиевич, это не пессимизм, это мой личный опыт, просто факты. А если про эмоциональную составляющую рассказать, то я до сих пор в некотором шоке после защиты в МГППУ магистерской работы в 2022 году. Будучи у тому времени более 15 лет кандидатом психол.наук, столкнулась с такой «оценкой» и такими репликами в свой адрес, что вот если такими же специалистами и так же будет рейтинг создаваться, то пусть в эти игры играет кто-нибудь другой. А так-то да, государственный университет, спецтализированный можно сказать, в котором есть действительно профи, но есть и те, кто даже имея уч.степень и уч.звание, оставляют послевкусие профанации.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. В принципе, подобная постановка вопроса представляется вполне риторический: да, безусловно, нужны. Возникающие же вопросы (а они, естественно, не могут не…

  2. Ольга, спасибо за вашу характеристику группы активистов, которые активно откликаются на публикации ПГ. У меня сложилось впечатление, очень сходное с…

Облако меток