«Вызов» как испытание целого народа на зависть

19 февраля 2024

Признаюсь, что я не смотрел последних отечественных кинолент, вызывавших массовый отклик и даже ажиотаж. И фильм «Вызов» я смотрел лишь какими-то отрывками в рамках его анонсов на Первом канале ТВ. Ниже объясняю, почему это так.

Сам Первый ТВ-канал спровоцировал определенный не вполне здоровый интерес к этому фильму, превратив этот фильм в особый PR-проект — едва ли не этакое событие «мирового масштаба в космической гонке двух держав» (чем он является только в воображении киношников, но не космонавтов и людей, которые следят за космосом всерьез).

Особенным перебором в области самовозвеличивания и самовосхваления показалось людям выдвижение «заинтересованными лицами» актрисы Юлии Пересильд на звание Героя России. Очень многим не дает покоя цифра бюджетных затрат на этот фильм в размере более 1 млрд рублей и другие не имеющие прямого отношения к киноискусству «сопутствующие факты».

Что мне лично показалось важным и символичным во всей этой истории? Почему я решил уделить ей внимание и посвятить этому отдельную небольшую свою статью? — К этому меня подтолкнула в явном виде статья на Дзен-канале под красноречивым названием «Будни обычной женщины» (130К подписчиков — обратите внимание). Прямую цитату на эту статью я публикую, как всегда, в самом конце. Стоит заметить количество дочитываний этой статьи — 381К, то есть ее дочитали свыше трети МИЛЛИОНА пользователей Дзена.

Фото обложки процитированной статьи с названием «Теперь плачу до одури».

Читая 2 тысячи откликов на эту статью (!), социальный психолог начинает понимать, в каком доминирующем умонастроении находятся наши люди. Я не буду тут тратить время на прямое цитирование комментариев. Желающие сами могут их почитать под статьей.

Да, можно увидеть, но, увы, все-таки редко — спокойные, адекватные отклики зрелых и здравых людей, которые ничего особенного и не ожидали от фильма «Вызов» в художественном плане, не считают гениальными режиссеров и актеров, но отдают должно смелости, с которой исполнительница главной роли, не будучи профессиональным космонавтом, смогла подготовиться в короткий срок и отправиться на орбиту. Эти люди адекватные вполне в том смысле, что отдают себе отчет в том, что в наше время можно заработать киношную славу с помощью гораздо меньших затрат морально-волевых ресурсов и риска для своего здоровья.

Но преобладают все-таки неспокойные и откровенно агрессивно-завистливые выпады со стороны публики, которая возбуждена даже не самими удачами и просчетами средненького фильма, а той «заэкранной» шумихой, которая возникла вокруг него. Я понимаю. что есть право у профессиональных космонавтов покритиковать за определенные натяжки и просчеты киноколлектив — моральное право у тех, кто и есть в самом деле настоящие герои и летали в космос многократно и выполняли там сложнейшие задачи и пребывали там сотни дней подряд (!).

Но эти наши диванные комментаторы сами себя возомнили почти что космонавтами что ли? — Считают себя в праве высокомерно и ревностно судить и о самом произведении, и об организационной стороне непростого проекта — как будто они в самом деле входили в группу членов жюри или менеджеров кастинга и все знают о том, как на самом деле проходил отбор, в котором Юлия Пересильд «пересилила» других 3000 претендентов на эту роль! Я вот лично — автор «Факторов смысла» — не входил в эту группу организаторов и не берусь судить, что там обязательно кто-то подыгрывал именно в пользу Пересильд.

Это я к тому, что фильм «Вызов» стал своеобразным вызовом для нашей толпы «самопальных кинокритиков». Это оказалось испытание народа на зависть. Надо бы продемонстрировать нашим людям в таком случае спокойное достоинство и умеренность в оценках. Но… нет! Не можем все еще пока, не умеем! — Поносим своих ребят на всю катушку, стоит им только немножко не оказаться на «гребне всемирной славы».

Это же все мы видим, как оно происходит со спортивными неудачами наших спортсменов на мировом уровне. Наши же «горе-болельщики» не умеют поддерживать своих спортсменов. Не умеют даже смириться, если претендент на Первое место, оказался просто на втором или на третьем, +но ведь тоже стал призером (?!). Все равно многие начинают поливать грязью человека, что крайне затрудняет шансы молодого спортсмена на то, чтобы извлечь уроки из относительной неудачи и, проявив настойчивость, в следующей раз выйти на старт еще более подготовленным… «ко всему» (ко всем случайностям и превратностям спорта). Вы же понимаете, что снятый в экстремальных условиях фильм — это что-то для киношников вроде экстремального спорта, да?!

Почему я не ждал бы от фильма «Вызов» художественных вершин? — Потому что художественное творчество требует все-таки и большего времени, и более спокойной обстановки и требует «тишины», а не превентивного ажиотажа, то есть должно быть свободным от раздутых преждевременной рекламой, нездоровых ожиданий. А тут много сошлось неблагоприятных факторов. (включая экстремальные условия для сьемок). Так что ожидать художественных достижений было ПРОСТО НЕРЕАЛЬНО. Молодцы, что смогли снять хоть что-то… — вот и все ожидания!

А авторы Дзен-каналов, которыми увлекаются «обычные женщины по будням» тоже должны понимать свою ответственность, имея такую популярность.

ВЫВОД

Мы, как нация, должны стать более самокритичными и более требовательными к себе — к стилю нашего массового реагирования на успехи и неудачи наших же «звезд» (спорта, кино, эстрады…). Надо уметь со спокойным великодушием относиться к относительным неудачам этих людей. Многие из них, чтобы чего-то добиться и пробиться, работают «на износ» на репетициях и тренировках, но предстают на публике «улыбающимися победителями»… А обыватель, который себя никогда не утруждает с такой интенсивностью, просто этого НЕ МОЖЕТ понять, когда видит только «спектакль» и не видит изнурительных репетиций.

Относительным мы называем такую неудачу как фильм «Вызов» именно по сравнению с раздутыми ожиданиями. Любое творчество, как и Большой спорт, — это определенные риски, это всегда некоторая непредсказуемость результата. Обыватель (потребитель, болельщик), если он культурный и образованный, должен учиться это понимать. Без его великодушного отношения, без его мудрости и терпимости к своим же «звездам» НЕ будет у нас в стране крупных побед мирового масштаба — никаких (!)

На обложке фотография расстроенной Юлии Пересильд из процитированной статьи.

А вот и ссылка на саму статью:

Теперь плачу до одури. Юлия Пересильд жалеет о полете в космос: актриса рассказала, сколько критики она терпит | Будни обычной женщины | Дзен (dzen.ru)

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Тест-Опрос. Эффект «буба-кики»

Контекст и обсуждение <здесь>

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Школьникова народ давно прозвал Сказочниковым. Даже удивительно читать столь вдумчивый анализ трёпа откровенного прощелыги, в раскрутку которого вложили деньги кремлёвские…

  2. Алексей, Вы исходите в своих рассуждениях из ложного утверждения: «Я не мог ошибиться в выборе ответа». На самом деле ошибаются…

  3. Я не мог ошибиться в выборе ответа, и на момент выполнения задания, выбранный мною вариант числился правильным. Еще раз пересмотрев…

Облако меток