
Итак, зимой 2026 у нас должен состояться очередной цикл занятий по программе так называемой «дистанционной психометрической школы» (ДПМШ). Сегодня я полазил по архивам своих публикаций в разных местах на эту тему. И нашел на Дзен-канале «Думай человек» такую свою коротенькую статью, которая мне показалась вполне уместной иллюстрацией одного из недавно мной сформулированных признаков «выученной беспомощности в математике». Речь идет о зависимости так называемого «гуманитарного мышления» от конкретных буквенных обозначений, иными словами — о низкой способности осмыслить условность и контекстуальную зависимость формальных буквенных обозначений (в алгебраической записи формул в общем виде).
Но прежде, чем Вы почитаете историю, посмотрите ссылку на страницу с описанием программы занятий в зимней школе:
https://ht-line.ru/ktz-w
На этой же странице Вы можете пройти саморегистрацию.
============================
16 июня 2021
Однажды я получил такой комментарий на своем блоге еще на Дзене: «Лучшая реклама Вашего курса, Александр Георгиевич, — это все-таки ИСТОРИЯ. Лучше расскажите какую-нибудь историю. Неужели за 40 лет преподавания у Вас не было интересных историй?

Подпись скриншотом 1: вот так выглядит четырехклеточная таблица на моих лекциях по психометрике (теории тестов).
И я решил рассказать Вам сегодня историю. Она случилась очень давно — в самом начале 80-х годов. Я был даже младше того возрастного студента c бородой, который пришел ко мне в третий раз на пересдачу и категорически заявил (ему было явно за 30, а мне до 30 тогда еще было далеко):
— Теперь я разобрался! Теперь я понял, что Вы неправильно сделали на лекциях!
— И что же такое неправильное я сделал?
— Так нельзя обозначать клеточки четырехклеточной таблицы сопряженности (ЧТС), как Вы обозначили — А-B-C-D.
— Почему это нельзя? Это же просто первые буквы алфавита.
— Вот именно, что у Вас какой-то букварь получился! А в букваре первые буквы идут в одну строчку, а тут ведь важно, что в таблице имеются ДВЕ строчки, а не одна (!).
— Ну допустим, Вам это показалось неудобной системой обозначений, хотя это условность. А как же правильно? — спрашиваю я студента, который просто сиял в этот момент просветленным лицом человека, постигшего истину.
— А надо так, как показано вот в этом учебнике:
А11 А12
А21 А22
Вот видите, в каждой клеточке буква А. И тогда человек не путается, что в каждой клеточке одна величина указана — число испытуемых, как Вы и говорили! А на строки и на столбцы указывают цифровые индексы. Понятно теперь? (Это он меня пафосно так спрашивает, понятно ли мне, наконец, стало на третьей пересдаче, а то до этого я, по его мнению, находился в явном заблуждении).
— Ну я рад, что Вы нашли удобный для Вас вариант обозначения и разобрались! Но, скажите, — спрашиваю. я, — разве обозначения так важны? Их ведь в математике принято в разных задачах вводить РАЗНЫЕ — как захочется, так и вводят математики.
— Вот именно эти математики и вредят НОРМАЛЬНЫМ людям! Им, видишь ли, все равно. А нормальным — не все равно!
— Приведите пример нормальных людей, пожалуйста.
— А вот физикам, например, не все равно! У них во всех задачках путь — это S, а время — это t…
… Ну вот такая история у меня случилась. А вы, друзья, на чьей стороне в этом споре про обозначения?
Вот примерно такие разговоры мы и будем вести с участниками «Дистанционной ПсихоМетрической Школы».

Подпись под скриншотом 2: а на этой картинке я показываю, как работает ЧТС для измерения эффективности биомаркеров. Картинка взята мной с сайта slideserve.com.
Кстати, освоение четырехклеточных таблиц позволит Вам глубже осмыслить не только научную тестологию, но и такую с недавних пор значимую и даже популярную научную дисциплину как «медицинская статистика» (популярной она стала в широких кругах интеллигенции во времена ковидной пандемии).
Вот еще один пример ЧТС, в которой клеточки обозначаются теми же самыми первыми буквами латинского алфавита в порядке чтения. Но это уже пример из доказательной медицины:

Скриншот 3. Мера эффективности лечебного воздействия ОР рассчитывается с помощью ЧТС.
Кстати, упомянутый на скриншоте 3 коэффициент «относительного риска» очень похож на широко используемый в практической тестологии коэффициент КД (коэффициента дискриминативности). Но только в КД подсчитывается разность между так называемыми ЧИЛ и ЧИК, а не отношение.

Скриншот 4. Формулы показателей чувствительности, специфичности и распространенности заболевания в медицинском тестировании. Картинка взята с сайта slideserve.com.

Добавить комментарий