Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

Признаки догматического мышления в паранаучных квазипсихологических теориях

Автор публикации:

Как известно, комиссия по лженауке при РАН РФ опубликовала уже немало заявлений о лженаучности определенных паранаучных подходов. В частности, это были меморандум о дерматоглифике (2016) и меморандум об астрологии (2023). Мне бы хотелось поделиться в этой статье своим пониманием того, в какой степени деятельность данной комиссии (или подобных комиссий) можно было бы усовершенствовать так, чтобы наряду с пропагандой необходимой критичности в отношении паранаучных подходов, эта деятельность не закрывала все-таки возможности смелого научного поиска в сложных и малоизученных наукой областях знания.

Существует ли такая проблема как влияние космических явлений на психические процессы человека, в частности. на его эмоциональное состояние? — На мой взгляд, бессмысленно сегодня отрицать, что такая проблема СУЩЕСТВУЕТ и заслуживает изучения. Эта проблема получила и прямое, и косвенное признание хотя бы в виде такого факта, что метеорологи регулярно сообщают через средства СМИ о том, что надвигается та или иная магнитная буря и это будет влиять не только на самочувствие, но и на настроение метеочувствительных людей. В каком же направлении происходит это влияние? — А это уже научная постановка вопроса! Есть, например, такая гипотеза, что всякое отклонение от обычного фона, влечет к ОБОСТРЕНИЮ тех акцентуаций (патохарактерологических тенденций), которые есть у данного человека. Если он склонен к маниакальному возбуждению, то именно возбуждение будет усилено, а если к депрессии — будет усиливаться депрессия. А если у него колебания в виде кривой МДП, то зависит от фазы, в которой конкретный человек находится в данный момент. Подчеркну: я не специалист в этих вопросах и просто показываю логику рассуждения, которую считаю вполне пригодной и корректной — в духе научного мышления.

Но… определенные паранаучные теории отличаются от научных теорий определенными признаками, которые и следует более тщательно сформулировать и, следовательно, создать условия для их более точной… ДИАГНОСТИКИ. По моему представлению (или убеждению, если хотите) многие авторы ПАРАНАУЧНЫХ ТЕОРИЙ отличаются всеми классическими признаками так называемого «догматического мышления», поэтому было бы корректнее называть их теории не «научными теориями», а каким-то особым термином. Например, это может быть термин «доктринальная концепция».

Я запросил у Яндекс-Алисы, чем доктрина отличается от теории и получил быстрый и в целом вполне разумный ответ:

Давайте попробуем вспомнить работы классиков психологии насчет догматизма и перечислим здесь кратко основные признаки догматического мышления (вслед за Милтоном Рокичем и его последователями в области когнитивной социальной психологии). Чтобы не перенапрягать свою память и добавить к тому же убедительности в перечень признаков, я обратился за помощью опять-таки к Яндекс-Алисе:

Ну да… Алиса в принципе неплохо справилась. Но мне здесь не хватило чего-то, что я ощущаю как САМОЕ ГЛАВНОЕ. А чего именно? — А вот такой тезис о догматическом мышлении я считаю самым главным:

Сталкиваясь с фактами, которые противоречат доктрине, догматически мыслящий сторонник доктрины, начинает рассуждать под лозунгом «Тем хуже для фактов!».

Это тезис можно связать и с первым признаком в перечне от Яндекса («вытеснение противоречий») и с пятым («Нетерпимость к новому и двусмысленностям»), но лучше все-таки сформулировать ясней ОТДЕЛЬНЫЙ тезис, в котором подразумевается очень важное методологическое различение — это различение ТЕОРИИ и ФАКТОВ. На базе одной и той же фактологической базы можно построить несколько объяснительных альтернативных теорий — вот это-то совершенно непонятно, как правило, догматически мыслящему человеку (!)

Почему же это происходит? Что за механизм работает? Какова психологика этого механизма? Объясняю, как я это понимаю. У догматиков есть такая базовая черта — «Нетерпимость к неопределенности» (Intolerance of uncertainty). Они испытывают повышенный когнитивный диссонанс — более, сильный чем обычные люди, то есть испытывают неприятные эмоции, связанные с противоречивой картиной мира. Поэтому стройная теория для них становится САМОЦЕННОЙ! — Она спасает от когнитивного диссонанса. Поэтому появление фактов, которые противоречат теории, они воспринимают болезненно. У них при этом включается психологическая защита по типу «отрицания». Они начинают искать в этих фактах определенные признаки «недостоверности». Если это научные эксперименты, то они ищут в этих экспериментах, разумеются, артефакты, то есть искажения, порожденные некорректной методикой.

Другой способ реагирования на противоречия у догматиков заключается в том, чтобы «дополнить доктрину», сохраняя ее основные положения в неприкосновенности. Благодаря такой активности в доктрине появляются новые конструкты, которые объясняют, при каких «особых условиях» не срабатывают предсказания, порожденные базовой доктриной. Этот второй способ реагирования можно назвать термином «оппортунизм», но он несет слишком негативную политологическую нагрузку (хотя основоположники доктрины часто таких творческих людей воспринимают именно как «оппортунистов»). Я бы предпочел в данном случае называть такую категорию догматиков особым термином, который окрашен скорее положительно или нейтрально, — «доктринеры-спасатели». Они пытаются буквально СПАСТИ доктрину, внося модернизации и надстройки уже тогда, когда другим становится совершенно понятным, что надо менять сам фундамент — базовые представления и допущения. Они надстраивают новые этажи над домом, которые уже… зашатался.

В списке от Яндекса мне также не хватило более ясной и точной расшифровки той ситуации, которая подразумевается в последнем пункте: «Оборонительная реакция в угрожающих ситуациях». Одна из таких ситуаций возникает на самом деле, когда какая-то альтернативная теория угрожает авторитету «истинной теории». Отсюда рождается нетерпимость к альтернативным теориям — нежелание даже признавать само их существование, а не то чтобы «внимательно изучать». Вот такая «единственность и непогрешимость» и является ключевым признаком того, что какая-то научная теория вдруг превращается в самую настоящую «доктринальную концепцию»! Настоящий ученый рассматривают на самом деле сразу несколько теорий — причем в особом статусе: как имеющие право быть всего лишь … «рабочими гипотезами». А догматик оказывается приверженцем именно «доктрины», воспринимая ее как «символ веры», то есть она становится для него объектом эмоционально-значимой САМОИДЕНТИФИКАЦИИ: то есть он гордо заявляет: «Я — сторонник теории Пупкина» и… больше ничего не хочет слышать.

«НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ

Я бы предоставил Вам самим возможность применить мои представления к определенным паранаучным квазипсихологическим концепциям. Почему? — Не хочется трогать здесь, например, «соционику». Уже слишком болезненно реагируют на такую критику соционики ее преданные приверженцы (хотя всегда критикую соционику очень мягко, тому есть немало живых свидетелей, которые могут это подтвердить).

Но хотелось бы обратить ваше внимание на такую поучительную закономерность. Почему, по Вашему мнению, среди самых преданных сторонников соционики и особенно среди «спасателей доктрины» оказывается так много лиц не с классическим психологическим, а именно с техническим образованием (много инженеров, физиков, математиков и т.п.)? А все дело в том, что с детских лет люди с повышенной нетерпимостью к диссонансу (повышенной потребностью в ясности и четкости знания) уходят в область технических наук, испытывая идиосинкразию к «размытому гуманитарному знанию» — такому знанию, которое кроме нечеткости базовых понятий, к тому же оказывается перегруженным огромным количеством не вполне систематизированных фактов. Они выбирают еще в школьные годы для углубленного изучения именно предметы физико-математического цикла и идут получать первое базовое высшее образование в соответствующие вузы. Затем они приходят в психологию и начинают в ней искать «доктринальные концепции». При этом они, как правило, продолжают испытывать неприязнь к классическим работам психологов-гуманитариев, которые, как правило, не читают вовсе — просто избегают их изучать. Для технарей «доктрина» — это ясная и четкая теория, которую просто надо РАЗВИВАТЬ — добавлять к ее зданию все новые и новые верхние этажи, сохраняя фундамент (!). — Ведь этот фундамент кажется таким удобным — простым и ясным!

С этой точки зрения, самый показательный пример — это логика рассуждения так называемых «астропсихологов», то есть астрологов, которые пытаются оправдать фантазийные астрологические догмы с помощью некоторых астрономических и психологических «дополнительных конструктов». Показателен в моей практике дискуссий с астрологами был такой случай (которому исполнилось уже лет 20 — это было еще на первой дискуссионной площадке e-xecutive.ru, появившейся еще в нашей стране до всяких ВК и Фейсбука). Я попытался аргументированно указать убежденному астрологу, какие именно черты в моем собственном гороскопе не соответствуют чертам «типичного водолея». В ответ на это он стал мне доказывать, что прогноз, который базируется на дате рождения с точностью до месяца, — это совершенно неточный прогноз, что надо учитывать момент рождения «с точностью до минуты» (!). При этом данный специалист даже не осознавал, что демонстрирует типичный дефект паранаучного диагностического мышления:

а) этот «астролог-спасатель» старается предложить дополнительный «тонкий параметр», который объясняет, по его убеждению, почему НЕ работает основная схема.

б) этот астролог-спасатель при этом оказывается нечувствительным к такому факту, что огромное большинство людей НЕ знает точного момента своего рождения (потому что, если даже и есть такая запись в роддоме, то и сами сотрудника роддома не обязательно производят эту запись с большой точностью, ибо для них эта точность НЕ имеет никакого особого смысла, то есть они могут опоздать с этой записью на десятки минут и ничего им за это не будет, как говорится). Поэтому-то большинство из тех, кто ВЕРИТ в свой гороскоп, верят именно в такой грубый и неточный гороскоп, который базируется на дате «с точностью до месяца» (я сейчас про западный а не восточный гороскоп, — в тот, который у нас в стране более популярен под названием «зодиакальный гороскоп»).

Здесь я не буду дальше развивать мое представление о том, почему «зодиакальные психотипы» все-таки стали очень популярными психологическими конструктами. См. об этом мои прежние статьи с соответствующими ключевыми словами (есть возможность все их отыскать с помощью поисковика, внедренного в мой персональный интернет-журнал — мой блог — прямо на главной странице).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вернемся к комиссии по лженаукам. Я уже писал в самом начале, что ее деятельность нуждается в совершенствовании. В каком смысле? — В том, что она не должна подавлять инициативу и творческую активность тех людей, которые ИСКРЕННЕ хотят развивать науку в самых сложных и запутанных областях знания. Для таких людей нужно грамотно и гуманно формулировать НАУЧНУЮ НИШУ, развивая у них культуру научного скептицизма, основой которого является прежде всего не критика, а САМОКРИТИКА. Понимая, что догматикам не хватает, как правило, именно САМОКРИТИЧНОСТИ, надо привлекать, а не отталкивать от науки людей с задатками самокритичности. Вот это как раз непросто, да! — Это требует более «тонкой работы ума», чем простое наклеивание ярлыков в духе средневековой «анафемы». В таком стиле, как мы знаем из истории нашей страны, развивалась в 1950 году сталинская «квазинаука» — та самая, которая в ущерб собственной стране объявила «лженауками» и генетику, и кибернетику, а психологию скрестила с теорией ВНД Павлова, превратив фактически эту живую теорию в доктрину (это произошло на знаменитой «павловской» совместной сессии двух академий — АН и АМН СССР в 1950 году). Надо немножко изучать исторические ошибки, которые тормозили развитие научной мысли в нашей стране, чтобы НЕ повторять их (!).

комментировать

10 ответов

  1. Андрей

    да, согласен с вами,
    другими словами, критикуя догматиов нельзя забывать что на практике догматы выполняют важную фунцию создавая удобную картину мира для населения, поэтому уничтожая неправильные догматы всегда нужно предлагать понятную населению замену

    1. Шмелёв А.Г.

      Да, Андрей, удобная картина для «широких масс» всегда содержит в себе «натяжки». Например, проекция Меркатора — это, как известно, трехмерный глобус, распластанный на плоскости.

      Даже если взять такую упрощенную модель как DISC Марстона. Сам автор утверждает, что это 4 независимых измерения, но… сам же (как и его последователи) размещает эти измерения в квадрантах плоского двумерного пространства и снабжает каждый квадрант определенным цветом (не слишком вдаваясь в стереотипы цветовых ассоциаций, которые оказываются в разных странах РАЗНЫМИ).

      Поэтому все наши (мои в том числе) попытки изобразить 12 зодиакальных психотипов на плоскости — это что-то еще более «натянутое», чем даже DISC.
      Но без этих схематизмов люди вообще не могут даже НАЧАТЬ интересоваться типологией темпераментов — слишком высокий когнитивный барьер (сложный старт) их отталкивает (!).

      Спасибо за участие в обсуждении.

      1. Андрей

        я вижу здесь направления для практической работы
        — есть необходимость сформировать некое популярное изложение или учение по психологии понятное шир. народным массам позволяющее сделать шаг от астрологии далее в понимании себя и своей жизни, а без этого у нас распространяются как вирусы сомнительные примитивные догмы западной популярной психологии, типа как о красных флажах в межполовых отношениях, толерантности к необычным и т.п.
        — можно примирить население с религией объяснив особенности и пользу традиционного религиозного подхода к морали и психологии личности и общества, а то у нас часто обыватели негативно относятся к церкви и попам просто из-за чернухи в СМИ и нигилистического наследия советсткого прогрессивного материализма

  2. Андрей Парфенов

    Статья хорошая.

    Догматически мыслящие люди в соционике есть, и довольно много. Но среди социоников нередок ещё один тип мышления — совсем не догматический, но и научным я бы его не назвал. Скорее, его можно назвать «фантазийным».

    Это желание взять свои субъективные выдумки и быстро и легко — без научных исследований, без экспериментов и анализа статистики — объявить их «новым словом в науке» и «революционной теорией». Например, какой-нибудь Гуленко решил, что 16 типов мало и надо добавить к каждому 4 подтипа, приписав им произвольно придуманные свойства. О-па, и появилась новая школа в соционике!

    С открытостью к новому опыту у таких людей всё хорошо, даже слишком хорошо (хотя их сторонники потом могут сделать их идеи новыми догмами). Они же опровергают старые ‘»замшелые предрассудки». Вот с пониманием научной методологии — не очень.

    Мне, кстати, кажется, что в mbti догматиков больше, чем в соционике. В соционике как раз больше фантазёров. Поэтому и школ разных полно.

    1. Шмелёв А.Г.

      Да, Андрей (Парфенов), я с Вами согласен. Вы правы, что именно фантазеров, наверное, у нас в РФ все-таки больше, чем догматиков 🙂 Просто «фантазеры» оказались за пределами фокуса данной статьи. Благодарю Вас за участие в обсуждении.

  3. Владимир Александрович Старк

    Уважаемый Александр Георгиевич, может вот в этой моей автоцитате вы найдёте некоторые ответы для вашего пытливого ума на заданную тему…

    Вот к примеру подборка тематики бреда, которая отчетливо свидетельствует о том, что шизоидное расстройство является следствием гипертрофированной потребности в своей значимости, то есть из-за гордыни. Психиатрия не рассматривает мотивационное единство как единство этиологическое и нозологическое (а зря), поэтому употреблённое здесь понятие «шизоидное» следует считать частным медицинским мнением.
    Тематика бреда показывает, какие именно сверхценные идеи о себе любимом разрушают сознание человека.
    Бред притязания — больной явно преувеличивает свои достоинства, права и возможности.
    Бред изобретательства — больной считает себя гениальным изобретателем, автором грандиозных научных открытий.
    Бред реформаторства — больной считает себя гениальным политиком, он убежден в том, что знает пути преобразования общества, которые приведут человечество к идеальному социальному устройству.
    Бред величия — убеждение в обладании огромной властью, распространяющейся на всю страну, планету и даже Вселенную.
    Бред могущества — убеждение больных в том, что природные и общественные процессы протекают по их воле, их возможности воздействовать на окружающее неограниченны, беспредельны.
    Антагонистический бред — все происходящее рассматривается больным как выражение борьбы сил добра и зла. В центре этой борьбы, имеющей обычно глобальное с точки зрения больного значение, находится личность больного.
    Мессианский бред — больные считают себя посланцами бога, пророками, мессиями.

    1. Шмелёв А.Г.

      Владимир Александрович, спасибо за этот «красочный перечень» разновидностей бреда. К сожалению, самом значение слова «бред», на мой взгляд, является не вполне определенным. Хотя бы потому, что существует совсем не научное, а оценочно-бытовая толкование этого термина. Более научные эквиваленты — это, например, «сверхценные идеи», хотя уже это понятие сужает перечень.

      Вы удивитесь, но я лично считаю, что психоэнергетическим горючим множества открытий в истории человечества являлось как раз то самое, что Вы здесь назвали «бредом». Множество изобретателей буквально бредили и… личная драма большинства из них состояла в том, что их бред оказался по факту непродуктивным — не привел к созданию социально-полезного продукта. Да, состояние «сверхценной идеи» — это особое рискованное состояние сознания, которая чаще приводит к потере неадекватности, чем к полезным открытиям и изобретением. Но это такой риск от умственной работы на пике интеллектуального напряжения. Многие спортсмены, которые пытаются добиться рекорда, срываются, получают травмы — физические и психические, а реальный рекорд установить удается немногим! — Вот вам аналогия из области «Большого спорта». Работа на пике интеллектуального напряжения имеет много сходства с большим спортом. Это …гм…не ради собственного здоровья делается 🙂

  4. Владимир Александрович Старк

    Да, не ради здоровья. А ради чего? Вот две автоцитаты на тему «ради чего»…

    …Спасибо конечно Маслоу за его «пирамиду», но исследовательская беда в том, что научная общественность отреагировала на неё как закрытие темы теории мотиваций. А между тем, эта пирамида – всего лишь вершина айсберга, да и та кривая. Пресловутая потребность в самореализации конечно существует, но посудите сами, какие базовые мотивации за ней стоят…
    1. Тщеславие, потребность в славе.
    2. Честолюбие, потребность в превосходстве.
    3. Страх смерти, потребность оставить о себе память.
    4. А если цель самореализации призвана приносить пользу людям, то примешивается ещё и эмпатическая мотивация.
    5. Если способ самореализации совпадает с профессиональной деятельности, то самореализация позволяет ещё удовлетворять и физиологические потребности, тем доходом, который она приносит.
    6. А кроме того, самореализация удовлетворяет ещё и эмоциональную потребность человека, потому что это дело обязательно для него интересно…
    Цель данной статьи не в том, чтобы просветить страждущее во тьме невежества человечество, но лишь в том, чтобы задать робкий риторический вопрос: «А не является ли фундаментальное описание теории потребностей (мотиваций, побуждений) тем основанием, на котором только и может базироваться системное, целостное и строго научное становление психологии, как науки о человеческом поведении, о природе и логике человеческих реакций и проявлений…

    …Первой ловушкой глупости для гордого ума является поспешное стремление выразить свое мнение, поскольку наличие мнения о чем бы то ни было, само по себе представляется признаком компетентности, опытности, просвещенности… Правота же (превосходство) заявленного мнения является гораздо более значительным предметом гордости, нежели его наличие, а потому в защите своих мнений гордость, превосходит все пределы субъективности и демагогии.
    Гордость ума направляет логику человека только на утверждение своей правоты и на отвержение всего, что его мнению противоречит. Но и человек отстаивающий, допустим, некую объективную истину, поступает примерно так же. Различие заключается лишь в пристрастии гордыни к превосходству своей правоты. И чем сильней человек дорожит превосходством своей точки зрения, тем выше мера его интеллектуальной слепоты, его глупости. Тогда как скромность (смирение), а в данном случае это бесстрастное отношение к своему интеллектуальному превосходству, обеспечивает гораздо большую объективность видения проблемы.
    Гордость ума не размышляя принимает на веру все, что хоть как-то подтверждает ее представления, и априорно отвергает даже самые убедительные и очевидные контраргументы. Такой стиль мышления останавливает развитие человека на границе тех убеждений, которые у него уже есть. Такой человек непроизвольно сопротивляется своему собственному развитию, ибо состояние его интеллектуального самодовольства может только разрушаться от нового, иного и более совершенного знания. Гордость ума ограничивается кругом лестных для себя представлений, и тем самым делает субъективистский самообман нормой мировосприятия. Путь же к мудрости базируется на смиренном принятии того факта, что твои представления как минимум несовершенны. В подтверждение вышесказанного еще раз обратимся к авторитетным мнениям:
    Человек, не допускающий сомнений, ставит предел своему уму. К. Гельвеций
    Все глупцы упрямы и все упрямцы глупы. Б. Грасиан
    Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе. Б. Паскаль
    Упрямый человек не обладает мнением, а мнение обладает им. А. Поп
    Самое верное средство ошибаться — это считать себя непогрешимым. П. Буаст
    Убеждения гордого ума обычно формируются на основании престижных воззрений. Престижность воззрений обуславливается такими их качествами как авторитетность, прогрессивность, смелость, оригинальность, независимость, таинственность, эффектность, модность, оппозиционность. Престижные воззрения легко и без размышлений принимаются носителем гордого ума, потому что престижность принятого мнения автоматически становится его собственным престижем. Или как говорили в старину на Руси: «Умному ясное, дураку — красное».
    Рассмотренные выше повреждения ума обусловлены всего лишь частным проявлением гордыни. А сколько в мире ещё предметов, эгоистическое пристрастие к которым искажает объективность мировосприятия, разрушает ум человеческий…

    1. Шмелёв А.Г.

      Владимир Александрович, такое обильное цитирование «мудростей», которое Вы здесь привели, честно говоря, меня несколько озадачивает и даже огорчает. Понимаете, многие эти цитаты, на мой взгляд, страдают такими недостатками:

      1) Выхваченные из более полного контекста, эти цитаты выражают одностороннюю и несбалансированную оценку такого понятия как «гордость».
      2) За многими такими цитатами не стоят никакие ШИРОКИЕ и ОБЪЕКТИВНЫЕ исследования, а лишь субъективная и ограниченная позиция одного человека — автора «мудрого изречения», который стремится к самовыражению в «экстравагантно-афористической манере».
      3) Философское видение психологических проблем вообще очень часто оказывается СПЕКУЛЯТИВНЫМ, то есть тенденциозно-оценочным и умозрительным, оторванным от эмпирической реальности.

      Вы меня извините, если Вас огорчает такой мой критический настрой. Ведь в целом я считаю, что психологи НЕ имеет права отказываться от этико-аксиологического взгляда на поведение людей. И в этом мы с Вами, очевидно, единомышленники.

  5. Владимир Александрович Старк

    Александр Георгиевич, одной из моих любимых аксиом является мысль Спинозы… «Ссылка на авторитет не есть довод», но я этим своим убеждением часто пренебрегаю, да, не без некоторого полемического лукавства. )


Добавить комментарий для Владимир Александрович Старк Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Классифицируем 20 форм правления

Контекст и обсуждение <здесь>

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Уважаемый Anonymous. Должен Вам сказать, что в традициях ЭСПП блокировать пользователей, которые скрываются под псевдонимом (это один из ключевых пунктов…

  2. Александр Георгиевич, не далее как вчера сидел после службы в компании священства и задал совершенно дурацкий и совершенно примитивный вопрос……

Облако меток