Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

Моя история из университетской жизни: про буквы в клеточках ЧТС

Автор публикации:


Итак, зимой 2026 у нас должен состояться очередной цикл занятий по программе так называемой «дистанционной психометрической школы» (ДПМШ). Сегодня я полазил по архивам своих публикаций в разных местах на эту тему. И нашел на Дзен-канале «Думай человек» такую свою коротенькую статью, которая мне показалась вполне уместной иллюстрацией одного из недавно мной сформулированных признаков «выученной беспомощности в математике». Речь идет о зависимости так называемого «гуманитарного мышления» от конкретных буквенных обозначений, иными словами — о низкой способности осмыслить условность и контекстуальную зависимость формальных буквенных обозначений (в алгебраической записи формул в общем виде).

Но прежде, чем Вы почитаете историю, посмотрите ссылку на страницу с описанием программы занятий в зимней школе:

https://ht-line.ru/ktz-w

На этой же странице Вы можете пройти саморегистрацию.

============================

16 июня 2021

Однажды я получил такой комментарий на своем блоге еще на Дзене: «Лучшая реклама Вашего курса, Александр Георгиевич, — это все-таки ИСТОРИЯ. Лучше расскажите какую-нибудь историю. Неужели за 40 лет преподавания у Вас не было интересных историй?

Подпись скриншотом 1: вот так выглядит четырехклеточная таблица на моих лекциях по психометрике (теории тестов).

И я решил рассказать Вам сегодня историю. Она случилась очень давно — в самом начале 80-х годов. Я был даже младше того возрастного студента c бородой, который пришел ко мне в третий раз на пересдачу и категорически заявил (ему было явно за 30, а мне до 30 тогда еще было далеко):

— Теперь я разобрался! Теперь я понял, что Вы неправильно сделали на лекциях!

— И что же такое неправильное я сделал?

— Так нельзя обозначать клеточки четырехклеточной таблицы сопряженности (ЧТС), как Вы обозначили — А-B-C-D.

— Почему это нельзя? Это же просто первые буквы алфавита.

— Вот именно, что у Вас какой-то букварь получился! А в букваре первые буквы идут в одну строчку, а тут ведь важно, что в таблице имеются ДВЕ строчки, а не одна (!).

— Ну допустим, Вам это показалось неудобной системой обозначений, хотя это условность. А как же правильно? — спрашиваю я студента, который просто сиял в этот момент просветленным лицом человека, постигшего истину.

— А надо так, как показано вот в этом учебнике:

А11 А12

А21 А22

Вот видите, в каждой клеточке буква А. И тогда человек не путается, что в каждой клеточке одна величина указана — число испытуемых, как Вы и говорили! А на строки и на столбцы указывают цифровые индексы. Понятно теперь? (Это он меня пафосно так спрашивает, понятно ли мне, наконец, стало на третьей пересдаче, а то до этого я, по его мнению, находился в явном заблуждении).

— Ну я рад, что Вы нашли удобный для Вас вариант обозначения и разобрались! Но, скажите, — спрашиваю. я, — разве обозначения так важны? Их ведь в математике принято в разных задачах вводить РАЗНЫЕ — как захочется, так и вводят математики.

— Вот именно эти математики и вредят НОРМАЛЬНЫМ людям! Им, видишь ли, все равно. А нормальным — не все равно!

— Приведите пример нормальных людей, пожалуйста.

— А вот физикам, например, не все равно! У них во всех задачках путь — это S, а время — это t…

… Ну вот такая история у меня случилась. А вы, друзья, на чьей стороне в этом споре про обозначения?

Вот примерно такие разговоры мы и будем вести с участниками «Дистанционной ПсихоМетрической Школы».

Подпись под скриншотом 2: а на этой картинке я показываю, как работает ЧТС для измерения эффективности биомаркеров. Картинка взята мной с сайта slideserve.com.

Кстати, освоение четырехклеточных таблиц позволит Вам глубже осмыслить не только научную тестологию, но и такую с недавних пор значимую и даже популярную научную дисциплину как «медицинская статистика» (популярной она стала в широких кругах интеллигенции во времена ковидной пандемии).

Вот еще один пример ЧТС, в которой клеточки обозначаются теми же самыми первыми буквами латинского алфавита в порядке чтения. Но это уже пример из доказательной медицины:

Скриншот 3. Мера эффективности лечебного воздействия ОР рассчитывается с помощью ЧТС.

Кстати, упомянутый на скриншоте 3 коэффициент «относительного риска» очень похож на широко используемый в практической тестологии коэффициент КД (коэффициента дискриминативности). Но только в КД подсчитывается разность между так называемыми ЧИЛ и ЧИК, а не отношение.

Скриншот 4. Формулы показателей чувствительности, специфичности и распространенности заболевания в медицинском тестировании. Картинка взята с сайта slideserve.com.

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

Облако меток