Древний спорт, тестология и теория социальной конкуренции

6 августа 2022

Мой спецкурс «Психология конкуренции» в МГУ слушали в основном… девушки. Почему? — А патамушта на факультете психологии в 21 веке среди студентов стало почти 90 процентов девушек (в отличие от тех времен, когда я сам учился на этом факультете в 1970-е годы — тогда мальчишек и девчонок на одном нашем курсе было 50 на 50).

И вот сидят эти хрупкие симпатичные создания — начитанные и впечатлительные — и слушают мои страшные рассказы о разных жестокостях на древних олимпийских играх (как чемпион по кулачному бою легендарный Теаген участвовал в 2000 боях, в которых убил до смерти 1800 соперников). И вот слушают они мои разъяснения, почему в основе социальной конкуренции в истории цивилизации лежала вовсе не экономика даже, а … древний спорт. Ибо спорт имел тогда прямое отношение к военно-спортивной подготовке воинов, а война была для многих стран более важным ремеслом, чем экономика и торговля (еще развитые довольно-таки слабо). И смотрят на меня эти девушки недоверчивыми, непонимающими глазами, ибо в большинстве своем эти хрупкие библиотечные создания были крайне далеки от всякого спорта, тем более от жестоких его видов, как, например, воскресший недавно античный «Панкратион» (предшественник современных боев смешанного стиля или боев без правил). Можете набрать «Панкратион» в поисковике и почитать о том, что это такое было тогда и сейчас в Википедии.

И слушают они (девушки — психологини зеленые), и смотрят, и… не понимают, почему специалист по теории психометрического тестирования (по математической тестологии, иными словами) толкует им про конкуренцию.

И я потом несколько лет осмыслял, что же в моей собственной голове сложилось вовсе не так, чем сложилось у большинства психологов и даже у кабинетных экономистов. Почему они НЕ понимают, что в основе социальной конкуренции лежали символические спортивные испытания различных воинских доблестей — испытания предельно рискованные, но все-таки направленные не на истребление лучших своих бойцов, а на подготовку их к жестокой войне.

Вот так постепенно у меня стало у самого складываться представление о том, что общей теории социальной конкуренции (конкуренции между людьми и человеческими группами в разных сферах деятельности) на самом деле никто еще всерьез не занимался и НЕ построил, кажется. И надо бы поставить такую задачу. Да, слишком амбициозную задачу, чтобы одному человеку уже преклонного возраста с этой задачей справиться, но хотя бы ради одной самой ПОСТАНОВКИ это сделать — а вдруг в таком виде эту задачу подхватят другие, более молодые и более энергичные люди — современные энциклопедически-ориентированные ученые (?!).

СОЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — ЭТО КОНКУРЕНЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ (!)

Когда мы изучаем многочисленные политэкономические теории конкуренции, то в них конкуренция выступает скорее как аргумент в пользу свободного рынка, а не как функция от определенной системы правил и ограничений в человеческом поведении: свободная конкуренция стимулирует производство и торговлю, содействует созданию ИЗБЫТОЧНОГО ПРОДУКТА, а значит возникновению ситуации стихийного (свободного) отбора самых эффективных производителей самой лучшей продукции. — Вот они всем известные аксиомы (или догмы?) экономистов-рыночников, начиная с пресловутого Адама Смита.

Ибо проигравшие в этой конкуренции что делают? — Правильно: они выбывают! С точки зрения следующего цикла конкуренции (турнира), этих соперников больше нет, то есть они фактически «умерли как конкуренты».

Но в отличие от биологической конкуренции (борьбы за выживание) социальная конкуренция — это всегда конкуренция, которая ограничивается определенными правилами. И целая культура таких ограничений разработана исторически именно в спорте (!). А попозже появились даже «правила ведения войны».

Судьи били палками спортсменов, которые нарушали правила.

Ведь прикладной, приспособительный смысл «спортивных испытаний» был не в том, чтобы проигравшие умирали. Постепенно пошел такой ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: в имитацию боев вносили все больше условностей и ограничений. Появились судьи, которые били бойцов-панкратионцев палками, когда те в ярости пытались выдавить глаза своим соперникам. Появились ограничения — не бить по половым органам (ниже пояса). Нарушителей правил подвергали довольно жестоким наказаниям. И все ради чего? — Ради того, чтобы войско не таяло в своей численности еще до самой войны. Греческие города-колонии все чаще вместо реальной межусобной битвы готовились к поединкам своих лидеров на очередных олимпийских играх. На время этих игр войны не просто «замирали», эти игры фактически означали собой «символические войны».

Уже в Древнем Риме на гладиаторские поединки (действительно смертельно-опасные) допускали в основном пленных рабов — из числа плененных воинов тех стран, которые пытались соперничать с Римом.

Что значит слово «тест» на русском языке? — Буквальный перевод — это «испытание». Вот давайте от этого и «плясать»…

К вооруженной борьбе с чужеродными иноверцами надо было подготовить очень многочисленное войско (сборную всех греческих городов-колоний), и собрано оно должно было быть не из баранов, а из смелых и подготовленных людей, подготовленных не только в физическом, но и в морально-психологическом плане. Молодой воин проходил посвящение в солдаты через серию серьезных испытаний (тестов). Они не буквальный создавали риск смерти, но моделировали риск определенных травм. И преодоление страха получить такую травму всегда входило в систему требований к участникам военно-прикладных состязаний. Если тест настоящий, то главное требование к испытуемому — быть смелым и не бояться теста. Поэтому «безболезненные гуманные тесты» — это слабо прогностичные испытания. А что мы видим в современной феминистичной психологии (переполненной сердобольными женщинами)? — Даже слово «испытуемый» они уже изгнали из современной психологии и заменили словом «респондент»…

Еще раз о том, как было в истории. Если «тест» приносил слишком много потерь, то он признавался не эффективным, чрезмерно «натуралистичным» и поэтому… не прогностичным, так как не все самые смелые выживали. Причины в отказе от такого теста заключались не в «слезливом гуманизме», а в том, что он не эффективен. Если «тест» приносил мало потерь, но выигрывали иногда трусоватые, хитроватые, а вовсе не самые сильные и ловкие, то такой тест фактически объявлялся малоценным — не прогностичным и не валидным, как мы сейчас об этом говорим в терминах современной «тестологии».

Но самое главное, чему учит нас история спорта, — это спортивная этика. Почему ценится честность как доблесть настоящего спортсмена? — Потому, что он стремится не к тому, чтобы обмануть судей (выскочить из кустов и первым финишировать, пока другие бегут длинную дистанцию по холмам и долинам), а к тому, чтобы САМОМУ БЫТЬ ГОТОВЫМ К БУДУЩЕМУ РЕАЛЬНОМУ ПОДВИГУ.

UFC — это Ultimate_Fighting_Championship (чемпионат по смешанным единоборствам).

Спорт — настоящий, связанный с риском поражений, страшных разочарований, травм физических и психических, — это удел мужественных людей. Некоторые женщины оказываются в спорте мужественней, чем многие мужчины. Но в целом… спорт и спортивная конкуренция — это удел мужчин.

Ну а для желающих почитать про историю «смешанных единоборств» даю ссылочку:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ultimate_Fighting_Championship

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. повторно прошел после набора выборки 190. Результаты диаметрально противоположные. Есть ряд соображений. Уместно ли сделать предъявление геометрических фигур для случайных…

Облако меток