Почему сравнительные гендерные исследования имеют теоретическое значение для дифференциальной психологии и теории продуктивной конкуренции?

Коллеги, я продолжаю без отрыва от основного производства почитывать упомянутую ранее книгу Бронсона и Мерримена «Царь горы» — обзор исследований по психологии конкуренции. Удивился, что гендерным исследованиям в этом книге посвящена целая глава. Тут упомянуты и известные мне более ранние исследования и свежие исследования 21 века, о которых я узнаю впервые из этой книги. Читаем про исследования Алока Кумара, посвященные поведению мужчин и женщин в сфере финансового прогнозирования.

Все свежие исследования идут под таким девизом, что в женском генотипе в отличие от мужского выше изначальный (генетически закодированный) уровень дофаминов в префронтальных зонах головного мозга, поэтому женщины не нуждаются в доп.стрессе для активизации своего потенциала (среди них меньше «адреналиновых маньяков», которые ищут для себя самые трудные задачки и приключения): женщины является более тревожными (чувствительней к ситуации опасности), более осторожными (не берутся участвовать в лотереях с высокими ставками, но высоким риском неудачи) и т.п. Это проявляется и в том, как женщины в отличие от мужчин участвуют в профессиональных конкурсах. Я тут же вспоминаю наши дискуссии в Экспертном совете «Лидеры России» о причинах малочисленной представленности женщин. Ну, конечно, все дело в том, что женщины не хотят тратить время на заведомо проигрышное мероприятие, ибо шанс выиграть при таком количестве участников просто мизерный (1 на тысячу почти что).

Интереснейший вывод делают авторы относительно статистически-значимо более точных прогнозов у женщин-аналитиков (финансовых и биржевых аналитиков): «Общая закономерность такова: мужчины склоняют компанию к большему риску, тогда как женщины делают более точные прогнозы и лучше умеют ограждать компанию от проблем» (цитата на стр. 123). Маскулинный мир все еще не подпускает женщин к брокерской деятельности (или мало агитирует их за то, чтобы именно этим заниматься): на Уолл-Стрит работают только 15% женщин, а остальные 85% — это до сих пор мужчины. Женщины просто не любят эту суету, толчею и гонку, но на самом деле они даже немного точней, чем мужчины, в своих прогнозах (где-то почти на 7%) …

И тут я задумался, коллеги. Не потому, что я женофоб и сексист (знаю лично просто выдающихся женщин-ученых в нашей области). А может быть, это артефакт такой природы: в выборку мужчин-аналитиков попадает много середнячков, так как это более массовая выборка (в 5 с лишним раз более массовая), тогда как в выборке женщин представлены наиболее способные женщины, а женщины-середняки в эту заварушку и не лезут вовсе. В общем мужчина — это группа, моделирующая психотип «воители», а женщины — группа, моделирующая психотип «паникеры» (терминология Бронсона и Мерримена).

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?

Впрочем, я начал писать это сообщение не для того, чтобы сформулировать этот вопрос. Хотелось как-то обосновать следующий тезис. Зная о том, что мужчины и женщины — это «существа с разных планет» (с Марса и с Венеры соответственно) мы можем на различиях между мужчинами и женщинами изучать какие-то модели организации конкурентной среды: такие идеальные модели, в которых будут одновременно комфортно себя чувствовать и проявят свои лучшие качества и те, и другие. Мужчины будут рисковать, а женщины — осторожничать, дополняя и уравновешивая друг друга. В этом смысле выглядит весьма критичной такое суждение авторов книги: «Уолл-стрит представляет собой неэффективный рынок труда» (!) 

Фото обложки пришло с сайта mavink.com в ответ на мой запрос в Яндексе-картинки «Паника на бирже».

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Здравствуйте Александр Георгиевич! Да, согласен, вы правы. Возможно, даже больше чем можете себе представить. Всякие переговоры об окончании боевых действий…

Облако меток