Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых публикациях А.Г. Шмелёва!

Самокритичность как мера … цивилизованности

Автор публикации:

Наверное, трудно найти в нашей стране психолога, который не знал бы династию Леонтьевых. Недавно на ежегодном питерском «Саммите психологов» с интересным докладом выступил хорошо мне знакомый коллега по МГУ Дмитрий Алексеевич Леонтьев — яркий представитель третьего поколения в этой династии. Почитайте сами текст основных тезисов доклада на страницах ПГ, а ниже я поделюсь здесь с Вами своими впечатлениями.

https://psy.su/feed/12450/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm_source=Психологиподписчики&utm_content=

Я полностью согласен с Дмитрием, что люди сильнейшим образом различаются по таким признакам, которые можно свести к интегральному понятию «уровень цивилизованности». Причем различаются не только между странами, но именно внутри одной и той же страны. Причем внутристрановая дисперсия даже сильней (!). И недавние драматичные события всемирного масштаба, связанные и с пандемией и с кровопролитным военным конфликтом в казалось бы вполне цивилизованной Восточной Европе, это, увы, ярко иллюстрируют.

Но… если найти и ясно сформулировать критерий «цивилизованности» непросто, то еще трудней сформулировать его ОПЕРАЦИОНАЛЬНО — так чтобы уровень цивилизованности можно было измерить.

Дмитрий дальше в статье фокусирует внимание на очень уж, по моему мнению, интегральном конструкте, — «саморегуляция». На этом пути, по моему мнению, очень трудно добиться быстрой и ясной операционализации. На мой взгляд, для начала надо было бы сузить разговор до более узкой темы.

Мне кажется, что ключевым понятием в способности к «саморегуляции социального поведения» оказывается такой конструкт как «самокритичность». Это, разумеется, не единственный аспект цивилизованности, но весьма центральный, а главное — его можно довести до уровня «операционализации», то есть сделать измеримым психодиагностическим конструктом.

Какие признаки самокритичности мы знаем? Хотя бы на бытовом уровне?

1) Самокритичный человек допускает в споре (при обсуждении возможных решений), что может быть не прав, излагая свою определенную точку зрения. Поэтому он с вниманием и уважением относится к аргументации своих оппонентов, искренне допуская, что те могут знать и учитывать что-то такое, что он сам не знает и не учитывает.

2) Самокритичный человек может признавать свои совершенные на практике ошибки, извиняясь при этом перед людьми, которых либо ввел в заблуждение, либо даже подвел.

3) У самокритичного человека высокий уровень рефлексивности: он ПОНИМАЕТ, что видит лишь часть ситуации, ибо смотрит на нее не со всех возможных ракурсов, а с определенного — доступного именно ему. Он пытается вносить поправки на возможные искажения, которые являются результатом ограниченного его собственного «угла обзора».

4) Самокритичный человек в своих речах не допускает излишней категоричной самоуверенности, он избегает манипулятивной истеричной настойчивости — стремится убеждать логически, а не внушать эмоционально. Известные из истории яркие манипуляторы-истероиды (например, Адольф Гитлер) обладали, очевидно, низкой самокритичностью, ибо она помешала бы им быть неистовыми в своих публичных выступлениях и заражать толпу на уровне «инстинктивно-низменных эмоций». Таким образом, когда речь идет о манипулировании толпой (то есть большинством внушаемых обывателей, обладающих низкой самокритичностью и ограниченным кругозором), то востребованы для этой цели вовсе не самокритичные личности, а артисты-истероиды с собственной психологической защитой по механизму «вытеснения» (то есть они должны сами себе внушать категоричную неистовую убежденность в собственной правоте, а все логические контраргументы, мешающие быть столь убежденными, просто вытеснять из сферы сознания).

5) Самокритичный человек может «посмотреть на себя со стороны» и признать наличие у себя не только сильных сторон (достоинств), но и слабых (недостатков). Этот признак многие бы поставили на первое место, хотя мне-то кажется, что его потрудней будет диагностировать объективно, если сравнить с предыдущими признаками. Ведь некоторые обладают самокритичным самосознанием, но… не признают у себя своих недостатков ВСЛУХ, то есть затаиваются.

… впрочем, я не буду здесь продолжать этот перечень. Мой вопрос к нашей просвещенной аудитории: а знакомы ли Вам какие-то экспериментальные работы, в которых ставилась бы задача измерения уровня самокритичности?

P.S.

Коллеги, а вот в этом моем коротком сообщении на своей стене в сети ВК я сам стараюсь проявить самокритичность при обсуждении такой острой спорной темы как «Смогли ли американцы в самом деле слетать на Луну?»

https://vk.com/ags12?w=wall2100855_7334

Пожалуйста, поделитесь своими оценками: удалось ли мне проявить при этом самокритичность? Или… хотя бы взять самокритичный тон при обсуждении этой темы.

В общем… у меня есть уверенность, что разрабатывать эту тему смогут лишь психологи, которые сами обладают высокой самокритичностью . А не то, как у нас иногда бывает, когда люди с плохим зрением, занимаются проблематикой зрительного восприятия, люди без музыкального слуха занимаются музыкальной психологией и т.п.

А на последнем скриншоте мы видим, как трактует прилагательное «самокритичный» система ТЕЗАЛ. В правом окне — автоматически порожденный профиль в терминах компетенций. Причем компетенции упорядочены по убыванию близости к семантическому коду прилагательного «самокритичный». Вы, конечно, спросите: «А почему сама компетенция «самокритичность» в правом окне не на первом месте?». Я думаю, что тут дело даже не в том, что прилагательное и существительное могут иметь несколько разный семантический код в семантическом пространстве. Скорее тут дело в том, что эксперты порождали коды для 67 компетенций, размышляя при этом именно про ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, а когда оценивали прилагательное «самокритичный», то у них в голове был несколько другой контекст — они думали о межличностных отношениях людей не столько на работе, сколько ВООБЩЕ — в бытовых и досуговых ситуациях тоже. Но вообще-то попадание в первую пятерку из 67 компетенций — это тоже признак определенной «точности», не правда ли?

комментировать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуальный опрос

Ваши вопросы

Есть вопрос к автору блога?
Вы можете задать его здесь -> <клик>

Рубрики

Последние комментарии:

  1. Александр Георгиевич, я пожалуй уклонюсь от предметного ответа на ваш вопрос, и уйду в более широкую и фундаментальную область этой…

  2. Владимир, спасибо, что Вы посмотрели словарь на сайте Ht-line.ru и даже щедро поделились свои впечатлением. Правильно ли я понял Вас,…

  3. Александр Георгиевич, почитал ваш словарь и неожиданно понял чему большая наука научила меня… — это выражаться настолько просто, насколько это…

  4. Владимир Александрович, спасибо, что Вы раскрыли ваше понимание термина «Эмоциональная потребность». Надо сказать, что когда Вы пишите про «сенсорную депривацию»,…

  5. Александр Георгиевич, ваше сомнение насчёт эмоциональной потребности мне понятно, эта потребность сначала называлась у меня эмоционально-информационной, но моя любовь к…

Облако меток