Откуда берутся герои и «нелюди»? (критика военной пропаганды)

Эта заметка — это размышления ученого-психолога, в фокусе которого индивидуальная различия между люди. Особые яркие закономерные различия проявляются в экстремальных условиях — например, на войне. Но эти закономерности особым образом использует… военная пропаганда.

Военная пропаганда работает по своим законам. Один из таких законов формулируется очень просто: Вам рассказывают (теперь больше показывают) про героев войны только среди своих, а про «нелюдей» — только среди чужих. Герои должны по замыслу рождать гордость и восхищение, желание подражать. «Нелюди» — гнев и негодование, желание наказать и отомстить. Герои — смелые, отважные и благородные. Они храбро сражаются с вооруженным противником, а безоружных и пленных никогда не пытают. Нелюди-садисты — это трусливые подлецы, которые избегает прямой стычки с вооруженным противником, но свой страх и агрессию вымещают на пленных и безоружных.

На самом деле на всякой войне имеются случаи, когда среди «наших» тоже наблюдаются неприятные случаи «военных преступлений» (кто-то допускает, например, жестокость по отношению к пленным), а среди «врагов» наблюдаются случаи героизма (я беру намеренно в кавычки здесь слова «наши» и «враги», так как военная пропаганда работает фактически одинаково с любой стороны). Но… о таких «редких случаях» военная пропаганда предпочитает не рассказывать, ибо это ведет к отрицательному эффекту — снижает ненависть к врагу, а также мешает испытывать гордое чувство своего морального превосходство над ним и т.п.

На самом деле война — это такое тяжкое испытание для всякого человека, когда человечность иногда мешает бойцам испытать «ярость благородную». Ненависть к врагу в напряженные моменты (особенно в рукопашном бою) должна достигать такой силы, что она должна перевешивать всякие «сдерживающие моральные нормы». Безусловно в экстремальных условиях люди испытывают остро-аффективные состояния, которые неизбежно приводят и к эффекту «суженного сознания» (фокус на действиях врага, который долен быть уничтожен), и к снижению лобного контроля в пользу …скоростных и интуитивных подкорковых инстинктивных импульсов и программ животного агрессивного поведения. Иначе… скорее он тебя, чем ты его.

Во всякой популяции (в человеческой также, как и в животной популяции) автоматически рождается на свет определенный процент «сверхагрессивных особей». Механизм мутационной изменчивости для этого именно так и устроен — чтобы люди рождались разными. Это повышает адаптивность и жизнестойкость племени в целом.

Природные агрессоры — это потенциальные бойцы, востребованные на тот случай, когда племени угрожает смертельный враг. Часть из этих людей даже не может скрывать своих садистических наклонностей — своего удовольствия от мучения жертвы. Такие наклонности проявляются у них ярко еще в детстве и поэтому таких людей достаточно просто выявить и хотя бы частично своевременно нейтрализовать (поставить в дисциплинарно жесткие условия, где общественный контроль за поведением сильней, а их агрессивная энергия имеют определенные легальные каналы для выхода: легальная работа живодером на скотобойне или работа палачом-экзекутором в пеницитарном учреждении, например. Ну и врачом-патологоанатомом можно устроиться, хотя это связано скорее с другой перверзией — с некрофилией, а не с садизмом, ибо труп уже не издает жалобных звуков, вызывающих такое наслаждение у садиста).

Психолексикологическое отступление. В прошлом садистов на войне чаще называли «живодерами» (то есть людьми, способными испытывать удовольствие, заживо сдирая кожу с жертвы). Сейчас все чаще звучит несколько более мягкое словечко — «нелюди». Но такое расчеловечивание противника средствами военной пропаганды позволяет не жалеть его на войне. Мол, все враги без исключения — это просто ошибка природы, это звери в человечьем обличии, а не люди, это оборотни.

Гораздо сложней обстоит дело со скрытыми садистами, каковых, увы, гораздо больше, чем открытых. В большинство нормальных социальных ситуаций они успешно маскируют свои садистические наклонности — срабатывают механизмы лобного контроля и торможения. Но … в ситуации, когда агрессия оказывается фактически разрешенной (социально-политически оправданной), эти люди «спускают собак» — отбрасывают контроль и отдаются во власть животной агрессии. Позже они могут испытывать и стыд, и раскаяние, но не в момент выполнения боевой задачи. Например, партизанские и диверсионные акции (внезапные нападения на спящий госпиталь, где лечат раненных врагов, или подрыв санитарного поезда ) иной раз оказываются пограничными деяниями по своему морально-психологическому смыслу — нечто среднее между «самоотверженным подвигом» (по нанесению максимального ущерба врагу) и «садистическим глумлением» (ведь в момент нанесения ущерба боец имеет право открыто выражать свою радость — «задание выполнено!»).

Подпись под картинкой: «Из окопа привет kasheloff.ru«. Множество таких картинок Вы можете получить по запросу в Яндексе «беспощадный рукопашный бой». А ведь я не хочу публиковать фотку, на которой солдат ВС РФ убивает штык-ножом поверженного противника — солдата ВСУ. Догадаться можете, почему не хочу? — АГШ.

Кстати, в связи с 80-летием победы мы до сих пор прославляем таких героев ВОВ, как, например, командир нашей подводной лодки Александр Маринеску. Я недавно слышал, с какой гордостью диктор на радио «Спутник» озвучивал его главный подвиг — потопление в Балтийском море огромного германского плавучевого госпиталя, на котором было более 1000 раненых гитлеровских офицеров (их морем возвращали в Германию) Что-то мне не кажется, что такая «мишень» вполне соответствует нормам международного права о «ведении законных боевых действия по правилам войны». Ведь потопление транспортных, а не военных судов, уже не раз признавалось… Впрочем, предоставляю читателям изучить какие-то документы по этому спорному вопросу и озвучить свое мнение в комментариях…

Переход в 20 веке от устоев «династической рыцарской войны» (когда профессиональные армии практически не должны были затрагивать мирное население в покоренных странах) к беспределу «тотальной войны» вызвали к жизни такие военные преступления, как «узаконенные пытки в концлагерях». Судили за это, как известно, впервые в Нюрнберге, судили нацистских-главарей. Но…говорят, что первые массовые пыточные концлагеря изобрели в годы Первой мировой австро-венгры (см. фото обложки, которое пришло в галерею «Яндекс-картинки» с сайта ru.wikipedia.org). Другие историки отдают печальную «пальму первенства» в этом изобретении британцам, которые устроили лагеря в чистом поле пораньше австро-венгров — в самом-самом начале 20 века в ходе англо-бурской войны в Южной Африке. Кто там с удовольствием работал в этих лагерях? — В контексте этой статьи, я думаю, что это для вас риторический вопрос, да?

Что такое «тевтонский дух» — это военная доблесть, то есть беспощадная отвага, или это все-таки еще и «скрытый садизм», позволяющий улыбаться во время казни через повешение — как будто процедура доставляет удовольствие? Под фотографией читаю подпись: «День Победы 9 мая — в чем смысл и суть праздника?» Иван Лелеков Дзен (dzen.ru)

ВОПРОС. А что может сделать в отношении «нелюдей» антивоенная пропаганда, то есть пропаганда со стороны и в пользу некой международной партии пацифистов, то есть людей, ставящих своей жизненной целью принципиальный отказ от войны как способа разрешения международных споров и конфликтов? С моей точки зрения, такая антивоенная пропаганда не так уж беспомощна, как мы склонны думать в последние годы (под впечатлением от явного засилья тенденциозной военной пропаганды). Просто антивоенная пропаганда плохо организована и ее система знаний и смыслов плохо структурированы. Но она может и должна опираться на научно-психологические знания в области дифференциальной психологии.

Эти знания позволяют уверенно утверждать следующее: война — это зло, так как она позволяет некоторым скрытым садистам, которые, увы, есть в рядах КАЖДОЙ ВОЮЩЕЙ стороне завоевать более высокие позиции в своем обществе и государстве. Героями войны, например, оказываются маршалы, которые кидали на фронтах буквально миллионы солдат своей страны в беспощадные «мясные штурмы», так что получали нелегальные прозвища в собственный армии типа «мясник». Часто ли бывали в истории такие войны, когда соотношение потерь в войсках страны-победителя и проигравшей страны находится в пропорции 2 к 1 в пользу… проигравшей страны? (Впрочем. в отдельных наших сражениях особенно в начале войны соотношение было даже 7 к 1).

А известны и такие герои кровопролитной гражданской войны, например, которые стали фактически организаторами «великих репрессий» в 30-е годы, так как привыкли еще на войне не слишком церемониться со своими противниками (даже тогда, когда в число противников вдруг попадали бывшие друзья): «Девять грамм в затылок! И… нет человека — нет проблемы». Исторический факт заключается в том, что из пяти первых маршалов Советского союза в живых после «великих репрессий» остались только 2 преданных друга Иосифа Виссарионовича — Клим Ворошилов и Семен Буденный, его друзья по гражданской войне. Психопаталогический смысл «великих репрессий» еще ждет своих психоисториков.

Ответ в виде картинки на запрос «Первые пять маршалов СССР». У всех пяти волевые лица, конечно, но в живых после «великих репрессий» остались только Ворошилов (средний в переднем ряду сидящих) и Буденный (стоит слева). Тухачевский (сидит слева) и Блюхер (стоит справа) были расстреляны, а Егоров погиб в 1939 году в лефортовской тюрьме, не выдержав допросов и пыток — должен был признаться в шпионаже (такое читаем в его публичной биографии).

Мы хотим вглядеться поглубже в эти лица, чтобы научиться отличать палача и жертву. Мы хотим понять, имеются ли на этом фото какие-то признаки теплых отношений между этими военноначальниками, какие-то признаки «чувства локтя»? Но… вспоминаем, какими методами еще молодой Михаил Тухачевский расправлялся с бунтовщиками-антоновцами в Тамбовской губернии в 1921 году и … приходим к выводу, что маршалами в военное время становятся главным образом люди, которые даже своими не стесняются пожертвовать, не говоря про проявление милосердия к врагам.

P.S.

Последующее обсуждение этой статьи показало, что я напрасно завершил эту статью-размышление разговором про репрессированных маршалов. Ведь некоторые читатели судят о моей позиции по важнейшим историческим вопросам ТОЛЬКО по этой статье, так как не читают (не хотят тратить время) других моих статей под тематической рубрикой «История» (а ведь их опубликовано немало на этом блоге — целых 54 публикации!). Должен сделать такую важную оговорку для таких читателей: СССР — это выдающийся исторических опыт, важный не только для нашей страны, но и для всего человечества. Другие страны уже подхватили и внедрили у себя массу великих достижений, которые первым всему миру показал именно СССР:

  • это всеобщее бесплатное образование, развитие высшего образования и пропаганда научного мировоззрения в массах,
  • это огромные успехи в здравоохранении и сама возможность создания бесплатного здравоохранения (созданные благодаря централизованному финансированию этих направлений в деятельности социально-ориентированного государства),
  • это внедрение ценностей честного труда — огромный авторитет людей труда в обществе — их созидательных достижений в самых разных областях (от балета, космоса и большого спорта до самоотверженной работы в шахтах, на тяжелых стройках и рудниках в районах с тяжелым климатом, до земледелия в тяжелых климатических условиях…)
  • это идеи и ЖИВАЯ практика интернационализма — дружбы и солидарности трудящихся из разных народов, идея равенства возможностей для всех народов СССР

и так далее.

И на всем это замечательном историческом фоне все равно мы должны признавать чудовищные явления «персональной конкуренции» людей в борьбе за личную власть — людей, которые в какие-то момент проявляли, скажем мягко, «эгоизм и неоправданную жестокость» по отношению к своим оппонентам.

комментировать

8 ответов

  1. Алексей Валерьевич Беляев

    Осталось задать вам вопрос: когда ваших близких людей будут резать и сжигать в овинах и церквях, вы будете продолжать рассуждать о возможности договориться, став выше ситуации конфликта? Недолог был бы род человеческий, если бы не было в его популяции особей, способных зубами прогрызть себе и своему потомству право на жизнь.
    Про рыцарские традиции до 20 века расскажите альбигойцам или катарам. Ах да, их же вырезали до одного славные традициями рыцари под знаменами римско-каталической церкви.
    А про Маринеску, утопившему «цвет» подводного флота рейха, у которых руки были по локти окрашены в крови советских граждан, убитых на потопленых гражданских судах. Путать действия мужика, берущего на себя ответственность за казнь изуверов с действиями этих мясников, это чудовищно.
    Берите и учитывайте исторический контекст, в котором жили тогда они, с чем они боролись, и как себя вели их противники. И выпячивать пресловутые репрессии, как единственное что-либо существенное в тот период в нашей стране — это великое невежество и «мемориализм».

    1. Шмелёв А.Г.

      Алексей Валерьевич, ну вот Вы и проявили свою приверженность архаическому патриотизму. Это чувствовалось и раньше по всем вашим репликам, но в этот раз это проступило со всей очевидностью.

      Что характерно для «архаического патриотизма» и что Вы здесь проявили?

      1) Приписывание оппоненту таких утверждений, которые он вообще не делал. Я ничего не писал здесь о том, какие великие цивилизационные достижения принес советский период развития России — так что для всего мира эти достижения оказались важнейшими. И эти достижения есть! Но Вы мне приписываете почему-то, что я пишу только про репрессии — «единственное что-либо существенное» (беру в кавычки ваши слова).

      2) Вы готовы восхвалять «особей, способных зубами прогрызть» и в этих словах игнорируете, что я тоже признаю необходимость определенной агрессивной энергии для бойцов, которые становятся на войне героями. Вам важно упростить и исказить мою позицию, чтобы с ней эффективно поспорить. — Вот что происходит!

      3) Я не утверждал вовсе, что до 20 века все войны были «рыцарскими» (с элементами благородного отношения к мирным жителям побежденной страны). Я писал о том, что существовали еще тогда «династические войны с участием профессиональных армий» — ограниченных по численности рыцарских отрядов. Но и тогда, разумеется, были истребительные межэтнические войны, которые означали по смыслу «биологический захват территории» с уничтожением прежнего населения на этой территории. Вам опять и тут важно упростить мою позицию — довести до «абсурда», чтобы было легче с ней полемизировать.

      Что такое «архаический патриотизм»? — Это то, что нам мешает понимать ДРУГИХ ЛЮДЕЙ — вот что это такое. ЭТо жуткий эгоцентризм, причем с явными признаками диспозиционной (предуготовленной) агрессивности по отношению ко всем, кто думает немножко иначе. Эта ксенофобия и нетерпимость со времени начала СВО (особенно после 2022) стала вводиться в культурную норму в России. Почему? — Потому что на таких принципах базируется «военная пропаганда». Она показывает образцы жуткого эгоцентризма (на самом деле в нее вмонтированы, как минимум, двойные стандарты и полная несамокритичность). И это все очень печально. Это очень мешает ведению конструктивных переговоров, которые есть ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ — для выживания России как целостной огромной многонациональной страны. Архаический патриотизм — вот что угрожает больше всего выживанию России в современном мире (!). Россия — это моя страна в не меньшей мере, чем Ваша. И она мне дорога не меньше, чем Вам. Вот это Вам необходимо понять!

      1. Алексей Валерьевич Беляев

        Ваша позиция мне давно известна и понятна, как возможность лавировать в самопрезентации убеждений исходя из складывающейся конъюнктуры, противопоставляя оппонирующим вам лицам, в случае появления с их стороны доводов, которые прямо контрубедительны по форме, личностную оценку содержащую уничижительный нарратив приписывания негативных характеристик, как способ обесценивания позиции. Понятно, что это такой способ взаимодействия, базирующийся на характерологическом факторе, когда акцепт нивелируется в одностороннем порядке в угоду сохранения мнимого превосходства. Возможно, категоричность становится следствием недостаточной гибкости, а излишнее обобщение — как сторона снижения концентрации.
        Присваивая характеристику «Архаический патриотизм» моей позиции, вы забыли упомянуть, какой все-таки патриотизм (который неархаический) иной. А присвоив такую позицию мне, экстраполировали её на ведение переговоров, в которых мне, при всём моем желании, никогда участие не принять. Вы обозначили понятие, присвоили ему характеристики, даже особенности личнлсти носителя позиции, но так ловко (нет) ушли от ответа на вопрос: вы, лично, Шмелев Александр Георгиевич, когда части вермахта будут под Москвой в декабре 1941 года в ополчение уйдёте с винтовкой и тридцатью патронами против танков и огнеметов, с точным представлением о цели и способе своих усилий по недопущению врага дальше.
        Почему лично ваша позиция кажется вам такой окончательно точной и незыблемой, хотя впрочем, это и так понятно.
        А про соотношение потерь. Когда советская власть догоняла и так и не смогла догнать к началу войны в абсолютном уровне грамотности населения такой уровень у противника, преодолевая наследие царизма, ожидать боеспособности в массе солдатской, именно грамотного ведения войны, даже в частности банальной математики расчетов, когда младшие офицеры вместо таблиц баллистики делали себе зарубки на козырьках фуражек в размер фигуры танков на 500 метров, трудно ждать эффективности в расчёте на количество бойцов. И к тому же когда против тебя все ресурсы Европы, и так называемые союзники, ждут — ляжешь ты на лопатки и уже добивать тебя совместно или все-таки потом подкинуть за золото припасов?

  2. Феликс

    «Часто ли бывали в истории такие войны, когда соотношение потерь в войсках страны-победителя и проигравшей страны находится в пропорции 7 к 1 в пользу… проигравшей страны?»

    Откуда это соотношение?

    1. Шмелёв А.Г.

      Глянул еще раз на сайты со статистикой потерь в вооруженных силах СССР и Германии. Да, наверное, я «маханул» с цифрами. Даже с учетом численности жертв среди мирного населения соотношение скорее 4 к 1, чем 7 к 1. А отношение 7 к 1 мне, когда я был еще школьником, вбивал тщательно на уроках «Начальной военной подготовки» наш военрук — учитель в погонах (!). Он пытался таким образом аргументировать необходимость серьезного отношения к военной подготовке среди нас — школьников — на рубеже 60-70 годов прошлого века. Мол, наши плохо готовились к ВОВ и поэтому получили такое соотношение: страдали танко- и самолетобоязнью, сдавались миллионами в плен и т.п.

      Сейчас исправлю эту цифру. Спасибо за критику, Феликс.

  3. Дмитрий Т.

    Александр Георгиевич! На мой взгляд, в мире существуют две огромные страты — внутри любого общества, этноса, да и человечества в целом. Одна движима инстинктивными началами, другая — культурными. Одна находит всемирную справедливость в уничтожении оппонентов, вторая в конвергенции с ними — вплоть до самопожертвования. Представители первой с радостью идут на любую войнушку, дабы делом отстоять собственную правоту и «память предков». Делегаты от второй, напротив, осознанно сделают всё, чтобы этого исторического нонсенса избежать — вплоть до самоизоляции, госпитализации, эмиграции и даже самоубийства. Первым предельно важно сохранить в неизменности те этические и практические начала, которыми руководствовались их отцы и деды, вторые отдают себе отчёт в эволюционном характере мировых процессов: меняется мир, меняется человек, меняется этика бытия, и уже мало что определяется землями и традициями. Одним кажется, что в войне необходимо любой ценой побеждать, для других высшей доблестью становится в войне не участвовать. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». В конце концов, гибнут цивилизации, отмирают способы производства и соответствующие им культурные процессы, исчезают этносы, на смену им приходят другие, и всё это неизбежно и вовсе не драматично — если, конечно, подходить к оценке происходящего с научной оптикой и без истерического завода «наших бьют!». Другое дело, что соотношение этих двух страт всегда неравномерно (культура — это всё-таки бремя, а не только привилегия), и даже относительно «травоядными» членами общества при некотором внешнем воздействии овладевает идея-фикс «войны до победного конца». В любом случае, высшей доблестью в таких обстоятельствах является следовать именно своим, а не сторонним, привнесённым или тем паче грубо навязанным принципам.

    1. Шмелёв А.Г.

      Дмитрий, многое из того, что Вы написали созвучно моим размышлениям. Спасибо за Вашу развернутую реплику.

      Внесу только несколько соображений, которые несколько отличают мои воззрения на механизмы развития социума от Вашего.

      Люди, увы, не делятся также просто на «хищных» и «травоядных», как делятся животные — один раз от рождения родился «волком» или «овцой», и это уже на всю жизнь. «Увы» я пишу здесь потому, что так было бы проще ориентироваться в ситуации и управлять процессом. Большинство людей «всеядные», как мы знаем. И это усложняет задачу управления народами и странами. При определенных условиях эти «всеядные» становятся «хищными-агрессорами», а при других — ведут себя вполне… как миролюбивые вегетарианцы. Впрочем, и Вы это тоже пишите — «при некотором внешнем воздействии».

      Каждый человек имеет в своей психике, как минимум, два разных регулирующих слоях (на самом деле больше, но достаточно для начала говорить о том, что этих слоев больше одного). Один слой — тот, который связан с биологическими инстинктивными программами. Это нижний, подкорковый слой. Второй слой (приобретенный в ходе эволюции гораздо поздней) — это верхний слой. Он связан с приобретенными при жизни программами поведения. Этот слой — результат социального научения (социализации). Один народы научены могут быть с помощью «воинственных мемов», а другие — с помощью «миролюбивых». Так что влияние разных культур тоже может быть РАЗНЫМ.

      P.S.
      Если говорить о третьем слое, то он находится выше второго и связан с «сознательным уровнем регуляции» — на основе личностных осознанных ценностей и жизненных смыслов. Надо сказать, что этот третий слой вообще не у всех людей формируется. Некоторые ограничиваются только уровнем «социальный индивид» — уровнем воспринятых из социума программ поведения, которые вошли в мозг более или менее автоматически — с помощью «массового подражания», а также с помощью «положительного и отрицательного» подкрепления.

      1. Дмитрий Т.

        Блестящая систематизация!


Добавить комментарий для Феликс Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

Облако меток