Как не хочется быть этаким назойливым старпером, который поучает молодежь, как ей продолжать жить в этом непростом, усложняющемся мире (мы-то уже собрались Вас покидать, судя по летальности новых вирусов для людей старше 65). Но… кажется мне весь последний год, что я все еще не успел поделиться какой-то важной мыслью, которую вымучивал фактически всю жизнь, и надо еще успеть поделиться ей… Надо, Федя, просто НАДО. Пусть обвинят в ханжестве, не вчитываясь в смысл того, что здесь написано. Но надо использовать хотя бы такой шанс.
Я не буду называть имена тех медийных персонажей, которые спровоцировали нынешний скандал в русском, русскоязычном сетевом пространстве (вольно ли-невольно ли, даже не важно). Но у этих персонажей находятся свои защитники-маргиналы — поборники этакой «сетевой свободы». Этих защитников я тоже не буду называть и не буду рекламировать их выступления. Постараюсь поделиться своим видением ситуации, так сказать, в общем виде.
Еще такие классики в области психологического и филологического исследования уровней морального развития как Лоуренс Колберг и Юрий Лотман различали, как минимум, три уровня моральной регуляции поведения – страх, стыд и совесть (чувство вины). Я на эту тему даже кейс-тест в клубе КИТТ как-то лет 10 назад предложил – СССР (что означает в данном случае «Страх-Стыд-Совесть-Рационализация»). Но НЕ про этот тест сейчас пойдет речь.
В эволюционном скачке человека, резко выделившегося из мира остальных животных, как поведал нам еще Зигмунд Фрейд, огромное значении сыграли «табу». Вслед за Фрейдом этот тезис детализировали множество этнопсихологов и этносоциологов (включая Эмиля Дюркгейма, которого я когда студентом еще переводил с французского). ПОЯВЛЕНИЕ ТАБУ (системы запретов и ограничений) не просто структурировало первобытную жизнь «ради порядка». Оно вызывало прогресс! Причем вовсе не только и не столько по описанному Фрейдом механизму сублимации (переноса сексуальной энергии на другие виды деятельности), сколько на более простом бихевиоральном уровне – на уровне тормозных условных рефлексов (!). В чем смысл табу-запрета на наблюдение за половым актом (в его разновидностях, включая аутоэротическое поведение)? В чем смысл, когда взрослые говорят детям: «А подглядывать стыдно?». И в тоже время говорят, что показывать всем свои половые органы тоже стыдно. Вы не можете это легко и быстро объяснить? — Значит что-то тут в нашем половом воспитании (сексологическом просвещении) до сих пор непродуманно – так чтобы и научная основа была, и деликатность и… продуктивные подсказки для грамотной социализации молодежи по этим вопросам (!) Так чтобы без ханжества, но и без примитивизации – без акцента на двух физиологических рефлексах, которые всегда следуют автоматически один за другим – эрекция и эякуляция.
Я не могу сослаться на точно такое рассуждение, которое сейчас я фактически впервые публикую (и одновременно изобретаю формулировки по его донесению до просвещенной публики). Упаковать эту простую мысль в короткую формулу не просто, но надо:
Сексуальный стыд – это условно-рефлекторная реакция воздержания от разнузданного сексуального поведения, это тормозный рефлекс, который либо систематически культивируется в ходе социализации, либо … не культивируется.
Я даже настаиваю, что это вовсе не мое изобретение, а где-то я это скорее всего когда-то читал или прямо, или косвенно… Дело в том, что табу на «подглядывание» и на «демонстрацию» родилось не сразу, конечно, и не сразу стало работать эффективно. Наверное, или скорее даже точно, мне помогли это понять и труды наших сексопаталогов – таких, каким был Георгий Степанович Васильченко (был с ним лично знаком в начале 80х годов, когда работал в столинской семейной консультации) и который описал клиническую картину появления различных сексуальных перверзий (патологического, прижизненного развития извращенных форм сексуального поведении, превращающихся в «зависимость», в «навязчивость»). Механизм табу нарабатывается столетиями и тысячелетиями, но… временами «отступает» в особые периоды. Промискуитетные обряды (первобытные празднества типа «ночь Ивана Купалы» у восточно-славянских язычников) сохранялись у многих племен и народов до самого последнего времени. А кое-где (в Латинском Америке) карнавалы имеют точно такой же смысл до сих пор – массовый сброс стыда в состоянии коллективного «раскрепощения» и в ходе экстатических танцев, завершающихся фактическим совокуплением «солистов» на глазах у всей подтанцовывающей публики»…(очень близкий мой знакомый прожил в детстве несколько лет в Гаване на Кубе и ребенком все это своими глазами видел, хотя в наше прямо по телевизору такое, видимо, тоже вполне можно «разглядеть»).
Так вот такого рода табу-запреты выполнили и продолжают ВЫПОЛНЯТЬ в наше время важную полезную эволюционно-историческую функцию в развитии человеческой психики – человека как существа социального и культурного. Они сформировали «сексуальную стыдливость» и включают в том числе явный или неявный запрет на прямые словесные обозначения половых органов и полового акта (ибо прямое обозначение – это символический сброс запрета, это «раздевание» на символическом уровне). Под влиянием комплекса обычаев и ритуалов, которые можно объединить единым понятием «сексуальный стыд», многие народы, у которых эта система табу оказалась более развитой добились более высокого прогресса в развитии материальной и духовной (информационной) культуры, чем те народы, у которых эти табу оказывались слаборазвитыми, не сильными и не постоянными. Почему же так произошло, какое этому механизму можно дать объяснение — механизму влияния этих табу на цивилизованность и культурное, морально-психическое развитие народа? Дело в том, что в случае нарушения этих табу спонтанно возникают «беспорядочные половые связи»: подглядывающие люди (в том числе молодые с очень высоким драйвом сексуально озабоченности – неудовлетворенной сексуальной потребности) невольно испытывают возбуждение и хотят инстинктивно (против собственной воли) снять его путем разрядки – путем удовлетворения (а маньяки добиваются своего уже путем сексуальных преступлений). Таков физиологический инстинктивный механизм, который нас уподобляет, увы. обыкновенным копулирующим животным и который мы не можем отменить произвольно, ведь это Закон Природы. Зрительные впечатления и даже «откровенные слова» вызывают у нас определенные непроизвольные рефлекторные реакции возбуждения. А если есть стыд, то он работает как тормоз этих реакций. Такими уж на самом деле «полусоциальными-полубиологическими существами» создала нас Матушка-Природа (или Создатель, или Представители высшей цивилизации – на Ваш вкус сами подразумевайте что хотите, сейчас не это важно).
Что такое «беспорядочные связи» и почему они тормозят развитие цивилизации? Ну вдумайтесь! Суть человеческого психического развития (в том числе не в онтогенезе, а в филогенезе — исторического этапа эволюции вида Homo sapience) в том, что самый ценный опыт передается на самом деле не генетическим путем – а путем прижизненного воспитания и обучения старшими особями младших в семье (в большой первобытной семье – в родоплеменной общине). Без повышенной ответственности старших за младших такой опыт передается…гм… гораздо более вяло. Ну немножко передается, но вяло. Огромный скачок в цивилизованности произошел, когда родителям обоего пола (включая отцов) стало важным различать своих и чужих детей, кого именно они воспитывают, кому передают свой опыт – в том числе свои «самые удобные и лучшие орудия» (труда и охоты – свой лук, свое копье, свой топор, свой плуг и т.п.). Потом стали передавать по наследству нечто еще более ценное – свои записи (рукописные рецепты на разные случаи жизни), затем свои книги, библиотеки… Скорее всего под Великой пирамидой Хеопса и Сфинксом прячется тайник с древнейшей на Земле библиотекой фараонов…
Вспомним работу еще Фридриха Энгельса о тесной связи в появлении на определенном этапе таких институтов как семья, частная собственность и государство. Поэтому система табу-правил и прижилась и усилила те племена, которые ее стали культивировать. В конкуренции между племенами продолжал действовать … фактический естественный отбор (непрерывные межпопуляционные войны, говоря языком этологии), ибо различные племена воспринимали друг друга в древности (да и сейчас иной раз продолжают так воспринимать), как представителей другого вида животных, которых совсем не грешно так же плотно употреблять в пищу, как употребляют животных. Более сильными оказывались племена, в которых молодые особи оказались более обученными – и к труду подготовленными, и к обороне. В этих племенах появились «нуклеарные семьи» (в которых каждый родитель знал, чьи у них дети – «свои»). Нужно еще что-то доказывать? Все, кто читал что-нибудь об обычаях разных племен и народов (хотя бы роман «Дети капитана Гранта», в котором герои попадают в плен к каннибалам в Новой Зеландии), по-видимому, со мной согласятся, что прогресс достигается благодаря устойчивости связки: «Нуклеарная семья плюс более высокий уровень образования», включая обучение грамотности – письменной речи, которая открывает путь к усвоению письменных знаний ; а именно письменные знания передают через поколения, не требуя устного пересказа. Там, где нет нуклеарной семьи, где нет запретов на беспорядочную половую жизнь, там на самом деле слабо развита и государственность, и письменная культура, ну согласитесь, да? Первобытные табу с развитием письменной религии (базированной на «священных писаниях») стали упаковываться в религиозные заповеди, стали предметом и инструментом религиозной морали. Угрозы «кары небесной» за грехи, в том числе за прелюбодеяние – все это другая форма реализации того же самого «тормозного рефлекса», но в другой символической форме – в другой «упаковке» (по-другому эти же табу репрезентированы в обыденном сознании). Сказывается, конечно, что еще в молодости я начитался Чарльза Осгуда с его необихевиоральной трактовкой знания слова как «репрезентативной условно-рефлекторной реакции психики на устный или письменный вербальный стимул»…
Так вот, что означает нынешняя тенденция (подогреваемая секс-шоу-бизнесом) в виде протеста против «табу» — тенденция, ведущая к отказу от механизмов «стыда»? Эта тенденция эксплуатируется мировой индустрией шоу-бизнес на «всю катушку» и приносит триллионные доходы. Ибо в момент бесстыдного наблюдения за сексуальным поведением других людей возникает не только символическое, но и аутоэротическое возбуждение – рефлекс удовольствия. Зритель, который все это вкушает, незаметно для себя превращается в крысу Олдса, которая жмет и жмет на педаль удовольствия… При этом естественные шаблоны сексуального поведения разрушаются… – Эта тенденция означает ничто иное как стремление к упадку цивилизации, к исторической инволюции (обратному развитию, деградации). Инволюция – это вовсе не мой вымысел. Можно назвать реальные исторические и драматические примеры такой инволюции в истории человечества во вполне уже обозримом прошлом (в рамках письменной истории), Возьмем упадок сексуальной морали в Римской империи – общеизвестные факты. Так что… робяты, когда Вы говорите матом (а матом у нас уже именно «говорят», а не ругаются), когда Вы называете половые органы в ходе сетевого общения «своими именами» — табуированными, запрещенными именами, то Вы на самом деле все просто содействуете процессу «инволюции цивилизации». И он уже пошел, причем в ускоряющемся темпе! Все меньше взрослых людей оказываются достаточно социализированными взрослыми – готовыми брать на себя ответственность за своих детей, за их воспитание. Они сами продолжают вести инфантильный, потребительский и сексуально-беспорядочный образ жизни. Говорят, что это все неплохо для глобального сокращения рождаемости и охраны природы от избыточного населения Планеты (как и всевозможные сексуальные перверзии в этом плане объявлены теперь полезными, ибо мешают размножению детей как таковых – их тоже сейчас активно начали пропагандировать, хотя доказано, что у большинства гомосексуалистов нет никакой генетической обусловленности их аномалии, а именно она при жизни вырабатывается по описанному этологами на животных механизму импритинга (запечатления) прижизненно приобретенного другого сценария, или «шаблона сексуального поведения»). Почему современным гомосексуалистам (лесбиянкам и трансгендерам) мало тихо предаваться своим занятиям в интимном пространстве, а надо обязательно выйти на улицы и пройтись шумным и веселым гейпарадом (тот же карнавал)? — Вы над этим вопросом не задумывались? – Потому что все это одного поля ягоды! – Это анархическое протестное ДЕМОНСТРАТИВНОЕ поведение против табу. Оно возбуждает само по себе – приносит определенное физиологическое удовлетворение, как всякое проявление «рефлекса свободы». Демонстративные анархисты – вот и все название этого поведения.
Но, друзья и коллеги,… стоит подумать тридцать раз, какую цену за такой путь к сокращению населения человечество будет вынужденным заплатить (!!). Впрочем, западная цивилизация уже платит. Вы не видите? — Срыв табу, утрата культуры «стыда», которая тысячелетиями была регулятором социализации, приводит к срыву многих других регуляторных, тормозных механизмов, управляющих человеческим поведением. Это поведение становится против нашей воли РАЗНУЗДАННЫМ сразу же во многих отношениях: оно становится более агрессивным, более эгоцентричным, более потребительским (главная ценность – это МОИ ПОТРЕБНОСТИ, а всех остальных я посылаю – «на хутор бабочек ловить»). Песни, танцы, фильмы все это пропагандирует в наше время эгоцентрическое поклонение «спонтанным потребностям». Ну-ну, ребяты, вы так скоро «оскотинитесь» совсем, скажу я Вам. – Превратитесь в зверушек, которые сношаются в любом месте, когда им захочется – в этаких собачек и кошечек в штанах (с дырками в скором времени в самых «интересных местах», что уже напрашивается). Которые, впрочем, и справлять другие свои физиологичекие нужды готовы уже при людях – писать, какать, снимать штаны, показывать всем свою задницу (выбрал самое интеллигентное название для этого органа), другие животные части тела… Я при этом, ребята, не против вовсе, чтобы поэтизировать эротику и сделать ее достоянием «особых эстетических ритуалов». Я Вам не ханжа какой-нибудь. Я понимаю, что секс в сочетании с эмоциями личной, глубоко избирательной привязанности (любовь) — это основа высокого Искусства, Поэзии, Музыки, Ритмики… и много чего, без которых жизнь теряет свой вкус и смысл. Секс можно и нужно превратить в интимный эстетический ритуал. Но.. есть определенная этика интимности, в которой человечество остро нуждается. Но… есть границы, тонкие границы, которые отделяют поэтику высокого секса как Любви и … банальную физиологическую нечистоплотность. Есть пределы ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ, и мы на самом деле, если хотим остаться людьми, должны загнать «сексуально демонстративных особей» в определенные подвальные помещения, хотя они-то сами стремятся выскочить на самое видное место – это у них такая особая перверзия (!).
Человек выделился из мира животных благодаря тому, что стал различать, в какие моменты, с кем и когда можно удовлетворять свои физиологические потребности. Люди ходят в туалеты, и это защищает окружающих (ближайшую популяцию) от всяких источников инфекции, которыми являются хотя бы те же самые мухи, которые, как известно, садятся не только на котлеты, но и на «говно» (извините за этот научный термин, но слово «экскременты» не обладает необходимой экспрессией), и садятся мухи где попало, если это «говно» кругом валяется (а именно это и наблюдается в племенах «одичалых»). Люди стараются ограничить круг возможных половых партнеров «своим кругом воспитанных людей» (а в пределе лучше иметь одного постоянного партнера) — таких, которые не занесут Вам в организм болезни, передаваемые половым путем, не будут разносчиками губительных бактерий и вирусов. Говорят, что в основе краха Рима (не только Западного, но и Восточной римской имерии – Византии) было страшное распространении эпидемии («юстианова чума», да и другие болезни), причиной которой были в том числе беспорядочные половые связи – массовая сексуальная распущенность и патрициев, и плебеев. Воины Рима, которые овладевали после штурма какого-нибудь очередного города-крепости, не только материальными богатствами, но и « трахали» всех и вся, кто в юбке, тоже стали носителями заразы, когда возвращались в свои семьи… Большая империя – это большой обмен разными заразными болезнями. Та пандемия была настоящей – покосила по разным оценкам процентов 70 населения, а местами – 90 (!). Вот и наступил длительный период упадка Европы – период «темного средневековья». Вспомним про вирус СПИДА, к кому он пришел в гости раньше других в 20 веке? — Каждое видео, заснятое и выложенное в сеть больным человеком-эксгибиционистом (я сейчас не буду обсуждать версию «шантажа», ибо шантажист должен изначально иметь материал, к которому он может реально «прицепиться» со своими предложениями), — это шаг в сторону распространения антикультуры, это шаг в сторону культурной деградации. Это отказ от сексуального воспитания детей (от привития им необходимых навыков опрятности — управляемой сексуальности), которые все это видят так или иначе, ибо не существует технических возможностей их от всего этого оградить (даже если Вы овладали техникой родительских запретов на смартфонах и планшетах, дети найдут место и время, чтобы «подсмотреть во взрослую сеть»).
Заключение. Поборникам неограниченной свободы (анархистам, которые по ошибке себя называют либералами) надо бы помнить, что всякая цивилизация – это система продуманных и тонких (различных для разных частных ситуаций) ОГРАНИЧЕНИЙ, а это значит, что свобода в условиях цивилизации – это ощущение ДОБРОВОЛЬНОГО И ОСОЗНАННОГО принятия необходимых ограничений – необходимых для того, чтобы общество не рассыпалось на множество одичалых особей.
Ваш АШ
P.S. Алексей Николаевич Леонтьев в своей бессмертной книге «Проблемы развития психики»( по которой многие поколения психологов МГУ выучились и сформировали свое научное мировоззрение) просто не мог по причине банальной советской цензуры уделить внимание проблематике, связанной с «сексуальными табу»… Поэтому-то у него столько внимания уделяется разделению труда между «охотниками» и «загонщинами», хотя сексуальные табу сыграли не меньшую роль в том, чтобы люди ОСОЗНАЛИ свое место среди животного мира (выделили себя из мира животных) и начало формироваться не просто СОЗНАНИЕ (техническое мышление — восприятие далеких причинно-следственных цепочек «мотив-цель-орудийное средство» и первобытная специализация трудовых операций), но МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ (понимание суеверных, затем религиозных запретов, «божественных норм», мифологии «первородного греха», символов стыда, затем – понимание эстетических и этических ценностей на более поздних этапах развития культуры и Совести).
Поздней эта статья с небольшими сокращениями была опубликована на моем Дзен-канале «Думай Человек»
https://dzen.ru/media/id/6015c45cacc6e646e07ab947/6028eb61331cb76352c798a4
Последнее редактирование: 10 май 2021
Добавить комментарий