16 апреля 2022
«Ум полководца» — так называется большая и хорошо известная статья Б.М.Теплова — одного из первых наших российских профессиональных психологов, который поставил задачу создать некую психограмму умственных способностей и умственной деятельности полководца. Увы, я не нашел (с помощью банального контекстного поиска) ни одного упоминания в этой статье такой игры как «Шахматы»…
А ведь шахматы созданы в глубокой древности именно как гениальная (по своей простоте) клеточная игровая модель, имитирующая ход сражения и перед игроком в данном случае задача — это немного-немало управлять целым войском, в котором есть пехота (пешки), конница, боевые слоны и даже… передвижные туры для штурма крепостей (потом их назвали «ладьи»).
У меня вопрос: все ли наши генералы хорошо умеют играть в шахматы? Проходят ли они в военной академии какую-то подготовку в этой области? Или это у нас до сих пор лишь досуговое занятие, как и карточные игры, — популярная настольная игра, не имеющая отношения к формированию профессионального мышления полководца?
Обложка отдельного издания сочинений БМ.Теплова с акцентом на его большую статью-эссе «Ум полководца».
МОЯ НЕБОЛЬШАЯ ЛИЧНАЯ «ШАХМАТНАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ»
(этот параграф можно и пропустить, кому не интересно)
Этот параграф призван сориентировать тех читателей, которые не совсем со мной знакомы. Я — не являюсь шахматистом. Я здесь пишу о шахматах лишь с позиции психолога-диагноста — как о диагностическом инструменте.
Таким образом, автор этой статьи совсем-совсем не является профессиональным шахматистом и даже спортсменом-разрядником в этой области. Я с детства любил придумывать различные шахматные стратегии и комбинации, но … очень мало внимания уделял собственной обороне, мало — грамотному выстраиванию гармоничной, защищенной и одновременно перспективной позиции, очень часто совершал «глупейшие зевки» — подставлял фигуры под взятие в один ход… В общем у меня в детстве был, как я теперь понимаю, типичный инфантильный (детский) стиль игры. Так что… в молодости при появлении компьютеров, которые умеют «не зевать», а также бороться за «выгодную позицию» (например, за центр доски) с помощью определенных принципов, мне стало очень интересным усилить свою игру, освоив шахматное программирование.
Еще в 70-е годы я научился программировать (на Алголе, Фортране, Бейсике, затем — на Паскале, на котором программировал больше всего, причем не только аналитико-статистические программы создавал, но и диалоговые — модели психологических экспериментов и тестов). И еще в 70-е годы у меня появилась мечта — создать собственную программу для игры в шахматы с компьютером. Я начитался доступной мне тогда литературы. Прежде всего это были работы Михаила Ботвинника, написавшего одним из первых в мире о том, как он проектирует шахматного робота (см. его брошюру «О кибернетической цели игры»). Так что… в 90-е годы я приступил к созданию собственной программы, но все время что-то отвлекало (более важное и насущное), все время получалось, что программа моя играет либо слишком медленно, либо слишком плохо, так что я вновь вернулся к этому занятию лишь после ухода с поста преподавателя МГУ (появилось, наконец, время) и довел свою программу до относительно приличного состояния лишь в этом году… Вскоре я представлю на Ваш суд онлайн-версию (сам без помощи программистов, опытных в онлайн-интерактиве, я не могу создать ничего приличного по интерфейсу).
Вы спросите меня: «Зачем Вы это делали, когда создано столько уже шахматных программ — отличных, общедоступных, бесплатных?» Главный замысел у меня был ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ: создать такую программу, которые моделирует разные личностно-когнитивные стили в игре соперников (компьютерных персонажей) и диагностирует (распознает иными словами) стиль игры самого игрока.
По ходу разработки своей программы (под условным названием ШАХМАШ — ШАХМАтная Школа) я испытал огромное количество трудностей, будучи все-таки скорее психологом, чем профессиональным программистом (да и до сих пор я испытываю эти трудности, когда программа сталкивается с трудными, редкими ситуациями на доске). И понял, что даже если ничего не удастся мне — в моих планах создания интересного компьютерного партнера по изучения когнитивных стилей (игрового тренажера), то все равно это занятие — это способ для меня поддержать в преклонном уже возрасте (скоро будет 70) мою логику, память, внимание — все когнитивные функции. Рационализация (самооправдание) смысла этого занятия, таким образом, у меня поставлена была хорошо 🙂 Да и до сих пор я все еще на сдался, что мне это было полезно, хотя потрачено на это времени оказалось в 20 раз больше, чем я планировал полтора года назад, когда реанимировал свою старую программу на Паскале). Впрочем, анализ собственных ошибок в работе — это совсем другая тема, не тема этой статьи…
Вывод по этому параграфу: занятие созданием шахматной программы и постоянное испытание ее эффективности, позволили мне, как психологу, глубже понять особенности этой игры и усмотреть в логике мышления шахматиста параллели с мышлением человека в других стратегических игровых и реальных проблемных ситуациях. Это тот самый «бионический принцип» исследования мышления, которое иными словами называется «метод моделирования». О нем писали в 60-е годы еще три западных автора Ньюэл-Саймон-Шоу (разработчики в 1959 году «Универсального решателя проблем»), а у нас Вениамин Пушкин, Дмитрий Поспелов и другие авторы.
РАПЛАТА ЗА СЛАБУЮ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ В ШАХМАТАХ — ПРОИГРЫШ
Недавно я провел опрос-голосование среди моих подписчиков-психологов в социальных сетях (включая участников форума Экспертное Сообщества Профессиональных Психологов). Они назвали именно игру в шахматы лучшей игрой для развития мышления. Многие, как я знаю, объясняют свою позицию примерно так: шахматы формируют способность предсказывать изменения на доске и представлять в уме не только текущую, но и будущую позицию, множество возможных будущих позиций, тем самым развивается способность «действовать в уме» — моделировать в уме возможную модель мира в результате собственных ходов и ходов соперника. Шахматы позволяют детям преодолеть дефекты мышления, которые сейчас модно называть термином «клиповое мышление». Ибо клиповое мышление — это наглядное визуальное мышление, это работа с «картинами», это СЛАБОЕ мышление, исключающее способность действовать в уме. И я согласен с этим объяснением в общем виде.
Кстати, в очень популярном фильме-сериале «Ход королевы» героиня отличается феноменальной способностью действовать в уме- она до деталей представляет себе всю шахматную доску с текущим и возможным расположением фигур на… «потолке» (то есть в уме)
Но… мне хотелось бы сделать акцент на такой способности, развитие которой требуют шахматы и о которой психологи писали, и говорили меньше. Это способность «играть за другого» — осуществлять рефлексивные операции мышления, думать, какие ходы будет делать соперник в ближайший момент, а также какую в целом стратегию развития своей позиции он избрал.
Если ты продумал свою комбинацию и придумал, как поставить мат королю соперника в три хода, но не учел, что соперник может придумать со своей стороны мат в два хода, если ты опоздал только на один ход, то цена твоим усилиям — ноль (!), то есть будет тебе «шах и мат», или «смертельный гол в твои ворота» — проигрыш. А ведь заставить себя думать за соперника — это особая задача и особый навык. Многие начинающие шахматисты, как я теперь это точно знаю, даже не умеют «видеть доску глазами соперника». пока физически не поменяются с ним местами, ибо прокладывать встречные маршруты движения фигур соперника — это не то же самое в «умственной модели доски», чем прокладывать маршруты движения собственных фигур.
Таким образом, ум полководца должен быть не только системным и скоростным (правильное решение, но с опозданием, — это опять проигрыш), но и рефлексивным. Полководец должен разгадывать планы соперника и выстраивать собственный план как «контригру», которая учитывает слабости в том стратегическом плане, который замышляет соперник, и минимизирует возможные слабости в собственных материальных и позиционных ресурсах.
Конечно, сильные игроки — шахматные профессионалы — в наше время в большинстве своем развили у себя гармоничный стиль игры — такой примерно, каким стали отличаться от предшествующего поколения гроссмейстеров Михаил Ботвинник, Борис Спасский и Роберт Фишер, а также все последующие за ними знаменитые чемпионы мира. Но еще про Михаила Таля говорили, что для него характерна склонность к поразительным красивым атакам с промежуточной жертвой собственной фигуры (как правило, коня), то есть несколько авантюрный стиль игры, но такой созидательный и привлекательный своей красотой, что он снискал в свое время миллионы неистовых шахматных болельщиков. Очень отличался экспансивным, созидательно-наступательным стилем игры, как известно, наш Александр Алехин, отличался от рационального Рауля Капабланки. Ну и так далее. Шахматные история полна информации об особенностях стиля мышления отдельных личностей даже на самом высшем уровне шахмат как спортивного интеллектуального единоборства.
ШАХМАТНАЯ ШКОЛА КАК ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Итак, сформулирую такой важный тезис. На этапе освоения шахматного искусства игрок должен ОСОЗНАННО пройти школу, которая не только учит основам сугубо шахматного мастерства (как разыграть ту или иную хрестоматийную, этюдную комбинацию), но и позволяет научиться в игровой форме определенным принципам психологического управления собственным мышлением в ситуации соперничества — осознать возможные стили в игре соперника, выстроить свою стратегию с учетом сильных и слабых стороны в этих стилях.
В своей программе я попытался сформулировать на разных уровнях глубины анализа позиции (на трех уровнях) четырех разных стиля шахматной игры:
1) Экспансивный-атакующий (на разном уровне глубины анализа его воплощает в моей программе такие персонажи как Балбес, Д’Артаньян и условный «Алехин»)
2) Рациональный-оборонительный (на глубине в три полухода это Трус, в четыре полухода — это Атос, в пять полуходов — это условный «Капабланка»)
3) Комбинационно-агрессивный (три полухода это Бывалый, четыре полухода — это Портос, пять полуходов — это условный «Таль»)
4) Гармоничный (это Шурик, Арамис и «Ботвинник»)
Задача игрока — в 12 партиях обыграть каждого из указанных персонажей, допустив минимальное количество поражений и ничьих. Причем персонажи следуют один за другим в программе обучения, естественно, по логике нарастания глубины анализа позиции (силы соперника).
Интересный вопрос для меня (отнюдь не праздный): а с какими бы результатами прошли такой «шахматный турнир» наши стратеги, которые вершат судьбы тысяч своих подчиненных — руководят крупными предприятиями, отраслями, большими военными соединениями (округами, фронтами…)? До какой степени в своих результатах на таком турнире игроки показали бы: а) гармоничный стиль, б) обучаемость, в) скорость преодоления детских отклонений от гармоничного стиля — скорость формирования гармоничного и рефлексивного стиля игры?
А ЧТО В ЖИЗНИ?
А что такое обучение практической психологии может дать в жизни? — Ну таким людям, которые не только генералы, но обыкновенные предприниматели, которые открывают, например, свое собственное предприятие малого бизнеса? — Предприниматель начинает за редчайшим исключением действовать не в вакууме, а в конкурентной среде, где у него есть конкуренты — соперники. Он, как и полководец, тоже должен просчитать стратегию соперников, оценить их сильные и слабые стороны, вычислить на этой основе свои конкурентные преимущества и реализовать именно их.
Если Вы видите, что шахматный соперник укрепляет оборону так, что проявляет уважение к Вам как к достаточно сильному сопернику, не стремится со своей стороны развить атаку уже в дебюте игры (в расчете на быстрый «Детский мат»), и даже не планирует решающую атаку в миттельшпиле, а строит свою стратегию. в расчете на Ваши ошибки, которые дадут ему преимущество только в эндшпиле — всего лишь в одну пешку, но проходную, то Вам не надо стремится любой ценой «взламывать такую оборону как можно быстрей». Скорее всего такая ваша стратегия приведет Вас к той самой ошибке, которую поджидает соперник, — к материальной потери хотя бы одной лишней пешки, но эта потеря станет роковой в эндшпиле.
Другая стратегия соперника, которую тоже Вы обязаны распознать, осознать и преодолевать, — это агрессивно-комбинационная стратегия с акцентом на тактические комбинации, это стремление навязывать «быстрые размены», в которых соперник может запутаться и совершить ошибку (ибо идет борьба за одну клетку, на которую с обеих сторон сразу атакуют по несколько фигур).
Какую ошибку совершают самые наивные, начинающие предприниматели (как и наивные, плохо подготовленные к рефлексивному мышлению генералы)? — Они проявляют детское нетерпение и рассчитывают сконцентрировать свои собственные «умственные усилия» на очень коротком отрезке времени и… начинают ошибочно играть в «длинные шахматы» (когда на партию даются часы) как в «короткие шахмарты» — как в блиц-турнире (где на партию даются минуты, а ходы надо делать за секунды). При этом такие «горе-генералы» (в коротких штанишках) рационализируют (то есть оправдывают) собственную примитивную стратегию порой в высокопарных терминах типа «блиц-криг». При этом они совсем не думают о том, какие ресурсы сможет мобилизовать соперник при игре » в долгую», если противоборство затянется, располагает ли соперник какими-то потенциальными резервами, которые будет медленно подтягивать и все-таки подтянет и так далее? Это называется в теории планирования и управления, как правило, планом «Б» в отличие плана А (расчет на быструю победу). Но… частенько этот план «Б» формулируется совсем смутно и оказывается совсем непродуманным под девизом: «Ввяжемся, а потом посмотрим».
Вы скажите, что я пишу сейчас какие-то банальности? — Да, увы, банальности. Но именно эти самые банальные ошибки, как показывает опыт анализа военно-стратегических просчетов в истории войн, совершались гораздо чаще, чем ошибки типа «затягивание оборонительной фазы».
ЗАПИСЬ ЖЕЛАЮЩИХ
Те читатели, кто дочитал эту статью до конца, возможно, захотят познакомиться с моей программой ШАХМАШ-ОНЛАЙН еще в ее бета-версии (это будет бета-тестирование, разумеется, бесплатное). Тогда напишите мне об этом прямо в комментарии, или вышлите мне свою заявку «в личку» в сети ВК (хотя и здесь в Дзене, кажется, тоже поддерживается система личных сообщений). Мой адрес в сети ВК:
Картинка на обложке статьи пришла в галерею Яндекс-картинки с сайта ru.dreamstime.com.
P.S.
Уже начавшееся довольно-таки острое обсуждение показало, какие вещи я упустил в написанной статье. Я не сделал важной оговорки, которая необходима для правильного понимания. Речь не идет о том, что шахматы — это тренажер для военных, достигших взрослого возраста. НЕТ! Это тренажер умственного развития прежде всего для детей (!). Это не тренажер НАВЫКОВ военной стратегии, это другой тип тренажера — это тренажер РАЗВИТИЯ. Но… это еще и ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ тренажер, который может оказаться полезным в том числе и для взрослого человека, причем НОВИЧКА в шахматах (только не для продвинутого разрядника). Польза в том, что он может помочь осознать негармоничность своего личностно-когнитивного стиля игры. Начиная с второго (а, возможно, уже с третьего разряда) программа ШАХМАШ будет скорее всего БЕСПОЛЕЗНА (!). Кстати, благодарю тех немногих читателей, которые написали заявку, и уже вчера попробовали, и сделали ценные замечания. Заявки я принимаю также в системе «личных сообщений» на форуме ЭСПП — forum.ht.ru.
Добавить комментарий