Эмпатийные роботы и киноэксперименты

Семнадцать лет прошло между выпуском фильма знаменитого американского режиссера Стивена Спилберга «Искусственный разум» (Artificial Intelligence, 2001) и премьерой успешного российского телесериала на эту тему «Лучше, чем люди» (создатель — Александр Кессель, 2017). Центральными героями и того, и другого фильма являются необычные киноперсонажи, а именно «эмпатийные роботы-андроиды». Их назначение — любить хозяина и членов его семьи, оказывать ему эмоциональную поддержку с помощью слов, мимики и жестов, постоянно демонстрировать «эмоциональное приятие» и короче — быть преданным семье больше, чем собака. Что же изменилось в трактовке этой темы за 17 лет?

С разных сторон можно обсуждать фильмы. Можно обсуждать игру актеров, работу режиссера, искусство оператора и спецэффекты. Но я в данном случае предлагаю обсудить тематический ракурс, повороты сюжета и смысловые акценты. Каждый фильм, хотят того авторы или не хотят, задает определенный ракурс во взгляде на тему, и уже от одного этого рождаются смысловые следствия — определенная мораль, хотя часто она не выражена на словесной уровне, а зашифрована в кинематографическом (визуальном) языке…

И в том, и в другом фильме эмпатийный робот попадает в семью и старается вести себя в семье так, чтобы члены этой семьи испытали ответную привязанность к этому самому роботу-андроиду (человекообразному роботу). Только в сериале «Лучше, чем люди» таких внедренных эмпатийных роботов даже целых 2 (два). Кроме Арисы (центральная героиня сериала) это еще и робот-мальчик, который заменяет в другой семье погибшего мальчика — замещает его прежде всего в безутешном сердце матери. И этот второй сюжет уже просто один-в-один повторяет то, что мы видели раньше у Спилберга.

Кадр из фильма «Искусственный разум». Мама произносит парольные слова и активизирует отношение к себе андроида Дэвида как сына к матери.

В 2001 ГОДУ ВСЕ ЕЩЕ В НОВИНКУ

Если Вы смотрели фильм Спилберга, то там мальчик-робот по имени Дэвид выглядит еще довольно-таки неуклюжим созданием, а его «приемные родители» (особенно мать) еще совсем НЕ знают, как вести себя с этим непонятным диковинным существом. Да, Дэвид умеет мягко улыбаться, пристально смотреть на своих «родителей» преданными глазами и часто говорить: «Я тебя люблю, мама». Но… Дэвид порой совсем не вовремя смеется, неправильно играет в прятки с «приемной мамой» (открывает дверь к ней в туалет совсем не вовремя), а в какой-то момент Дэвид заталкивает себе в рот, сидя за общим столом, человеческую пищу (что ему делать совсем нельзя), давится ей и его лицо буквально «сползает» вместе с одним глазом от того, что на самом деле внутри сразу что-то ломается… Даже мой сын 12 лет, видавший уже разное на экране, в том числе стандартные «ужастики», от этой сцены похолодел и сказал, что такое страшное кино дальше смотреть ему все-таки не очень хочется…

В фильме Спилберга бот Дэвид пытается подражать людям — пробует есть органическую пищу, которую ему нельзя.


РОБОТЫ УЖЕ ВНЕДРЕНЫ

В сериале «Лучше, чем люди» роботы-андроиды уже получили в обществе широкое распространение и многие из них не вызывают удивления даже у прохожих на улице. Хотя дело происходит по сюжету не в таком уж отдаленном будущем (где-то в районе 2030), но роботы уже внедрены очень широко. Они опекают, например, стариков и ходят за лекарствами в аптеку. Они уже отнимают у людей многие профессии, потому в обществе появляется молодежное подпольное движение «ликвидаторов», которые пытаются демонстративно уничтожать роботов-андроидов и ведут войну с могущественной фирмой Cronos, которая их производит. Один из роботов работает ассистентом у главного героя, который является патологоанатомом (исполнитель — известный актер Кирилл Кяро). Кстати, спокойное, обыденное отношение к своим роботам в исполнении Кяро, который управляет ими как бы «мимоходом» (ну точно как привычной своей собакой) — это одна из остроумных находок фильма, которая повышает, на мой взгляд, интерес и доверие к сюжету.

В многосерийном сериале, конечно, находится место не только для одной темы — судьба «эмпатийного бота». Тут есть и тема молодежного протестного движения, которое только кажется независимым, но на самом деле является управляемым через подставных провокаторов. Но это тема совсем для другого разговора…

КТО ЖЕ ЛУЧШЕ?

Сюжет фильма Спилберга развивается в сторону сюрреалистических эпизодов, которые, как мне кажется, означают для автора фильма лейтмотив «одиночества, отчуждения и разобщения в мире людей». Все иначе в развитии сюжета в фильме «Лучше, чем люди». И не потому, что в нем больше серий и он растянут аж на 2 сезона. И не потому, что событийный поверхностный сюжет сериала в основном является детективным расследованием серии преступлений. Смысловой лейтмотив сериала «Лучше, чем люди» иной. Зрителю сериала предлагается все время сравнивать людей и роботов по степени разумности их поведения. Мало того — по моральным качествам: по степени порядочности и преданности определенным ценностям. И в этом отношении, увы, как показывают события, люди в сериале, совершая глупые и даже подловатые поступки, явно проигрывают главному чудо-роботу нового поколения — Арисе. Именно Ариса спасает положение в заключительной серии, самоотверженно жертвуя собой и предотвращая гибель главных героев-людей от террористического взрыва. И вдруг все ее прошлое поведение тут же окрашивается для зрителей нимбом этакой «великомученицы»: прокручиваются по новой сцены из всех прошлых серий, в которой милая Ариса демонстрирует свою преданность «своей семье» — детям, взрослым, свою готовность бороться с негодяями. И мы забываем, что это был изначально страшный робот-убийца, который в первой же серии нарушает одну из заповедей робототехники. сформулированной еще Айзеком Азимовым: «Не убий человека» (и с этого конфликта собственно и начинается весь сериал).

Семейная идиллия в сериале «Лучше чем люди»: эмпатийный бот-убийца привязывается сам к девочке и привязывает девочку к себе. К концу сериала зритель забывает о том. что надо бояться этого убийцу…

СКРЫТАЯ ПРОПАГАНДА ТРАНСГУМАНИЗМА

Конечно, я не собираюсь пересказывать сюжета ни первого фильма, ни второго. Я пытаюсь поделиться своими догадками насчет смысловой направленности. Мне показалось, что сериал «Лучше, чем люди» создан авторами, которых явно увлекает концепция трансгуманизма (см. работы такого шведского философа как Ник Бостром, который наилучшим образом упаковал в самом конце прошлого 20 века это новейшее учение, открыв «Институт этики и новых технологий»). Не случайно очевидным спонсором этого сериала является «Сбер», реклама которого откровенно появляется во многих сценах. В новой реальности ближайшего будущего, согласно сторонникам трансгуманизма, человеку надлежит самому пройти путь трансформации (уже не эволюции, а технологической трансформации) и приспособиться к миру ИИ-устройств (устройств с элементами искусственного интеллекта) путем интериоризации (внедрения в свой мозг) определенных моделей (программ) поведения, которые будут демонстрировать новые лидеры нового Мира — роботы.

А вот характерный для людей — героев сериала — диалог из сериала «Лучше чем люди»:


— Мамочка, а почему папочка меня не любит?

— Ничего, малыш, мы тоже его не любим. Только мы пока ему об этом не скажем, да?

— Да, мамочка.

— Скоро мы сделаем так, что папочке будет очень плохо. Мы его выгоним и будем жить с кем захотим.

И еще одна крылатая фраза из сериала: «Один неэтичный поступок в день — это не считается».

КИНОЭКСПЕРИМЕНТЫ

Почему я назвал указанные фильмы «киноэкспериментами»? Оба эти фильма в разной степени провоцируют разное восприятие сюжета у разных кинозрителей. В меньшей степени таким провокационным экспериментом является фильм Спилберга, в большей — сериал «Лучше, чем люди». В отзывах зрителей мы встречаем разное отношение к этим фильмам у разных людей — к основным героям фильма. Но сериал «Лучше, чем люди» сознательно направлен на то, чтобы вызвать больше симпатии и сочувствия у зрителей именно к роботам. Некоторые зрители искренне делятся тем, что им очень жаль видеть, как погибает безропотно и беспомощно преданный своему старику-хозяину бот «Алешенька».

Эмпатийный бот Ариса в сериале «Лучше, чем люди» гибнет как герой.



В самом конце сериала «Лучше чем люди» образуются сразу несколько счастливых новых парочек (паталогоанатом Гера находит свою Лару, даже суровый следователь назначает своей помощнице вдруг свидание), все поют и танцуют. Но… это хэппи-энд лишь слегка может замазать остроту поднятых в сериале проблем и мрачных перспектив.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Меня всегда удивляли люди, которые к своим собакам относятся лучше, чем к окружающим людям — больше ценят их, ухаживают за ними, кормят, лечат, ничего подобного не проявляя даже по отношению к своим же престарелым родителям. Видимо, дело идет к тому, что подобное отношение в ближайшем будущем такие же люди будут демонстрировать к своим роботам-андроидам. Это богатые люди, материально богатые. как правило. При этом большая часть человечества так и останется на скудном пайке внимания и участия.

Впрочем, возможно, что я сгущаю пессимистические краски. Но развеять это мое мрачное впечатление, возможно, мог бы лишь неангажированный экспериментальный опрос телезрителей: «Что Вы думаете после просмотра, кто лучше — роботы или люди?» Ну, конечно, не буквально такой надо лобовой вопрос задавать. Но… по смыслу примерно такой.

А в самом конце статьи я анонсирую следующий мой анализ еще одного фильма, посвященного роботам-андроидам. Это «Raised by Wolves», что означает в русском переводе «Воспитанные волками». Вот тут мы увидим, что западная кинематографическое творчество двигается со временем в том же направлении, в каком продвинулись авторы сериала «Лучше, чем люди».

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Тест-Опрос. Эффект «буба-кики»

Контекст и обсуждение <здесь>

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Школьникова народ давно прозвал Сказочниковым. Даже удивительно читать столь вдумчивый анализ трёпа откровенного прощелыги, в раскрутку которого вложили деньги кремлёвские…

  2. Алексей, Вы исходите в своих рассуждениях из ложного утверждения: «Я не мог ошибиться в выборе ответа». На самом деле ошибаются…

  3. Я не мог ошибиться в выборе ответа, и на момент выполнения задания, выбранный мною вариант числился правильным. Еще раз пересмотрев…

Облако меток