Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

О причинах русофобии в бывших союзных республиках

Автор публикации:

На днях я прочел на Дзене интервью с известным политологом Сергеем Михеевым под названием «Почему они нас так ненавидят?» (прямая ссылка в конце этой статьи). Это интервью — одна из немногих попыток вскрыть сущностные, историко-идеологические причины нынешних конфликтов.

Далеко не со всеми тезисами Сергея Михеева у меня возникает согласие. Например, он очень поверхностно интерпретирует концепцию советского интернационализма, фактически обвиняя большевиков во взращивании националистических элит в национальных республиках СССР. Совсем без комментария остается, например, известная формула насчет советской культуры: «Национальная по форме, но социалистическая по содержанию», ибо никакого различения формы и содержания Сергей Михеев как бы не замечает.

Но, что автору удалось, — это сделать акцент на определенном неявном, но существенном идеологическом перерождении советской идеологии во времена Хрущева (да и Брежнева тоже). Это перерождение началось тогда, когда был объявлен курс партии на «все более полное удовлетворение растущих потребностей». Ведь это была фактическая подмена высоких идеалов социальной справедливости мещанско-обывательским культом потребления. Ну и началось бездумное соперничество с Западом в «уровнях жизни». Теперь стало очевидно, что СССР был обречен в этом соперничестве на поражение, ибо он вовсе не функционировал по принципу «метрополиям — все, а колониям — ничего».

Вот что об этом пишет (говорит в интервью) Сергей Михеев:

«… внутри советского сообщества, на мой взгляд, это породило постоянное сравнение нашего образа жизни с образом жизни западным. Интересно, что этому способствовало и советское руководство, начиная как минимум от Хрущева, а может быть и раньше. Советский порыв, на мой взгляд, начал умирать во времена Хрущева, который всё перевел в «догоним и перегоним». Зачем «догоним и перегоним»? Если вы строите принципиально новое общество, зачем вам материальные ориентиры? Но Хрущев, с одной стороны, понимал (в нем тоже эти вещи раздваивались), что надо идеологически чем-то отличаться; но, с другой стороны, понимал, что человеческую природу не обманешь. Поэтому, когда он говорил о развитии, о каких-то ориентирах, обозначал это вполне понятными материальными символами, конкретно: у каждой семьи будет холодильник, автомобиль, дача и всё остальное.

Это тоже заставило поколение советского общества постоянно сравнивать свой быт с бытом западного человека. До нас доходила, в основном, только рекламная картинка. На самом деле, внутри самого советского сообщества сложилось стойкое убеждение в нашем отставании.»

Читаем в этом же интервью еще и следующий тезисы Михеева:

«Советского человека примитивизировали в значительной степени. Примитивизировали понимание истории, самого себя и того, что такое мир вокруг себя. Почему? Потому что диалектический материализм (для тех, кто помнит эти слова) очень упрощал всю ткань жизни исторического процесса. Первое: он полностью убирал такие вещи, как наличие человеческой природы, у которой могут быть проблемы.»

Я тут, конечно, не собираюсь цитировать интервью Михеева целиком. Можете сами пройти по ссылке и все прочитать. Я только подчеркну, что согласен с тем, что пропаганда культа потребления началась во времена СССР. И на фоне более чем скромного потребительского рынка во времена позднего СССР (точнее — его полного развала) это-то как раз привело не только к антисоветским настроением, но и к «новой русофобии», ибо русские — это то, что ассоциировалось у потребительских националистических элит с союзным центром (с Москвой) — политическим центром, угнетающим «нацокраины», не дающим их насладиться западным изобилием товаров, не дающим стать частью процветающего Евросоюза и т.п.

Ниже я уже цитирую сам себе — свою реплику, которую я написал на Дзен-канале «Сергей Михеев» — в комментарии к обсуждаемому интервью.

ОГРАНИЧЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС ГРУППОВОЙ ЭГОИЗМ

То, что идеология в СССР была заточена под «конъюнктурную пропаганду» — это совершенно верно высвечено в данном интервью. Еще бы немножко уравновесить это констатацией того факта, что повышенные потребительские ожидания, которую культивировались советской пропагандой, сталкивались в реальности с определенной объективной НИЩЕТОЙ — очень убогим развитием потребительского сектора, несправедливым распределением, наличием почти что узаконенных ведомственных «спецраспределителей», и уж совсем антизаконных «блатных каналов доступа к дефициту». Получалось что-то вроде «Королевства кривых зеркал» — пропаганда все более и более лживо отражала реальность. Так что дело не столько в русофобии, как таковой, сколько в противоречии между лживой пропагандой и реальностью. Особенно на поздне-брежневской стадии это стало болезненно всеми восприниматься… — на этапе загнивания развитого социализма. Именно это привело к падению нравов: к социальному пессимизму, эгоистической атомизации общества (распад общества на отдельных людей, в лучшем случае — на целые семейно-дружеские «бригады», сосредоточенные на групповом эгоизме).

Вот такие очереди из советских людей стояли в первый американский ресторан Мак-Доналдс, открывшийся на Пушкинской площади в Москве в январе 1990 года (еще до распада СССР). Эти очереди — это символ не только материально-экономического, но также идеологического поражения СССР.

Верно также Михеевым подмечено, что догматы Марлена (марксистско-ленинской философии) были крайне антипсихологичными, фактически ненаучными — оторванными от понимания двойственной природы человека — и социальной, и биологической одновременно. Биологические ИНСТИНКТИВНЫЕ программы в глубинах мозга, унаследованные от животной стадии развития, никуда от человека не ушли. Они включаются всякий раз в особых стрессовых ситуациях — предопределяют наше поведение тогда, когда нет времени включить мозги и когда мы попадаем под гипнотическое влияние под лозунгом «ДЕЛАЙ КАК ВСЕ — В ЭТОМ СПАСЕНИЕ!» Сами профессиональные психологи до сих пор в своем большинство склонны идеализировать человека — преувеличивать его способности действовать осознанно, разумно, на основе собственного критического мышления, а не на основе «групповых стандартов» и примитивного обезьяноподобного подражания.

Националистическая элита в постсоветских республиках задала своим народам определенный стандарт поведения, и народ бездумно стал следовать этим стандартам — вопреки собственным коренным интересам, вопреки очевидным экономическим достижениям в базовых отраслях, обязанным широкой интеграции и кооперации в рамках Большой Страны. Ограниченный социальный интеллект плюс групповой эгоизм и … получили то, что имеем.

ВЫВОДЫ

По моему убеждению, искать глубокие исторические корни враждебности наших соседей к титульной нации России — к русским — это крайне непродуктивная, или даже контрпродуктивная затея. Широким массам «национальных окраин» вбили в голову совсем-совсем недавно такую простейшую до полной тупости мысль: «Источник вашего несчастья — вашего низкого уровня жизни — это русские, которые сами-то не меньше вашего мечтают побольше всех потреблять, но другие народы заставляют все время «затягивать пояса» ради каких-то якобы «высоких идеалов».

А точнее сказать, такую простую мысль даже и не потребовалось вбивать в головы с каким-то особым упорством. Эта тупая мысль рождалась во времена позднего СССР просто «сама собой»- на фоне пустых прилавков. И эта картинка твердо запечатлелась в памяти тех же украинцев, которые теперь боятся именно возвращения в их жизнь этой картинки — после поражения Украины на фронтах. Так что… западной пропаганде не понадобились «особые усилия» (как у нас наивно думают). Ей было достаточно просто НЕ опровергать те стихийные «выводы», к которым обыватели приходили сами — под влиянием противоречия между фальшивой советской пропагандой и скудной реальностью магазинов. Эта фальшивая пропаганда работала на миф о «богатых москалях» — только и всего! Она только разжигала зависть.

Даю обещанную прямую ссылку на интервью:

https://dzen.ru/a/ZDhDRrlCrwJNkvxq?comments_data=n_like

P.S.
А для тех, кто никогда особенно не задумался о так называемом «все более полном удовлетворении растущих потребностей», рекомендую почитать вот эту статью:

https://dzen.ru/a/ZDahgAAd0GgtSLhq

Что-то не видно ее названия, которое обычно возникало раньше в ссылках Дзена на Дзен, автоматически. Поэтому даю тут скриншот:

Подпишитесь на канал,

чтобы не пропустить новые публикации

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Александр Георгиевич, я пожалуй уклонюсь от предметного ответа на ваш вопрос, и уйду в более широкую и фундаментальную область этой…

  2. Владимир, спасибо, что Вы посмотрели словарь на сайте Ht-line.ru и даже щедро поделились свои впечатлением. Правильно ли я понял Вас,…

  3. Александр Георгиевич, почитал ваш словарь и неожиданно понял чему большая наука научила меня… — это выражаться настолько просто, насколько это…

  4. Владимир Александрович, спасибо, что Вы раскрыли ваше понимание термина «Эмоциональная потребность». Надо сказать, что когда Вы пишите про «сенсорную депривацию»,…

  5. Александр Георгиевич, ваше сомнение насчёт эмоциональной потребности мне понятно, эта потребность сначала называлась у меня эмоционально-информационной, но моя любовь к…

Облако меток