12 апреля 2022
Когда для какого-то класса явлений нет своего термина, то… оно очень плохо осознается. Таков закон функционирования психики. Даже банальное трехбуквенное сокращение — это лучше, чем ничего.
Что такое ДНВ в данном случае? — С помощью этого термина я бы хотел объединить в некий широкий класс такое явление, которое еще Лев Толстой назвал «Дубина Народной Войны». О том, как работает это ДНВ-явление на практике, мы (россияне) в той или иной степени изучали главным образом на героических примерах двух оборонительных отечественных войн — 1812 и 1941-1945 гг. А вот, как работает ДНВ в других случаях — когда наши войска оказываются на чужой территории с враждебно настроенным населением, — вот эти исторические весьма трагические эпизоды изучались всеми нами не слишком (если не сказать — совсем плохо).
Мы досконально знаем, как писатель А. Фадеев в патриотическом романе «Молодая гвардия» расчеловечивал образ «типичного гитлеровского захватчика» (такого, который коллекционировал в потайных кармашках своего кителя вырванные золотые зубы). Но, что с нашими военными кто-то может начать проделывать примерно тоже самое (переносить единичные случаи военных преступлений на «всех оккупантов»), — вот это для нас со времен афганской войны очень плохо осмыслено и оказалось крайне болезненным неожиданным событием . А именно: плохо осмыслено, что наших «воинов-освободителей» будут разрисовывать точно такими же «нелюдями». Мы в основном знакомы с такими романтически-идиллическими произведениями, как фильм «Зося», где показана трогательная и платоническая любовь между красивым русским молодым офицером и молодой полячкой.
Но… все это было бы относительно просто поправить, если бы не…Пропагандистское Искривление социально-политического Смыслового Пространства. Давайте я это явление тоже обозначу с помощью заглавных букв. Тогда у меня получится не три буквы, а четыре хотя бы — ПИСП (Пропагандистское Искривление Смыслового Пространства). Вот это самое ПИСП всегда действует по логике «двойной морали» : наши — это всегда «доблестные разведчики», а их разведчики — это всегда «подлые шпионы», наши — это всегда «доблестные партизаны», а их партизаны — это всегда либо «террористы», либо «бандформирования», ну самое нейтральное название, пожалуй, — это ДРГ, что означает, как мы теперь знаем, на профессиональном языке военных, «диверсионно-разведывательные группы».
Главный тезис, который должен быть понятен по контексту психологам-интеллектуалам, я теперь сформулирую так:
ПИСП крайне затрудняет понимание и предсказание поведения чужого население по логике ДНВ.
Под влиянием ПИСП в психике человека возникает Ментальный Оборонительный Злокачественный Клубок (МОЗК). Особенно крепко все это превращается в прочнейший МОЗК на фоне клипового (синкретического мышления, основанного на эмоциях, а не на научных понятиях). Пропаганда культивирует именно клиповое мышление — мышление, основанное на эмоциогенных картинках и примитивных лозунгах, призванных «расчеловечить врага» и «героизировать своих». МОЗК — это информационно-психологический «кокон» (или «пузырь»), который начинает функционировать и разрастаться по собственным психодинамическим законам: при столкновении с реальностью он сопротивляется фактам, ибо интерпретирует факты как… «враждебную пропаганду», как «провокативное вмешательство врага» и т.п. МОЗК базируется на очень простых и «понятных» тезисах. В подтверждении этих тезисов пропаганда постоянно подбрасывает все новые «подтверждающие факты», скатываясь нередко не просто к «оценочной селекции» реальных событий (когда факты, противоречащие концепции, отбрасываются как недостоверные сообщения) , а к… «постановочным сьемкам».
Вы спросите (как и я спрашиваю себя постоянно): А почему пропагандисты содействуют ( причем, очевидно, что с двух сторон) так интенсивно формированию и усилению МОЗК, переходящему из ментального в поведенческий план — в ДНВ? Тут у меня два ответа, точнее видение такое, что взаимодействуют одновременно два процесса и в каждом индивидуальном случае трудно понять, какой из двух главный:
1) пропагандист — это тоже человек, который, как и все люди, тоже подвержен не только эффекту внушения, но и … самовнушения, то есть начинает верить собственной пропаганде (особенно сильно, когда кто-то из коллег, кто работает на передовой, гибнет) и интерпретировать факты по логике своих предпосылок, тем самым превращаясь тоже в «жертву пропаганды», но не пассивную, а особую — активную. После 24 февраля стало заметно, как некоторые умеренные украинские политологи на наших глазах превратились в «неукротимых пропагандистов»… С ними было бы легче справиться, если бы они всегда сознательно лгали, но они-то убеждены сами, что говорят «правду», ну почти всегда…
2) публичные пропагандисты сознательно или подсознательно опасаются личной ответственности за свою деятельность, поэтому лично для них поражение — это такой же крах личной безопасности, как для военно-политического руководства. Из-за этого пропагандисты постоянно «повышают ставки» с целью привлечь на свою сторону «весь народ». Им страшно погибнуть в одиночку, а вот «вместе со всем своим народом» уже не так страшно. Чтобы защитить себя они вовлекают в собственные преувеличения и заблуждения весь народ, разогревая тем самым ДНВ — ту самую ДНВ, когда даже женщины и дети не оказываются в стороне от «ярости благородной» и берутся за оружие, чтобы «уничтожать оккупантов». А убитые в перестрелках эти героические женщины, и героические эти дети-подростки, разумеются, превращаются в «замученных мирных граждан». И это происходило не только в 21 веке. Этому полно примеров и в 20 веке и даже в 19 веке (Крымская война, Кавказская война), но… в 21 веке средства пропаганды возросли по силе воздействия неимоверно (!).
Нам разве это не понятно? Мы же сами на этом все воспитаны, да? На тезисах типа «оставить врагу при отступлении только пожарища», «да здравствует рельсовая война в тылу врага», «все захватчики — это нелюди», «да здравствуют герои-пионеры, погибшие от рук захватчиков», «да здравствуют героические комсомолки-партизанки, вроде Зои Космодемьянской», «каждый дом в разрушенном врагом городе-герое превратился в крепость».. До сих пор российский кинематограф героизирует женщин, обучавшихся в снайперских школах в период ВОВ, героизирует женщин, которые превращались в орудие для персональной охоты за врагами-оккупантами. См. российский фильм «Цель вижу», снятый, кстати, в 2013 году еще (то есть до 2014 года).
Ну и так далее, и тому подобное. Короче. Когда включаются механизмы МОЗК и ДНВ, то война ведется уже всегда «не по правилам». Вспомним тезис из «Войны и мир» Льва Толстого: «…как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей».
https://theocrat.ru/idioms/content-66949/
Логика ДНВ уже не делает никаких различий между мужчинами и женщинами. В войне по типу ДНВ нет мирных женщин и воюющих мужчин — военных профессионалов. Не буду обсуждать здесь, что «рукопашная схватка» между женщиной, вооруженной холодным оружием, и мужчиной получает волей-неволей в рамках ПИСП трактовку как проявление сексуального насилия… Короче сформулирую свое понимание динамики событий: злокачественная пропаганда подталкивает к перерастанию «военно-технической операции» в ДНВ фактически в межэтнический конфликт без правил. Этот переход порой происходит мгновенно — как Взрыв Мозга. Обратный ход — это долгий и мучительный многолетний исторический процесс, требующий нередко смены поколений под воздействием уже иной — миролюбивой пропаганды.
ИСКРИВЛЕНИЕ И УПЛОЩЕНИЕ
Семантическое пространство в сознании, зараженном вирусом МОЗК-концепции, не только искривляется, оно еще и… уплощается: превращается из многомерного в двумерное и даже.. одномерное, на котором всего два полюса — «наши-хорошие» и «чужие-плохие». При этом вся масса явлений и событий растягивается на эти самые полюса, а в середине пространства ничего не остается вовсе — это «дыра».
Социальные психологи не всегда пользовались пространственными моделями, а чаще описывали это же явления в таких терминах: «оценочная биполяризация», или «черно-белое сознание» и т.п. Но мне кажется, что пространственная метафора дает более ясное понимание психических механизмов этого явления — определенного «отупения» под влиянием «ярости благородной».
Как обнаружить, что у вашего знакомого (или лично у Вас самого) появились признаки МОЗК? — Главный симптом, на мой взгляд, — это появление нетерпимости к «миротворцам» — лично к людям, которые призывают к мирному урегулированию конфликта (хотя бы к его замораживанию) путем переговоров. Лозунги работают тут простые до полнейшего отупения: «Те, кто не с нами, — тот против нас!», «Любой мирный договор — это наше поражение, поэтому война до полной победы!», «Лучше быть повешенным за преданность, чем за предательство» (последний лозунг, мне кажется, самым жертвенным и поэтому самым опасным, оправдывающим экстремизм самым изощренным образом). Что характерно для такой воинственной идеологии? — Отрицание возможности существования своей национальной общности в условиях мира. Сталкиваясь между собой, две такие враждующие воинственные идеологемы очень быстро «испепеляют» в искривленном семантическом пространстве какую-либо компромиссную позицию, и партия мира стремительно редеет…А ведь подлинная партия мира ставит вопрос о взаимности — о взаимной безопасности и выживании каждой национальной общности. Необходимо различать это с предательством — с переходом на сторону врага, призывающего уничтожить вашу страну — раздробить ее на мелкие части и так далее. Тот же самый Лев Толстой на страницах своего длиннющего романа мучительно двигался от героизации военного подвига к размышлениям убежденного пацифиста… А ведь этого человек, который написал «Севастопольские рассказы», будучи живым участником Крымской войны 50-х годов 19 века.
ВМЕСТО ВЫВОДОВ
В 21 веке возник новый исторический прецедент, невиданный ранее в истории, когда два соседних народа, переплетенные многочисленными родственными и культурными связями, оказались охвачены ПИСП с такой силой, что у них сложился МОЗК — то есть стали убеждены в том, что во «вражеской стране» воцарился… «обыкновенный фашизм». Обе стороны в массе своей (оставим сейчас в стороне явно маргинальные группировки, функционирующие по механизму секты) оказываются парадоксальным образом убежденными собственной пропагандой и контрпропагандой, что ведут антифашистскую, а значит справедливую борьбу. Кому это оказалось выгодным? — Ответ мне кажется очевидным.
Фото обложки автор, как всегда, нашел в галерее картинок Яндекса, куда оно попала с сайта 900igr.net
Добавить комментарий