Секреты дистанционного языкового самообразования: что же нам помогает не засыпать?

23 декабря 2023

Итак, мы с Вами оказались в 21 веке лицом к лицу с новыми ОГРОМНЫМИ возможностями по самообразованию. Особенно в области изучения иностранных языков. Столько образовательных ресурсов на эту тему теперь доступно каждому в мировом Интернете! Причем некоторые бесплатные ресурсы выглядят вполне прилично и дают немало полезного материала. Чего стоят одни только огромные коллекции фильмов с субтитрами, причем классифицированные по уровню трудности восприятия иностранной речи на слух (аудирование).

Но … что-то мешает людям пользоваться этими великолепными новыми возможностями. Спросите любого честного разработчика и он пожалуется, что посещаемость его сайта весьма и весьма низкая. Люди начинают и… бросают. Не помогают ни разные красивые картинки, ни музыка, не всяческие попытки геймификации. Люди… засыпают просто-напросто и все тут! Оказывается, сами пользователи готовы платить серьезные деньги, но лишь бы записаться на живые онлайн-уроки с живыми преподавателями, так чтобы на экране (ну хотя бы в ЗУМе или на Телемосте) торчали рожицы живых других учеников и возникала бы «коммуникативная мотивация» — хотя бы суррогат настоящего живого общения (!). Короче вебинары оказываются гораздо более востребованными, чем ресурсы по одиночному самообучению в автоматизированном или полуавтоматизированном режиме. Ну а если у человека есть возможность добраться до языковой школы — до оффлайн-аудитории, то недорогие оффлайн-занятия предпочитают тогда буквально все…

Но… но… но… И тут нас тоже подстерегают определенные иллюзии и ловушки. Оказывается, чтобы прогрессировать в «коммуникативных языковых группах» нужно…гм… опять-таки работать над собой в режиме «домашнего задания»: надо регулярно пополнять словарный запас, учиться грамотно (хотя бы немножко понятно) строить вопросы и ответы, тренироваться в аудировании скоростной речи … А ведь это все БЕСКОНЕЧНО СКУЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ (!). Как же быть? — Вы скажете: даешь погружение в страну, где жители — это native speakers (натуральные носители иностранного языка)! Мой ответ: погрузиться могут… дети, а взрослому, чтобы «погрузиться» в такую страну и не испытать вреднейшего для здоровья стресса, надо к этому погружению подготовиться как следует: выучить хотя бы 5 тысяч слов, а лучше всего — иметь 10 тысяч слов в пассивной памяти (в памяти на узнавание), а в активной памяти на воспроизведение иметь примерно 1000 расхожих фраз-шаблонов, прикрепленных адекватным образом к коммуникативным ситуациям (!).

Я при этом не из абстрактной статистики исхожу в таких оценках. Это купленный здоровьем собственный опыт и опыт моих многочисленных друзей и знакомых (просто бывших учеников-студентов), которые поехали не лежать на пляже, а устраиваться на работу в иноязычной среде.

НУЖНЫ СИСТЕМЫ ТРЕНИНГА С КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ (!)

Основной совет, который я предлагаю в этой статье, заключается в следующем:

Ищите системы, где Вы можете постоянно получать ТОЧНУЮ обратную связь о Вашем прогрессе в ходе обучения.

Обратите внимание, как меняется мотивация пользователей увлекательной компьютерной игры, по мере ее освоения. В нашей лаборатории мы эту тему изучали на уровне серьезных кандидатских диссертаций по психологии. Вначале включается мотивация, связанная с новизной процесса, с новыми зрительными, слуховыми и прочими ощущениями. Но… вскоре игра уже перестает удивлять. Почему же игрок продолжает играть? — А ему становится интересно выигрывать — добиваться роста своих результатов в «»таблице рекордов». Включается интерес к количественной обратной связи о том, как растут результаты.

Что происходит с разработчиками языковых упражнений? — Будучи в большинстве своем гуманитариями, они пренебрегают созданием ТОЧНОЙ количественной обратной связи. И … человек оказывается не вполне точно сориентированным. Вроде бы прошел он 80 упражнений из 200 предложенных в рамках какого-то дистанционного курса. Но… не понятно, освоил ли он этот материал на 40 процентов или меньше? — Почему не понятно? — Потому, что он сам чувствует, что добрую половину уже выполненных упражнений он без должного числа повторений успел всего-навсего… подзабыть (!).

Вот так получается, что упорные занятия не дают очень ясного количественного результата — в чем эффект? А ведь они требуют от нас колоссальной усидчивости — волевых усилий, чтобы сидеть на месте, работать с высокой концентрацией внимания, не спать.

НАПОЛЬНЫЕ ВЕСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ, ПОМОГАЮЩИЙ СИДЕТЬ НА ДИЕТЕ

За наглядными примерами, как работает количественная обратная связь, далеко ходить не надо. Многие, кто всерьез брался за контроль веса своего тела, знают, как полезны в этом деле хотя бы какие-то напольные домашние весы. Они тоже работают не слишком точно. Иногда они реагируют на перепады температуры, когда холодный сквозняк идет по полу. Иногда наш собственный вес день ото дня колеблется просто по причине нерегулярной работы систем выделения (жидкостей из организма и всего прочего). Но все-таки средний показатель за три дня (тем более — за неделю) говорит о том, что диета и физические упражнения дают ПРОГРЕСС (!) — показатели начинают медленно, но верно снижаться. — ВОТ ЭТО НАС И ВООДУШЕВЛЯЕТ (!).

Таким образом, в работе по освоению тысяч-тысяч слов и ходовых выражений иностранного языка нас угнетает НЕОБОЗРИМАЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ДИСТАНЦИИ, которую надо бежать, увы, не один месяц, а при занятости другими заботами — даже не один год. На фоне предстоящей дистанции в 5 тысяч слов, выученные 25 слов в течение дня, нас угнетают своей ничтожной малостью. Ведь легко подсчитать: делим 5 тысяч на 25 и получаем 200 дней. А ведь не каждый день удастся так трудиться на языковом поле. Так что смело округляем до 356 дней — до года, и это минимальный реальный срок. И это серьезная дистанция. Чтобы по ней двигаться, надо все время считать, сколько уже пройдено. Все-таки помогает хоть какая-то обратная связь, какие-то «25 граммов», которые продвигают нас вперед. А вот когда мы совсем не знаем, идет ли вообще какое-то движение вперед — вот это угнетает как настоящий «бесперспективняк».

Надо уметь хоть чем-то воодушевляться в ходе самообучения! — Вот задача по самоорганизации своей индивидуальной работы.

На этом схематичном рисунке показана логика измерения процента пройденного пути. Простая схематизация идеи измерения.

Хорошая система обязательно должна снабжать вас ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ — сколько пути пройдено и сколько еще осталось.

ВИДЕТЬ ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Если какой-то сайт в Интернете устроен так, что Вы НЕ видите, какой уже пройден путь, и НЕ видите, сколько осталось Вам до достижения заветного «промежуточного уровня» (хотя бы промежуточного уровня А2, который называется еще на английском языке Pre-Intermediate), то … МОЙ СОВЕТ — бросайте этот сайт. Вы все равно беспробудно заснете раньше, чем добьетесь на этом сайте своей цели (!).

Почему таких сайтов много? — Секрет тут вот в чем, объясняю. Люди очень не любят проходить САМОРЕГИСТРАЦИЮ (ну признайтесь себе, разве Вы любите?). Разработчики идут навстречу и … собирают у себя довольно много «первичных пользователей» — тех, кто начал пользоваться сайтом без всякой регистрации. Казалось бы, все отлично, какой посещаемый сайт, да? — Не тут было! Все дело в том. что БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ невозможно Вас обеспечить обратной связью о том, как меняются Ваши достижения. Поэтому… вторичных (многократных) пользователей на этих сайтах уже остается совсем-совсем мало. А Вы даже и не узнаете, в каких пропорциях тут находится число первичных и вторичных пользователей…

КОНТЕКСТНЫЕ ТЕСТЫ НА ПЛАТФОРМЕ HT-LINE

Очень важно, чтобы измерительные процедуры на сайте одновременно выполняли роль тренинговых процедур, то есть были бы одновременно упражнениями, позволяющими ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ. К тому же очень важно, чтобы они были компактными — не занимали много времени, не были слишком утомительными. Например, на некоторых сайтах используется упражнения с пропусками в тексте, но… требуется вводить с клавиатуры слова в эти пропуски, а это довольно-таки утомительно. Я уже показывал в ходе видео-обзора нашей системы HT-LINE (она разрабатывается и совершенствуется уже почти 20 лет — с 2004 года), что в нашем случае в пропуски не надо вводить слова буква за буквой, а достаточно кликнуть на слово из списка в особом верхнем окне (в так называемом «Словнике»).

Но в этой статье я говорю о другом. — О том, как выглядит личный кабинет зарегистрированного пользователя в нашей системе. Пользователь видит множество разделов, которые уже им пройдены и видит результат каждой попытки: зеленым шрифтом — правильные ответы, красным — ошибки. Видит, сколько он набрал уже очков за пройденные разделы, и видит, сколько ему еще предстоит. В личных кабинетах пользователей проекта КИТТ, например, хранится многолетняя история с числом разделов более сотни (в какие-то моменты было так, сейчас сократили, убрав менее актуальные тесты).

Вот так выглядит бесплатный личный кабинет пользователя, который может практически познакомиться с системой тренинга навыков аудирования (слухового восприятия) и контроля за этими навыками с помощью «контекстных тестов» — текстов с пропусками.

Все, что сказано в этой статье, выглядело бы как набор совершенно голословных утверждений с моей стороны, если бы я не дал читателю самому попробовать — испытать, как это цепляет, если получается постоянная количественная обратная связь. Для будущих пользователей нашей зимней школы «Конструирование тестов знаний» мы открыли совершенно бесплатный личный кабинет-проект, в котором можно пройти на английском языке 21 раздел, содержащий упражнения как для начинающих, так и овладевших уровнем intermediate (ведь каждому важно прочувствовать эффект на своем уровне).

Вот адрес страницы, где можно пройти простейшую саморегистрацию:

Вход в проект

services2.ht-line.ru

Предупреждаем, что даже пароль придумывать на этой странице от Вас не потребуется. А повторный вход происходит одним кликом из приглашающего письма, который система присылает на указанный Вами почтовый ящик.

Вот как выглядит скриншот с самого «дна» главной страницы. Это опять-таки личный кабинет участника бесплатного пробного курса. В любой момент пользователь может увидеть, что прошел «путь» на 37.8% (в данном случае).


КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу пожелать Вам, дорогие читатели, испытать азарт — желание побороть скромные цифры, которые появятся у Вас в самом начале большого ПУТИ, и верить неколебимо в то, что эти цифры нужно и МОЖНО улучшить. Как говорится, «дорогу осилит идущий».

Фото обложки попало в галерею Яндекс-картинки с сайта emilia-spanish.ru

#Самообучение #Английский_язык #Gap_filling_exercises #Онлайн_тренинг #Измерение_эффективности #Аудирование #Словарный_запас #Система_HT-LINE #Геймификация #Таблица_рекордов #Конструирование_тестов

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток