МЕТОДИЧНОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРИЗНАКИ «РУП»

Опытным психологам хорошо известно. что иногда данные единичных, но пролонгированных наблюдений имеют БОЛЬШУЮ ценность, чем массовых, но коротких по времени — срезовых измерений. Я бы хотел тут же — в нашем ТГ-канале CompDia- начать разговор о психологических признаках «РУП»- Реалистичного Уровня Притязаний. Сегодня поясню, что я под этим понимаю — что такое РУП?

РУП легче определить и понять, если его противопоставить ПУП — Повышенному Уровню Притязаний (он же ИУП -Инфантильный Уровень Притязаний, но лучше звучит ПУП). Эта пара — ПУП и РУП — тесно связана с фрейдистским контекстом, заданным через понятия «Принцип Удовольствия» и «Принцип Реальности».

Я провел, как минимум, три очень реальных, детальных и очень пролонгированных наблюдения в своей жизни. Это были отцовские наблюдения за тремя сыновьями, которые начинали с того (еще в дошкольном возрасте), что у них был выраженный детский ПУП, а под моим руководством — с помощью специальных игровых упражнений — они должны были освоить РУП, а по дороге обрасти необходимыми качествами морально-волевой регуляции деятельности — МЕТОДИЧНОСТЬЮ и НАСТОЙЧИВОСТЬЮ.

Не буду приводить все примеры,какие игры и упражнения помогали развить реалистическое планирование, целеустремленность и настойчивость (хотя результаты в трех случаях получились немного разные,но у всех троих произошли сдвиги в тех областях, где была реальная природная склонность и мотивация к «интересной деятельности»). Мой третий по имени Димка (очень длинный от рождения с тяжеловатыми ногами для узких плеч и длинных рук) никак не мог подтянуться на перекладине, хотя в 10 лет очень захотелось. Я смог ему внушить, что эту задачку надо отложить с 10 лет до 13 — до достижения подросткового возраста, когда возникнет природное изменение пропорций в развитии мышечной массы (под влиянием гормонального сдвига). И вот в 13 лет он сам начал следовать моим советам: начал с гантелей и эспандера (чтобы развить необходимые мышцы плечевого пояса еще до перекладины), а затем начал регулярно ежедневно подтягиваться, НЕ ОЖИДАЯ немедленного скачка в количестве доступных подтягиваний (мне удалось его убедить, что немедленного скачка НЕ будет). И так за 10 месяцев ему удалось поднять медленно свой результат с 1 до 10 подтягиваний подряд. Причем он все эти 10 месяцев тренировался уже без моего ежедневного контроля. На прошлой неделе он уже порадовал, что освоил «выход силой», причем сразу на две руки (!). Это лучше, чем было у меня в свое время в его годы (хотя я занимался со штангой и перекладиной в легкоатлетической ДЮСШ).

Почему это стало возможным? Какие факторы Димке помогли (кроме банального биологического созревания, которое тоже необходимо)? — А помогли наши начатые с ним регулярные занятия с дошкольного возраста по развитию… памяти. Мы записывали в толстую тетрадку результаты всех его попыток запомнить и воспроизвести в режиме «кратковременной памяти» 10 слов (пять пар, а потом уже и не пар). Удалось устойчиво поднять средний результат (усредненный по пяти подряд пробам) с 5 до 8 слов, что и требуется для уверенного успешного обучения в старших классах средней школы (по моим данным и в ВУЗе этого хватит уже для прослушивания лекций и усвоения новых знаний прямо в момент лекции). И тут сказались банальные процессы биологического созревания мозга, но новый потенциал не проявился бы в этом результате, если бы на биологию не удалось нарастить регулярный тренинг — осознанную работу над собой с использованием количественной шкалы результатов, чувствительной к мелким приращениям — к медленному прогрессу.

А теперь еще немножко теории. Когда мы предлагаем вполне взрослым людям тренинговую серию в личной кабинете из 15 или 25 уровней (в задачах на тренинг ассоциативно-семантической памяти, или на тренинг пространственно-логического мышления с помощью шахматных этюдов возрастающей трудности), мы регулярно видим, что у значительной части взрослых НЕТ сформированного РУП и сопутствующих ему морально-волевых качеств — МЕТОДИЧНОСТИ и НАСТОЙЧИВОСТИ. Как это проявляется? — А так проявляются, что получив реальный свой результат, который оказывается заведомо ниже зоны ПУП (гораздо ниже того уровня, на котором ХОЧЕТСЯ находится), человек немедленно банально БРОСАЕТ эти занятия (так поступают более половины). Спрашивается, а что ты ожидал, зачем брался? Почему это происходит?- Нет представления о ШКАЛЕ достижений, на которой можно двигаться только медленно, а большой и немедленный скачок НЕ получится (!).

Более того на пути любого тренинга стоит такое препятствие как… ВРЕМЕННОЕ СНИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Оно может наблюдаться даже не в одной попытке, а на протяжении трех и даже пяти попыток. Поэтому свой прогресс необходимо научиться измерять на больших интервалах времени — на СЕМИ попытках (а иной раз на 10!). Это можно сравнить с ведением «календаря погоды» в младшей школе — построением ломаного графика суточных температур. Весна приходит после зимы не сразу, а временно уступает иногда: целых три дня или больше могут наблюдаться даже заморозки, но научившись усреднять результаты на глубину в 7-10 дней мы видим, что приход тепла все-таки происходит. Точно также надо усреднять за 7-10 дней показатели на весах, если начинаешь медленно и методично (без рывков) ХУДЕТЬ (путем ограничения ужинов и медленного бега, или даже методичной ходьбы). Но… у многих взрослых отсутствуют необходимые навыки: 1) Они не любят заниматься измерениями и не ценят количественную обратную связь на чувствительных (многоградуальных) шкалах, 2) Они хотят увидеть результат своих усилий НЕМЕДЛЕННО, не понимая, что требуется время, чтобы его увидеть, 3) Не получая положительного подкрепления (не умея его получить), они бросают начатое в самом начале пути.

ВЫВОДЫ

Проблема с незрелостью наших сограждан имеет гораздо более широкое значение, чем управление весом или тренинг кратковременной памяти. Незрелость и наличие инфантильного ПУПа — это то, что мы наблюдаем во множестве дискуссий в массовых социальных сетях в наше время (в том числе и по поводу реальной статистики пандемических явлений, в том числе и по поводу острых политических вопросов, требующих реалистичной оценки ресурсов и реалистичных ожиданий, основанных на реальных цифрах и данных и об успехах, и о неудачах).

P.S.
Кстати, та же самая задачка — психическое приспособление к медленному прогрессу — относится к изучению иностранных языков. Иногда мне кажется, что большинство русских потому так плохо знают иностранные языки (особенно плохо говорят), что у них инфантильный ПУП мешает довольствоваться мелкими, но неуклонными сдвигами в результатах. Они НЕ любят и НЕ умеют измерять сдвиги в накоплении словарного запаса. Им очень хочется сразу выступать на чужом языке как … Цицерон. Они не переносят собственных ошибок и затыков. Они слишком возбуждены в ситуации речевого общения, так что все слова и фразы «вылетают из головы» (отсюда зажим в коммуникации — повышенная стеснительность), ибо никакой систематической «поведенческой десензитизации» (коммуникативного тренинга) и медленного прогресса в речевой коммуникации у них нет (дефекты школьной педагогики в преподавании иностранных языков, которая делает акцент на грамматике, но никак не измеряет прогресса в коммуникативных навыках, да и не нацелена на них вовсе).

График снижения веса (в результате диеты). Ох. ребята, не мой это график 😉 Хотелось бы такой увидеть, но надо прибавить к этому более 20 кг… Я подхватил просто иллюстрацию на сайте prohz.ru. Обращаю Ваше внимание, что график растянулся по оси X не на 2-3 недели, а на полгода (!).

Мда… я банально забыл снабдить сегодняшнюю публикацию какой-нибудь картинкой. Пытаюсь теперь исправить ситуацию.

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Да, про молодежь — это про ЭКОПСИ. Я чураюсь названий новомодных должностей, которые, почему-то не переводятся на родной и могучий,…

  2. Прямо напрашивается вопрос, а высокопотенциальный руководитель где, в какой сфере? Какого-то абстрактного управления вообще? В вооруженных силах, в медицинском учреждении,…

Облако меток