Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

Почему сравнительные гендерные исследования имеют теоретическое значение для дифференциальной психологии и теории продуктивной конкуренции?

Автор публикации:

Коллеги, я продолжаю без отрыва от основного производства почитывать упомянутую ранее книгу Бронсона и Мерримена «Царь горы» — обзор исследований по психологии конкуренции. Удивился, что гендерным исследованиям в этом книге посвящена целая глава. Тут упомянуты и известные мне более ранние исследования и свежие исследования 21 века, о которых я узнаю впервые из этой книги. Читаем про исследования Алока Кумара, посвященные поведению мужчин и женщин в сфере финансового прогнозирования.

Все свежие исследования идут под таким девизом, что в женском генотипе в отличие от мужского выше изначальный (генетически закодированный) уровень дофаминов в префронтальных зонах головного мозга, поэтому женщины не нуждаются в доп.стрессе для активизации своего потенциала (среди них меньше «адреналиновых маньяков», которые ищут для себя самые трудные задачки и приключения): женщины является более тревожными (чувствительней к ситуации опасности), более осторожными (не берутся участвовать в лотереях с высокими ставками, но высоким риском неудачи) и т.п. Это проявляется и в том, как женщины в отличие от мужчин участвуют в профессиональных конкурсах. Я тут же вспоминаю наши дискуссии в Экспертном совете «Лидеры России» о причинах малочисленной представленности женщин. Ну, конечно, все дело в том, что женщины не хотят тратить время на заведомо проигрышное мероприятие, ибо шанс выиграть при таком количестве участников просто мизерный (1 на тысячу почти что).

Интереснейший вывод делают авторы относительно статистически-значимо более точных прогнозов у женщин-аналитиков (финансовых и биржевых аналитиков): «Общая закономерность такова: мужчины склоняют компанию к большему риску, тогда как женщины делают более точные прогнозы и лучше умеют ограждать компанию от проблем» (цитата на стр. 123). Маскулинный мир все еще не подпускает женщин к брокерской деятельности (или мало агитирует их за то, чтобы именно этим заниматься): на Уолл-Стрит работают только 15% женщин, а остальные 85% — это до сих пор мужчины. Женщины просто не любят эту суету, толчею и гонку, но на самом деле они даже немного точней, чем мужчины, в своих прогнозах (где-то почти на 7%) …

И тут я задумался, коллеги. Не потому, что я женофоб и сексист (знаю лично просто выдающихся женщин-ученых в нашей области). А может быть, это артефакт такой природы: в выборку мужчин-аналитиков попадает много середнячков, так как это более массовая выборка (в 5 с лишним раз более массовая), тогда как в выборке женщин представлены наиболее способные женщины, а женщины-середняки в эту заварушку и не лезут вовсе. В общем мужчина — это группа, моделирующая психотип «воители», а женщины — группа, моделирующая психотип «паникеры» (терминология Бронсона и Мерримена).

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?

Впрочем, я начал писать это сообщение не для того, чтобы сформулировать этот вопрос. Хотелось как-то обосновать следующий тезис. Зная о том, что мужчины и женщины — это «существа с разных планет» (с Марса и с Венеры соответственно) мы можем на различиях между мужчинами и женщинами изучать какие-то модели организации конкурентной среды: такие идеальные модели, в которых будут одновременно комфортно себя чувствовать и проявят свои лучшие качества и те, и другие. Мужчины будут рисковать, а женщины — осторожничать, дополняя и уравновешивая друг друга. В этом смысле выглядит весьма критичной такое суждение авторов книги: «Уолл-стрит представляет собой неэффективный рынок труда» (!) 

Фото обложки пришло с сайта mavink.com в ответ на мой запрос в Яндексе-картинки «Паника на бирже».

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Владимир, спасибо, что Вы посмотрели словарь на сайте Ht-line.ru и даже щедро поделились свои впечатлением. Правильно ли я понял Вас,…

  2. Александр Георгиевич, почитал ваш словарь и неожиданно понял чему большая наука научила меня… — это выражаться настолько просто, насколько это…

  3. Владимир Александрович, спасибо, что Вы раскрыли ваше понимание термина «Эмоциональная потребность». Надо сказать, что когда Вы пишите про «сенсорную депривацию»,…

  4. Александр Георгиевич, ваше сомнение насчёт эмоциональной потребности мне понятно, эта потребность сначала называлась у меня эмоционально-информационной, но моя любовь к…

  5. Владимир Александрович, здравствуйте. Спасибо, что Вы воспользовались именно данной рубрикой «Вопрос-ответ» для размещения своих тезисов по свободной теме (давайте так…

Облако меток