Можно ли связать «психологическую теорию конкуренции» и «теорию глупости» (8 тезисов и опрос)

Я и раньше слышал про «теорию глупости» Дитриха Бонхёффера. Слышал еще в те времена в 20 веке, когда меня заинтересовали этико-философские концепции таких миссионеров и подвижников как, например, Альберт Швейцер. Но не было потом случая, чтобы поглубже познакомиться. А на днях мне попалась видеолекция Сергея Любарского. Этот американо-харьковский русскоговорящий видеоблоггер (он иммигрировал из Украины в США еще в 90-е годы) интересен для нас-психологов тем, что он пытается по-своему синтезировать и популяризировать работы философов и психологов, направленные на пропаганду… ИНТЕЛЛЕКТА (!), а заодно и на контрпропаганду против… человеческой глупости. Этот свой обзор Любарский назвал так: «Теория глупости: Способен ли Глупый Народ Избирать Умных Правителей?»

Вот в одной из своих лекций Сергей Любарский и объединил под одним термином «глупость» обзор работ самых разных авторов, среди которых, пожалуй, оказалось больше философов и теологов, чем психологов. Это кроме Дитриха Бонхёффера, также работы Карло Чиполло, Нила Постмана и ряда других. Неплохая такая просветительская миссия у Сергея Любарского (вполне благородная на мой вкус), хотя всякому начитанному ученому-психологу сразу покажется, что Сергей Любарский по своему базовому образованию скорее технарь, которые интересует психологическими проблемами, чем психолог с базовой академической психологической подготовкой. Посмотрел в википедии статью про Любарского — так и есть. Иногда, впрочем, именно такие люди способны сделать для популяризации психологии гораздо больше, чем узкие психологи, которые не могут выбраться из ограничений своего «птичьего языка» — их язык оказывается для широкой публики перенасыщенным специальными научными (и наукообразными) терминами. Я вот, например, все время пытался бороться у себя с этим, но, очевидно, что скорее проиграл, чем победил в этой борьбе…

А МОЖНО ЛИ КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ СВЯЗАТЬ «ТЕОРИЮ ГЛУПОСТИ» С МОИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ КОНКУРЕНЦИИ? — вот какой вопрос стал мне высверливать мозг после прослушивания лекции Сергея Любарского.

Пока у меня не было времени, чтобы написать какой-то связный текст на эту тему. Стало понятным, что это требует много времени, и это будет объемный текст — на очень большую статью, или даже целый цикл статей. А, может быть, быстрей будет подготовить лекцию со слайдами? — такой у меня пошел ход мысли, как для бывшего лектора, такой привычный ход. Но и… подготовка большой слайд-лекции (с моей говорящей головой) мне показалось неочевидной задачей с точки зрения востребованности такого продукта у моей аудитории — со стороны, например, подписчиков этого «авторского блога А.Г.Шмелева». Ведь заход со стороны «теории глупости», честно говоря, не слишком нужен мне самому, а нужен мне в рамках особой коммуникативной задачки: как найти средства для упрощения и популяризации смысла «психологической теории конкуренции»? Ведь эта теория (по крайней мере в моем неуклюжем исполнении) изобилует какими-то понятиями и представлениями из области математической психологии, ну или хотя бы так — из области такой математизированной метафоры, какой является представление об N-мерном «субъективном семантическом пространстве».

И вот я решил… поделиться с Вами таким пока лишь промежуточным решением. Я набросал по-быстрому 8 тезисов.

Моя цель — спросить и получить от Вас, читатель, ответ: нужно ли на базе этих тезисов теперь мне готовить слайд-лекцию? Будет ли она Вам интересной после знакомства с тезисами? Если будет, то напишите короткое слово «да» в комментарии к этой статьи, ок? СПАСИБО!

Впрочем, я решил более подробную информацию собрать и создал опросник, который позволит получить ответы «понятно-не понятно», «интересно-не интересно» по каждому из 8 тезисов. Вот прямая ссылка на такой довольно короткий опросник (его нельзя пройти, кстати, не читая самих тезисов).

https://test.ht-inc.ru/test/6287397d6f11e898679ce62c4cb622f1

Небольшое предисловие к этим «8 тезисам».

Вчера я тут опубликовал 8 тезисов. Сегодня утром перечитал и понял, что читателю не будет интересно их читать, так как я не сформулировал ГЛАВНЫЙ ПАРАДОКС, который меня взволновал и побудил это все написать. Само выражение «теория глупости» вызвало у меня воспоминания о таких парадоксах, который я не один раз наблюдал в своей жизни: глупости нередко совершают ОБРАЗОВАННЫЕ и даже вполне ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ (!). То есть, у них все в порядке и с эрудированностью, и с логикой мышления, но принимают они решения БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ этих своих козырей вообще (!). Например, человек, будучи профессиональным в области софт-инженерии, прекрасно знает, что пароль, в котором меньше 8 символов и нет совсем цифр, является очень слабой защитой. но … для своих собственных нужд он почему-то придумывает пароль типа QWERTY (?!). Когда спрашиваешь такого человека: «А почему ты так делаешь?», то получаешь в ответ какие-то смешные объяснения типа «А у меня плохая память! А все равно кому надо взломают!», ну и так далее. Что получается? — Человек просто ленится применить свои же знания в целях своей же безопасности (и безопасности компании, где работает)? Он не хочет подумать о том, где и как организовать хранение своих паролей (если в самом деле их забывает), ну и так далее. То есть, лень, привычные установки поведения, эмоциональная психологическая защита от проблем (по типу вытеснения опасностей из сознания) — все это мешает применить собственные знания и свою изобретательность для решения проблемы. Ум есть, но… не работает в значимой ситуации (!!).

ИТАК, ВОСЕМЬ ТЕЗИСОВ

1) Проблема третьего фактора в Теории Глупости. Философ Дитрих Бонхёффер в своей «теории глупости» назвал три главных фактора глупости:

а) недостаток информированности (недостаток эрудированности, как бы мы сказали сегодня),
б) недостаток логики (низкий IQ, неумение отделять ложные выводы от истинных ),
в) дефект в системе принятия решений.


Ученым психологам оказалось трудней всего  перевести на язык психологических понятий третий фактор В. «Глупец» — человек, у которого ум работает на службе эмоций, то есть для оправдания решения, которое уже принято заранее — на эмоциональном  уровне, то есть для оправдания решения, которое является продуктом категориальной установки (эмоционально-оценочного отношения). Работа Бонхёффера над своей теорией прервалась его гибелью в немецком концлагере в 1945 году. Религиозные люди с пацифистским мировоззрением объявили этого человека «мучеником».

2) Субъективные семантические пространства — это не только эвристичная метафора. С внедрением во второй половине 20 века компьютеров в научные исследования появились возможности анализа огромных массивов психологических данных. Множество независимых ученых во всем мире приступили к  созданию математизированных моделей так называемых «субъективных семантических пространств» (ССП). Кто-то при этом пытался пользоваться языком теории графов и описывал «образ мира» в виде категориальных деревьев, но пространственная метафора дает больше возможностей для эвристических аналогий. ССП — это модель «субъективного образа мира». Современные нейросетевые модели во многом развивают подходы к созданию таких моделей, расширяя систему ключевых понятий — реперных точек «семантического пространства» (корневых узлов семантической нейросети – так называемых «точек сгущения смыслов»). Но на фоне огромных, революционных достижений в области ИИ (то есть в области самообучающихся нейросетей) модели ССП не утратили, как мне кажется, своего эвристического потенциала. Ведь они дают возможность выдвигать вполне операциональные понятия и проверяемые гипотезы (!).

Ключевая психологическая интерпретация ССП состоит в том, что на полюсах независимых координат ССП концентрируются образы объектов, связанных единой стратегией возможного поведения в отношении этих объектов. В этом состоит открытие Чарльза Осгуда — автора знаменитой методики «семантический дифференциал», а также поведенческой семантики. Таким образом, число независимых осей — это число возможных пар альтернативных решений. Каждая ось — это антиномия, это противоположность двух возможных стратегий поведения. Пример: тяжелые физические объекты требуют напряжения сил для перемещения, зато когда поставишь их на место, то они устойчивы. Легкие объекты — это такая категория, которая не требует напряжения сил, но, увы, они менее устойчивы и какой-нибудь «ветерок» может их сдуть с того места, на котором они стоят. Вот вам и поведенческий смысл оси «Сила» в пространстве «Оценка-Сила-Активность» (EPA в концепции Чарльза Осгуда).

3) Когнитивная сложность как размерность ССП. У разных людей такие пространственные модели ССП  имеют, как оказалось, разную размерность. Люди с высокой «когнитивной сложностью» имеют пространство с большим числом независимых осей — большей размерности (у них больше реперных точек в семантической сети – больше «узловых смыслов»). Поэтому у когнитивно-сложных людей шире репертуар возможных стратегий поведения. В лекции будут приведены примеры ССП высокой и низкой размерности — максимально популярные и бытовые. Именно потому, что когнитивно-сложные люди имеют более широкое множество решений, они могут легче и чаще находить компромиссные решения. Ведь ССП — это одновременно «пространство решений» (!). Важнейшая и ключевая оговорка: человек, обладающей когнитивной сложностью в одной области (чаще в области своей профессии) может быть очень и очень когнитивно простым субъектом во множестве других областей.

Семейно-бытовой пример. Когда супружеская пара в предразводном состоянии приходит за помощью к психологу, то у каждого из супругов в голове упрощенное пространство всего лишь из двух возможных решений: «развестись или продолжать». Задача когнитивного психотерапевта — расширить пространство возможных решений. Что это дает на эмоциональном уровне? — Промежуточные, компромиссные решения позволяют хотя бы временно снизить остроту эмоциональной нетерпимости, а на фоне этого снижения оказываются возможным уже более конструктивное обсуждение «нерешаемых проблем».


4) Биполяризация ССП — это сверхпростая когнитивная (категориальная) система. Моя гипотеза заключается в том, что «глупцы» (те, кто принимает глупые решения по причине третьего фактора, то есть люди, которые принимают поспешные эмоциональные решения) —  это люди, у которых ССП имеет очень мало измерений, даже не 3 и не 2, а только одно! У них возникает феномен «биполяризации ССП» — все значимые объекты не только вытягиваются вдоль одной оси, но притягиваются к двум полюсам. Красочней всего это наблюдается не в случае «образа физического мира», а в «образе социального мира». На одном полюсе — «друзья и все хорошее», на другом — «враги и все плохое». Этих людей характеризует негибкость (ригидность) и догматизм в строении их «субъективного образа мира»: факты, которые противоречат их «стройной теории» они просто отвергают — считают недостоверными, результатом преднамеренной подделки, фейками и т.п. Особой приверженностью догматизму обладают так называемые «close-minded persons» (в терминах Милтона Рокича, который, впрочем, еще не знал в свои 1950-е годы про пятый фактор «Большой пятерки» и его низкий полюс).

Пример. Если вы понаблюдаете в Интернете за смешными и дурацкими дискуссиями вроде дискуссии «могликов и немогликов» (по вопросу «Могли ли американцы в самом деле высадится на Луне в 1969 году?»), то Вы увидите, что на каждом полюсе есть люди, которые подбирают факты, подтверждающие их убеждения, и с порога объявляют недостоверными факты, которые противоречат их убеждениям. Удивительный парадокс состоит в том, что на каждом полюсе находятся люди, которые казалось бы являются и эрудированными (знают больше, чем Вы!), и владеют логической аргументацией, но вся их энергия уходит в одном направлении — доказать то, в чем они ЗАРАНЕЕ УБЕЖДЕНЫ (!).

5) Мемы и стереотипы — это групповые личностные конструкты. Эти «штучки» оказывают нам коварную услугу — избавляют от переживания личной ответственности за совершение глупого решения. Тут к месту будет упомянуть не только понятие «стереотипы» (в том смысле, который в них вкладывал еще Уолтер Липпман), но и более модное понятие «мемы» — те самые, которые предложил Ричард Докинз. В сознании человека-догматика доминируют «ключевые мемы», которые он оберегает от изменений в течение все жизни. Мемы — это те понятие и представления, которые обеспечивают «включенность в группу своих и наших» для противостояния «всем другим и чужим».  Мемы Ричарда Докинза — это на уровне индивидуальной психики «личностные конструкты «Джорджа Келли. Так что, можно сказать, что мемы  — это групповые конструкты, которые индивид воспринимает в своем «образе мира» как собственные личностные конструкты, настолько они оказываются глубоко интериоризированными — ушедшими в самую глубину фундамента этого «субъективного образа мира». Ввергая себя во власть мемов личность избегает когнитивного диссонанса — дискомфортных сомнений и колебаний, когда приходится самостоятельно разбираться в более сложной и противоречивой картине мира. Некоторые мемы достигают уровня простых и понятных лозунгов, стимулирующих примитивные сценарии поведения. Примеры таких лозунгов, упрощающих ориентировку в сложном политическом пространстве: «граб награбленное», «хватит кормить москалей» или «можем повторить». Таким способом некоторые гипертимные индивиды добиваются комфортного ощущения «внутренней цельности» — это революционеры-разрушители, ультра-патриоты и радикалы-экстремисты с разных полюсов политического спектра.

6)  Связь стиля поведения в конкуренции с когнитивной сложностью-простотой. Для «глупцов» с узким пространством решений характерна «ожесточенная и агрессивная стратегия поведения в ситуации конкуренции». «Конкурент» для таких людей с «биполярным ССП» — это не партнер, с которым можно в чем-то сотрудничать, а в чем-то мягко соревноваться. «Конкурент» — это всегда ВРАГ, которого лучше всего просто уничтожить, или  хотя бы лишить силы — превратить в беспомощного и подчиненного персонажа (на сцене ССП). Почему? — Потому что это приводит к комфортному упрощению «образа мира» (хотя бы социального мира). Образ мира, в котором все враги «обезврежены», воспринимается как эмоционально-комфортное жизненное пространство. Мир становится… униполярным: один ключевой элемент («я и наши») — доминирует над всеми другими («не я и не наши»). Стремление к униполярности — это инстинктивная программа, заложенная в подкорку гиперактивных человеческих особей еще  на биологической стадии развития (программа, работающая от «генотипической прошивки»). Своим конкурентам такая личность приписывает … собственную стратегию поведения,то есть стремление насадить выгодную для себя униполярность. В современном мире гиперконкурентная стратегия в международной политике —  это анахронизм, который  угрожает   ядерным взаимным  уничтожением.

7) Осознание отдаленных последствий — пример расширения ССП в будущее. В лекции запланированы примеры когнитивно-упрощенной модели мира в области не только геополитики, но и в области профессиональной деятельности и бытового поведения. ССП имеет не только измерения «вширь», но и «вперед-назад» по оси времени (субъективной временной перспективы и ретроспективы). Рассматриваются три возможные модели субъективного геополитического пространства: униполярная, биполярная  и многополярная. В биполярном политическом пространстве все персонажи являются либо черными, либо белыми фигурами — как на упрощенной игровой модели типа «шахматная доска». Пример сложных партнерских отношений в  многополярным мире: РФ и Турция. Пример ССП у водителя, который не решается на рискованный обгон (в условиях ограниченной обзорности): его ССП включает ясное осознание возможных отдаленных последствий такого обгона. Яркость такого «воображаемого исхода» помогает держать в узде сиюминутное страстное желание «ОБГОНЮ!». Кроме яркой и привлекательной цели субъект с широким и богатым многомерным ССП включает в фокус своего внимания не только ПРИВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЬ (или отвратительную антицель, которую надо избежать «во что бы то ни стало»), но он включает в фокус также представления о «ресурсах и возможностях», включая сроки их исчерпания и т.п.

8) Сверхубежденность и метафора общей теории относительности. «Теорию глупости» в 21 веке следует развивать, то есть усложнять и расширять круг явлений, которые она может охватывать и объяснять. Более широкое понятие — это не «глупость», а так называемая «неадекватная сверхубежденность». Очень эрудированный человек в одной области (узкий специалист), обладающий очень развитым логическим мышлением (высоким IQ) может быть в другой области крайне  НЕАДЕКВАТНЫМ из-за того, что у него имеется неадекватное «узкое пространство решений» — в той области, по которой его захлестывают эмоции и он высказывает категоричные суждения (это для него по каким-то причинам область сверхзначимых эмоций — связанных со страхом, ревностью, завистью, жаждой мести и т.п.).

Скорректированный феномен Дайнинга-Крюгера: узкий специалист с высокой самооценкой НЕ осознает, что является ограниченным дилетантом в той области, в которой он руководствуется «упрощенным пространством решений»  — искривленным и суженным по действием «эмоциональных масс», сконцентрированных на полюсах «субъективной вселенной». Метафора общей теории относительности звучит примерно так: в психическом пространстве ССП существуют не только «светила» (сверхпривлекательные цели или так называемые «фикс-идеи»), но и «черные дыры» (антицели, которых надо избегать, но которые парадоксально притягивают к себе наши мысли и эмоции). Что есть «русофобия» в сознании законченного русофоба? — Само слово «Россия» начинает работать в сознании как «черная дыра». «Россия — это зло» — вот такая сверхпростая формула становится аксиоматическим суждением, неким универсальными объяснительным принципом, которое все объясняет и, в свою очередь, не требует ни доказательства, ни объяснения.

В заключение еще раз повторяю прямую ссылку на опрос по поводу этих 8 тезисов:

https://test.ht-inc.ru/test/6287397d6f11e898679ce62c4cb622f1

P.S.

Забыл написать такой тезис номер 9 (впрочем, их и так уже многовато получилось). Но все-таки напишу как «факультативный» — необязательный, не вошедший в число ответов формализованного опроса. Все дело в том, что упрощенной философской теории глупости мы-психологи можем в настоящее время противопоставить такую многофакторную концепцию, которая базируется на представлении о НЕАДЕКВАТНОСТИ. Кто и при каких условиях совершает неадекватные поступки? — Прежде всего это люди с акцентуированными чертами (!). Акцентуированный экстраверт в ситуации опасности ведет себя неадекватно — слишком рискует! С точки зрения интроверта, которые ведет себя в ситуации явной опасности осторожно, этот самый экстраверт совершает ГЛУПОСТЬ. В то же время неадекватный интроверт ведет себя слишком трусливо в выигрышной ситуации: у него на руках все 4 туза и «длинная черва», но он пасует и не берет на себя роль «игрока», заказывающего козырную масть.

Впрочем, такие крайности можно описать применительно к каждому полюсу факторов «Большой пятерки». Излишни доверчивый и коллективистичный индивид рискует стать неадекватным конформистом — идти на поводу у «коллектива», который вдруг обнаруживает, что он вовсе не коллектив в высоком смысле, а на самом деле асоциальная банда. В то же время излишне подозрительный индивидуалист не принимает предложения о помощи, хотя может в этом нуждаться до крайности… И тот, и другой ведут себя явно глупо (неадекватно), но это глупость с разных полюсов одного и того же второго фактора «Большой пятерки» — фактора «Согласие — несогласие». Ну и так далее… Что такое личностная акцентуированная черта? — Это поведение на основе заранее заданной установки. Еще примеры сверхуниверсальных и поэтому ложных установок, основанных на социальных стереотипах, приводящих к глупости: «все блондинки — глупые», «все брюнетки — коварные», «все русские — агрессивные алкоголики», «все евреи — корыстолюбивые обманщики», «все грузины — домашние тираны», ну и так далее.

Подобные «типовые установки» были эффективными в далеком биологическом прошлом человечества: они помогали избегать смертельной опасности за счет приближенных, но быстрых решений. Приближенность заключалась в вероятностной точности: «Мы на водопое. Кто-то плывет под водой, да? Вероятно, что это крокодил! Это не обязательно крокодил, но лучше убежать!». Поведение на основе «вероятностной установки» — это поведение на уровне «биологического человеческого мозга»! Мозг человека имеет 2 слоя: социальный и биологический. У эмоциональных людей и людей, попадающих в эмоционально-значимую ситуацию, включается примитивный и быстрый подкорковый биологический мозг, тогда как более развитый социальный мозг начинает работать с запозданием — просто для оправдания биологического поведения.

P.S.

Привожу грубый пример того, как работает сверхпростая категориальная система в мозгу у животных. Это мое реальное жизненное наблюдение. Гуляю как-то по замерзшему зимой пруду в районе ст.м.Аэропорт (у кинотеатра «Баку» это было). Вдруг красивая русская борзая, плоская и длинная, помчалась стрелой, налетела на бешеной скорости на чужую болонку и чуть не загрызла (!). Хозяин болонки подхватил еле живую свою болонку и возмущенно заорал на хозяйку борзой: «Вот дура ваша собака — не может болонку от зайца отличить!». И я подумал, что в простой категориальной системе у охотничьей собаки прописан простейший сценарий поведения: «Если что-то бегает маленькое и пушистое, то это дичь, которую надо поймать и принести в зубах хозяину». Вот и у людей может существовать в вербальных отделах коры развесистая система декларативных и бесполезных знаний, а в тех отделах мозга, которые управляют поведением может существовать совсем убогая, грубая категориальная сетка, диктующая выбор из 2х стратегий поведения. Пример двух стратегий в отношении соседа по купе в поезде дальнего следования:

а) «если разговорчивый, то это наш человек, то с ним можно выпить»,
б) «если книжку читает, то не наш, то ему можно нахамить».

комментировать

9 ответов

  1. Ирина

    Александр Георгиевич, спасибо за статью. Всё, что Вы пишете, крайне интересно и полезно! Независимо от исхода голосования найдите, пожалуйста, возможность продолжить эту тему. Личное: я довольно когнитивно простой человек, под эмоциями принимаю решение, но что-то удерживает меня считать, что мир прост. 😀

  2. Милачев Дмитрий

    В жизни, и особенно в соцсетях, сталкиваюсь с описанным постоянно

    1. Шмелёв А.Г.

      Дмитрий, спасибо за такое подтверждение. Только я не понял вашей позиции по сформулированному вопросу: А Вам нужна слайд-лекция?

  3. Александр Кроник

    Хорошее продолжение давно начатого: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1509). Удачи!

  4. Нина Пастернак

    лекция со слайдами нужна!

  5. Валерий Дмитриевич Магазанник

    Александр Георгиевич, мне очень импонирует ход мысли. Ибо это попытка формализовать и сблизить с реальностью само понятие «умный-глупый». По сути, это основа ИИ, можно сказать, вероятные пути его развития.

  6. Владимир Балакирев

    Интересные размышления. Кажется, что это психологическая модель принятия решений. Лекция нужна.

    1. Шмелёв А.Г.

      Владимир, спасибо за поддержку. Воспринимаю это как своеобразный «аванс» 🙂

  7. Алексей Валерьевич Беляев

    «Я знаю, что ничего не знаю»
    Сократ

    «Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно, — Вот последний секрет из постигнутых мной» .
    Омар Хайям


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. совсем и категорически не уверен, что по СДУ будет различие между этими группами, как впрочем и по «интеллектуальному фактору». Вот…

  2. Всегда болезненно относился к подобного рода исследованиям, претендующим на охват всего. Сду — это точно независимая переменная? Почему автор считает,…

Облако меток