
Предупреждение: к сожалению, в отличие от полноценного редактора типа MS Ворд, в этом онлайн-редакторе ВордПресс нет возможности цветового выделения шрифта. Чтобы Вы отличали мои абзацы и комментарии от того, что пишет DeepSeek, я стал выделять свои фразы курсивом. После каждой фразы-ответа от системы DS я ставил точечную оценку качеству этого ответа. Итоговая оценка за ответ в целом складывалась как среднее арифметическое выставленных точечных оценок (см. ниже).
Я начал свой «экзаменационный диалог» с системой DS с такого сакраментального вопроса, который нередко задавал студентам в качестве дополнительного вопроса на экзамене (когда студент не добирал одного балла до нижней границы оценки «отлично»).
Вопрос на экзамене: ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА?
Ответ студента DS (поясняю, что все выделения жирным шрифтом — это инициатива самой системы DS!):
Компьютерная психодиагностика — это область психологии, которая использует компьютерные технологии для проведения психологических тестов, анализа данных и интерпретации результатов. Она объединяет методы психологической диагностики с современными информационными технологиями, что позволяет автоматизировать процесс тестирования, обработки и интерпретации данных. +5
Основные аспекты компьютерной психодиагностики:
- Автоматизация тестирования:
- Компьютерные программы позволяют проводить психологические тесты без участия человека-эксперта на этапе предъявления вопросов +4. (я бы сказал «заданий», а не вопросов)
- Это ускоряет процесс и минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором+5.
- Обработка данных:
- Программы автоматически обрабатывают результаты тестов, вычисляют баллы, интерпретируют их и формируют отчеты +5.
- Это особенно полезно при работе с большими объемами данных+5.
- Стандартизация:
- Компьютерные тесты обеспечивают единообразие условий проведения диагностики, что повышает надежность и валидность результатов+5.
- Широкий спектр методик:
- Компьютерная психодиагностика охватывает различные области: личностные тесты, тесты интеллекта, диагностику эмоциональных состояний, профессиональную ориентацию и др.+4 (я бы добавил сюда тесты знаний и специальных компетенций, социальных установок, ценностных ориентаций, на психологическую совместимость… ну да ладно, пускай будет «др»)
- Интерактивность:
- Некоторые программы адаптируют вопросы в зависимости от ответов испытуемого (адаптивное тестирование), что делает процесс более эффективным+4 (я бы написал «задания» и в явном виде о том, что сеанс тестирования становится более коротким).
- Хранение и анализ данных:
- Компьютерные системы позволяют хранить результаты тестирования, сравнивать их с нормативными данными и отслеживать динамику изменений+5.
Преимущества компьютерной психодиагностики+3 (ничего нет в терминах психометрических свойств надежность, валидность, репрезентативность):
- Экономия времени: автоматизация ускоряет процесс тестирования и обработки данных +5.
- Объективность: минимизация субъективного влияния со стороны исследователя+5.
- Доступность: возможность проведения тестов удаленно (онлайн-тестирование)+5.
- Точность: снижение вероятности ошибок при подсчете результатов+5.
Недостатки и ограничения+4:
- Ограниченность интерпретации: компьютерные программы могут не учитывать индивидуальные особенности испытуемого+5.
- Зависимость от качества методик: если тест невалиден или ненадежен, компьютерная обработка не улучшит его качество+5 (ну, наконец, про надежность и валидность, хотя и с приставкой «не»).
- Этические вопросы: необходимость обеспечения конфиденциальности данных и защиты персональной информации+5.
- Преклонение перед роботами: увы, компьютерная психодиагностика в сознании наивных обывателей (и неквалифицированных пользователей) усиливает эффект автоматического доверия к недостоверным результатам только потому, что они получены от его величества «Робота» (!)
Примеры использования:
- В клинической психологии: диагностика психических расстройств, оценка эмоционального состояния+3 (клиническая психология – это область применения диалогических, нестандартизированных методик… главным образом)
- В образовании: профориентация, оценка уровня знаний и способностей+5 (ну, наконец-то, про знания есть упоминание).
- В бизнесе: подбор персонала, оценка компетенций сотрудников+5.
- И другие сферы (явно неполный набор примеров требует такой оговорки)
Компьютерная психодиагностика активно развивается благодаря advances (бывает, что DS переходит на английский, хотя перевод на русский в данном случае очень простой – «новейшие достижения») в области искусственного интеллекта и машинного обучения, что открывает новые возможности для более точной и глубокой диагностики+4.
Средний балл по справке (ответу) в целом = 4.54 (из 22 оценок).
Вопрос на экзамене: ЧТО ТАКОЕ ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ?
Ответ студента DS:
Валидность психодиагностической методики — это один из ключевых критериев качества психологического теста, который показывает, насколько точно методика измеряет то, для чего она предназначена. Другими словами, валидность отражает степень соответствия результатов теста той характеристике (конструкту), которую он должен измерять+5. (я бы назвал валидность не критерием, а параметром качества или психометрическим свойством, впрочем, про «критерий качества» в самом деле чаще говорят, чем про психометрические свойства методики; термин «критерий» уже слишком нагружен в контексте разговора про критерии валидности, но… в традициях обычных пользователей слово «критерий» используется направо-налево и смысл его зависит от контекста, то есть используется совсем-совсем в разных смыслах. Да, ладно — пусть будет точечная оценка «отлично», так я оцениваю ответ DS на фоне беспомощности множества студентов в ответе на этот вопрос).
Основные аспекты валидности:
- Соответствие цели:
- Валидность указывает, действительно ли тест измеряет то, что заявлено. Например, если тест предназначен для измерения уровня тревожности, он должен измерять именно тревожность, а не, например, стресс или депрессию+5.
- Обоснованность интерпретации результатов:
- Валидность позволяет психологу корректно интерпретировать результаты теста и делать на их основе выводы+5.
- Научная обоснованность:
- Методика должна быть разработана на основе теоретической модели и эмпирических данных, подтверждающих ее эффективность+4 (чего модели, что именно моделирует модель? Психическое свойство! Не всегда строить теоретическую модель в прикладных условиях необходимо!).
Типы валидности:
- Содержательная валидность:
- Отражает, насколько полно тест охватывает измеряемую характеристику. Например, тест на интеллект должен включать задания, которые оценивают разные аспекты интеллекта (логическое мышление, память, внимание и т.д.)+5.
- Критериальная валидность+4:
- Показывает, насколько результаты теста коррелируют с внешним критерием (например, успешностью в работе, академической успеваемостью). Критериальная валидность делится на:
- Конкурентную валидность: корреляция с критерием, измеренным одновременно с тестом+5.
- Прогностическую валидность: способность теста предсказывать будущие результаты (например, успех в обучении или работе)+5.
- Увы, ни слова про ретроспективную валидизацию и риски, связанные с такой схемой+3
- Показывает, насколько результаты теста коррелируют с внешним критерием (например, успешностью в работе, академической успеваемостью). Критериальная валидность делится на:
- Конструктная валидность:
- Отражает, насколько тест измеряет теоретический конструкт (например, креативность, мотивацию, тревожность). Для проверки конструктной валидности используются сложные статистические методы, такие как факторный анализ+5 (выражение «такие как» как бы оправдывает неупоминание других методов, даже более важных. чем факторный анализ — типа «структурное моделирование», но не буду придираться, пусть будем пять баллов)
- Дискриминантная валидность:
- Показывает, что тест не измеряет другие, близкие конструкты. Например, тест на тревожность не должен измерять депрессию+5.
- Внешняя валидность+3:
- Отражает, насколько результаты теста можно обобщать на другие ситуации, группы людей или условия (невнятно все-таки… «внешние» ситуации это по отношение к чему, к ситуации тестирования, наверное? А не возникает ли путаница с «репрезентативностью», когда речь идет о группах людей – да, скорее всего возникает).
Как проверяется валидность?+4
- Эмпирические исследования: сравнение результатов теста с внешними критериями или другими методиками+4 (термин «корреляция» здесь напрашивается).
- Статистический анализ: использование корреляций, факторного анализа и других методов для оценки связи между тестом и измеряемым конструктом+4 (почему статистический анализ и эмпирические исследования пошли как рядоположные пункты – на одном уровне в списке?).
- Экспертная оценка: привлечение специалистов для оценки содержания теста и его соответствия измеряемой характеристике+5.
- А где про экспертную оценку тестируемых – одновременное с тестированием тестируемых?+3
Почему валидность важна?
- Без валидности результаты теста теряют смысл, так как невозможно быть уверенным, что они действительно отражают измеряемую характеристику+5.
- Низкая валидность может привести к ошибочным выводам и решениям, например, при подборе персонала или диагностике психических состояний+5.
Пример:
Если тест на креативность имеет высокую валидность, это означает, что он действительно измеряет креативность, а не, например, общий интеллект или уровень образования+5.
Таким образом, валидность — это фундаментальное свойство любой психодиагностической методики, которое обеспечивает ее научную и практическую ценность+5.
Средний балл по справке в целом = 4.5 (из 20 оценок).
Неплохо-неплохо! Ну а теперь я решил узнать, что знает наш «студент» насчет персоналий, работавших в области компьютерной психодиагностики. Ессно, я начал с себя-дорогого. Ну любопытно все-таки, понимаете?
Вопрос на экзамене: КТО ТАКОЙ РАЗРАБОТЧИК КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК (ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕСТОВ) АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ ШМЕЛЕВ?
Ответ от студента DS:
Александр Георгиевич Шмелев — известный российский психолог, специалист в области психометрики, психодиагностики и разработки компьютерных тестов. Он внес значительный вклад в развитие методов психологической диагностики, особенно в области компьютерной психодиагностики и создания психометрических инструментов+4 (ни слова про психосемантику, хотя этот термин в явном виде присутствует в теме защищенной докторской диссертации Шмелева А.Г.).
Основные сведения о Александре Георгиевиче Шмелеве:
- Образование и профессиональная деятельность:
- Александр Шмелев является доктором психологических наук+5.Он занимался научной и преподавательской деятельностью, работал в ведущих психологических и образовательных учреждениях России+4 (черт возьми, надо все-таки было про МГУ имени М.В.Ломоносова написать – это ведь самая важная информация, самый высокорейтинговый ВУЗ в РФ).
- Его работы широко используются в академической и практической психологии+5.
- Научные интересы:
- Разработка и адаптация психодиагностических методик+5.
- Компьютерная психодиагностика и создание программного обеспечения для психологических тестов+5.
- Психометрика: вопросы валидности, надежности и стандартизации тестов+5.
- Применение математических и статистических методов в психологии+5.
- Опять ничего про психосемантические (психолингвистические, лексико-психологические) проекты типа ТЕЗАЛ +3
- Вклад в психодиагностику:
- Шмелев является автором и соавтором множества психологических тестов и методик, которые используются для оценки личности, интеллекта, профессиональных склонностей и других психологических характеристик+5.
- Он активно развивал направление компьютерной психодиагностики, создавая инструменты для автоматизации тестирования и обработки данных+5.
- Публикации:
- Александр Шмелев написал ряд научных статей, учебных пособий и монографий по психодиагностике и психометрике+5.
- Его работы часто цитируются в научной литературе и используются в учебных курсах по психологии+5.
- Практическое применение:
- Разработанные Шмелевым методики применяются в клинической психологии (? – вот тут-то меньше всего), образовании, профориентации и кадровом менеджменте +4.
- Он также занимался вопросами адаптации зарубежных тестов к российским условиям, что важно для обеспечения их валидности и надежности+5.
Примеры методик, связанных с именем Шмелева:
- Разработка и адаптация тестов для оценки личностных черт, мотивации, когнитивных способностей+4 (ну могли бы хотя бы пару методик назвать КОНКРЕТНЫХ?).
- Создание компьютерных версий классических психодиагностических тестов+3 (не создавал я буквальных компьютерных версий классических тестов, это были всегда модификации).
Александр Георгиевич Шмелев является одним из ключевых специалистов в области психодиагностики в России, и его работы продолжают влиять на развитие этой науки и практики. Если вас интересуют конкретные методики или публикации, уточните, и я постараюсь предоставить более детальную информацию!+5 (вот это классная оговорка – о том, что здесь не хватает детальной информации про конкретные методики)
Средний балл по справке в целом = 4.56 (из 18 оценок).
Ну а теперь давайте посмотрим, что знает система DS про конкретные методики. Возьмем, пожалуй, самую известную методику Шмелева, упомянутую во множестве справочников по психодиагностике и сайтах. Это методика ТЮФ.
Вопрос на экзамене: РАССКАЖИТЕ ПРО МЕТОДИКУ ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (АВТОР — А.Г.ШМЕЛЕВ)
Ответ от студента DS:
Тест Юмористических Фраз (ТЮФ) — это психодиагностическая методика, разработанная Александром Георгиевичем Шмелевым и его коллегами (+4, надо было хотя бы Викторию Болдыреву назвать — соавтора первой публикации). Этот тест используется для оценки личностных особенностей и эмоциональных реакций (? – насчет «эмоциональных реакций» – полная отсебятина, никогда я так не писал в аннотациях) человека через его восприятие юмора+4. Методика основана на том, что чувство юмора тесно связано с индивидуальными психологическими характеристиками, такими как ценности, установки, эмоциональные состояния и личностные черты+4 (тут не названы главные психические свойства для ТЮФа – мотивы, но я готов не сильно снижать балл за эту неточность, чтобы не занижать общую оценку).
Основные характеристики методики:
- Цель теста:
- Выявление личностных особенностей, ценностных ориентаций и эмоциональных реакций (?) человека через его предпочтения в юморе+5.
- Форма проведения:
- Тест состоит из набора юмористических фраз (афоризмов, шуток, каламбуров), которые испытуемый должен оценить по степени их смешности (нерусское слово – редкий случай, смысл которого понятен, но приходится придраться) или привлекательности+4.
- Принцип работы:
- Каждая юмористическая фраза в тесте связана с определенной психологической категорией (например, агрессия, сексуальность, интеллект, социальные нормы и т.д.)+4 (если точней, то связана не с одной категорией, а с несколькими категориями одновременно, что принципиально для версии ТЮФ-1 – классификационной, а не оценочной версией ТЮФО).
- Предпочтение тех или иных фраз позволяет сделать выводы о доминирующих ценностях, эмоциональных состояниях и личностных чертах испытуемого+5.
- Обработка результатов:
- Ответы испытуемого анализируются, и на основе предпочтений определенных категорий юмора делаются выводы о его психологических особенностях+4 (нет детальной информацией о том, как происходит подсчет сырых баллов на тестовых шкалах, про анализ дается информация в слишком общем виде).
- Результаты могут быть представлены в виде профиля, отражающего выраженность тех или иных характеристик+5.
Основные шкалы теста +3 (ловкая подделка! Так отвечают сообразительные студенты, которые предпочитают не молчать на экзамене, а говорить, выдумывая на ходу что-то … правдоподобное! Нигде не опубликован ни разу именно такой набор шкал! Тут какая-то смесь из шкал в ТЮФ-1 и ТЮФО, причем термина «самоирония» вообще нигде не было; это хорошее слово, но его не было 😉) :
Тест Юмористических Фраз включает несколько шкал, которые отражают разные аспекты личности и эмоциональной сферы. Например:
- Агрессия: склонность к агрессивным реакциям.
- Сексуальность: интерес к теме секса и отношений.
- Интеллект: предпочтение интеллектуального юмора.
- Социальные нормы: отношение к социальным стереотипам и нормам.
- Самоирония: способность к самокритике и самоиронии. (-2!!)
Преимущества методики:
- Невербальная диагностика:
- Тест не требует прямых ответов на вопросы о себе, что снижает уровень социальной желательности и позволяет получить более искренние результаты+3 (неверное употребление термина «невербальная»).
- Простота проведения:
- Методика легко воспринимается испытуемыми, так как связана с юмором, что делает процесс тестирования менее напряженным+5.
- Глубина анализа:
- Тест позволяет выявить не только осознаваемые, но и скрытые аспекты личности+5.
Области применения:
- Клиническая психология: диагностика эмоциональных состояний и личностных особенностей+5.
- Профориентация: выявление ценностных ориентаций и склонностей-2 !! (бред собачий и полнейшая выдумка! Если кто-то где-то об этом написал в Интернете, то покажите мне пальцем на этот безумный сайт).
- Исследования: изучение связи между чувством юмора и личностными чертами+5.
- Коучинг и тренинги: использование юмора для самопознания и развития эмоционального интеллекта+4 (психологическое консультирование разве теперь коучингом называется? ТЮФ с большой натяжкой имеет отношение к наставлениям по поводу решение производственных и карьерных задач)
Пример использования:
Если испытуемый чаще выбирает шутки, связанные с интеллектуальным юмором, это может указывать на высокий уровень когнитивных способностей и склонность к рефлексии+5. Если же предпочтение отдается шуткам с агрессивным подтекстом, это может свидетельствовать о наличии подавленной агрессии или конфликтности+5.
Критика и ограничения:
- Как и любая проективная методика, ТЮФ требует квалифицированной интерпретации результатов+5.
- Восприятие юмора может зависеть от культурных и социальных факторов, что необходимо учитывать при анализе+5.
Тест Юмористических Фраз — это уникальная методика, которая сочетает в себе научный подход и нестандартный способ диагностики личности через юмор+5. Она остается популярной в практике психологов благодаря своей оригинальности и эффективности+5. (поставил «пять», но глагол «остается» кольнул меня. В самом деле методика, можно сказать, старовата, но мы тут недавно создали третью версию в рамках проекта КИТТ, обновив перечень шуток, а об этом DeepSeek ничего не знает)
Средний балл по справке в целом = 4.3 (из 23 оценок).
Вопрос на экзамене: Приведите, пожалуйста, примеры конкретных фраз из Теста Юмористических Фраз.
Ответ от студента DS (Дипа Сикова):
Тест Юмористических Фраз (ТЮФ) — это психологическая методика, разработанная Александром Григорьевичем Шмелёвым (+3 ну все, отчество поехало! Студент, кажется, уже устает от большого количества дополнительных вопросов на экзамене) и его коллегами для диагностики индивидуальных различий в восприятии юмора и чувстве юмора. ТЮФ включает набор юмористических фраз, которые оцениваются испытуемыми по степени их смешности (-4, этот дефект уже видели выше). На основе этих оценок делаются выводы о личностных особенностях человека, его ценностях и чувстве юмора +5.
Конкретные фразы из теста могут варьироваться в зависимости от версии методики (+4, первый раз слышу о том, что существуют разные версии и это, казалось бы хорошо; тут бы поподробней, но нет; строго говоря, не существует версий, настроенных на разные диагностические ситуации – моих авторских, других не знаю), но обычно они представляют собой короткие шутки, каламбуры или анекдоты. Вот несколько примеров фраз, которые могут быть использованы в подобных тестах (+3, изобратетельный студент стал придумывать свои собственные шутки, которые НЕ имеют отношения к опубликованным достаточно широко фразам из какой-либо версии ТЮФ):
- Каламбуры:
- «Вчера на рыбалке я поймал рыбу, которая знала только два аккорда. Видимо, это был бас-гитарист.» (+5 – неплохо, на мой взгляд, я даже улыбнулся!)
- «Почему программисты путают Хэллоуин и Рождество? Потому что Oct 31 = Dec 25.» (+3, ну я такую остроту не осилил вовсе, а Вы?)
- Абсурдные ситуации:
- «Встретил как-то ёжик удава, а тот ему: ‘Привет, колючка!’ Ёжик подумал и ответил: ‘Здравствуй, шнурок!’» (+5, ну ёлы-палы, это что такое?! – БЯМ уже умеет шутить, или все-таки где-то подсмотрел неплохую шуточку?)
- «Почему курица перешла дорогу? Чтобы доказать, что она не индюк.» (+5 – как и все прежние шутки, такой тоже не было в составе ТЮФ, но неплохо опять-таки)
- Ироничные замечания:
- «Я не ленивый, я просто на энергосберегающем режиме.» (+5)
- «Если бы у меня была жизнь, я бы точно ею поделился.» (-2 – ну это до меня никак не дошло, а до Вас?)
- Игры слов:
- «Почему математики так плохо готовят? Потому что они всегда делят всё на ноль.» (+3 – лично я не настолько математик, видимо, чтобы осмыслить этот тонкий юмор)
- «Что сказал скелет, когда зашёл в бар? ‘Дайте мне пива и швабру для спины.’» (-3 – глупо, но смешно, что ли так? Не очень-то… Вроде бы заявка на «черный юмор» для садистов, но уж слишком замысловатый)
- Социально-ориентированные шутки:
- «Почему экономисты всегда носят очки? Чтобы лучше видеть светлое будущее.» (+5 !! – блестяще)
- «Как называется человек, который знает всё? Новый сотрудник.» (+5 – потрясающе!)
Эти фразы предназначены для того, чтобы вызвать у испытуемого эмоциональную реакцию и оценить, какие типы юмора ему ближе (+5). На основе выбора и оценок можно сделать выводы о его личности, чувстве юмора и даже культурных предпочтениях (+5)
Если вас интересует конкретная версия ТЮФ, стоит обратиться к оригинальным работам А.Г. Шмелёва или его коллег, так как тест может иметь разные модификации (+5 – ну вот, наконец, золотые слова ;).
Средний балл по справке в целом = 4.18 (из 17 оценок).
Все-таки в отношении разработчика тестов Шмелева было много хвалебных слов, но слишком общих и не конкретных. Давай-ка посмотри, что знает система DS про В.И.Похилько? Уж я-то знаю досконально весь короткий жизненный путь этого моего друга и соавтора, который когда-то был моим первым студентом (когда я был еще только аспирантом), а потом в чем-то даже перерос своего «наставника» (уж в области создания компьютерных игр вместе с Алексеем Пажитновым – это точно).
Вопрос на экзамене: КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПОХИЛЬКО?
Ответ студента DS:
Владимир Иванович Похилько (1940–2008 – ух, какая тяжелая ошибка, истинные годы жизни 1954-1998 – даю 1 балл за такой дефект в ответе!!) — известный советский и российский психолог, специалист в области психодиагностики, психологии личности и когнитивной психологии (+4, про разработку компьютерных игр ни слова). Он внес значительный вклад в развитие психологической науки, особенно в области создания и адаптации психодиагностических методик (+4, не так уж много психодиагностических методик создал Володя, но они столь оригинальные (ПМШ, например – Пространственная МнемоШкала), что можно и так сказать, особенно если суммировать сюда методики, которые вошли под именем его супруги Лены Федотовой – КИСС, например, то есть Косвенное Измерения Системы Самооценок).
Основные вехи биографии и деятельности:
- Образование и научная карьера:
- Владимир Похилько получил образование в области психологии и посвятил свою жизнь научной и преподавательской деятельности (+4, ни слова про первое радиоэлектронное образование и службу военным летчиком-истребителем после школы ДОСААФ – ну это и понятно).
- Он работал в ведущих научных учреждениях, включая Московский государственный университет (МГУ) и Институт психологии РАН(+3, он работал больше всего в особой диагностической лаборатории 1ММИ, в МГУ – только 1 год, фактически, а в ИПРАНе учился в аспирантуре, но не работал)
- Научные интересы:
- Психодиагностика: разработка и адаптация психологических тестов (+5).
- Психология личности: изучение индивидуальных различий, мотивации, саморегуляции (+5).
- Когнитивная психология: исследование процессов восприятия, памяти, мышления (+4, изучал подпорогое восприятие в рамках компьютерной системы ДИАНА, память тоже изучал как систему ошибок памяти, а вот мышление?… не помню)
- Вклад в психодиагностику:
- Владимир Похилько известен как один из создателей многофакторных личностных опросников, которые широко используются в психологической практике (-4, мы провели с Володей первыми факторный анализ пунктов 16PF и MMPI, что потребовало факторизации чудовищных по тем временам матриц корреляций типа 377 на 377 – версия Березина, Мирошникова, но я бы не сказал, что наши результаты ФА были внедрены в практику, а вот 17ЛФ – да, это пожалуй, пошло, я бы даже сказал пошло хорошо, так как этот опросник «украли», что в РФ означает высшую меру народного признания).
- Он занимался адаптацией зарубежных психодиагностических методик для использования в России, что способствовало развитию отечественной психологии (+4, мы скорее все-таки модификации создавали, такая же неточность, как и в случае со Шмелевым А.Г.).
- Преподавательская деятельность:
- Похилько читал лекции по психологии личности, психодиагностике и когнитивной психологии (+3, увы, не читал лекции, а я приглашал его пару раз прочесть одиночную лекцию в МГУ по теме «Репертуарные решетки»)
- Его учебные пособия и научные работы стали важным вкладом в подготовку психологов в России (+3, инициировал перевод руководство Франселлы и Банистера на русский (Прогресс, 1987) и написал главу про «Репертуарные решетки» в учебник 1987 года под редакцией Бодалева и Столина, это я настойчиво рекомендовал Столину своего Владимира как автора особой главы).
- Публикации:
- Владимир Похилько является автором и соавтором множества научных статей, учебников и методических пособий (-3 – явное преувеличение, как будто с меня списали, но это не про Владимира).
- Его работы широко используются в учебных курсах по психологии и психодиагностике (+3, наверное, тоже преувеличение, увы. Я бы за такие общие хвалебные слова студенту на экзамену выше 3х баллов не поставил – это все «бла-бла-бла»).
Основные направления научной деятельности:
- Разработка психодиагностических методик:
- Похилько участвовал в создании тестов для оценки личностных черт, мотивации, когнитивных способностей (+5, участвовал – это самое точное выражение на сегодня).
- Он уделял особое внимание вопросам валидности и надежности тестов (+4 – ну можно было бы написать, наконец, что основным соавтором его статей на тему психометрики был Шмелев, я-то и писал эти статьи, но не мог не вкючить Володю в соавторы, так как он писал программы для ЭС ЭВМ и обрабатывал огромные массивы данных).
- Адаптация зарубежных методик:
- Он адаптировал для российских условий такие известные тесты, как MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) и другие (+4, Володя не был автором перевода вопросов, мы брали версию Березина-Мирошников, а новые пункты для 16ЛФ и ММПО в основном предложил Шмелев, впрочем, об этом «разделении труда» нигде мы решили не писать, конечно, поэтому откуда знать системе DS об этом, так что.. не буду слишком строго снижать балл)
- Исследования в области когнитивной психологии:
- Похилько изучал процессы восприятия, памяти и мышления, а также их связь с личностными особенностями (+4 – в общем-то поверхностные общие слова, причем явный повтор).
Научное наследие:
- Владимир Похилько оставил после себя богатое научное наследие (+3 – увы, это преувеличение), включающее как теоретические работы, так и практические разработки.
- Его труды продолжают использоваться в психологической практике и образовании (+4).
Если вас интересуют конкретные работы или методики, связанные с Владимиром Похилько, уточните, и я постараюсь предоставить более детальную информацию! (+5 – вот это верно!)
Средний балл по справке в целом = 3.73 (из 19 оценок). — мда, слабенько-слабенко…
Ну а теперь попробуем выяснить, что знает наш студент по поводу конкретных разработанных мной (начатых еще с Похилько) компьютерных систем. Возьмем ТЕЗАЛ. Ведь тут-то нужно анализировать специальную литературу, а не пользоваться доступным в открытом Рунете «корпусом свободных высказываний разных дилетантов». Вот тут наш «сообразительный студент», который в основном хорошо осведомлен в области Инртернет-фолклора, и поплыл…
Вопрос на экзамене: ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ТЕЗАЛ. АВТОР — А.Г.ШМЕЛЕВ
Ответ студента DS:
Система ТЕЗАЛ (Тезаурус для анализа языка -2, увы, ни слова про личность) — это лингвистическая разработка, созданная российским психологом и лингвистом Александром Григорьевичем Шмелёвым (+3 – не только студент, но уже сам экзаменатор устал от «Григорьевича»). Эта система представляет собой тезаурус, который используется для анализа и обработки естественного языка (+3 – очень неточно, с текстами ТЕЗАЛ не позволяет работать). Основная цель ТЕЗАЛа — структурирование и классификация лексики, что позволяет эффективно работать с семантикой слов и текстов (+3 – общие слова, больше тройки нельзя поставить, да и то это делает … добродушный экзаменатор, который рад, что студент хотя бы не отрицает существование системы ТЕЗАЛ и не считает его «катком для асфальта»).
Основные особенности системы ТЕЗАЛ:
- Тезаурусный подход: ТЕЗАЛ организует слова в иерархические структуры, группируя их по смысловым связям (+3, насчет иерархии – выдумка). Это позволяет учитывать синонимию, антонимию, гиперонимы (более общие понятия) и гипонимы (более конкретные понятия). +3 – нет в ТЕЗАЛЕ никаких гиперонимов или гипонимов, увы (!!)
- Семантический анализ: Система помогает анализировать значение слов и текстов, что полезно для задач автоматической обработки естественного языка (NLP). +3 – а причем тут NLP?
- Применение в психолингвистике: А.Г. Шмелёв разрабатывал ТЕЗАЛ в контексте изучения восприятия и понимания текстов человеком, что делает систему полезной для исследований в области психологии и лингвистики (-2 – совсем мимо).
- Использование в компьютерной лингвистике: ТЕЗАЛ может применяться для создания словарей, машинного перевода, анализа текстов и других задач, связанных с обработкой языка (+2 – бредятина).
Автор системы:
Александр Григорьевич Шмелёв — известный российский психолог, специалист в области психолингвистики и семантики (+3- ну понеслась, теперь ни слова про психодиагностику, вышел наш студент на совсем другой контекст!). Его работы посвящены изучению языка, мышления и восприятия, а также разработке методов анализа текстов (+3 – вот текстами не занимался я!).
Система ТЕЗАЛ является одним из примеров применения тезаурусного подхода в лингвистике и продолжает использоваться в исследованиях и практических задачах, связанных с обработкой естественного языка (+2 – пальцем в небо!).
Средний балл по справке в целом = 2.63 (из 11 оценок).
Мда… насчет системы ТЕЗАЛ мы видим первый «провал» ниже тройки, или можно сказать – полный провал, ибо это почти что оценка «неудовлетворительно».
Ну а напоследок я решил задать системе вопрос, который не связан с моей узкой областью деятельности, но, как увидим, этот вопрос понравился нашему «студенту» больше других 😊 – показался ему «родным и знакомым».
Факультативный вопрос любознательного экзаменатора (не на оценку вовсе):
КАКИМ ОБРАЗОМ DEEPSEEK ТАК БЫСТРО ВЫДАЕТ НЕ ПРОСТОЙ, А СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ОТВЕТ — В ПУНКТАХ И ПОДПУНКТАХ? КОГДА СОЗДАЕТСЯ ЭТА СТРУКТУРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ — ДО ИЛИ ПОСЛЕ САМОГО ЗАПРОСА? ГДЕ ОНА ХРАНИТСЯ?
Ответ студента DS:
Спасибо за интересный вопрос! Давайте разберем, как такие модели, как DeepSeek, генерируют структурированные ответы, и где эта информация хранится.
1. Как создается структурированный ответ?
Модели, подобные DeepSeek, не имеют заранее подготовленных ответов на конкретные запросы. Вместо этого они генерируют текст «на лету», основываясь на паттернах и знаниях, извлеченных из огромного объема данных, на которых они обучались. Вот как это работает:
- Анализ запроса: Когда вы задаете вопрос, модель анализирует его и определяет, как лучше структурировать ответ. Например, если вопрос предполагает перечисление или сравнение, модель может решить использовать список или пункты.
- Генерация текста: Модель генерирует текст последовательно, слово за словом, учитывая контекст и структуру, которая лучше всего подходит для ответа. Это происходит в реальном времени, а не до запроса.
- Использование шаблонов: В процессе обучения модель «учится» использовать определенные шаблоны для структурирования информации, такие как списки, таблицы или подпункты. Это позволяет ей адаптироваться к различным типам запросов.
2. Когда создается структурированная информация?
- После запроса: Структурированная информация создается только после того, как модель получает ваш запрос. У модели нет заранее подготовленных ответов — она генерирует их в реальном времени, основываясь на своих «знаниях» (паттернах, извлеченных из данных обучения).
- Динамически: Модель не хранит конкретные ответы, а динамически создает их, используя свои внутренние механизмы генерации текста.
3. Где хранится информация?
- Внутри модели: Информация, которую использует модель, хранится в виде «знаний», закодированных в ее параметрах (весах нейронной сети). Эти знания представляют собой обобщенные паттерны, извлеченные из данных обучения, а не конкретные факты или тексты.
- Нет базы данных: Модель не обращается к внешней базе данных или хранилищу информации. Вся генерация текста происходит на основе внутренних вычислений, без предварительного хранения готовых ответов.
4. Почему ответы кажутся такими быстрыми?
- Оптимизация вычислений: Современные модели, такие как DeepSeek, работают на мощных вычислительных системах, которые позволяют быстро обрабатывать запросы.
- Параллельная обработка: Нейронные сети могут обрабатывать несколько элементов данных одновременно, что ускоряет генерацию текста.
- Эффективные алгоритмы: Модели используют оптимизированные алгоритмы, которые позволяют им быстро анализировать запросы и генерировать ответы.
5. Как модель «решает», когда использовать структурированный ответ?
Модель принимает решение о структуре ответа на основе:
- Типа запроса: Если вопрос предполагает перечисление, сравнение или объяснение, модель может выбрать структурированный формат.
- Контекста: Модель анализирует контекст запроса и выбирает наиболее подходящий стиль ответа.
- Обучения: В процессе обучения модель «учится», что структурированные ответы (списки, пункты) часто более удобны для пользователя, особенно в случаях, когда нужно передать много информации.
Итог:
Структурированные ответы создаются динамически, после получения запроса, и хранятся не в виде готовых текстов, а в виде обобщенных знаний внутри модели. Это позволяет модели быстро адаптироваться к различным запросам и генерировать ответы, которые кажутся хорошо организованными и удобными для восприятия.
ОБЩИЙ ВЫВОД ЭКЗАМЕНАТОРА
Признаюсь, что несмотря на 2 низкие оценки (за Похилько, и за ТЕЗАЛ) студент DeepSeek справлялся очень даже неплохо и явно превзошел ожидания экзаменатора.
Что хотелось бы увидеть в отзывах и комментариях на эту мою немаленькую статью и достаточно трудоемкую работу «экзаменатора»? – Хотелось бы услышать, в какой степени Вы считаете возможным уже сегодня заменить такого эксперта, как А.Г.Шмелев, на такого консультанта как DeepSeek? Понимаю при этом, что система DS явно опережает А.Г.Шмелева по скорости ответа и … очевидно, ее консультация стоит гораздо дешевле (!) Так что если начать экономить деньги, то всех этих «биологических экспертов» надо отправить в утиль… Так?
Фото обложки автор нашел в галерее Яндекс-картинки, откуда оно пришло с сайта pinterest.com
Добавить комментарий